Дидактические условия организации рефлексии на уроках математики в 7-9 классах
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования рефлексивной деятельности учащихся 5
1.1 Сущность рефлексивной деятельности 5
1.2 Рефлексивная деятельность учащихся в процессе обучения 9
1.3 Формы и методы рефлексий учащихся на уроке 1818
Глава II. Методические аспекты формирования рефлексивной деятельности учащихся 23
2.1 Организация рефлексии на уроках открытия нового знания 23
2.2 Организация рефлексии на уроках комплексного применения знаний,
умений и навыков 30
Глава III. Методические рекомендации по формированию рефлексивной деятельности школьников при обучении математике ...34
3.1 Методические рекомендации по планированию урока 34
3.2 Опытно-экспериментальная работа 36
Заключение 58
Список использованных источников
Глава I. Теоретические аспекты формирования рефлексивной деятельности учащихся 5
1.1 Сущность рефлексивной деятельности 5
1.2 Рефлексивная деятельность учащихся в процессе обучения 9
1.3 Формы и методы рефлексий учащихся на уроке 1818
Глава II. Методические аспекты формирования рефлексивной деятельности учащихся 23
2.1 Организация рефлексии на уроках открытия нового знания 23
2.2 Организация рефлексии на уроках комплексного применения знаний,
умений и навыков 30
Глава III. Методические рекомендации по формированию рефлексивной деятельности школьников при обучении математике ...34
3.1 Методические рекомендации по планированию урока 34
3.2 Опытно-экспериментальная работа 36
Заключение 58
Список использованных источников
Переход образовательной системы на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения определил развивающую функции обучения как приоритетную по отношению к информативной [1]. Исходя из этого одной из важнейших задач образования стало создание условий для саморазвития, самопознания, самообразования школьника. Осознанность тех приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность учащегося, умения адекватно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования являются залогом успешного развития и обучения школьников математике.
Таким образом, в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов учитель ориентирован на формирование регулятивных универсальных учебных действий. Рефлексивность - это свойство практического мышления.
Феномен рефлексии в образовании представляет собой многоплановое и многоаспектное явление, требующее от педагога некоторого самоопределения, вытекающего из различных представлений о ее месте в образовательном процессе.
Вышесказанное подчеркивает важность создания условий для развития рефлексивных процессов в процессе обучения, направленном на развитие мышления. Но развитие рефлексии учащихся требует специально организованного обучения. Рассмотрим возможности решения данной задачи при изучении математических дисциплин.
Цель работы - разработка рекомендаций по созданию условий развития рефлексии на уроках математики.
В соответствии с целью определены задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования рефлексивной деятельности учащихся;
- рассмотреть методические аспекты формирования рефлексивной деятельности учащихся.
- на основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятий рефлексии и его значения в учебной деятельности.
Объект исследования - процесс обучения в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - приемы стимулирования рефлексивной деятельности школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что управление развитием рефлексивной деятельностью школьников в учебном процессе будет успешным, если:
- основная цель учебной деятельности является системообразующим фактором, содействующим формированию готовности школьников к рефлективности в учебной деятельности;
- формирование положительного отношения к учению обеспечивается на протяжении всего обучения использованием проблемных методов презентации учебного материала, введением в содержание системы учебно-проблемных заданий;
- в учебном процессе учитываются индивидуальные психологические особенности личности и особенности стимулировании рефлексивной деятельности учащихся.
Таким образом, в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов учитель ориентирован на формирование регулятивных универсальных учебных действий. Рефлексивность - это свойство практического мышления.
Феномен рефлексии в образовании представляет собой многоплановое и многоаспектное явление, требующее от педагога некоторого самоопределения, вытекающего из различных представлений о ее месте в образовательном процессе.
Вышесказанное подчеркивает важность создания условий для развития рефлексивных процессов в процессе обучения, направленном на развитие мышления. Но развитие рефлексии учащихся требует специально организованного обучения. Рассмотрим возможности решения данной задачи при изучении математических дисциплин.
Цель работы - разработка рекомендаций по созданию условий развития рефлексии на уроках математики.
В соответствии с целью определены задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования рефлексивной деятельности учащихся;
- рассмотреть методические аспекты формирования рефлексивной деятельности учащихся.
- на основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятий рефлексии и его значения в учебной деятельности.
