ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ЖИВОПИСНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МАСЛО, ТЕМПЕРА, АКРИЛ) 6
1.1 Сущность и содержание понятия «творческая активность» 6
1.2 Особенности развития творческой активности студенческой
молодежи 12
1.3 Освоение технологии работы с живописными материалами (масло,
темпера, акрил) как способ развития творческой активности студенческой молодежи 22
Вывод по главе 1 29
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ЖИВОПИСНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МАСЛО, ТЕМПЕРА, АКРИЛ) 31
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня творческой активности студенческой молодежи 31
2.2 Серия занятий по освоению технологии работы с живописными материалами (масло, темпера, акрил) и методические рекомендации к ним, направленные на развитие творческой активности студенческой молодежи 40
Вывод по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В наше время молодежь определяет основными ценностями материальные блага, забывая о духовном аспекте нашей жизни. Все наше общество формируется, как общество потребителей. Но, что же будет с обществом, если жизнедеятельность в нем будет развиваться в направлениях политики, экономики и социологии и совсем не будет касаться духовного аспекта? И здесь перед нами встает вопрос, как нам воспитать эту многогранную и всесторонне развитую личность? Мы считаем, что для становления творчески-мыслящей личности особую значимость имеют: тяга к новому, интенсивное углубление знаний в своей области интересов, творческий потенциал, способность в решении задач и проблем, готовность к творческой и конкурентной деятельности. Данные качества необходимо формировать в процессе художественного образования и эстетического воспитания студентов.
Творческая активность - это деятельность личности, направленная на поиск оригинальных знаний, подходов к решению повседневных задач и развитию новых умений. Художественное образование как фактор эстетического и нравственного воспитания играет неоценимую роль в формировании духовных приоритетов, мировоззрения, а также творческой активности у студенческой молодежи.
Актуальность темы данной работы насущна, так как современному обществу нужна творческая, талантливая, активная молодежь, умеющая соответствовать нынешним условиям и вкусам жизни, способная к постоянному развитию и совершенствованию для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения, поэтому необходимость раскрытия данной тематики актуальна для совершенствования знаний в рассматриваемой области.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития творческой активности студенческой молодежи и разработать серию занятий по освоению технологии работы с живописными материалами (масло, темпера, акрил), направленные на развитие творческой активности студенческой молодежи.
Объект исследования - процесс развития творческой активности студенческой молодежи.
Предмет исследования - освоение технологии работы с живописными материалами (масло, темпера, акрил) как способ развития творческой активности студенческой молодежи.
Гипотеза исследования: предполагаем, что практические занятия по освоению технологии работы с живописными материалами (масло, темпера, акрил) будут способствовать развитию творческой активности студенческой молодежи, при условии:
• выстраивания последовательного алгоритма работы по освоению технологии работы с живописными материалами и, одновременно, индивидуального подхода к каждому обучающемуся;
• увеличения доли творческих заданий во время планирования занятий.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «творческая активность».
2. Проанализировать особенности развития творческой активности студенческой молодежи.
3. Рассмотреть процесс освоения технологии работы с живописными материалами (масло, темпера, акрил) как способа развития творческой активности студенческой молодежи.
4. Разработать и провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня творческой активности студенческой молодежи.
5. Разработать серию занятий по освоению технологии работы с живописными материалами (масло, темпера, акрил), направленную на развитие творческой активности студенческой молодежи.
Методы исследования:
- теоретические (изучение философской, психологической, педагогической и
специальной литературы, нормативной документации по теме исследования, анализ, синтез, сравнение, моделирование, обобщение);
- эмпирические (наблюдение, обобщение опыта);
- качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: КГБ ПОУ «Красноярский строительный техникум» г. Красноярска. Обучающиеся 1 и 2 курса, в количестве 15 человек.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что творческая активность рассматривается с позиции совокупности деятельности направленной на создание качественно нового и творческой составляющей личности. Включает такие задачи, как развитие социальной активности и творческого потенциала студента, направлена на формирование самооценки, само-актуализации и помогает в решении вопроса самореализации в сфере дополнительной деятельности, необходимой для ее целостного и всестороннего развития. И рассматривается нами, как единство трех ее компонентов: креативного, мотивационного и деятельностного. Креативный компонент творческой активности - это потребность личности в преобразовании действительности; Мотивационный компонент творческой активности - это умение поставить цель и достигнуть ее; Деятельностный компонент творческой активности - это умение сформулировать проблему и найти метод ее решения.
