Развитие навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей
1.1 Содержание понятия «навык общения» 6
1.2 Характеристика воспитанников психоневрологического интерната
для детей 13
1.3 Факторы, влияющие на развитие навыков общения у воспитанников
психоневрологического интерната для детей 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей
2.1. Диагностика навыков общения у воспитанников
психоневрологического интерната 23
2.2. Программа развития навыков общения у воспитанников
психоневрологического интерната для детей 38
2.1 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы..53
Выводы по 2 главе 56
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей
1.1 Содержание понятия «навык общения» 6
1.2 Характеристика воспитанников психоневрологического интерната
для детей 13
1.3 Факторы, влияющие на развитие навыков общения у воспитанников
психоневрологического интерната для детей 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей
2.1. Диагностика навыков общения у воспитанников
психоневрологического интерната 23
2.2. Программа развития навыков общения у воспитанников
психоневрологического интерната для детей 38
2.1 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы..53
Выводы по 2 главе 56
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения
В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности - детям с умеренной умственной отсталостью. Основная проблема детей с умеренной умственной отсталостью, проявляющейся в несформированности навыков общения, потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с умственной отсталостью не предусматривает его широкого контакта со сверстниками, инвалид содержится в психоневрологическом интернате для детей, его окружают люди со схожими социально-психическими и коммуникативными проблемами.
Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера
(Л. И. Даргевичене, Д. И. Бойков).
Личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерно неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Умственно отсталым детям сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива. Установлено (Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова ), что общение умственно отсталых лиц, находящихся в психоневрологическом интернате, имеет ущербный характер. Это проявляется в нервозности и недостаточной дифференцированности общения.
При этом отмечается, что наиболее часто общение осуществляется в процессе совместного проживания, трудовой и общественно полезной деятельности и совместного досуга.
Актуальность исследования определяется высокой значимостью овладения навыков общения для своевременной успешной социализации подростков с умеренной умственной отсталостью.
Развитие навыков общения является одной из ключевых задач, поскольку являются дальнейшей подготовкой воспитанников к будущей самостоятельной жизнедеятельности подростков, их активному участию в жизни и самореализации.
Цель исследования: определить эффективность социально
педагогических условий развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей.
Задачи:
1. проанализировать содержание понятия навыки общения, особенности развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей;
2. разработать критерии и провести диагностическое исследование развития навыков общения;
3. реализовать программу развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей;
4. провести анализ результатов исследования.
5. Объект исследования: процесс развития навыков общения.
6. Предмет исследования: социально-педагогические условия
развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей.
Гипотеза: развитие навыков общения у воспитанников
психоневрологического интерната для детей станет эффективным при организации следующих социально-педагогических условий:
- будет проведен цикл занятий, направленный на развитие навыков общения, включающий в себя ролевые игры, коммуникативные игры и упражнения;
- воспитанники будут включены театральную деятельность, направленную на моделирование различных ситуаций общения;
- будут проведены обучающие семинары с педагогами.
В качестве методов исследования применялись следующие:
1. изучение научной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития навыков общения у подростков с умеренной умственной отсталостью.
2. психодиагностические методы: стандартизированное наблюдение (Т.А Гилева), опрос педагогов.
Работа обладает практической значимостью, и результаты экспериментальной работы: диагностическая программа и программа развития навыков общения могут найти свое применение в психоневрологических интернатах для детей и в общеобразовательных школах.
Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера
(Л. И. Даргевичене, Д. И. Бойков).
Личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерно неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Умственно отсталым детям сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива. Установлено (Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова ), что общение умственно отсталых лиц, находящихся в психоневрологическом интернате, имеет ущербный характер. Это проявляется в нервозности и недостаточной дифференцированности общения.
При этом отмечается, что наиболее часто общение осуществляется в процессе совместного проживания, трудовой и общественно полезной деятельности и совместного досуга.
Актуальность исследования определяется высокой значимостью овладения навыков общения для своевременной успешной социализации подростков с умеренной умственной отсталостью.
