Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей
1.1 Содержание понятия «навык общения» 6
1.2 Характеристика воспитанников психоневрологического интерната
для детей 13
1.3 Факторы, влияющие на развитие навыков общения у воспитанников
психоневрологического интерната для детей 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей
2.1. Диагностика навыков общения у воспитанников
психоневрологического интерната 23
2.2. Программа развития навыков общения у воспитанников
психоневрологического интерната для детей 38
2.1 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы..53
Выводы по 2 главе 56
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения
В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности - детям с умеренной умственной отсталостью. Основная проблема детей с умеренной умственной отсталостью, проявляющейся в несформированности навыков общения, потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с умственной отсталостью не предусматривает его широкого контакта со сверстниками, инвалид содержится в психоневрологическом интернате для детей, его окружают люди со схожими социально-психическими и коммуникативными проблемами.
Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера
(Л. И. Даргевичене, Д. И. Бойков).
Личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерно неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Умственно отсталым детям сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива. Установлено (Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова ), что общение умственно отсталых лиц, находящихся в психоневрологическом интернате, имеет ущербный характер. Это проявляется в нервозности и недостаточной дифференцированности общения.
При этом отмечается, что наиболее часто общение осуществляется в процессе совместного проживания, трудовой и общественно полезной деятельности и совместного досуга.
Актуальность исследования определяется высокой значимостью овладения навыков общения для своевременной успешной социализации подростков с умеренной умственной отсталостью.
Развитие навыков общения является одной из ключевых задач, поскольку являются дальнейшей подготовкой воспитанников к будущей самостоятельной жизнедеятельности подростков, их активному участию в жизни и самореализации.
Цель исследования: определить эффективность социально
педагогических условий развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей.
Задачи:
1. проанализировать содержание понятия навыки общения, особенности развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей;
2. разработать критерии и провести диагностическое исследование развития навыков общения;
3. реализовать программу развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей;
4. провести анализ результатов исследования.
5. Объект исследования: процесс развития навыков общения.
6. Предмет исследования: социально-педагогические условия
развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей.
Гипотеза: развитие навыков общения у воспитанников
психоневрологического интерната для детей станет эффективным при организации следующих социально-педагогических условий:
- будет проведен цикл занятий, направленный на развитие навыков общения, включающий в себя ролевые игры, коммуникативные игры и упражнения;
- воспитанники будут включены театральную деятельность, направленную на моделирование различных ситуаций общения;
- будут проведены обучающие семинары с педагогами.
В качестве методов исследования применялись следующие:
1. изучение научной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития навыков общения у подростков с умеренной умственной отсталостью.
2. психодиагностические методы: стандартизированное наблюдение (Т.А Гилева), опрос педагогов.
Работа обладает практической значимостью, и результаты экспериментальной работы: диагностическая программа и программа развития навыков общения могут найти свое применение в психоневрологических интернатах для детей и в общеобразовательных школах.
В теоретической части работы были проанализированы основные понятия: навыки общения, факторы развития коммуникативных навыков; рассмотрены особенности развития коммуникативных навыков у воспитанников психоневрологического интерната для детей. Под навыками общения мы понимаем автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Навыки общения с детей и подростков с умеренной умственной отсталостью имеют свои особенности, а именно у данных детей и подростков на низком уровне развит мотив общения, не умеют вступать в контакт со взрослыми и со сверстниками, это связано с ограниченностью словарного запаса, а так же запас информации и представлений об окружающем крайне мал. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо ограничено. На низком уровне находится вербальные и невербальные навыки общения. В психоневрологическом интернате для детей можно отметить следующие факторы, оказывающие влияние на процесс развития коммуникативных навыков. Удовлетворенность детей и подростков общением находится в зависимости от стиля отношения воспитателя к ним, то есть взаимоотношения детей и подростков формируются под непосредственным влиянием личности педагога; контакты воспитанников интерната характеризуются поверхностью и эмоциональной лабильностью. Подростку, живущему в учреждении интернатного типа, приходится адаптироваться к большому количеству сверстников, что создает эмоциональное напряжение, тревожность, усиливает агрессию подростка, как деформированную компенсацию недостающей любви, положительных эмоций; замкнутый круг общения оказывает влияние на становление социально значимых качеств личности ребенка, не способствую усвоению социальных норм и правил.