Что касается особенностей развития творческой активности у студентов, то они заключаются в комплексе факторов влияющих на студента такие как факторы внутри профессионального учебного учреждения, влияние педагогического состава, влияние группы сверстников, направленность учебного учреждения, особенности основного вида деятельности, такого как учебная профессиональная, планомерность их деятельности; факторы внешней среды, семьи, общества в котором находится студент во внеучебное время , социальное положение, гражданская позиция; личностные качества, самомотивация, потребность в деятельности, ее целенаправленность и осознанность и все что студент формирует в себе самостоятельно и что позволяет оценить его личность и профессиональную востребованность.
Обучение различным живописным техникам способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию молодежи, помогает раскрыть скрытые возможности, развивает интерес не только к творческой деятельности, но и поиску новых форм и способов в решении учебных задач по несмежным с творчеством и искусством предметам. А значит такие занятия можно активно использоваться при изучении творческой активности и ее формировании.
В ходе проведения констатирующего эксперимента мы заметили что уровень творческой активности студенческой молодежи находится на среднем уровне с тенденцией к низкому и Есть необходимость в его формировании и развитии. А значит необходима корректировка программы организации досуга учащихся и методов ведения учебных программ, направленная на включение методов формирующих и развивающих творческую активность.
Таким образом учебном заведении приоритетом является создание комфортных условий для формирования творческой активности студента. Задача учебного учреждения дать возможность проявить свою инициативность, самостоятельность, выразить собственный новый взгляд на решение учебных задач и организацию своего досуга. Чем острее становится вопрос формирования творческой активности студентов, тем большое внимание нужно обращать на выбор творческой деятельности в процессе организации досуга или в формате дополнительного образования (кружков и факультативов).
И мы предложили собственную серию дополнительных занятий для студенческой молодежи с учетом всех выводов полученных в ходе проделанной работы и мнения на этот счет значимых имен в психологии и педагогике.
1 Авдеева, Ф. С. Ученые записки Орловского государственного университета : научный журнал. Орел : ОГУ. 2008. 262 с.
2 Алишев, Б. А. Самореализация личности и некоторые проблемы ситуационного анализа в психологии // Организационно-педагогические условия процесса самореализации студентов в средней профессиональной школе. Н. Челны 2017. №1. 13 с.
3 Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Издательство Казанского Университета. 1988. 238 с.
4 Архангельский, С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов практики педагогических исследований. Москва. 1975. 43с.
5 Банзелюк, Е. И. Диагностические показатели креативности и их динамика // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. Москва. 2007. С. 80-81.
6 Белова, С. С. Когнитивное моделирование и феномены творчества // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. Москва. 2007. С. 137-138.
7 Белов, Д. И. Особенности обучения подростков живописи на основе традиций отечественной художественной школы : автореф. дис... канд. пед. наук : 13.00.02. Москва. 2016. 26 с.
8 Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Москва. 2006.
9 Бердяев, Н. А. Самопознание. «Азбука-классика». Москва. 2007. 416 с.
10 Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета. 1983. 173 с.
11 Болденко, О. А., Палаткина, Г. В. Особенности развития творческой активности старших подростков // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 61-65.
12 Варнавских, С. М., Формирование творческой активности студентов в процессе вузовского образования // Педагогика и современность. 2013. №4. С. 121-125.
13 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений, И.В. Дубьровина, A.M. Прихожан. Академия. Москва. 2003. 368с.
14 Волков, Б.С. Возрастная психология: учебн. пособие для студ. ВУЗов. Владос. Москва. 2005. 366с.
15 Выготский, Л. С. Психология искусства. Москва. 1968.
16 Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно -целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. №7. С.3-12.
17 Гиндлис, Н. Л. Творческий потенциал: предопределенность или становление // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. Москва. 2007. С. 137-138.
18 Гунина, Е. В. Основные подходы к преподаванию изобразительного искусства: от школы до Вуза : учебно-методическое пособие. Владимир : ВлГУ. 2015. 93 с.
19 Давыдов, В.А. Психология обучения. Москва. 1978. 144 с.
20 Джамирзе, Н. К., Творческая активность как условие саморазвития студентов в образовательном пространстве вуза // Вектор для науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. №4. С.85-87.
21 Еремина, Л. В. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. - УГПУ. № 1. С. 42-47.
22 Загвязинский, В. И. Педагогическое мастерство учителя. Москва, 1987. 156 с.
23 Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская
корпорация «Логос», 2000. 384 с.
24 Иванова, Л. В., Развитие творческой активности как предпосылка успешной социализации студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2013. №12-2. С.68-74.
