Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фразеология как способ изучения лингвокультуры

Работа №167499

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

языкознание

Объем работы95
Год сдачи2023
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ КАК СПОСОБА
ИЗУЧЕНИ ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ 8
1.1 Связь языка и культуры. Лингвокультурология как наука 8
1.1. Лингвокультурный аспект русской фразеологии 16
1.2. Лингвистические основы школьного курса фразеологии 19
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФРАЗЕОЛОГИИ 27
В 5 - 9 КЛАССАХ 27
2.1. Анализ программ и школьных учебников по русскому языку для 5 - 9 классов 27
2.2. Фразеологические упражнения и их типы 29
ГЛАВА III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ФРАЗЕОЛОГИИ В 10 - 11
КЛАССАХ 37
3.1. Место фразеологии в школьных программах по русскому языку для 10 - 11 классов 37
3.2. Объем знаний по фразеологии, представленный в учебных пособиях для старших классов 39
3.1. Лексико-фразеологический анализ текста на уроках русского языка в 10 - 11 классах 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
Приложение 1 79
Приложение 2 80
Приложение 3 85
Задания для лабораторных работ в старших классах 85
Приложение 4 87
Задания для тестовых работ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90


Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что фразеологизмы имеют очень важное значение в изучении культуры родного языка. Тема исследования по сравнению с другими областями лингвистических исследований является сравнительно новой. Исследования показывают, что лингвокультурологический аспект лингвистической науки появился в начале XX века и постепенно вытеснил страноведение. Несмотря на то, что лингвокультурология является сравнительно новой областью исследований, постоянно формируются методологические основы изучения проблем взаимодействия языка и культуры, часть которых мы намеревались охватить в данной исследовательской работе. Данное исследование охватывает определение критериев комплексного рассмотрения проблемы, включая необходимость определения границ лингвокультурологии и преподавания этого предмета в школах и высших учебных заведениях, поскольку лингвокультурная информация становится необходимой коммуникативной частью компетенции студента, специфическим образом реализуемой в семантике языка единица измерения.
Разделу «Фразеология» принадлежит особая роль в развитии у учащихся чувства языка, в формировании у них умений употреблять фразеологизм с учетом его смысловых, стилистических свойств, законов его сочетаемости. Усвоение фразеологических сведений должно стать основой работы по обогащению словарного запаса учащихся, содействовать формированию умений в области связной речи.
Данный раздел изучается в 5 - 6 классах, обращение к фразеологии в дальнейшем, как правило, бывает эпизодическим и зачастую случайным. Уроки русского языка в старших классах остаются до настоящего времени лишь повторением того, что изучалось ранее. Преподавание русского языка в10 - 11 классах требует применения новых методов, более сложного и глубокого дидактического материала, укрепления межпредметных связей, прежде всего, между уроками русского языка и литературы, а также внутрипредметных связей. Все сказанное выше и определяет наше обращение в выпускной квалификационной работе к данной теме.
Научная новизна исследования заключается в том, что автор попыталась разработать новый подход к формированию лингвокультурной компетенции через анализ фразеологизмов. Подобный подход позволяет старшеклассникам более глубоко понять особенности русского языка и его связь с культурой, может помочь осветить глубину связей между русским языком и русской культурой, обозначить и объяснить особенности ментальности русского народа, которые проявляются в его языке.
Объект исследования - русская фразеология.
Предмет исследования - методы обучения фразеологии как явления лингвокультуры в школьном курсе русского языка.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка учебных заданий, направленных на совершенствование методики обучения фразеологии как явления лингвокультуры в старших классах.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была посвящена разработке рекомендаций, направленных на совершенствование школьных учебных материалов по изучению лингвокультуры через фразеологию. Было осуществлено исследование связи лингвокультуры и фразеологии, а также рассмотрены способы изучения лингвокультуры через фразеологизмы во время школьных занятий.
Фразеология - это изучение фиксированных наборов слов или “фраз”. Как правило, усилия в области фразеологии связаны с объяснением значений и истории этих наборов слов. Лингвисты используют такого рода исследования, чтобы узнать больше о том, как носители данного языка общаются друг с другом с помощью наборов из нескольких слов, часто называемых “лексическими наборами” или “лексическими единицами”. Эта дисциплина помогает ученым и другим людям получить более полное представление о том, как используется определенный язык. Большая часть внимания фразеологии сосредоточена на рассмотрении многих разговорных или идиоматических элементов языка.
На основании осуществленного исследования можно сделать следующие выводы.
Разделу «Фразеология» и в среднем звене, и в старшем отводится особая роль, поскольку он не только расширяет языковые знания учащихся, но способствует обогащению словарного запаса, развитию языкового чутья, развитию связной речи учащихся.
В 5 - 6 классах в разделе «Фразеология» изучаются следующие темы:
Фразеология как раздел науки о языке.
Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов.
Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Источники фразеологизмов.
Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.
Объем изучаемого материала по фразеологии в различных учебниках для 5 - 6 классов приблизительно одинаков.
Мы рассмотрели две программы по русскому языку для 10 - 11
классов, содержание в них раздела «Лексика. Фразеология»:
1. Программа по русскому языку для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (автор А.И. Власенков).
2. Основы русской словесности. От слова к словесности (автор программы А.И. Горшков).
Несмотря на различный объем знаний, представленный в перечисленных программах, на выделение тех или иных аспектов в изучении фразеологии, можно выделить основные подходы к отбору содержания данного раздела в старших классах:
1. расширение уже имеющегося круга знаний, введение новых понятий;
2. рассмотрение использования фразеологических средств языка в текстах, в речи;
3. установление внутрипредметных и межпредметных связей, прежде всего, между уроками русского языка и литературы.
В 10 - 11 классах для закрепления полученных знаний используются следующие типы упражнений по фразеологии:
• нахождение изучаемого явления среди слов (в словосочетании, в предложении, в связном тексте), умение определять их синтаксическую функцию;
• умение определять значение фразеологизма по словарю и в тексте;
• работа с фразеологическими словарями;
• подбор к фразеологизмам омонимов, синонимов, антонимов;
• употребление фразеологизмов в речи;
...


