Введение 3
Глава I . Теоретические аспекты изучения образа «Я» и агрессивности в подростковом возрасте 6
1.1. История изучения самосознания и становления образа «Я» у подростков 6
1.2. Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии 13
1.3. Образ «Я» агрессивных подростков 28
Выводы по первой главе 34
Глава II. Эмпирическое изучение взаимосвязи образа «Я» и агрессивности у подростков 36
2.1. Организация и проведение исследования 36
2.2. Анализ полученных данных 40
2.3. Рекомендации 43
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение 1 Методика «Кто Я?» 60
Приложение 2 Методика «Опросник Басса-Дарки» 66
Агрессия представляет собой совокупность показателей - физической, косвенной, вербальной агрессии. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные психологические направления в той или иной мере затрагивали проблемы изучения агрессии. Но каждая школа выделяла свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.
Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения [6,8]. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя аутоагрессия [29,50].
Актуальность темы: за последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженный с особой жестокостью, вандализмом. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с понятием и агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство [43,3].
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острых социальных проблем общества, где за последние годы резко увеличилось число преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного поведения подростков.
За последние годы психологами и педагогами был выполнен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивных проявлений и правонарушений подростков. В подростковом возрасте происходит ряд изменений, самый важный из которых образ «Я». В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования, помогают им в этом родители, сверстники и окружающая действительность.
Как известно, агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы изучения «Взаимосвязь образа Я и агрессивности подростков».
Объект исследования: образ «Я» подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь образа «Я» и агрессивности у подростков.
Цель исследования: выявление взаимосвязи образа «Я» и агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования: имеется связь между настоящим Я и низким Задачи исследования:
1. рассмотреть основные теоретические подходы по проблеме исследования;
2. изучить самосознание и становление образа «Я» подростков;
3. выявить уровень агрессивности подростков;
4. изучить образ «Я» агрессивных и не агрессивных подростков;
5. найти взаимосвязь между образом Я и агрессивностью у подростков;
6. разработать рекомендации для педагогов и психологов по предупреждению агрессивности у подростков.
Теоретико-методологической основой работы являются теоретические и экспериментальные исследования образа «Я» и агрессивности Г.С. Абрамовой, Л.С. Выготского, С.А. Беличевой, В.М.Бехтерева, И.В. Дубровиной, В.В. Знакова, А.Г. Ковалёва, В.Т. Кондратенко, 3. Фрейда, К. Юнга, А. Басса, А. Бандуры, К. Роджерса, Г.А. Андреевой, Э. Фромма.
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (тестирование: опросник «Диагностика состояния агрессии Басса-Дарки», методика «Кто Я?» Куна, качественный и количественный анализ данных).
База исследования: исследование проводилось в МБОУ гимназия № 9 г. Кызыла.
Выборка: учащиеся восьмых классов - 48 человек в возрасте 13-16 лет (Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса кризис 13 и 17 лет. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности диффузии идентичности, которую человек проходит с 15 до 20 лет. Л.Ф. Обухова говорит, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие от 11 до 20. А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 16-17 лет).
Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплекс психолого-педагогических программ по снижению агрессии у подростков. Предложенный комплекс программ может быть использован как практическими психологами, так и педагогами школы.
Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методического аппарата психологической науки, качественным анализом эмпирического материала.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В теоретической части было рассмотрено: историческое изучение самосознания и становления образа «Я», основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии, образ «Я» агрессивных подростков. Теоретическое изучение проблемы образа «Я» и агрессивности у подростков позволило определить, что агрессивность непосредственным образом связываются тем, как сформирован образ «Я» подростка. Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним.
Для эмпирического изучения взаимосвязи образа «Я» и агрессивности у подростков было проведено исследование. В исследовании приняли учащиеся параллелей 8 классов: 48 человек, 13 - 16 лет (Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса кризис 13 и 17 лет. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности диффузии , которую человек проходит с 15 до 20 лет. Л.Ф. Обухова говорит, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие от 11 до 20. А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 16-17 лет).
Исследование проходило в три этапа: констатирующий, на данном этапе было проведено тестирование по двум методикам, формирующий этап сопровождался реализацией составленной программы по снижению уровня агрессии у подростков, контрольный этап предполагает проведение повторного тестирования по выявлению результативности программы по коррекции агрессивного поведения подростков.
Поэтому, снижение уровня агрессивности у подростков не возможно отдельно, не сформировав адекватную самооценку и образ «Я». Именно данная область постижения адекватного образа «Я» и является актуальным направлением поиска современных педагогических исследований для педагогов и психологов.
В ходе анализа полученных данных, выявлено, что при сравнении выборки на различных исследования можно судить о том, что у подростков при хорошо организованной коррекционной работе можно снизить уровень агрессии и формировать адекватный образ «Я». Данное исследование показало, что образ «Я» влияет на уровень агрессии у подростков.
