Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования рефлексивной деятельности учащихся 5
1.1 Сущность рефлексивной деятельности 5
1.2 Рефлексивная деятельность учащихся в процессе обучения 9
1.3 Формы и методы рефлексий учащихся на уроке 1818
Глава II. Методические аспекты формирования рефлексивной деятельности учащихся 23
2.1 Организация рефлексии на уроках открытия нового знания 23
2.2 Организация рефлексии на уроках комплексного применения знаний,
умений и навыков 30
Глава III. Методические рекомендации по формированию рефлексивной деятельности школьников при обучении математике ...34
3.1 Методические рекомендации по планированию урока 34
3.2 Опытно-экспериментальная работа 36
Заключение 58
Список использованных источников
Переход образовательной системы на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения определил развивающую функции обучения как приоритетную по отношению к информативной [1]. Исходя из этого одной из важнейших задач образования стало создание условий для саморазвития, самопознания, самообразования школьника. Осознанность тех приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность учащегося, умения адекватно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования являются залогом успешного развития и обучения школьников математике.
Таким образом, в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов учитель ориентирован на формирование регулятивных универсальных учебных действий. Рефлексивность - это свойство практического мышления.
Феномен рефлексии в образовании представляет собой многоплановое и многоаспектное явление, требующее от педагога некоторого самоопределения, вытекающего из различных представлений о ее месте в образовательном процессе.
Вышесказанное подчеркивает важность создания условий для развития рефлексивных процессов в процессе обучения, направленном на развитие мышления. Но развитие рефлексии учащихся требует специально организованного обучения. Рассмотрим возможности решения данной задачи при изучении математических дисциплин.
Цель работы - разработка рекомендаций по созданию условий развития рефлексии на уроках математики.
В соответствии с целью определены задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования рефлексивной деятельности учащихся;
- рассмотреть методические аспекты формирования рефлексивной деятельности учащихся.
- на основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятий рефлексии и его значения в учебной деятельности.
Объект исследования - процесс обучения в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - приемы стимулирования рефлексивной деятельности школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что управление развитием рефлексивной деятельностью школьников в учебном процессе будет успешным, если:
- основная цель учебной деятельности является системообразующим фактором, содействующим формированию готовности школьников к рефлективности в учебной деятельности;
- формирование положительного отношения к учению обеспечивается на протяжении всего обучения использованием проблемных методов презентации учебного материала, введением в содержание системы учебно-проблемных заданий;
- в учебном процессе учитываются индивидуальные психологические особенности личности и особенности стимулировании рефлексивной деятельности учащихся.
В настоящее время в учебном процессе основное внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых математических знаний, но и процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Ведь без понимания способов своего учения, механизмов познания и смыследеятельности учащиеся не смогут присвоить себе добытые ими знания. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия - это принцип человеческого мышления , направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания , критический анализ его содержания и методов познания.
Рефлексивная деятельность позволяет осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение. В личностно - ориентированном обучении, в обогащающей модели обучения рефлексивная деятельность выступает на первый план.
Рефлексивные задачи, предлагаемые учащимся, должны быть диалогичными, и учитель должен содействовать тому, чтобы школьник по- разному мог взглянуть на условие задачи, попытаться решить ее разными способами, оценить задачу и ее решение с разных точек зрения. Рефлексивная деятельность учащихся в процессе формирования математических понятий должна способствовать:
- усвоению существенных признаков изучаемого понятия;
- усвоению терминологии, символики, определения понятия;
- созданию правильного соотношения между внутренним содержанием понятия в простейших ситуациях и формированию осознанности их применения;
- интегрированию изучаемого понятия в различные связи и логические отношения с другими , уже усвоенными понятиями;
- самоконтролю и корректировке усвоенных знаний;
- осознанию роли и места изученный понятий в полученном способе решения задачи.
В результате проведенного теоретического анализа по данной теме, было выяснено, что рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности и др. Рефлексивные способность относиться к общим особенностям. Являются одними из важных, которые помогают человеку самоопределиться в окружающем мире, совершенствоваться, преодолевать возникшие трудности, намечая план их решения.