25 Ивченко, Е. В. Изобразительное искусство как форма художественно-творческой активизации молодежи // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2016. № 3 (47). С. 79-83с.
26 Ивченко, Е. В. Модель развития художественно-творческой активности студенческой молодежи в условиях социально -культурной деятельности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2015. № 4 (44). С. 122-126.
27 Ивченко, Е. В. Развитие художественно-творческой активности студенческой молодежи в в социально-культурной деятельности ВУЗа : дис... канд. пед. наук : 13.00.05. Челябинскб, 2015. 221 с.
28 Кирсанов, А. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1995. 103 с.
29 Криницына, А. В. Проблемы творческого развития личности в системе образования : сборник научных статей, Москва : Сампинт. 2017. 209 с.
30 Лихачев, Б. Т. Педагогика : учебное пособие. Москва : Юрайт-М, 2002. 505 с.
31 Лук, А. Н. Психология творчества. Москва, 1978. 127 с.
32 Лук, А. Н. Научное и художественное творчество - сходство,
различия, взаимодействие // Художественное творчество: вопросы
комплексного изучения. Москва, 1982. С. 203-216.
33 Маркова, А. В., Шевченко Н. Н. Формирование творческой активности студентов педагогического вуза в изобразительной деятельности // Молодой ученый, 2014. №1. С. 554-557.
34 Никитина, Н. Н. Современные педагогические теории и технологии: Методические рекомендации / ИПК ПРО при УлГПУ им. И.Н.Ульянова. Ульяновск, 1999. 35 с.
35 Новикова, Л.И. Концептуальные основы теории воспитательных систем // Современные концепции воспитания: материалы конференции. Ярославль, 2000. 148с.
36 Петровский , В. А. Психология неадаптивной активности.
Москва: Российский открытый университет, 1992. 633 с.
37 Пономарев, Я. А. Психология творчества. Воронеж: МОДЭК, 1999. 176 с.
38 Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др. Педагогика. Москва, 1983. 448с.
39 Пухова, Т. А. Диагностирование развития творческой активности учащихся в педагогическом процессе // Вестник школы, 1999. №3. С. 38-43.
40 Радомский, В. М. Психолого-педагогические методы развития творческого потенциала студентов и воспитания творческих личностей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. № 5(2). С. 383-386.
41 Раковская, О. Л. Педагогические условия развития творческой активности студентов в рамках учебного процесса // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. №30. С.308-313.
42 Рожков, М. И. Индивидуализация воспитания - целевой ориентир образовательного процесса // КПЖ. 2016. №5. 118 с.
43 Роджерс, Н. Творчество как усиление себя // Вопросы
психологии. 1990. №1. С. 164-168.
44 Строков, В. П. Дидактические основы развития творческой личности студента // Педагогическое образование и наука. 2010. №11. С.67¬70.
45 Тельтевская, Н. В. Психолого-педагогичекие факторы развития творческой активности студентов // Акмеология образования. Психология развития. 2013. № 3. С. 302-304.
46 Туник, Е. Е. Природа и диагностика творческих способностей. Санкт-Петербург, 1992.
47 Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления // Креативные тесты. Санкт-Петербург. 1997.
48 Туник Е. Е. Опросник креативности Джонсона / СПбУПМ. Санкт-Петербург. 1997.
49 Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности образовательных учреждени: сценарный подход // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. №5. 18 с.
50 Тюнников, Ю. С. Преподаватель и студент: сценарий
взаимодействия // Высшее образование в России. 2004. №12. 105 с.
51 Укуева, Б. К. Формирование творческой активности студентов в процессе обучения в вузе // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. №3(8). С.132-135.
52 Успенская, Я. А. Педагогическое обеспечение реализации творческого потенциала личности студентов ВУЗа : автореф. дис... канд. пед. наук : 13.00.01. Нижний Новгород, 2010. 25 с.
53 Ушкова, Н. В. Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе // Молодой ученый. 2013. №10. С. 544-545.
54 Федорова, Е. А. Развитие творческой активности студентов с помощью технологий ТРИЗ педагогики // Информатика и образование. 2009. №2. С. 35 - 45.
55 Филисюк, Н. В. К вопросу о повышении творческой активности студентов в процессе обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. №8-3. С.131-132.
56 Фуфаев, И. В. Диагностика творческой активности обучающихся // Вестник ЮУрГГПУ. 2011. №5. С. 252-259.
57 Черниковская, М. В. Факторы развития творческой активности российского студенчества в период обучения в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. С.67-70.