Всестороннее физическое развитие детей подвижными играми
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Подвижные игры как средство физического воспитания 10
1.2 Состояние разработанности проблемы физического воспитания в истории
отечественной и зарубежной педагогики 25
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 38
2.1 Состояние использования народных подвижных игр в физическом
воспитании подростков 38
2.2 Технология организации педагогического процесса по физическому
воспитанию подростков 51
2.3 Содержание и результаты опытно-экспериментального
исследования 59
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Подвижные игры как средство физического воспитания 10
1.2 Состояние разработанности проблемы физического воспитания в истории
отечественной и зарубежной педагогики 25
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 38
2.1 Состояние использования народных подвижных игр в физическом
воспитании подростков 38
2.2 Технология организации педагогического процесса по физическому
воспитанию подростков 51
2.3 Содержание и результаты опытно-экспериментального
исследования 59
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
В современной России среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических изменений одной из важных является проблема физического и нравственного здоровья молодого поколения. От того, каким образом решается эта проблема зависит будущее страны. Физическое состояние, уровень физической подготовленности, постоянное ухудшение здоровья молодежи затрудняет противостояние неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменениями социально¬политического устройства государства. По данным Всероссийского НИИ гигиены и профилактики детей и подростков показали, что лишь 10% школьников могут считаться здоровыми, у 40-45% имеется хроническая патология, 45% с функциональными отклонениями.
Сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает необходимую потребность организованной двигательной активности, освоение учащимися жизненно важных ценностей физической культуры, укрепление их здоровья, формирования навыков здорового образа жизни. На уроках физической культуры в рамках школьной программы не в полной мере учитываются индивидуальные, возрастные, психологические, национальные особенности учащихся, что не позволяет использовать народный опыт физического воспитания.
Положение с национальной игровой культурой у большинства народов России критическое. Требуется объединение усилий всех, кому дороги судьбы родной культуры, ибо, потеряв одно из своих незаменимых звеньев, порвется цепь передачи традиций культуры от поколения к поколению. Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа.
При реализации принципов гуманизации и демократизации школы в национальном регионе важным представляется использование подвижных игр в физическом воспитании подростков.
Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие, двигательные действия, выполняемые в рамках правил. Исторически сложившиеся составные части подвижной игры позволяют рассматривать ее в качестве одного из важных средств физического воспитания подростков. Это средство при педагогически оправданном использовании становится эффективным методом физического воспитания. Использование игрового метода может быть эффективным при учете конкретных условий, в которых проводятся подвижные игры.
О воспитательном значении подвижных игр высказывались педагоги и ученые. Ян Амос Коменский высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Епифаний Славинецкий указывал, что занятия играми должны помогать укреплению здоровья и развитию физических сил детей. Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци положительно оценивал подвижные игры, в которых дети чувствуют себя непринужденно. Сохраняют свое значение взгляды К.Д. Ушинского по вопросу применения народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся. П.Ф. Лесгафт подвижные игры рассматривал в качестве одного из главных факторов физического воспитания.
Народные подвижные игры не требуют специальной подготовленности и имеют много вариантов по своей целенаправленности и особенностям содержания. Рассмотрение проблемы использования народных подвижных игр с различных сторон является важным и полезным для обогащения научной мысли, открытия в ней новых творческих возможностей. Актуальность исследования возрастает в связи с тем, что в Республике Тыва проблема физического воспитания подростков с использованием народных подвижных игр до сих пор не являлось предметом исследования ВКР. Проблемы формирования гармонично развитой личности будут своевременны всегда, пока существует человечество, а использование подвижных игр и народного опыта в физическом воспитании подростков никогда не теряют свою актуальность. Следовательно, такие ценности как культура здоровья.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы, с одной стороны потребность образовательных учреждений в активизации физического воспитания, с другой потребность семьи определили выбор темы исследования «Использование подвижных игр тувинцев в физическом воспитании подростков».
Существует ряд противоречий актуализирующих данную тему, в особенности между:
- требованиями времени к здоровью, уровню физической подготовленности и современным состоянием системы физического воспитания подростков в школе;
- необходимостью эффективного использования подвижных игр и народного опыта физического воспитания и недостаточной разработанностью вопросов, связанных с реализацией физической подготовки подростков в условиях Республики Тыва.
