Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №167410

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2024
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Сущность понятия «социальные эмоции» 7
1.2.Особенности развития социальных эмоций в детском возрасте 11
1.3. Средства и условия развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста 13
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Результаты изучения особенностей развития социальных эмоций детей
4-5 лет 22
2.3. Организация музыкальной деятельности с целью развития социальных
эмоций детей 4-5 лет 26
2.4. Оценка эффективности реализации психолого-педагогических условий
для развития социальных эмоций детей 4-5 лет 32
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 47


В дошкольном возрасте у ребёнка, достаточно часто отмечается трудность во взаимодействии со сверстниками: высокий уровень
тревожности, агрессивное поведение в связи с неумением договариваться, отсутствие навыка распознавания особенностей сверстников, их принятие. Также затруднена совместная деятельность. В связи с активным использованием различных гаджетов (ПК, смартфоны и др.) при намёке на общение дети предпочитают выбрать «общение» с миром ПК или смартфона, нежели живое общению с реальными людьми - взрослыми и сверстниками.
В современной действительности социально-коммуникативному развитию уделяется мало времени. И именно халатное отношение преимущественно большинства взрослых (в том числе, родителей детей) и привело к непредсказуемости и спонтанности развития взаимоотношений ребёнка сначала со сверстниками, а далее со взрослыми людьми. Вопросы социально-коммуникативного развития современных детей дошкольного возраста, требуют максимально пристального внимания и дальнейшего изучения [42].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [40] в достаточно большом объёме уделяется внимание коммуникации детей. В одном из главных принципов дошкольного образования ребёнок - субъект образования. Далее во ФГОС ДО также указана информация о построении образовательной деятельности на не менее важном условии - взаимодействие ребёнка со взрослым во время обучения и воспитания. Следовательно, для реализации воспитателем ранее сказанных требований необходимо найти условия, средства реализации и закрепления развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Стоит отметить характерные особенности современной жизни, которая не предоставляет должных возможностей и условий, побуждающих активно взаимодействовать детям со сверстниками. Вдобавок в городской среде многодетные семьи уступают преимущество семьям с одним ребёнком, что приводит к тенденции минимального взаимодействия детей между собой (к примеру, во дворе, на спортивной или игровой площадке). Взрослые также минимально включены в процесс общения с ребёнком, предпочитая занять ребёнка телевизором или гаджетом. Вышеперечисленное негативно влияет на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в современном мире, на формирование развитого эмоционального интеллекта детей, способствующих проявлению эмпатии, альтруизма, гуманизма, и др.
Коммуникативное развитие имеет тесную связь с социальными эмоциями. Так, социальные эмоции являются неотъемлемым компонентом коммуникации.
В области изучениях социальных эмоций за последнее время было накоплено достаточное количество материалов. Изучением проблемы развития социальных эмоций занимались представители как отечественной, так и зарубежной психологии. Так, например, из тех, кто изучал тему социальных эмоций у детей дошкольного возраста, можно выделить имена следующих известных исследователей: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, и др.
Социальные эмоции представляют собой неотъемлемую часть нашей личности, которая формируется и закрепляется в подсознании в соответствии с социальными нормами общества. Именно социальные эмоции играют одну из главных ролей в регулировании поведения, а также являются фундаментом дальнейших эмоциональных реакций, к примеру, на правила, оценки, принятые в той социальной среде, где находится человек.
Социальные эмоции также являются неким регулятором при взаимодействии людей друг с другом, а также являются важнейшим компонентом в социализации детей, что дает обеспечение их адекватного развития в рамках правил и требований общества.
Исходя из вышесказанного, дошкольный возраст - важнейший этап эмоционального развития социальных отношений. Именно в этот период ребёнок учится строить отношения с самим собой и окружающими его людьми. Именно на этом жизненном этапе важно не только сформировать умение общаться с другими детьми в ходе деятельности, но и раскрыть способности понимать и распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения и мотивации других людей, а также управлять и контролировать собственные чувства и эмоции.
В настоящий момент деятельность педагогов состоит из поиска максимально результативных приёмов, средств и методов формирования и развития социальных эмоций детей дошкольного возраста. Для примера эффективного развития предоставляется интересным использование музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста. По словам арт- педагога, заведующего кафедрой дошкольной педагогики и психологии В.П. Анисимова, музыка является средством социализации детей, основная функция которой - развитие социальных эмоций: сочувствия, сопереживания, понимания эмоционального состояния. В процессе слушания музыки происходит развитие различать эмоции, заложенные композитором в произведении, а также понимать собственное состояние во время прослушивания. Музыкальные занятия могут не только добиться формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, но и способствовать социальному развитию своими способами (игры, танцы, музыкальные постановки, музыкальные упражнения и др.) .
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Период дошкольного возраста - время становления личности и типа взаимоотношений, развитие эмоциональной и мотивационной сферы. Также именно в этот период интенсивного развития всех психических процессов происходит развитие социальных эмоций.
Социальные эмоции - необходимый компонент в развитии личности каждого человека. Их обязательно нужно развивать и в дальнейшей жизни только усиливать. Каждый взрослый, в т.ч. как родитель, так и воспитатель, должны помнить о том, насколько важны социальные эмоции в будущем: во взаимодействии ребёнка с другими людьми, в выстраивании долгосрочных или даже краткосрочных отношений. Помимо коммуникативных навыков, ребёнку предстоит «читать» людей. А без развитых социальных эмоций такой процесс даётся достаточно сложно. Кроме того, важно помнить и о специфике нашей жизни - о наличии гаджетов в нашей жизни, которые и без того очень сильно усложняют развитие детей. Важно понимать то, что сейчас общение даже взрослых людей строится преимущественно в соцсетях, что слегка отупляет навыки выстраивания отношений с использованием социальных эмоций. Но это не означает, что они не нужны и их нужно забыть.
И конечно же, социальные эмоции - это прежде всего про регуляцию деятельности ребёнка, корректирование его поведения и выстраивание характера отношения к окружающему миру (к другим детям и взрослым). Таким образом, через просоциальные эмоции ребёнок получает возможность войти в социум плавно.
Наилучший инструмент для формирования и развития социальных эмоций станет общение с другими людьми как своего возраста, так и старше - со сверстниками и взрослыми.
Социальные эмоции, как и коммуникативные навыки - огромный инструмент влияния развития отношений между людьми в принципе. А через общение происходит познание окружающего мира, за что нужно быть ответственными взрослым и педагогам. В этом безусловно может помочь грамотное выстраивание благоприятных психолого-педагогических условий педагогом для эффективного развития социальных эмоций, а родителям важно с детьми много общаться и поддерживать те самые знания у ребёнка вплоть до полноценного становления личностью.
Один из ключевых элементов развития социальных эмоций ребёнка дошкольного возраста становится коллектив - группа детей одного возраста. Только в рамках коллектива ребёнок может развить социальные навыки сполна, т.к. именно он является инструментов познания мира, общества и дальнейшего взрослого социума, в который ребёнок обязательно попадёт в будущем.
После проведения исследования на констатирующем этапе был выявлен низкий процент личностного типа отношений. Индифферентный и предметный имели значительно высокие показатели. Этот результат привел к созданию психолого-педагогических условий в рамках музыкальных занятий для развития социальных эмоций и развития исследуемых компонентов.
С помощью слушания и пения музыкальных произведений у детей дошкольного возраста был замечен рост показателя развития социальных эмоций. Это доказывает эффективность выбранной деятельности для решения поставленной в исследовании задачи.