Объект исследования - процесс обучения в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - приемы стимулирования рефлексивной деятельности школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что управление развитием рефлексивной деятельностью школьников в учебном процессе будет успешным, если:
- основная цель учебной деятельности является системообразующим фактором, содействующим формированию готовности школьников к рефлективности в учебной деятельности;
- формирование положительного отношения к учению обеспечивается на протяжении всего обучения использованием проблемных методов презентации учебного материала, введением в содержание системы учебно-проблемных заданий;
- в учебном процессе учитываются индивидуальные психологические особенности личности и особенности стимулировании рефлексивной деятельности учащихся.
В настоящее время в учебном процессе основное внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых математических знаний, но и процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Ведь без понимания способов своего учения, механизмов познания и смыследеятельности учащиеся не смогут присвоить себе добытые ими знания. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия - это принцип человеческого мышления , направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания , критический анализ его содержания и методов познания.
Рефлексивная деятельность позволяет осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение. В личностно - ориентированном обучении, в обогащающей модели обучения рефлексивная деятельность выступает на первый план.
Рефлексивные задачи, предлагаемые учащимся, должны быть диалогичными, и учитель должен содействовать тому, чтобы школьник по- разному мог взглянуть на условие задачи, попытаться решить ее разными способами, оценить задачу и ее решение с разных точек зрения. Рефлексивная деятельность учащихся в процессе формирования математических понятий должна способствовать:
- усвоению существенных признаков изучаемого понятия;
- усвоению терминологии, символики, определения понятия;
- созданию правильного соотношения между внутренним содержанием понятия в простейших ситуациях и формированию осознанности их применения;
- интегрированию изучаемого понятия в различные связи и логические отношения с другими , уже усвоенными понятиями;
- самоконтролю и корректировке усвоенных знаний;
- осознанию роли и места изученный понятий в полученном способе решения задачи.
В результате проведенного теоретического анализа по данной теме, было выяснено, что рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности и др. Рефлексивные способность относиться к общим особенностям. Являются одними из важных, которые помогают человеку самоопределиться в окружающем мире, совершенствоваться, преодолевать возникшие трудности, намечая план их решения.
В работе были представлены способы и приемы организации рефлексии, использование которых, позволит учителю обеспечить условия, направленные на развитие рефлексивных способностей школьников, а так же будут способствовать формированию интереса учащихся к самопознанию и саморазвитию.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что представленные материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя.
Рефлексия - это принцип человеческого мышления , направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания , критический анализ его содержания и методов познания.
Рефлексивная деятельность позволяет осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение. В личностно - ориентированном обучении, в обогащающей модели обучения рефлексивная деятельность выступает на первый план.
Рефлексивные задачи, предлагаемые учащимся, должны быть диалогичными, и учитель должен содействовать тому, чтобы школьник по- разному мог взглянуть на условие задачи, попытаться решить ее разными способами, оценить задачу и ее решение с разных точек зрения. Рефлексивная деятельность учащихся в процессе формирования математических понятий должна способствовать:
- усвоению существенных признаков изучаемого понятия;
- усвоению терминологии, символики, определения понятия;
- созданию правильного соотношения между внутренним содержанием понятия в простейших ситуациях и формированию осознанности их применения;
- интегрированию изучаемого понятия в различные связи и логические отношения с другими , уже усвоенными понятиями;
- самоконтролю и корректировке усвоенных знаний;
- осознанию роли и места изученный понятий в полученном способе решения задачи.
В результате проведенного теоретического анализа по данной теме, было выяснено, что рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности и др. Рефлексивные способность относиться к общим особенностям. Являются одними из важных, которые помогают человеку самоопределиться в окружающем мире, совершенствоваться, преодолевать возникшие трудности, намечая план их решения.
В работе были представлены способы и приемы организации рефлексии, использование которых, позволит учителю обеспечить условия, направленные на развитие рефлексивных способностей школьников, а так же будут способствовать формированию интереса учащихся к самопознанию и саморазвитию.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что представленные материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя.
Подобные работы
- Использование групповой работы на уроках математики как способ
формирования учебного сотрудничества младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Дидактические игры на уроках математики как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Реализация практико-ориентированного обучения математике в 5-6 классах на основе использования контекста повседневной жизни.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС И ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