В работе были представлены способы и приемы организации рефлексии, использование которых, позволит учителю обеспечить условия, направленные на развитие рефлексивных способностей школьников, а так же будут способствовать формированию интереса учащихся к самопознанию и саморазвитию.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что представленные материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт Среднего (полного) общего образования . - М.: Министерство образования и науки РФ, - 2012.
2. Богоявленский Д.Б., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М., 2005. - с.141.
3. Вагина Л . А., Дорошенко Е. Ю, Хуртова Т .В.Школа молодого учителя- Волгоград: «Учитель», 2007
4. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе [Текст]: Учеб. пособие / Л.В. Виноградова - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 252 с.
5. Гин А . А . Приемы педагогической техники -Луганск : СПД Резников В.С., 2006
6. Журавлёва Н.З. Формирование рефлексивных умений на учебных
занятиях в начальной школе // Наука 21 века: вопросы , гипотезы, ответы. - 2015. - № 3(12). - С. 27-29.
7. Далингер В. А . Совершенствование процесса обучения математике на основе реализации внутрипредметных связей . Омск: ОмИПКРО, 1993. - 323 с
8. Данилова М. Ю. Развитие рефлексии учащихся на уроках математики // Научный руководитель. - 2014. - № 4(5). - С. 20-24.
9. Как проектировать универсальные чебные ействия в средней коле :
от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. АТ. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
10. Калин В. К. Волевая регуляция деятельности. втореф . дис . докт.
психол . наук. Тбилиси, 1987.
11. Котенко В. В. Рефлексивная задача как средство повышения
обучаемости школьников в процессе зучения б зового курса
математики: дис. . ..канд. пед. наук. Омск, 2000. - 166 с.
12. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. - Л., 2001. - 241 с.
13. Лернер И. Я., Журавлев И . К . Прогностическая концепция целей и содержания образования . М.: Изд-во РАО, 1994. - 120 с.
14. Лизинский В.М . Приемы и формы в учебной деятельности . М: Центр «Педагогический поиск», 2004
15. Микушева Н .П . Задачи "на многозначность " как средство развития рефлексии учащихся при обучении математики : дис. ... канд . пед . наук . - Санкт-Петербург, 2005. - 170 с.
16. Мордкович А.Г. Алгера. 7 класс: в 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся образовательных учреждений/А.Г. Мордкович. - М.: Мнемоза, 2015.¬175с.
17. Мордкович А.Г. Алгера. 7 класс: в 2 ч. Ч.2. Задачник для учащихся образовательных учреждений/А.Г. Мордкови [и др]; под ред. А.Г. Мордкович - М.: Мнемоза, 2015.-272с
18. Немов, Р.С. Психология. Книга 1 [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. - М., 1997. - 688 с.
19. Общая психология [Текст] : Учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. -384 с
20. Овезов, А.Б. Особенности рассуждений в приложениях математики [Текст] : О развитии логического мышления на уроках математики / А.Б. Овезов // Математика в школе. - 1991. - № 4 - C. 45 - 48.
21. Петров И .К . Рефлексия в профессиональной подготовке педагогов // сборнике : Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты . - 2015. - С. 208-213.
22. Петров И. К . Рефлексивные основы профессиональной подготовки
педагогов. // Материалы научно-методической конференции
профессорско-преподавательского состава ГИА . Артек, 2000.
23. Преподавание алгебры и геометрии в школе [Текст] : Пособие для учителей / сост. О.А. Боконев. - М.: Просвещение, 1982. - 224 с.
24. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст]: Дидактический аспект / сост. Ю.К Бабанский. - М. : Педагогика, 1982. 192 с.
25. Рубинштейн С. Л . Основы общей психологии : в 2 т . М.: Педагогика, Т.1. 1989. - 488 с.
26. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2004 - 217 с
27. Тонких Г .Д. Роль рефлексии в процессе обучения математике в средней
школе // Ученые записки Забайкальского государственного
университета. Серия : Физика, математик а, техника, технология . - 2010. - № 2. - С. 105-111.
28. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] : Классическая учебная книга / О.К. Тихомиров.- М.: Академия, 2002. - 288 с.
29. Ушева Т.Ф . Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся : Методическое пособие . - Красноярск, 2007. - 88 с.
30. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. М.: Академия, 2004.¬395 с.