Исследование проводилось на базе психоневрологического интерната для детей Красноярского края. Выборка составила - 8 воспитанников с
умеренной умственной отсталостью. Диагностика проводилась по следующим критериям: навык выделение партнера (коммуниканта) - выстраивание взаимоотношений, поддержание контакта; навык
планирование содержания акта общения - учет потребностей партнера по общению, учет эмоционального состояния партнера по общению; навык решения конфликтных ситуаций; навык владения информацией - представления о себе, об окружающем, навык анализа; сформированность навыков общения - владение вербальными способами общения, владение невербальными способами общения.
Представленные материалы диагностики наглядно демонстрируют крайне низкий уровень развития навыков общения у подростков с умеренной отсталостью. Наблюдаются степени не развитости навыков общения и наоборот, возможности налаживания общения с педагогами и сверстниками крайне ограничены. Большинство подростки выделяют партнера по общению (коммуниката), В связи с этим возникают конфликтные ситуации, проявляются агрессивность и демонстративность в их решений. Мотивация к общению зависит от инициирования партнера по общению. Воспитанники владеют информацией о себе, об окружающем, большая часть подростков не способна рассуждать, а так же воспринимать информацию, анализировать и конкретизировать ее. У воспитанников исследовался уровень сформированности навыков общения, как на вербальном уровне так и не вербальном, выявилось, что у большинства подростков речевая
коммуникация крайне ограничена. Словарный запас ограничен на уровне минимального бытового. Тем не менее, эти подростки способны
поддерживать минимальный диалог, понимать и быть понятным партнеру по общению.
Анализ результатов завершающего этапа экспериментальной работы по методикам: опрос педагогов; стандартизированное наблюдение (Т.А. Гилева) показали, что произошли значительные изменения. Изменения произошли по критерию навык выделение партнера (коммуниканта). Увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем - с 3 до 5 человек, то есть 2 человека перешли со среднего уровня на высокий, об этом свидетельствует наличие мотивов общения, удерживают внимание на коммуникаторе, адекватно реагируют на партнера. На среднем уровне - с 4 до 3, один воспитанник перешел с низкого уровня развития навыков общения на средний, об этом свидетельствует наличие у него таких особенностей как, мотив общения зависит от инициативы партнера, внимание не устойчивое, адекватные эмоциональные реакций на партнера.
...
1. Брунов Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии: кус лекций/ Красноярск .гос. пед. Ун-т. - Красноярск, 2006. - 356с.
2. Бойков Д.И. общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности/ Учено - методическое пособие. - СПб.:КАРО,2005. - 288 с.
3. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Программно - методические материалы. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 181с.
4. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого
педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников: серия «Учебники, учебные пособия» [Текст]. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 352 с.
5. Беляева, И.В. Психология умственно отсталого школьника [Текс]. - М., 2002. - 160 с.
6. Вакуленко Ю.А. "Театрализованные инсценировки сказок в детском саду". - Волгоград,2007. - 153с.
7. Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал),2012.№3.с.97107й11р://еуе81шкшдои.ш/Аг0с1е8/У1е’№/218 doi: 10.18384 /2224-0209-2012-3-218.
8. Дзюба О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. - Выпуск 23. - Калининград: Изд-во КГУ, 2009. - С. 56 - 60.
9. Запятая О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся: методическое пособие. - Красноярск: Торос, 2007.
- 136 с.
10. Запятая О. В. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования. - Красноярск, 2005. - 48 с.
11. Защиринская О.В. Современные исследования невербальной коммуникации умственно отсталых детей. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология, социология, педагогика,2008. - Вып. 1. - С. 228 - 237.
12. Защиринская О.В. Межличностное общение умственно отсталых детей - сирот дошкольного возраста. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология, социология, педагогика, 2008. - Вып. 4.
- С. 185 - 201.
13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая характеристика детей с
УО [Электронный ресурс] // Сайт, посвященный специальной психологии [Сайт] URL: http://spps.ucoz.ru/publ/patopsikhologija/3 (дата обращения
01.04.2016).
14. Е.А. Левановой. Выпуск 23. Калининград: Изд-во КГУ, 2009. С. 56
- 60.
15. Казанцева Е.В. Особенности психолого - педагогического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в системе обучения и воспитания в школе VIII вида// Специальное образование. - 2010. - №1. - С.47 - 53.
... всего 34 исочников