Введение 11
Глава 1. Психолого-педагогические и методические условия 17
диагностики универсальных учебных действий
1.1. Универсальные учебные действия как компонент содержания 17
школьного образования
1.2. Диагностика: виды, характеристика, процедуры, средства 22
1.2. Методические условия диагностики универсальных учебных 30
действий
Глава 2. Методика проведения диагностики коммуникативных 36 универсальных учебных действий на уроках биологии.
2.1. Анализ уровня сформированности коммуникативных 36
универсальных учебных действий у обучающихся основной школы
2.2. Методические условия диагностики коммуникативных 44
универсальных учебных действий при обучении биологии.
2.3. Анализ результатов диагностики уровня сформированности 59
коммуникативных универсальных учебных действий
Заключение 65
Список используемой литературы 66
Приложения
Приоритетной целью современного российского образования является формирование и развитие у обучающегося способности самостоятельно очерчивать образовательную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Одна из функций нового федерального государственного образовательного стандарта - реализация развивающегося потенциала общего образования [3].
В последнее время в мире изменились приоритеты в сфере образования. Хотя ранее знания ценились сами по себе, в настоящее время на первом месте стоят универсальные учебные действия, которые представляют собой набор способов, позволяющих учащемуся действовать, а также соответствующие навыки обучения, с тем чтобы обеспечить его способность самостоятельно осваивать новые знания и навыки, включая организацию этого процесса обучения для эффективного приобретения и использования знаний [8].
Учебная программа по биологии представляет собой единую систему, в которой растительная, животная, человеческая и общая биология тесно взаимосвязаны. Из класса в класс постепенно раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие сущность живых организмов с повышением планки, формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимости между биологическими системами разных уровней организации, а также с их окружающей средой [26].
Биология как образовательный предмет дает большие возможности для реализации образовательных задач через различные подходы: наблюдения, эксперименты, практические и лабораторные работы, решение логических проблем и т. д. Поэтому при проверке знаний и навыков следует учитывать оценку не только теоретических знаний, но и практических навыков.
Для решения данной проблемы в науке созданы определенные предпосылки. Сущность понятий «умение», «общеучебные умения», «навык» определяется в трудах М.А. Данилова, E.H. Кабановой-Меллер, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, H.A. Рыкова и др. Классификация информационно-коммуникативных умений как составной части общеучебных представлена в работах Ю.К. Бабанского, С.Г. Воровщикова, И.Ф. Исаева, В.В. Краевского, В.А. Кулько, И.Я. Лернера, М.М. Поташника, К.А. Нефедьевой, В.А. Сластенина, A.B. Усовой, A.B. Хуторского, Т.Д. Цехмистровой, E.H. Шиянова, Т.И. Шамовой и др. [9].
Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его общее культурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным навыком, как умение учиться. Умение учиться является существенным фактором повышения эффективности владения учащимися предметными знаниями, формирования навыков и компетенций, имиджа мира и ценностно-смысловых основ личного нравственного выбора [6].
Формирование универсальных учебных действий среди учеников общеобразовательных школ - главная задача каждого учителя как начальной, так и старшей школы. За последние несколько лет удалось решить ряд организационных, управленческих и методологических проблем, связанных с переходом на новый федеральный государственный стандарт начального и общего образования. Ученые и методисты разработали программы формирования универсальных учебных действий, пересмотрели учебники и рабочие тетради по разным дисциплинам, подготовили методические рекомендации по организации и проведению уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Практикующие проверяли различные технологии и методы работы со студентами, разрабатывали дидактические материалы и инструменты для учёта уровня формирования индивидуальных универсальных учебных действий [9].
Мониторинг уровня формирования индивидуальных универсальных учебных действий все чаще становится объектом государственных форм экспертизы и аттестации. С каждым годом в ЕГЭ часть "А" сокращается и увеличивается количество задач частей "В" и "С", выполнение которых опирается не только на определенный багаж предметных знаний и навыков, но и на универсальные методы мышления и деятельности. Многие школы разработали и использовали диагностические материалы для определения уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся [24].
Однако для большинства педагогов проблема выявления уровня формирования универсальных образовательных акций остается нерешенной, так как требует достаточно больших временных ресурсов, как на уроке, так и во время подготовки диагностических заданий.