Развитие навыков общения является одной из ключевых задач, поскольку являются дальнейшей подготовкой воспитанников к будущей самостоятельной жизнедеятельности подростков, их активному участию в жизни и самореализации.
Цель исследования: определить эффективность социально
педагогических условий развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей.
Задачи:
1. проанализировать содержание понятия навыки общения, особенности развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей;
2. разработать критерии и провести диагностическое исследование развития навыков общения;
3. реализовать программу развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей;
4. провести анализ результатов исследования.
5. Объект исследования: процесс развития навыков общения.
6. Предмет исследования: социально-педагогические условия
развития навыков общения у воспитанников психоневрологического интерната для детей.
Гипотеза: развитие навыков общения у воспитанников
психоневрологического интерната для детей станет эффективным при организации следующих социально-педагогических условий:
- будет проведен цикл занятий, направленный на развитие навыков общения, включающий в себя ролевые игры, коммуникативные игры и упражнения;
- воспитанники будут включены театральную деятельность, направленную на моделирование различных ситуаций общения;
- будут проведены обучающие семинары с педагогами.
В качестве методов исследования применялись следующие:
1. изучение научной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития навыков общения у подростков с умеренной умственной отсталостью.
2. психодиагностические методы: стандартизированное наблюдение (Т.А Гилева), опрос педагогов.
Работа обладает практической значимостью, и результаты экспериментальной работы: диагностическая программа и программа развития навыков общения могут найти свое применение в психоневрологических интернатах для детей и в общеобразовательных школах.
В теоретической части работы были проанализированы основные понятия: навыки общения, факторы развития коммуникативных навыков; рассмотрены особенности развития коммуникативных навыков у воспитанников психоневрологического интерната для детей. Под навыками общения мы понимаем автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Навыки общения с детей и подростков с умеренной умственной отсталостью имеют свои особенности, а именно у данных детей и подростков на низком уровне развит мотив общения, не умеют вступать в контакт со взрослыми и со сверстниками, это связано с ограниченностью словарного запаса, а так же запас информации и представлений об окружающем крайне мал. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо ограничено. На низком уровне находится вербальные и невербальные навыки общения. В психоневрологическом интернате для детей можно отметить следующие факторы, оказывающие влияние на процесс развития коммуникативных навыков. Удовлетворенность детей и подростков общением находится в зависимости от стиля отношения воспитателя к ним, то есть взаимоотношения детей и подростков формируются под непосредственным влиянием личности педагога; контакты воспитанников интерната характеризуются поверхностью и эмоциональной лабильностью. Подростку, живущему в учреждении интернатного типа, приходится адаптироваться к большому количеству сверстников, что создает эмоциональное напряжение, тревожность, усиливает агрессию подростка, как деформированную компенсацию недостающей любви, положительных эмоций; замкнутый круг общения оказывает влияние на становление социально значимых качеств личности ребенка, не способствую усвоению социальных норм и правил.
Исследование проводилось на базе психоневрологического интерната для детей Красноярского края. Выборка составила - 8 воспитанников с
умеренной умственной отсталостью. Диагностика проводилась по следующим критериям: навык выделение партнера (коммуниканта) - выстраивание взаимоотношений, поддержание контакта; навык
планирование содержания акта общения - учет потребностей партнера по общению, учет эмоционального состояния партнера по общению; навык решения конфликтных ситуаций; навык владения информацией - представления о себе, об окружающем, навык анализа; сформированность навыков общения - владение вербальными способами общения, владение невербальными способами общения.
