Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УЧЕНИИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №167463

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы126
Год сдачи2021
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УЧЕНИИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие «социальные представления» в психологической науке 6
1.2. Сущность и основные характеристики учения как деятельности 12
1.3. Психологическая характеристика в младшего школьного возраста 19
1.4. Обоснование эффективности использования в формировании представлений об учении как деятельности в младшем школьном возрасте 30
Вывод по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УЧЕНИИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 38
2.1. Методическая организация исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3 Методические рекомендации по развитию представлений об учении как деятельности в младшем школьном возрасте 80
Выводы по 2 главе 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Учение - это процесс постепенного овладения умениями, навыками, знаниями, обязательными, в конечном итоге, для выполнения трудовых действий, для воспитания зрелости гражданина. В учебной деятельности присутствуют непременно два лица: педагог и ребенок. Но это не просто процесс передачи знаний от одного другому, а прежде всего это процесс активного овладения навыками, умениями и знаниями под руководством педагога.
Для того чтобы в процессе преподавания у детей происходило формирование полноценной учебной деятельности, необходимо ее выстраивать в соответствии с существующими в ней основными компонентами структуры. Только при соблюдении этих условий может сформироваться осознанная учебная деятельность, которую выстраивает сам ребенок по присущим ей объективным нормам. Учебная деятельность, в процессе формирования под управлением педагога должна превращаться в сознательно-самостоятельную, организованную самим ребенком деятельность.
Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Чрезвычайно важной является мотивированность к учебной деятельности, поэтому существенное влияние на эффективность обучения оказывает уровень развития познавательных интересов ребенка.
Проблема формирования представлений об учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы.
Начало второго периода исследований психологии учебной деятельности относится к 60-70-м годам XX в. и непосредственно связано с разработкой и публикацией концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Учение как деятельность - по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову - один из видов деятельности школьников и студентов, 3
направленный на усвоение ими, посредством диалогов (полилогов) и дискуссий, теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, мораль и религия. Такая деятельность позволяет учащимся приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития [10, 12].
Концепция учебной деятельности возникла в рамках деятельностного подхода в психологии и является, по мнению И.А. Зимней, «научным приоритетом России» [22. С. 249].
В.В. Давыдов и другие авторы считают, что основу деятельностного подхода составляют идеи психологической теории Л.С. Выготского [17], нашедшие свое развитие в работах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.В. Давыдова, В.Д. Шадрикова и др. По мнению В.В. Давыдова, понятие «деятельностный подход» выражает некоторую общую направленность в изучении отдельных сторон поведения, сознания и личности человека, на основе использования различных моментов понятия «деятельность».
Изучением социальных представлений в отечественной психологии занимались Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Брушлинский.
Цель исследования - выявить динамику представления об учении как деятельности у младших школьников и предложить методические рекомендации, направленные на формирование полного представления об учении как деятельности для младших школьников.
Объект исследования: социальные представления детей об учении как деятельности у младших школьников
Предмет исследования: динамика представления об учении как деятельности у младших школьников
Гипотеза исследования: нами выдвинуто предположение, что у детей младшего школьного возраста не сформировано полное представление об учении, как деятельности и преобладает негативное отношения в учебе; частичное понимание, что такое учение как деятельность и частичное включение учения в свою картину мира.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблемам социальных представлений; учении как деятельности.
2. Определить возрастные особенности младшего школьного возраста.
3. Выделить критерии представлений об учебной деятельности и подобрать диагностический инструментарий
4. Проанализировать и проинтерпретировать полученные данные.
5. Составить программу по формированию представлений об учении как деятельности в младшем школьном возрасте.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; тестирование; проективные методы; методы опроса; анализ полученных данных.