Все выше сказанное определило выбор темы исследования: «Диагностика коммуникативных универсальных действий у обучающихся на уроках биологии (7 класс)».
Цель исследования: выявить методические условия диагностики коммуникативных универсальных действий на уроках биологии.
Объект исследования: образовательный процесс по биологии, включающий диагностику коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: методические условия диагностики коммуникативных универсальных действий на уроках биологии.
Гипотеза исследования: диагностика коммуникативных учебных действий будет носить валидный и завершенный характер если:
- разработаны материалы для входной, промежуточных и итоговых форм диагностики;
- выполнение заданий не связано с уровнем овладения предметными знаниями;
- задания ориентированы на определенные уровни овладения умением (базовым и повышенным);
- определение уровня сформированности имеет критериальный характер.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические и методические основы формирования универсальных учебных действий.
2. Проанализировать практику работы учителей биологии в 7 классе по диагностики коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Экспериментально выявить эффективность методических условий, необходимых для диагностики коммуникативных универсальных учебных действий
4. Разработать задания для диагностики коммуникативных универсальных учебных действий.
Методы исследования:
В выпускной квалификационной работе использовались различные методы исследования: наблюдение (посещение уроков других учителей), анкетирование учителей, изучалась школьная документация: ФГОС ОО, нормативные документы и санитарно-гигиенические нормы. Был поставлен педагогический эксперимент, который сопровождался тестированием учащихся, проводились контрольные работы, измерялись показатели результатов при помощи математических и статистических методов обработки и представления экспериментальных данных.
Этапы исследования:
1 этап. Изучение литературы и опыта других учителей, изучение нормативно-правовой документации по теме исследования.
2 этап. Постановка педагогического эксперимента, включающая, констатирующий эксперимент и обучающий эксперимент в Покатеевская СОШ.
3 этап. Обработка данных, анализ и обобщение полученных результатов исследования. Оформление выпускной квалификационной работы и составление методических рекомендаций.
Достоверность результатов подтверждается наличием и объемом исходного материала, апробацией результатов исследований в практике, публикацией статей:
1. Горленко Н.М. Морозова О.В. Диагностика коммуникативных учебных действий на уроках биологии //Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и в вузе.: сборник материалов Всероссийской (с международным) участием научно¬практической конференции. г. Москва.. 8-10 октября 2017 г. С.47-49
2. Морозова О.В. Лист индивидуальных достижений как форма диагностики коммуникативных умений у обучающихся 7 класса на уроках биологии. // Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярск, 26 апреля 2018 г. [Электронный ресурс]/отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Электрон. дан./ Краснояр. гос. пед. унит им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018.
3. Морозова О.В. Организация процедур диагностики в проектной деятельности обучающихся // Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярск, 23 апреля 2019 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. унит им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2019.
4. Морозова О.В. Универсальные учебные действия как компонент содержания школьного образования // Инновации в естественнонаучном образовании: IX Всероссийская (с международным участием) научно - методическая конференция. Красноярск, 27 октября 2017 г. / отв. ред. И.А. Зорков, Н.М. Горленко; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. унит им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. - 228 с.
Участие в научно-практических и методических конференциях:
- XI Всероссийская научно-методическая конференция «Инновации в естественнонаучном образовании», VIII Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития».
Теоретическая значимость работы определена тем, что нами проведено комплексное исследование проблемы.
Практическая значимость работы состоит в том, что материал, который был получен в результате исследования, можно использовать для дальнейших исследований по этой проблеме, и при подготовке учебной и методической литературы.
Педагогический эксперимент осуществляется на базе МКОУ Покатеевская СОШ, Абанского района, Красноярского края. Количество учителей, участвующих в эксперименте - 16, количество обучающихся - 25.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В работе представлено 13 рисунков, 11 таблиц, 4 приложения. Список литературы включает в себя 58 использованных источников.
1. В современной психолого-педагогической и методической литературе представлены различные теоретические, методические и практические исследования в области диагностики универсальных учебных действий, в том числе при помощи учебника и рабочей тетради. Однако вопрос диагностики универсальных учебных действий, как целостной системы содержания образования рассмотрен недостаточно.