Таким образом, цель нашего исследования, теоретическое и эмпирическое изучение взаимосвязи образа «Я» и агрессивности у подростков достигнута, гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что образ «Я» агрессивных и неагрессивных подростков отличается подтвердилась.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - 3-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 704 с.
2. Александров, А.А. Современная психотерапия: курс лекций / А.А. Александров. - СПб: «Академический проект», 2005. - 335 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
4. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М: Издательский центр «Академия», 2004. - 330 с.
5. Берн, Э. Игры, в которые шрают люди: Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. - М: Издательство «Эксмо», 2008. - 230 с.
6. Бодалев, А.А. Общая психология / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М: «Академия», 2004. - 110 с.
7. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Изд-во «Питер», 2002.--250 с.
8. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М: Изд-во «Педагогика», 2009. - 198 с.
9. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, П.В. Ялпаева, Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
10. Джейнс, У. Психология / У. Джейнс. - М: Изд-во «Педагогика»,2000. -480 с.
11. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дсрманова И.Б. - СПб: «Академический проект», 2004. - 84 с.
12. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина. -М: Академия, 2001. - 194 с.
13. Дубровина, И.В. Формирование личности в период от подросткового и юношеского возрастов / И.В. Дубровина. - М: Академия, 2007. - 87 с.
14. Ежов, И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка. Психологические основы духовной педагогики / В.И. Ежов.- Тула: ТОИРО, 2003. - 198 с.
15. Петрусинский, В.В. Игры - обучение, трaикнг, досуг / В.В. Петрусинский. - М: Издательский центр «Академия», 2006. - 220 с.
16. Крылов, А.А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов. - СПб: «Академический проект», 2008. - 314 с.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М: Издательство «УРАО», 2003. - 140 с.
^.Кэрролл, Е. Изард. Эмоции человека / Л.Я. Гозман, М.С. Егорова. - М: Издательство Московского Университета, 2002. - 237 с.
19. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. - М: «Академия», 2001. - 198 с. 20.0вчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования /Р.В. Овчарова. - М: «Академия», 2002. - 63 с.
21. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. - М: Т1 { «Сфера», 2005. - 512 с.
22. ПСЩУРОВС, Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте. Причины и возможности коррекции / И.Т. Пащукова. - М: Изд-во «Педагогика», 2002. - 73 с.
23. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан.- М: УРАО, 2000. - 74 с.
24. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещерякова, В.А. Зинченко. - СПб: Прайм-Еврознак, 2007.-896 с.
25. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб: Изд-во «Питер», 2002. - 342 с.
26. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М: Академия,2001. -239 с.
27. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильеой подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / Г.В. Резапкина. - М: Генезис, 2005. - 106 с.
28. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / X. Ремшмидт. - М: Издательство «Мир», 2001.-76 с.
29. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоорекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. - М: Академия, 2001. - 321с.
30. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева. - М: 2013. - 174 с.
31. Рычкова, И.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика / И.А. Рычкова. М: Академия, 2005. - 112 с.
32. Сборник научных работ студентов ТывГУ: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов Тывинского государственного университета / Тывинский государственный университет. Выпуск IV. - Кызыл: 2006. - 154 с.
33. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие / Л.М. Семенюк. - М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 96 с.
34. Соколова, А. Развитие Образа «Я» и «Я в мире» подростков в условиях группового психологического тренинга. Семейная психология и семейная терапия / А. Соколова. - М: ООО «ИГ- СО! ЩИ», 2011,- 112 с.
35. Славина, Л.С. Трудные дети: Избранные психологические труды / Л.С. Славина. -М: 1998. - 156 с.
36. Слободоиков, И.В. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / И.В. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М: Академия, 2002. - 238 с.
37. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии: Психология человека / И.В. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М: академия, 2006. - 344 с.
38. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Журнал. Вопросы психологии № 1. - М: 2014. - 174 с.
39. Сулимова, Т.С. социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов / Т.С. Сулимова. - М: Академия, 2004. - 99 с.
40. Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование: диагностика / Т.В. Румянцева. - СПб: 2006. - 123 с.
41. Фромм, Э. Анатомия оеловеоаскойдеструятивностн / Э. Фромм. - М: 1994.--78 с.
42. Фурманов, И. А. Агрессия и исанлне. Диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов. - СПб: Изд-во «Речь», 2007. - 189 с.
43. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: 2006. - 94 с.
44. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и примененке / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - С116: 2003. - 112 с.
45.Челепева, Л.ІІ. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка. Автореферат дисс. На соискание уч. ст. к. псих.н. Краснодар, 2001. - 3 с.
46.Чижова, С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительское почему ? / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: 2006. - 49 с.
47. Шайденко, Н.А. Подготовка и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы в педагогическом вузе. - Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002. - 30 с.
48. Шумилин, Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е.А. Шумилин. - М: Изд-во «Педагогика», 2005. -78 с.
49. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М: 2(006/44 с.
50. Юрченко, И.В. Подростковая агрессия. Диагностика и коррекция / И.В. Юрченко. - М: Академия, 2009. - 230 с.