1. Абульханова-Славская К. А. (1989). Язык как мировоззрение: о смыслах слов и понятиях [Language as a Worldview: On the Meanings of Words and Concepts]. Москва: Изд-во Московского университета.
2. Бабайцева, В.В. Русский язык. 10-11 класс: Учебник. - Москва: Издательство "Просвещение", 2021
3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык: Учебник для 6 класса. - Москва: Просвещение, 2020
4. Баранова Л.А., Ладыженская Т.А., Хватов В.В. Программнометодические материалы по русскому языку для 5-9 классов. Москва: Издательство "Дрофа", 2001.
5. Барсуков А. В. (2015). М. Хайдеггер о языке как основе существования человека. Вестник Санкт-Петербургского университета серия 16: Философия. Социология. Культурология. Религиоведение, (3), 120-126.
6. Бархударов Л.С., Чешко Л.А., Крючков С.В. Русский язык. 9 класс. Учебник. - Москва: Просвещение, 2023
7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Электронный ресурс] / М.М. Бахтин. - Москва : Языки русской культуры, 2000. https://www.booksite.rU/fulltext/1/bah/dostoevsky1/index.htm
8. Бесс В. (2004). Язык как продукт, часть или условие культуры. Вопросы языкознания, (4), 34-42.
9. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — 1534 с. — ISBN 5-7711-0015-3.
10. Виготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Виготский. - Москва : Лабиринт, 1999.
11. Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: Учебник для 10-11 классов. 2009, 2014.
12. Галиссон И. Почему важно обратить внимание на социокультурный аспект коммуникативных ситуаций в языковой дидактике? // Язык и культура. - 2001. - №3. - С. 16-27.
13. Гашимов Эльмин Абдуллакыз оглы. Лингвокультура потребностного кода / Э.А. Гашимов. - Москва: Издательство, 2018.
14. Гердер И. Гуманитарная психология [Текст] / И. Гердер. - Москва : Прогресс, 1987.
15. Горшков, А.И. Основы русской словесности. От слова к словесности: Учебник для 10-11 классов.
... всего 60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