Актуальность исследования и наличие противоречий определили проблему исследования: каковы возможности использования подвижных игр народа в физическом воспитании молодого поколения.
Цель исследования: применение методики занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе, направленный на совершенствование системы физического воспитания учащихся.
Предмет исследования: педагогические условия использования народных подвижных игр в физическом воспитании подростков.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что физическое воспитание подростков в школе с использованием подвижных игр народа будет эффективным, если: - выявить и проанализировать, народные подвижные игры Республики Тыва и их влияние на подростков, в целях их физического воспитания;
- раскрыть игровую деятельность как целостный личностно-ориентированный процесс, организованный на основе освоения опыта физического воспитания народа;
- обеспечить непрерывность учебно-педагогической деятельности по освоению опыта физического воспитания народа и возможности его использования на современном этапе;
Задачи исследования:
- выявить основные подходы к определению содержания физического воспитания с использованием подвижных игр;
- рассмотреть сущностные характеристики физического воспитания подростков, раскрыть их структуру и механизмы;
- показать, что использование подвижных игр народа может оказать положительное влияние на процесс физического воспитания подростков;
- раскрыть содержание и выявить роль народных подвижных игр как средства физического воспитания учащихся;
Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества; о единстве духовного, психического и физического в структуре личности. Они дополняются психолого-педагогическими положениями, определяющими сущность образовательного процесса, психолого-педагогическими закономерностями формирования знаний, умений и навыков. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:
- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов,Е.Н. Шиянов и др.);
- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Т.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов, В.В. Макаев, В.К. Кочисов, Б.А. Тахохов и др.);
- этнопедагогический процесс (И.А. Арабов, Х.Х-М. Батчаева, Х.Д-Н. Ооржак, Е.М.Аг-оол, К.Б.Салчак, К.Б.Семенов, СБ.Узденова, Е.Е. Хатаев и др.);
- педагогические, культурологические и социологические работы, анализирующие физическую культуру как общественное явление, как фактор воспитания личности (В.У. Агеевец, И.М. Быховская, М.В. Выдрин, Н.Н. Визитей, Л.И. Лубышева, В.П. Лукъяненко, В.А. Магин, Л.П. Матвеев, О.А. Милыптейн, Н.А. Пономарев, В.И. Столяров и др.);
- теории физического воспитания (Н.И. Понамарев, А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы -анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, историко¬этнографической литературы; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические наблюдения - прямое и включенное, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, интервью с учащимися, их родителями и педагогами, математические методы обработки полученных данных.
База исследования:242 учащихся 5-7 классов средних общеобразовательных школ Республики Тыва.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2007-2008 гг.) - определение темы исследования и изучение литературы по проблеме.
Второй этап (2008-2009 гг.) - установление степени научной разработанности вопросов физического воспитания подростков; изучение архивных и библиографических источников; обработка и систематизация данных; уточнение научной концепции и экспериментальных методик реализации задач исследования, проведение опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (2009-2010 гг.) - параллельно с проведением теоретической работы продолжался преобразующий эксперимент. Уточнялись и систематизировались полученные результаты, обобщались теоретические положения и выводы, разрабатывались и внедрялись научно-практические рекомендации, оформлялся текст выпускной квалификационной работы (ВКР).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- конкретизирована сущность физического воспитания с использованием народных подвижных игр;
- выявлены требования к развитию разносторонней личности в учебно-воспитательном процессе с учетом особенностей подростков;
- определены возможности использования подвижных игр и народного опыта физического воспитания подрастающего поколения в современной воспитательной практике.
- разработана и предложена модель использования народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся подросткового возраста.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том,что:
- уточнены сущность, структура и основные характеристики физического воспитания, которые могут послужить ориентиром для повышения уровня профессиональной деятельности будущего учителя с целью формирования у него методических и технологических парадигм воспитательной работы со школьниками;
- установлено, что результаты, полученные в ходе проведенного исследования, способны углубить теоретические представления о содержании, средствах и методах физического воспитания с использованием народных подвижных игр.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных выводов в решении задач физического воспитания с использованием подвижных игр. Экспериментально проверены и предложены для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы научно-методические рекомендации по использованию подвижных игр в физическом воспитании подростков, которые могут быть успешно использованы в специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики физического воспитания, а также в практике воспитательной деятельности учителей школ.
Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках физической культуры, на факультативах, во внеклассной работе. Положения и выводы ВКР могут использоваться в подготовке студентов высших и средних педагогических учебных заведений к работе с родителями учащихся, в повышении квалификации учителей физической культуры, работников образования.
Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, педагогическая и документально-художественная литература, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература по физической культуре.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования.
Сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает необходимую потребность организованной двигательной активности, освоение учащимися жизненно важных ценностей физической культуры, укрепление их здоровья, формирования навыков здорового образа жизни. На уроках физической культуры в рамках школьной программы не в полной мере учитываются индивидуальные, возрастные, психологические, национальные особенности учащихся, что не позволяет использовать народный опыт физического воспитания.
Положение с национальной игровой культурой у большинства народов России критическое. Требуется объединение усилий всех, кому дороги судьбы родной культуры, ибо, потеряв одно из своих незаменимых звеньев, порвется цепь передачи традиций культуры от поколения к поколению. Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа.
При реализации принципов гуманизации и демократизации школы в национальном регионе важным представляется использование подвижных игр в физическом воспитании подростков.
Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие, двигательные действия, выполняемые в рамках правил. Исторически сложившиеся составные части подвижной игры позволяют рассматривать ее в качестве одного из важных средств физического воспитания подростков. Это средство при педагогически оправданном использовании становится эффективным методом физического воспитания. Использование игрового метода может быть эффективным при учете конкретных условий, в которых проводятся подвижные игры.
О воспитательном значении подвижных игр высказывались педагоги и ученые. Ян Амос Коменский высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Епифаний Славинецкий указывал, что занятия играми должны помогать укреплению здоровья и развитию физических сил детей. Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци положительно оценивал подвижные игры, в которых дети чувствуют себя непринужденно. Сохраняют свое значение взгляды К.Д. Ушинского по вопросу применения народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся. П.Ф. Лесгафт подвижные игры рассматривал в качестве одного из главных факторов физического воспитания.
Народные подвижные игры не требуют специальной подготовленности и имеют много вариантов по своей целенаправленности и особенностям содержания. Рассмотрение проблемы использования народных подвижных игр с различных сторон является важным и полезным для обогащения научной мысли, открытия в ней новых творческих возможностей. Актуальность исследования возрастает в связи с тем, что в Республике Тыва проблема физического воспитания подростков с использованием народных подвижных игр до сих пор не являлось предметом исследования ВКР. Проблемы формирования гармонично развитой личности будут своевременны всегда, пока существует человечество, а использование подвижных игр и народного опыта в физическом воспитании подростков никогда не теряют свою актуальность. Следовательно, такие ценности как культура здоровья.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы, с одной стороны потребность образовательных учреждений в активизации физического воспитания, с другой потребность семьи определили выбор темы исследования «Использование подвижных игр тувинцев в физическом воспитании подростков».
Существует ряд противоречий актуализирующих данную тему, в особенности между:
- требованиями времени к здоровью, уровню физической подготовленности и современным состоянием системы физического воспитания подростков в школе;
- необходимостью эффективного использования подвижных игр и народного опыта физического воспитания и недостаточной разработанностью вопросов, связанных с реализацией физической подготовки подростков в условиях Республики Тыва.
Актуальность исследования и наличие противоречий определили проблему исследования: каковы возможности использования подвижных игр народа в физическом воспитании молодого поколения.
Цель исследования: применение методики занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе, направленный на совершенствование системы физического воспитания учащихся.
