Введение
Глава 1. Психолого- педагогические основы саморегулирования и самооценки деятельности обучающихся
1.1. Теоретические основы управления и диагностики учебной деятельности обучающихся
1.2. Сущность и содержание научения
1.3. Структура и содержание учебной деятельности обучающихся
1.4. Субъект и личность в психологии саморегуляции
Глава 2. Компьютерная диагностика уровней самооценки студентов
2.1. Компьютерные технологии в исследовании самооценки учебной деятельности студентов
2.2. Компьютерное динамическое тестирование
2.3. Опытно-экспериментальная работа
Заключение
Библиографический список
Приложение
Для эффективного управления качеством образования необходимо постоянное комплексное изучение образовательной системы на основе количественно измеряемой и качественно сопоставимой образовательной информации. В последнее время появилось множество различных методов, которые учитель использует для получения, оперативной информации об уровне и качестве усвоения знаний учениками. Одним из таких средств получения такой информации является педагогический тест.
Среди различных разновидностей педагогических тестов одно из мест занимают компьютерные педагогические тесты и тренажеры. С одной стороны, они достаточно специализированы, с другой стороны они позволяют получать такую информацию о процессе обучения, которую невозможно получить, используя другие педагогические тесты. Использование ИКТ в образовательном процессе должно помочь учителю организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся в условиях дифференцированного обучения в классах различного профиля, кроме того посредством ИКТ возможна реализация контроля, диагностики и управления образовательным процессом.
Анализ существующих психолого-педагогических концепций управления и обобщение методических исследований учебно -познавательной деятельности учащихся (УПДУ) позволяют рассмотреть проблему повышения эффективности управления УПДУ в процессе изучения математических дисциплин, с учетом использования компьютерных технологий.
Одной из важных проблем современного тестирования является то обстоятельство, что широко распространенные закрытые тесты фиксируют правильность или неправильность выполнения заданий. При этом учитель не может извлечь информацию о деятельности ученика по процессу выполнения задания.
В тоже время, в процессе предметной подготовки учитель, не используя тестовые методики, отслеживает в той или иной степени деятельность ученика. В процессе математической подготовки это обстоятельство часто приводит к тому, что процесс тестирования сводится к выполнению письменной контрольной работы. Осуществляя проверку таких работ, учитель большое внимание уделяет процессу решения задачи, «следы» которого запечатлены в письменном изложении мыслей школьника. Этот анализ всех этапов решения задачи имеет большое значение для управления учебным процессом.
Традиционные тесты позволяют диагностировать текущее состояние испытуемых, то есть определять уровень сформированности образовательных результатов обучающегося в соответствующей предметной области. Основной их недостаток состоит в том, что при выполнении заданий фиксируется информация, представляющая собой только конечный результат деятельности испытуемого. Информация о том, как обучающийся пришел к ответу в традиционных тестах не отслеживается. Традиционные педагогические тесты не могут дать объективной информации об уровне и качестве усвоения знаний учащимися, поскольку в таких тестах ученик работает на интуитивном уровне, то есть “угадал - не угадал ”. При решении данных тестов мы не можем проследить ход мыслей ученика, не можем узнать, каким образом он пришел к такому ответу, не можем определить, насколько алгоритмично он мыслит и как пришел к ответу. На сегодняшний день становится актуальным проводить исследование динамических характеристик процесса деятельности испытуемого при его обучении решению алгоритмических задач. Одной из этих характеристик является самооценка личности учащихся.
Проблема исследования состоит в выяснении связи между уровнями достижений и самооценкой деятельности студентов при обучении решению задач по построению кривых второго порядка.
Объектом исследования является процесс обучения студентов аналитической геометрии.
Предметом исследования является динамика самооценки студентов в процессе решения алгоритмических задач.
Цель дипломной работы: используя технологию ДКТТ, выявить связь между уровнем достижения и самооценкой студентов образовательных результатов.
Гипотеза исследования: Если в обучении студентов и школьников применять ДКТТ, то можно с их помощью:
• выявить самооценку личности при обучении учащихся решению задач;
• повысить эффективность и гибкость управления учебно¬
познавательной деятельностью учащихся.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:
1) провести анализ теоретических основ управления и диагностики учебной деятельности учащихся (студентов);
2) охарактеризовать основы компьютерного динамического тестирования;
3) выявить самооценку личности при диагностики учебной деятельности ученика;
4) провести опытно-экспериментальную работу.