Представленные материалы диагностики наглядно демонстрируют крайне низкий уровень развития навыков общения у подростков с умеренной отсталостью. Наблюдаются степени не развитости навыков общения и наоборот, возможности налаживания общения с педагогами и сверстниками крайне ограничены. Большинство подростки выделяют партнера по общению (коммуниката), В связи с этим возникают конфликтные ситуации, проявляются агрессивность и демонстративность в их решений. Мотивация к общению зависит от инициирования партнера по общению. Воспитанники владеют информацией о себе, об окружающем, большая часть подростков не способна рассуждать, а так же воспринимать информацию, анализировать и конкретизировать ее. У воспитанников исследовался уровень сформированности навыков общения, как на вербальном уровне так и не вербальном, выявилось, что у большинства подростков речевая
коммуникация крайне ограничена. Словарный запас ограничен на уровне минимального бытового. Тем не менее, эти подростки способны
поддерживать минимальный диалог, понимать и быть понятным партнеру по общению.
Анализ результатов завершающего этапа экспериментальной работы по методикам: опрос педагогов; стандартизированное наблюдение (Т.А. Гилева) показали, что произошли значительные изменения. Изменения произошли по критерию навык выделение партнера (коммуниканта). Увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем - с 3 до 5 человек, то есть 2 человека перешли со среднего уровня на высокий, об этом свидетельствует наличие мотивов общения, удерживают внимание на коммуникаторе, адекватно реагируют на партнера. На среднем уровне - с 4 до 3, один воспитанник перешел с низкого уровня развития навыков общения на средний, об этом свидетельствует наличие у него таких особенностей как, мотив общения зависит от инициативы партнера, внимание не устойчивое, адекватные эмоциональные реакций на партнера.
...
Исследование проводилось на базе психоневрологического интерната для детей Красноярского края. Выборка составила - 8 воспитанников с
умеренной умственной отсталостью. Диагностика проводилась по следующим критериям: навык выделение партнера (коммуниканта) - выстраивание взаимоотношений, поддержание контакта; навык
планирование содержания акта общения - учет потребностей партнера по общению, учет эмоционального состояния партнера по общению; навык решения конфликтных ситуаций; навык владения информацией - представления о себе, об окружающем, навык анализа; сформированность навыков общения - владение вербальными способами общения, владение невербальными способами общения.
Представленные материалы диагностики наглядно демонстрируют крайне низкий уровень развития навыков общения у подростков с умеренной отсталостью. Наблюдаются степени не развитости навыков общения и наоборот, возможности налаживания общения с педагогами и сверстниками крайне ограничены. Большинство подростки выделяют партнера по общению (коммуниката), В связи с этим возникают конфликтные ситуации, проявляются агрессивность и демонстративность в их решений. Мотивация к общению зависит от инициирования партнера по общению. Воспитанники владеют информацией о себе, об окружающем, большая часть подростков не способна рассуждать, а так же воспринимать информацию, анализировать и конкретизировать ее. У воспитанников исследовался уровень сформированности навыков общения, как на вербальном уровне так и не вербальном, выявилось, что у большинства подростков речевая
коммуникация крайне ограничена. Словарный запас ограничен на уровне минимального бытового. Тем не менее, эти подростки способны
поддерживать минимальный диалог, понимать и быть понятным партнеру по общению.
Анализ результатов завершающего этапа экспериментальной работы по методикам: опрос педагогов; стандартизированное наблюдение (Т.А. Гилева) показали, что произошли значительные изменения. Изменения произошли по критерию навык выделение партнера (коммуниканта). Увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем - с 3 до 5 человек, то есть 2 человека перешли со среднего уровня на высокий, об этом свидетельствует наличие мотивов общения, удерживают внимание на коммуникаторе, адекватно реагируют на партнера. На среднем уровне - с 4 до 3, один воспитанник перешел с низкого уровня развития навыков общения на средний, об этом свидетельствует наличие у него таких особенностей как, мотив общения зависит от инициативы партнера, внимание не устойчивое, адекватные эмоциональные реакций на партнера.
...
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативного поведения у воспитанников психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Развитие произвольности у детей дошкольного возраста, с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия снижения агрессии у воспитанников психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАДАПТАЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНИМАНИЯ
ПИКТОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО¬ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ БЕЗ СЕМЬИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РЕЧЕ - КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018