2. Анализ практики работы учителей биологии по диагностике коммуникативных универсальных учебных действий показал, что педагоги используют достаточно разнообразные задания для достижения результатов. Однако не прослеживается системность и целостность диагностики коммуникативных УУД.
3. Анализ результатов диагностики показывает повышение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Необходимыми условиями диагностики являются наличие критериального инструментария, разноуровневых заданий не связанных с уровнем освоения предметных знаний и позитивный опыт обучающихся по выполнению аналогичных заданий.
4. Фиксировать результаты уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий позволяют диагностические карты, лист индивидуальных достижений, учетные ведомости. Использование различных средств диагностики определяется учебной задачей, формой организации учебной деятельности и видом задания.
1. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П., Раевский А. М., Ференс Н. А. Тест умственного развития абитуриентов и старшеклассников (АСТУР). Руководство по работе с тестом. — М., 1995.
2. Андреева Н.Д. «Проблема формирования универсальных учебных действий в методике и практике обучения биологии». Журнал «Биология в школе», №4, 2014
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя /А.Г. Асмолов и др. - М., 2011.
4. Баранова В. А. История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее». URL:
http: //nsportal .ru/shkola/biologiya/library/2014/07/30/statya-istoriya- prepodavaniya-biologii-v-russkoy-shkole-proshloe [электронный ресурс] дата обращения 02.02.2016
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. 292 с.
6. Битинас Б. П., Катаева Л. Н. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. // Педагогика. - 1993. - № 2.
7. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 88 с.
8. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М: Педагогика, 1989 г.
9. Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Методика обучения
биологии: учебное пособие к выполнению лабораторно-практических
занятий. Красноярск, 2013. 218 с.
10. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.
11. Горленко Н.М., Голикова Т.В., Зорков И.А., Ушева Т.Ф. Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении биологии. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. 214 с.
12. Горленко Н.М. Диагностика сформированности
коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии. Волгоград: Учитель, 2013. 76 с.
13. Горленко Н.М. Формирование коммуникативных умений при обучении биологии: методическое пособие для учителя биологии. - Красноярск, 2011. - 104 с.
14. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2012. № 4. С. 153-160
15. Горленко Н.М. Морозова О.В. Диагностика коммуникативных учебных действий на уроках биологии //Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и в вузе.: сборник материалов Всероссийской (с международным) участием научно¬практической конференции. г. Москва.. 8-10 октября 2017 г. С.47-49
16. Горленко Н.М., Лебединцев В.Б., Запятая О.В., Клепец Г.В. Индивидуальные маршруты и программы как основа обучения в школе. М. : Национальный книжный центр, 2013.240 с.
17. Демьянков Е.Н. «Учебные познавательные задачи». Журнал «Биология в школе», №6,2013
18. Жукова Н.Н. «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.
19. Журавлева О.Н. Гуманитарная модель современного учебника: проектирование и экспертиза содержания. - СПбАППО, 2009. - 173с.
20. Запятая О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся [Текст]: методическое пособие / О.В. Запятая. - Красноярск, 2007. - 136 с.
21. Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983. - 240 с.
22. Издательство Бином. Лаборатория знаний. URL:
http://metodistlbz.m/authors/biology/1/pz7kLphp [электронный ресурс] дата
обращения 04.02.2016
23. Калинова Г.С. «Федеральный государственный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии». Журнал «Биология в школе», №5, 2012
24. Кыверялгин А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч.1. Таллин.: Валгус, 1971. 134 с.
25. Лернер Г.И. «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011
26. Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая) (5-9). URL: https://drofa-ventana.ru/kompleks/umk-liniya-umk-i-n- ponomarevoy-biologiya-kontsentricheskaya-5-9/[электронный ресурс] дата обращения 10.03.2017
27. Макова З. Ф. Методическая разработка "Различные приемы ра боты с учебником по биологии": http://www.openclass.ru/node/415361[электронный ресурс] дата обращения 05.02.2018
28. Микерова Г.Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6. — с. 537.
