ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Воспитательный потенциал культуры малочисленных народов Севера... 7
1.2. Особенности освоения представлений о народной культуре у детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3.Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной
культурой как направление образовательной деятельности в ДОО 16
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 24
2.1. Организация исследования по формированию представлений о культуре малочисленных народов Севера у детей старшего дошкольного возраста. 24
2.2. Результаты исследования особенностей сформированности
представлений о культуре народов Севера у детей старшего дошкольного возраста 28
2.3. Организация педагогических условий по формированию представлений о культуре народов Севера у детей старшего дошкольного
возраста 38
2.4. Контрольный этап исследования 48
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность формирования представлений о народной культуре особенно значима в нашей многонациональной стране. В ряде государственных документах отражена важность решения данной проблемы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» ( Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666), «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2015 № 996-р), Федеральный государственный образовательный стандарте дошкольного образования. В данных документах обозначена важность формирования общей культуры подрастающего поколения, развитие нравственных, эстетических и личностных качеств.
Актуальность исследования также обусловлена необходимостью разработки и реализации новых подходов к образовательным процессам в среде коренных малочисленных народов Севера и Сибири, компактно проживанию на северных территориях нашей страны. Задача сохранения национальных традиций и обычаев народов Севера важна в том плане, что малочисленному народу традиции и обычаи сохранить труднее, и только благодаря им он может сохранить себя как народ. Дошкольный возраст - это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремальных сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.
Однако исследования последних лет свидетельствую о неоднозначном принятии данной проблемы, несмотря на то, что под влиянием современной культуры у детей дошкольного возраста происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира. В связи с данными обстоятельствами задача сегодняшних педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы научно-творческим путем обосновать необходимость формирования представлений о народной культуре у детей дошкольного возраста обосновать использование народной культуры в процессе развития детей. Мудрость и духовная красота народной культуры сохранились в устном народном и песенном творчестве, в декоративно-прикладном искусстве, в обычаях и обрядах, традициях разных народов нашей страны.
Старшие дошкольники уже могут усвоить базовые духовнонравственные ценности, поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДОО) выделена область духовно-нравственного развития ребенка, поставлена задача развития основ детской личности, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, что поможет ребенку осознавать себя частью народа большой страны.
Создание благоприятных педагогических условий необходимо для решения данной задачи, однако, данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях.
Анализ исследований, связанных с решением задачи формирования представлений о народной культуре показал, что в основном исследуются отдельные аспекты решения данной проблемы, практически не исследуются педагогические условия решения данной проблемы применительно к малым народам. В процессе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между важностью решения задачи формирования представлений о народной культуре как основы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий решения данной проблемы в условиях проживания и воспитания малых народов. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске педагогических условий для формирования представлений о народной культуре у детей старшего дошкольного возраста в условиях проживания малых народов.
Объект исследования: процесс формирования представлений детей дошкольного возраста о культуре малочисленных народов Севера.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
представлений о культуре народов Севера у детей старшего дошкольного возраста.
...
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме подтвердил актуальность исследуемой проблемы. Целью нашего исследования являлась разработка педагогических условий по формированию представлений о культуре малочисленных народов Севера детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели были определены задачи, которые решены в процессе исследования и получены следующие результаты.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что в структуре воспитательных возможностей народной культуры содержится несколько компонентов: образовательный, развивающий, воспитывающий. Устное народное творчество в виде малых фольклорных форм, сказок, народных игр, традиционных праздников содержат большую информацию о культуре любого народа и обладают большим воспитательным потенциалом.
Однако существует ряд особенностей в освоении представлений о народной культуре детьми старшего дошкольного возраста, которые связаны с сензитивностью возрастного периода для освоения народной культуры: у ребенка формируются представления об этнической принадлежности, о ценностях культуры, способность отражать полученные представления в собственной деятельности
Образовательная деятельность по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народной культурой является направлением образовательной деятельности в ДОО, так как содержание основной образовательной программы, использование парциальных программ, создание соответствующей предметно-развивающей среды, выбор наиболее эффективных форм и методов формирования представлений позволяют создать систему работы по решению данной задачи.