1. Анисимов В.П. Возрастные особенности развития социальных
эмоций дошкольников // Теория и методика музыкального воспитания дошкольников. Тверь, 2007. С 33-37. URL.:
https://elibrary.ru/item.asp?id=27284671 (Дата обращения: 17.01.23).
2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.: Сфера, 2003. 128 с.
3. Алексеева Н.И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: автореф. дис. канд. психол.наук. М., 1987. 21 с.
4. Барышева Т.А. Методики диагностики эмоциональных состояний школьников в ситуации восприятия музыки. Ленинград, 1990. С.4.
5. Басова А.Г Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной
психологии // Молодой ученый. 2012. №8. URL.:
https://kpfu.ru/portal/docs/F1142145027/moluch 43 ch2.pdf (Дата обращения: 20.01.23).
6. Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Социальные эмоции и их роль в развитии личности и поведения подростка: теоретический анализ проблемы исследования // «Cyberleninka»: Научная электронная библиотека.
1. 4 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-emotsii-i-ih-rol-v- razvitii-lichnosti-i-povedeniya-podrostka-teoreticheskiy-analiz-problemy- issledovaniya/viewer (Дата обращения: 27.01.23).
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. 486 с.
8. Вербианова О.М. Роль муниципальных органов самоуправления в обеспечении досуга дошкольного возраста (на примере г. Красноярска). // Сборник «Психология и педагогика детства: дети третьего тысячелетия. КГПУ им. В.П. Астафьева». Красноярск. 2019. С. 27-34. URL.: https://www.elibrary.ru/ip restticted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibr
ary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fselid%3D38161472%26id%3D38098453 (Дата
обращения: 30.01.23)
9. Винокурова О.В. Социо-эмоциональное развитие старших дошкольников. Борисоглебск: БГПИ, 2007. 156 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, 2006.
11. Горбунова М.Ю. Социальные функции эмоций // Научный журнал КубГАУ 2011. 10с. URL: http://ej.kubagro.ru/2011/03/pdf/08.pdf (Дата обращения: 15.01.23)
12. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения / Под ред. Чл.-кор. АМН СССР Н.И. Касаткина. Ленинград: Наука. Ленингр. Отд-ние, 1078. 143с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007621932 (Дата обращения: 20.01.23)
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1.
Психологическое развитие ребёнка. М.: Педагогика, 1986. 320с.
14. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. Развитие социальных эмоций / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. 172с.
15. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
... всего 50 итсочников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