База исследования: МАОУ Гимназия № 5 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 83 школьника в возрасте 8-11 лет: 2 класс - 27 человек, 3 класс - 29 человек, 5 класс - 30 человек.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя следующие составные элементы: введение; основная часть, состоящая из двух глав; выводов по главам; заключение; список использованных источников; приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Концепция социальных представлений, в основу которой положены идеи социолога Э. Дюркгейма, разработана первоначально во французской социально-психологической школе С. Московичи, а затем его последователями (Ж.-К. Абрик, Д. Жоделе и др.). Согласно С. Московичи, социальные представления - это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения, идеологические взгляды, знания, наука, раскрывающие и составляющие социальную реальность. В изучении социальных представлений можно выделить два направления: исследование социальных представлений во французской школе (С. Московичи, Ж.-К. Абрик, Д.Жоделе и др.) и рассмотрение социальных представлений как одной из процедур социального мышления отечественными психологами (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева и др.). Основы концепции социального мышления в отечественной психологии были заложены С.Л. Рубинштейном, с категорией «социальные представления» смыкается категория «житейские понятия», разработанная в отечественной психологической науке Л.С. Выготским. Важным положением в этом выводе является то, что все знания, убеждения и иные когнитивные конструкты имеют свои истоки только во взаимодействии людей и иным способом не образуются. Социальные представления связаны как с ожиданиями людей, так и с тем, что уже есть.
Анализируя работы отечественных психологов и педагогов можно констатировать, что существует большое количество определений понятия «учебная деятельность». Так же, ученые выделяют различное число компонентов, включенных в программу учебной деятельности, но они все едины в том, что главными структурными компонентами учебной деятельности отмечаются: действие оценки, действие контроля, учебное действие, учебная задача. Все выше перечисленные компоненты неразрывны и взаимосвязаны между собой, а различная степень сформированное™ компонентов учебной деятельности у детей действует на формирование учебной деятельности в целом. На степень сформированности самих компонентов учебной деятельности действует уровень развития предпосылок к учебной деятельности у детей. Таким образом, учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте»
2. Младший школьный возраст определен возрастными границами во многих схемах периодизаций от 6-7 лет до 10-11. При переходе от одного возрастного этапа к другому происходит смена социальной ситуации развития и типа ведущей деятельности. В изучаемом нами возрасте социальная ситуация развития распадается на две составляющие: «ребенок- родители» и «ребенок-учитель». Ведущей деятельностью становится учебная деятельность. Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
3. На основе анализа теоретической литературы мы выделили три критерия сформированности представлений: установка, поле представления и информация. Для диагностики полноты представлений об учении как деятельности мы подобрали следующий инструментарий: методика «Незаконченные предложения» (на основе методики Сакса - Леви), модифицированная нами методика; методика «цветовой тест отношений М. Эткинда»; метод сочинение на тему «Для меня учение это»; метод «рисунок школы».
4. После сбора данных по указанным методикам мы проинтерпретировали полученные результаты. По критерию «Информация» мы выявили, что большинство младших школьников не имеют представлений в области учении как деятельности. В своих сочинениях испытуемые пишут о школе, что вызывает чаще всего грусть, печаль, ощущение ада, скуку, место где не отпускают, учиться - тьма, обучаться - тьма.
По критерию «Поле представления» в 2, 3, 5 классах так же выявлено не полное представление об учении как деятельности. Исходя из анализа рисунков, мы видим, что младшие школьники рисуют в серых красках, где школа изображена как клетка, горящее здание, решетка, грустные лица у человека, который изображен на рисунке.
По критерию «Установка», мы выявили негативное отношение к учению как деятельности. Записывая завершающую часть предложения, испытуемые проявили искренность и негативное отношение в своих ответах. По данной методике полнота представлений присутствует не у всех детей. В 2 классе полное представление имеют (11 человек 41%); неполное (19 человек 60%) в 3 классе имеют полное представление (10 человек 34%), в 5 классе имеют полное представление (8 человек 27%), неполное (22 человек 73%).
В 2, 3 классе западает информация и поле представление, в 5 классе установка.
Во 2 классе 41% имеет полное представление о учении как деятельности, 60% имеют неполное представление об учении как деятельности.
В 3 классе 34% имеют полное представление, неполное 66%.