29. Мишакова В.Н. «Организация работы с текстом на уроках биологии в условиях внедрения ФГОС». Журнал «биология в школе», №1, 2015
30. Мишакова В.Н. «Система оценивания достижений планируемых результатов по биологии при реализации ФГОС. Журнал «Биология в
школе», №6,2013
31. Моисеенко Н.В. Мониторинг сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий учащихся //Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2015. — Т. 3. — № 9-1 (20-1). — с. 178-182.
32. Морозова О.В. Использование различных видов заданий с учебником при обучении биологии // « Молодежь и наука XXI века», XVIII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых, Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы»
33. Морозова О.В. Лист индивидуальных достижений как форма диагностики коммуникативных умений у обучающихся 7 класса на уроках биологии. //Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярск, 26 апреля 2018 г. [Электронный ресурс]/отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Электрон. дан./ Краснояр. гос. пед. унит им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018.
34. Морозова О.В. Организация процедур диагностики в проектной
деятельности обучающихся // Методика обучения дисциплин
естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярск, 23 апреля 2019 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. унит им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2019.
35. Морозова О.В. Универсальные учебные действия как компонент
содержания школьного образования // Инновации в естественнонаучном образовании: IX Всероссийская (с международным участием) научно -
методическая конференция. Красноярск, 27 октября 2017 г. / отв. ред. И.А. Зорков, Н.М. Горленко; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. - 228 с.
36. Морозова О.В. Формирование универсальных учебных действий с помощью учебно-методических комплектов. Молодежь и наука XXI века: XVI Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. [Электронный ресурс] / отв. ред. Н.М. Горленко; ред. кол. - Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015.
37. Наша новая школа. Национальная стратегическая инициатива: OT 04.02.2010 г. № Пр-271. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/6683.
38. Павлова Г.А. «Формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации». Журнал «Биология в школе», №4, 2013
39. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96 с.
40. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. М.: Академия, 2002. 272 с.
41. Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.: Вентана-Граф, 2012 - 128.: ил.
42. Проблемы школьного учебника биологии в средней школе (сборник статей). Под редакцией статей профессора Д.И. Трайтака. М.: Про свещение, 1975. - 143с.
43. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования. URL: https://docviewer.yandex.ru/? url=http%3A%2F%2Fmoysosh3.ucoz.m%2FFGOS%2Fprogramma %2Fprogramma_uud_gotovo . pdf&name=programma_uud_gotovo . pdf&lang=ru &c=581daa4d4619[электронный ресурс] дата обращения 05.02.2016
44. Прохорчук Е. Н. Школьный учебник по биологии. Приемы ра боты с ним: учебное пособие / Е. Н. Прохорчук; Красноярск. гос. пед. ун -т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2007. - 188 с.
45. Райков, Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения/ Б.Е. Райков. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 488с.
46. Скрипунова Е.А. «Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии». URL: https://infourok.ru/formirovanie-uud-na- urokah- biologii-1105205.html
47. Смирнова Н.З. Инновации естественно-научного образования: монография/ Н.З. Смирнова, Е.А. Галкина, Т.В. Голикова, Н.М. Горленко, Н.Б. Чмиль. Красноярск. 2014 - 356 с.
48. Студопедия Ваша школопедия. Структура школьного учебника.
URL: http :// studopedia.ru/3_72359_struktura-shkolnogo-uchebnika.html
[электронный ресурс] дата обращения 02.02.2016
49. Суматохин С.В. «Требования ФГОС к учебно - исследовательской проектной деятельности». Журнал «Биология в школе», №5, 2013
50. Устюгова А. И. Организация работы с учебником как способ формирования информационных умений учащихся на уроках биологии URL: http://metodisty.ru/modules/boonex/files/data/files/48422.pdf
51. Федеральный государственный образовательный стандарт.
Глоссарий. URL: http://standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313.
52. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http: //base.garant.ru/70291362/.
53. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Основного Общего Образования:
http: //moysosh3.ucoz. ru/FGOS/programma/programma_uud_gotovo. pdf [электронный ресурс] дата обращения 23.04.2017
54. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с.
55. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М., 2009 - 65 с.
56. Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с.
57. Lowndes L. How to Talk to Anyone: 92 Little Tricks for Big Success in Relationships Paperback - October 10, 2003
58. Giblin L. Skill with People [Jul 01, 2003] // Paperback - January 1, 2001. 48 p.