Предмет исследования: педагогические условия использования народных подвижных игр в физическом воспитании подростков.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что физическое воспитание подростков в школе с использованием подвижных игр народа будет эффективным, если: - выявить и проанализировать, народные подвижные игры Республики Тыва и их влияние на подростков, в целях их физического воспитания;
- раскрыть игровую деятельность как целостный личностно-ориентированный процесс, организованный на основе освоения опыта физического воспитания народа;
- обеспечить непрерывность учебно-педагогической деятельности по освоению опыта физического воспитания народа и возможности его использования на современном этапе;
Задачи исследования:
- выявить основные подходы к определению содержания физического воспитания с использованием подвижных игр;
- рассмотреть сущностные характеристики физического воспитания подростков, раскрыть их структуру и механизмы;
- показать, что использование подвижных игр народа может оказать положительное влияние на процесс физического воспитания подростков;
- раскрыть содержание и выявить роль народных подвижных игр как средства физического воспитания учащихся;
Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества; о единстве духовного, психического и физического в структуре личности. Они дополняются психолого-педагогическими положениями, определяющими сущность образовательного процесса, психолого-педагогическими закономерностями формирования знаний, умений и навыков. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:
- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов,Е.Н. Шиянов и др.);
- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Т.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов, В.В. Макаев, В.К. Кочисов, Б.А. Тахохов и др.);
- этнопедагогический процесс (И.А. Арабов, Х.Х-М. Батчаева, Х.Д-Н. Ооржак, Е.М.Аг-оол, К.Б.Салчак, К.Б.Семенов, СБ.Узденова, Е.Е. Хатаев и др.);
- педагогические, культурологические и социологические работы, анализирующие физическую культуру как общественное явление, как фактор воспитания личности (В.У. Агеевец, И.М. Быховская, М.В. Выдрин, Н.Н. Визитей, Л.И. Лубышева, В.П. Лукъяненко, В.А. Магин, Л.П. Матвеев, О.А. Милыптейн, Н.А. Пономарев, В.И. Столяров и др.);
- теории физического воспитания (Н.И. Понамарев, А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы -анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, историко¬этнографической литературы; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические наблюдения - прямое и включенное, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, интервью с учащимися, их родителями и педагогами, математические методы обработки полученных данных.
База исследования:242 учащихся 5-7 классов средних общеобразовательных школ Республики Тыва.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2007-2008 гг.) - определение темы исследования и изучение литературы по проблеме.
Второй этап (2008-2009 гг.) - установление степени научной разработанности вопросов физического воспитания подростков; изучение архивных и библиографических источников; обработка и систематизация данных; уточнение научной концепции и экспериментальных методик реализации задач исследования, проведение опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (2009-2010 гг.) - параллельно с проведением теоретической работы продолжался преобразующий эксперимент. Уточнялись и систематизировались полученные результаты, обобщались теоретические положения и выводы, разрабатывались и внедрялись научно-практические рекомендации, оформлялся текст выпускной квалификационной работы (ВКР).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- конкретизирована сущность физического воспитания с использованием народных подвижных игр;
- выявлены требования к развитию разносторонней личности в учебно-воспитательном процессе с учетом особенностей подростков;
- определены возможности использования подвижных игр и народного опыта физического воспитания подрастающего поколения в современной воспитательной практике.
- разработана и предложена модель использования народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся подросткового возраста.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том,что:
- уточнены сущность, структура и основные характеристики физического воспитания, которые могут послужить ориентиром для повышения уровня профессиональной деятельности будущего учителя с целью формирования у него методических и технологических парадигм воспитательной работы со школьниками;
- установлено, что результаты, полученные в ходе проведенного исследования, способны углубить теоретические представления о содержании, средствах и методах физического воспитания с использованием народных подвижных игр.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных выводов в решении задач физического воспитания с использованием подвижных игр. Экспериментально проверены и предложены для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы научно-методические рекомендации по использованию подвижных игр в физическом воспитании подростков, которые могут быть успешно использованы в специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики физического воспитания, а также в практике воспитательной деятельности учителей школ.
Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках физической культуры, на факультативах, во внеклассной работе. Положения и выводы ВКР могут использоваться в подготовке студентов высших и средних педагогических учебных заведений к работе с родителями учащихся, в повышении квалификации учителей физической культуры, работников образования.
Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, педагогическая и документально-художественная литература, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература по физической культуре.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования.
Российское государство серьезно обеспокоено снижением здоровья российских учащихся. Государство за организацию долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на здоровье подростков. Народу необходимо обратить внимание на продолжающуюся тенденцию ухудшения здоровья и принять активные меры по использованию опыта наших предков в части физического воспитания. Ее основной целью должно стать улучшение положения детей и создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития. Необходимо создать программу, предусматривающую осуществление мер по совершенствованию системы воспитания детей, созданию условий для оказания им психолого-педагогической помощи, для обучения и воспитания детей и подростков с учетом половозрастных особенностей.