В 5 классе 27% имеют полное представление, неполное 73%.
5. Наше исследование свидетельствует о том, что в дальнейшем необходима целенаправленная работа по их формированию. Особую роль для накопления представлений об учении как деятельности играет мотивация и совместная деятельность младших школьников в небольших группах, специально создаваемых педагогом или возникающих стихийно.
Нами была разработана программа, целью которой стало формирование представлений об учении как деятельности, формирование положительного отношения к учению, как деятельности. Программа предназначена для младшего школьного возраста (7-11 лет). Программа включает в себя 1 занятие в неделю в течении полугода, по 40. Мы считаем, что использование литературы, театра, живописи, мультфильмов для развития и дополнения представлений о учении как деятельности, окажет положительное воздействие и поможет сформировать положительное отношение в сознании младшего школьника об учении как деятельности.



1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 608 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология в современном мире. - М.: Просвещение, 2002.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. - М.: Просвещение, 2007. - 275 с.
4. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры: энцикл. слов. педагога. - Екатеринбург: Деловая кн., 2000. - 937 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.
6. Глуховеря, Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. - 2016. - №11. - С.28- 33.
7. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. -2004. - № 1. - С.14.
8. Грибанова, М.В. Познание мира детьми дошкольного возраста средствами художественных образов искусства // Мир детства и образование: сб. матер. VIII очно-заочной Всерос. науч.-практ.конф. с приглашением представителей стран СНГ.- Магнитогорск, 2014.
9. Данюкова, В.Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования / В.Н Данюкава, В.Н. Выборнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - №10. - С.33-36.
10. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 439 с
11. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте
личностноориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. - Ростов н/Д., 2015. - С. 145-148.
12. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987
13. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: Сфера, 2005. - 195 с.
14. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2014. - 560 с.
15. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2015. - №4. - С.31¬32.
16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 152 с.
17. Каратаева Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия // Директор школы. - 2000. - №9. - С.75-80.
18. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф., июнь 2014 г., г. Челябинск. - Челябинск, 2014. - С. 77 35-36.
19. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы // Начальная школа. - 2016. - №1. - С. 11-13.
20. Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - С. 56-58.
21. Кошкина И.В. Интеграция в начальной школе: уроки изобразит. искусства / И. В. Кошкина, Г. Б. Целимбровская // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 82-85
22. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М. : Академия, 2013. - 462 с.
23. Михайловская Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 45-47.
24. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 3-18; №2. С. 3-14.
25. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 304с.
26. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИПИ Технологии»,2013. - 944 с.
27. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Академия, 2015. - 123 с.
28. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов вузов / Е. П. Белозерцев [и др.]; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
29. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад; отв. ред. Л. С. Глебова. - М. : Большая Рос. энцикл., 2003. - 528 с
30. Пидкасистый П.И. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.)
31. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2014. - 56 с.
32. Профессиональный стандарт «Педагог» [Электронный ресурс] — КонсультантПлюс. http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
33. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л. И. Пушкарев. - М., 1975.
34. Рогачёва Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросскультурный контекст: монография / М-во образования и науки Рос. Федерации, Междунар. акад. наук пед. образования (МАНПО), Владимир. гос. пед. ун-т. — Владимир: Владимир. гос. пед. ун-т, 2005.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2014. - 720 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Народное образование. - 2014. - № 4. - С. 26-28.
38. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. - 2014. - №6. - С. 19-24.
39. Сидорук Г.Н. О формировании познавательной деятельности у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 3 - С. 31-33.
40. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, и др.. - М.: Школьная пресса; Издание 4-е, 2004. - 512 с.
41. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвит, 1998. - 800 с.
42. Тупичкина Е.А., Ревина Н.П. Развитие у старших дошкольников понимания эмоционального содержания мультфильма // Начальная школа плюс До и После. - 2017. - №15. - с. 27-32.
43. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. - 2015. - №3. - С. 11¬16
44. Шамова Г.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 2004. - 355 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