Во второй главе представлено описание проведенного эмпирического исследования, целью которого являлась проверка выдвинутой гипотезы.
Исследование проводилось в три этапа на базе ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени Л.П. Ненянг». В исследовании принимали участие две группы детей, в каждой из которых по 10 детей 5-7 лет, из них 11 мальчиков и 9 девочек. На этапе констатирующего исследования для определения уровня сформированности представлений о народной культуре у детей старшего дошкольного возраста мы подобрали методики И.Б.Рябцевой.
Анализ полученных результатов показал, что необходимо создание педагогических условий в детском саду, способствующих повышению уровня сформированности представлений о народной культуре, а также требуется проверить их результативность. Работа по формированию представлений о народной культуре в экспериментальной группе проводилась на основе специально разработанного перспективного плана. Были разработаны и созданы педагогические условия: 1. Обогащение предметно-развивающей среды объектами народной культуры; 2. Организация детских видов деятельности с использованием элементов культуры народов Севера.
При обогащении предметно-развивающей среды группы детского сада были внесены объекты культуры народов Севера по следующим группам: Этнический мини-музей, игровой материал для сюжетно-ролевых игр, игровой материал для игр с правилами, игровой материал для подвижных игр, библиотечка этнической литературы, познавательный материал.
Организация детских видов деятельности осуществлялась в рамках сформированных четырех тематических циклов: Благородный олень; Быт и промыслы северных народов; Тепло домашнего очага; Красота полярной природы. Содержание деятельности детей конструировалось на основе произведений устного народного творчества.
Проведенное эмпирическое исследование по формированию представлений о культуре малочисленных народов Севера детей старшего дошкольного возраста показало, что выделенные нами и реализованные педагогические условия подтвердили свою эффективность в решении поставленной задачи. В экспериментальной группе были реализованы все педагогические условия и результаты контрольного исследования подтвердили наличие положительной динамики в увеличении количества детей с высоким уровнем сформированности представлений о культуре малочисленных народов Севера, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
...
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька: о русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. М.: Детская литература, 1988. 176 с.
2. Афанасьева А.Б. Актуализация этнокультурного образования в поликультурной среде современной школы// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. № 142. С. 134-143.
3. Бабунова Е.С. Обоснование принципов построения реализации педагогической стратегии становления этнокультурного образования детей дошкольного возраста//Сибирский педагогический журнал. 2009. №4. С.212220.
4. Венгер Л.А. Вот и вышел человечек. М.: Карапуз, 2011. 236 с.
5. Вертякова Э.Ф. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве: монография. Челябинск: РЕКПОЛ, 2016. 143 с.
6. Волков Б. С. Психология дошкольного возраста. М.: КноРус, 2017. 270 с.
7. Воспитание и обучение детей народов Севера в контексте индигенного
подхода: сборник материалов Международной научно-практической
конференции (8 октября 2020 г., г. Якутск) / [под ред. Н. Д. Неустроева]. Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. 255 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.:Юрайт, 2017. 302 с.
9. Давыдова Л.С. Северо-Восток России и особенности его эстетического восприятия детьми дошкольного возраста: монография. Магадан: Охотник, 2017. 166 с.
10. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: ВЛАДОС, 2010. 125 с.
11. Демина, Г.Д. Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного возраста//Инновационные педагогические технологии:
материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 52-54.
12. Детский русский фольклор: учебно-методическое пособие / авт.-сост. О.В. Слонь. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2018. 54 с.
13. Добжанская О.Э. Культура коренных народов Таймыра: учебнометодическое пособие. Норильск: АПЕКС, 2008. 76 с.
14. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.:УЦ «Перспектива», 2012. 320 с.
15. Ежкова Н.С., Ежкова П.Е., Кулинич А.Е Приобщаем дошкольников к социокультурным ценностям//Дошкольная педагогика. 2016. № 10 (125). С. 4 - 9.
... всего 54 источников