Физическое воспитание - одна из составных частей общей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием и обучением. Цель физического воспитания - разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.
Основные средства физического воспитания - физические упражнения,использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда и т. п.), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т. п.). Физические упражнения разносторонне воздействуют на развитие физических способностей. Познание закономерностей влияния физических упражнений на организм, научная методика их выполнения дают возможность использовать физические упражнения для достижения целей физического воспитания. Естественные силы природы в физическом воспитании выступают в качестве условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и как средство закаливания организма. Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физического совершенствования. Развитию физических возможностей человека способствует труд (особенно на воздухе), который можно использовать как вспомогательное средство физического воспитания. Осуществляется физическое воспитание по трем основным направлениям: общая физическая, профессионально физическая и спортивная подготовка.
Зачатки физического воспитания существовали уже при первобытно-общинном строе в форме различных игр и состязаний, имитирующих трудовые процессы, охоту, военные действия взрослых, а также в форме различных обрядов и испытаний физической выносливости юношей. Передовые русские педагоги и общественные деятели всегда уделяли большое внимание вопросам физического воспитания детей. К.Д. Ушинский связывал физическое воспитание и с физическим трудом, считая его необходимым условием умственного, нравственного и физического развития человека. Он указывал на необходимости введения физических упражнений в программу школьных занятий, т. к. они содействуют борьбе с умственным утомлением, освежают внимание и укрепляют память учащихся.
Традиционная народная педагогика преследовала цель дать всестороннее развитие личности. Возможности ее, конечно, были ограничены вследствие объективных причин, объясняемых, прежде всего, неразвитостью
науки, почти сплошной неграмотностью трудящихся людей. Тем не менее,народными массами был выработан тот идеал совершенной личности, который сродни нашему современному представлению о всесторонне и гармонически развитой личности. Родство этих идеалов идет от критического освоения последующими поколениями веками выработанных принципов и приемов народной педагогики в области трудового, умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания.
Во всесторонней подготовке подрастающего поколения народная педагогика физическому воспитанию придавала важное значение. Тувинцы создали свою народную самобытную систему физического воспитания в процессе многовековой трудовой деятельности, которая была направлена на укрепление здоровья и физическое развитие молодежи; ее воли и характера; на формирование двигательных навыков и умений, необходимых для овладения трудовыми навыками и для защиты родины; на воспитание основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости и ловкости, необходимых в жизни.
В народе широко бытовали различные игры, развлечения и физические упражнения, основанные на применении силы, ловкости, выносливости. Среди них важное место занимали: бег наперегонки, борьба, прыжки, стрельба из лука, верховая езда и др.
Большую роль играли многочисленные детские подвижные игры на свежем воздухе во все времена года. Для молодежи хорошей школой физической закалки являлись многочисленные народные игры, по которым проводились соревнования ежегодно два раза во время традиционных праздников трудящихся в честь окончания пахоты весной и после окончания уборки урожая осенью.
Верным средством в гармоническом развитии молодого человека может стать то рациональное, ценное, что есть в народной системе физического воспитания. Добрую услугу учителям физкультуры и тренерам окажет народная педагогика, в арсенале которой значительное место занимают детские игры. Неприхотливые относительно средств, они могут содействовать достижению массовости в физкультурном движении, физическому воспитанию подрастающего поколения.
Мы считаем необходимым и уместным более решительный подход к использованию традиционных народных подвижных игр в практике работы школ и дошкольных учреждений. При этом выражаем твердую уверенность в том, что учащиеся через родное, национальное лучше будут усваивать и основной программный материал по физическому воспитанию.
Развитие умений, навыков и отношений, способствующих физическому развитию, использование в педагогическом процессе технологий физического воспитания, которые дают школьникам возможность осознать понятие здоровья как личностную и общественную ценность могут и должны найти место в воспитательной практике. Применение богатого педагогического наследия народа, в части физического воспитания, создание благоприятных условий, а также систематическое диагностирование и коррекция состояния физической воспитанности подростков позволяют формировать разносторонне развитую личность.
Физическое воспитание - одна из составных частей общей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием и обучением. Цель физического воспитания - разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.