Квалификационная работа состоит из введения; двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования. Сформулированы проблема, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.
Первая глава содержит обзор психолого-педагогических теорий саморегулирования и самооценки деятельности обучающихся, подробный анализ понятия самооценки личности так, как его вводят в психологии.
Вторая глава содержит описание самого эксперимента. Здесь также рассмотрено сравнение получившихся результатов, одной и той же величины, двух разных тестах. Также, здесь приведены экспериментальные данные, полученные в результате проведения педагогического эксперимента и результаты их обработки.
В проделанной работе был дан анализ теоретических основ управления познавательной деятельностью учащихся в учебном процессе на основе электронных средств. Так же были рассмотрены компьютерные технологии в исследовании деятельности. Был изложен материал основ компьютерного динамического тестирования и моделирования процесса обучения.
В ходе эксперимента исследуется самооценка личности при обучении учащихся решению алгоритмических задач, при этом повышается эффективность и гибкость управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Проанализированы психолого - педагогические теории саморегулирования и самооценки деятельности обучающихся.
На основе анализа научно-методических источников выявлены современные концепции управления учебной деятельностью. Создана активная система управления учебной деятельностью обучающихся решению алгоритмических задач, практически реализованная на основе компьютерной диагностики по конструированию фигур эллипса.
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ методической и научной литературы по проблемам управления и диагностики учебного процесса; педагогическое наблюдение и эксперимент.
В ходе дипломной работы мне удалось выявить как располагаются алгоритмические задачи по уровням самооценки учащегося первого и второго курса, и сравнить результаты.
В заключении, хотелось бы ещё раз сказать о том, что с помощью динамического тестирования можно получить информацию не только об уровне знаний учеников, но и об их индивидуальных особенностях. То есть, можно проследить каким образом студент выходит на определённый уровень, и то, как учащийся себя оценивает. С помощью этих данных можно повысить эффективность процесса обучения, т.к. используется индивидуальный подход.
1. Аванесов В.С. Методические и теоретические основы тестового
педагогического контроля: Дис... д-ра пед. наук. М., 1994.
2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: МсиС, 1994.
3. Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 1. М., 1980.
4. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. ИЦВШ, 1988.
5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: 2005.
6. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.
7. Байденко В.И., ван Зантворг Дж. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса. Подход, ориентированный на цели. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
8. Безносилкова М.Б. Тесты как средство диагностики качества усвоения учебного материала: тез. докл. науч. межрегиональной конф. Саранск, 1994. С. 26.
9. Берг А.И. Кибернетика - наука об оптимальном управлении. М.: Энергия,1964.
10. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд -во ВГУ, 1977.
11. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во НПО «Модэк», 2002.
12. Выгодский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983. С. 641.
14. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.
15. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976.
16. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1998.
17. Дьячук П.П., Лариков Е.В. Информационные модели процесса обучения и динамических тестов-тренажёров // Научный ежегодник КГПУ. Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
18. Дьячук П.П., Лариков Е.В., Дьячук П.П. (мл.) Динамика процесса обучения решению алгоритмических задач // Научный ежегодник КГПУ. Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Academia, 2005.
20. Люгер Дж. Ф. Искусственный интеллект. Стратегии и методы решения сложных проблем. М.: Вильямс, 2003.
20. Новиков Д.А. Закономерности итеративного научения. М.: Институт проблем управления РАН, 1998.
21. Новиков Д.А. Методология учебной деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2005.
22. Растригин Л. А. Адаптация сложных систем. Рига: Зинатне, 1981.
23. Самосознание учащихся, имеющих разные типы саморегуляции // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2001». С.-Пб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
24. Прыгин Г.С. Саморегуляция деятельности как механизм формирования социальных и личностных черт. Социальная психология - XXI век. // Материалы международного симпозиума , г. Ярославль, 1999, т. 2.
25. Пидкасистый П.И., Чудновский В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся. М., 1999.
26. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. Питер, 2004.