Основные средства физического воспитания - физические упражнения,использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда и т. п.), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т. п.). Физические упражнения разносторонне воздействуют на развитие физических способностей. Познание закономерностей влияния физических упражнений на организм, научная методика их выполнения дают возможность использовать физические упражнения для достижения целей физического воспитания. Естественные силы природы в физическом воспитании выступают в качестве условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и как средство закаливания организма. Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физического совершенствования. Развитию физических возможностей человека способствует труд (особенно на воздухе), который можно использовать как вспомогательное средство физического воспитания. Осуществляется физическое воспитание по трем основным направлениям: общая физическая, профессионально физическая и спортивная подготовка.
Зачатки физического воспитания существовали уже при первобытно-общинном строе в форме различных игр и состязаний, имитирующих трудовые процессы, охоту, военные действия взрослых, а также в форме различных обрядов и испытаний физической выносливости юношей. Передовые русские педагоги и общественные деятели всегда уделяли большое внимание вопросам физического воспитания детей. К.Д. Ушинский связывал физическое воспитание и с физическим трудом, считая его необходимым условием умственного, нравственного и физического развития человека. Он указывал на необходимости введения физических упражнений в программу школьных занятий, т. к. они содействуют борьбе с умственным утомлением, освежают внимание и укрепляют память учащихся.
Традиционная народная педагогика преследовала цель дать всестороннее развитие личности. Возможности ее, конечно, были ограничены вследствие объективных причин, объясняемых, прежде всего, неразвитостью
науки, почти сплошной неграмотностью трудящихся людей. Тем не менее,народными массами был выработан тот идеал совершенной личности, который сродни нашему современному представлению о всесторонне и гармонически развитой личности. Родство этих идеалов идет от критического освоения последующими поколениями веками выработанных принципов и приемов народной педагогики в области трудового, умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания.
Во всесторонней подготовке подрастающего поколения народная педагогика физическому воспитанию придавала важное значение. Тувинцы создали свою народную самобытную систему физического воспитания в процессе многовековой трудовой деятельности, которая была направлена на укрепление здоровья и физическое развитие молодежи; ее воли и характера; на формирование двигательных навыков и умений, необходимых для овладения трудовыми навыками и для защиты родины; на воспитание основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости и ловкости, необходимых в жизни.
В народе широко бытовали различные игры, развлечения и физические упражнения, основанные на применении силы, ловкости, выносливости. Среди них важное место занимали: бег наперегонки, борьба, прыжки, стрельба из лука, верховая езда и др.
Большую роль играли многочисленные детские подвижные игры на свежем воздухе во все времена года. Для молодежи хорошей школой физической закалки являлись многочисленные народные игры, по которым проводились соревнования ежегодно два раза во время традиционных праздников трудящихся в честь окончания пахоты весной и после окончания уборки урожая осенью.
Верным средством в гармоническом развитии молодого человека может стать то рациональное, ценное, что есть в народной системе физического воспитания. Добрую услугу учителям физкультуры и тренерам окажет народная педагогика, в арсенале которой значительное место занимают детские игры. Неприхотливые относительно средств, они могут содействовать достижению массовости в физкультурном движении, физическому воспитанию подрастающего поколения.
Мы считаем необходимым и уместным более решительный подход к использованию традиционных народных подвижных игр в практике работы школ и дошкольных учреждений. При этом выражаем твердую уверенность в том, что учащиеся через родное, национальное лучше будут усваивать и основной программный материал по физическому воспитанию.
Развитие умений, навыков и отношений, способствующих физическому развитию, использование в педагогическом процессе технологий физического воспитания, которые дают школьникам возможность осознать понятие здоровья как личностную и общественную ценность могут и должны найти место в воспитательной практике. Применение богатого педагогического наследия народа, в части физического воспитания, создание благоприятных условий, а также систематическое диагностирование и коррекция состояния физической воспитанности подростков позволяют формировать разносторонне развитую личность.
Подобные работы
- Подвижные игры как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по физическому развитию детей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Влияние утренней гимнастики на физическое развитие детей младшего дошкольного возраста (Херсонский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Подвижные игры как средство развития быстроты у детей младшего школьного возраста на уроках легкой атлетики
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Развитие физической активности детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Влияние утренней гимнастики на физическое развитие дошкольников (Херсонский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - АДРЕСНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



