МОТИВЫ ВЫБОРА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВОВ
ВЫБОРА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ 5
1.1. Мотивы выбора профессий 5
1.2. Психологическая характеристика обучающихся девятых классов 10
1.3. Мотивы выбора рабочих профессий обучающимися девятых классов ... 15
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА
РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ 22
2.1. Этапы и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 25
2.3. Методические рекомендации по проведению профориентационной
работы, направленной на продвижение рабочих профессий 41
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВОВ
ВЫБОРА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ 5
1.1. Мотивы выбора профессий 5
1.2. Психологическая характеристика обучающихся девятых классов 10
1.3. Мотивы выбора рабочих профессий обучающимися девятых классов ... 15
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА
РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ 22
2.1. Этапы и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 25
2.3. Методические рекомендации по проведению профориентационной
работы, направленной на продвижение рабочих профессий 41
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Обучающиеся, после окончания девятого класса имеют право продолжить обучение в десятом классе, и в результате получить среднее общее образование, либо продолжить обучение в среднем профессиональном образовательном учреждении, и освоить, помимо общеобразовательной программы, профессию.
Среднее профессиональное образовательное учреждение дает возможность овладеть практически любой профессией, в том числе и рабочей.
На начало 2022 г. наблюдается дефицит почти по всем категориям рабочих профессий, таким образом, у работодателей есть потребность в кадрах рабочих профессий. Государство реагирует на запрос работодателей в рабочих профессиях, как отметил министр просвещения Российской Федерации, С.С. Кравцов, планируется выстроить качественную систему подготовки кадров рабочих профессий [13].
Следует отметить, что с 1 сентября 2019 года в Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» началась реализация федерального проекта «Молодые профессионалы». Проект должен повысить конкурентоспособность профессионального образования, за счет «модернизации профессионального образования, внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ» [32].
Помимо этого О.Ю. Васильева, бывший министр просвещения Российской Федерации, отметила в своем интервью, что к 2024 году, планируется создание Центров опережающей профессиональной подготовки, что поможет сделать обучение востребованным рабочим профессиям более доступным и быстрым [16].
Таким образом, все вышеперечисленное обуславливает актуальность выбранной темы.
Объект исследования: выбор рабочих профессий.
Предмет исследования: мотивы выбора рабочих профессий обучающимися девятых классов.
Цель исследования: разработать и апробировать программу, направленную на повышение мотивации к выбору рабочих профессий, обучающимися девятых классов.
Гипотеза исследования: основными мотивами выбора рабочих профессий у обучающихся девятых классов являются материальны и познавательные мотивы. Программа профориентации «Мое будущее» способствует повышению мотивации выбора рабочих профессий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современную научную литературу и выделить определение понятия «рабочая профессия».
2. Проанализировать современную научную литературу и выделить мотивы выбора профессии, актуальные мотивы выбора рабочей профессии обучающихся девятых классов.
3. Провести исследование мотивов выбора рабочих профессий обучающимися девятых классов.
4. Разработать и апробировать программу по повышение мотивации к выбору рабочих профессий, обучающимися девятых классов.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ, обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы исследования: опросные методы, тестирование;
- методы описательной статистики.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №Х г. Красноярска. В исследовании приняли участие обучающиеся девятых классов. Объем выборочной совокупности составил 61 обучающийся девятых классов (15-16 лет).
Результаты данного исследования могут в дальнейшем использоваться профориентологами, а также исследователями, которые занимаются изучением мотивов выбора рабочих профессий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, после которых идут выводы, заключения, списка литературы, состоящего из 37 источников и приложений.
Среднее профессиональное образовательное учреждение дает возможность овладеть практически любой профессией, в том числе и рабочей.
На начало 2022 г. наблюдается дефицит почти по всем категориям рабочих профессий, таким образом, у работодателей есть потребность в кадрах рабочих профессий. Государство реагирует на запрос работодателей в рабочих профессиях, как отметил министр просвещения Российской Федерации, С.С. Кравцов, планируется выстроить качественную систему подготовки кадров рабочих профессий [13].
Следует отметить, что с 1 сентября 2019 года в Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» началась реализация федерального проекта «Молодые профессионалы». Проект должен повысить конкурентоспособность профессионального образования, за счет «модернизации профессионального образования, внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ» [32].
Помимо этого О.Ю. Васильева, бывший министр просвещения Российской Федерации, отметила в своем интервью, что к 2024 году, планируется создание Центров опережающей профессиональной подготовки, что поможет сделать обучение востребованным рабочим профессиям более доступным и быстрым [16].
Таким образом, все вышеперечисленное обуславливает актуальность выбранной темы.
Объект исследования: выбор рабочих профессий.
Предмет исследования: мотивы выбора рабочих профессий обучающимися девятых классов.
Цель исследования: разработать и апробировать программу, направленную на повышение мотивации к выбору рабочих профессий, обучающимися девятых классов.
Гипотеза исследования: основными мотивами выбора рабочих профессий у обучающихся девятых классов являются материальны и познавательные мотивы. Программа профориентации «Мое будущее» способствует повышению мотивации выбора рабочих профессий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современную научную литературу и выделить определение понятия «рабочая профессия».
2. Проанализировать современную научную литературу и выделить мотивы выбора профессии, актуальные мотивы выбора рабочей профессии обучающихся девятых классов.
3. Провести исследование мотивов выбора рабочих профессий обучающимися девятых классов.
4. Разработать и апробировать программу по повышение мотивации к выбору рабочих профессий, обучающимися девятых классов.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ, обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы исследования: опросные методы, тестирование;
- методы описательной статистики.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №Х г. Красноярска. В исследовании приняли участие обучающиеся девятых классов. Объем выборочной совокупности составил 61 обучающийся девятых классов (15-16 лет).
Результаты данного исследования могут в дальнейшем использоваться профориентологами, а также исследователями, которые занимаются изучением мотивов выбора рабочих профессий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, после которых идут выводы, заключения, списка литературы, состоящего из 37 источников и приложений.
Обобщая вышеизложенный материал, можно отметить, что последние годы увеличилась потребность в квалифицированных кадрах рабочих профессий. К началу 2022 года отмечается нехватка работников почти по всем категориям рабочих профессий. Государство, реагируя на запрос работодателей в кадрах рабочих профессий, планирует организовать более качественную подготовку будущих специалистов.
При изучении теоретического материала по проблеме исследования, нами было отмечено двойственное положение понятия «рабочая профессия» - в правовом поле и в научном. Законодательство Российской Федерации не дает четкого толкования данному понятию. В научной же сфере, Н.Е. Скриповой понятие «рабочая профессия» определяется как особый вид трудовой активности человека, посредством которой осуществляется сочетание и комбинирование трудовых операций, характеризующихся сохранением значительной доли физических усилий, включенностью в производительный процесс, а также обладающих доминантами наемного труда и высокой меры подчиненности субъектов их осуществления органам производства. Причем отмечается, что при наличии у профессии хотя бы одного признака, ее можно отнести к категории рабочих профессий.
В первой главе нами были рассмотрены разные классификации мотивов выбора профессии, однако для нашего исследования наиболее значимыми стала классификация мотивов выбора профессии Е.М. Павлютенкова, т.к. в исследовании, нами была использована его методика «Основные мотивы выбора профессии».
Описывая возрастные особенности обучающихся девятых классов, было отмечена такая особенность данного возраста, как стремление проявлять свои возможности, что соотносится с мотивацией достижения успеха. Также, Е.А. Лежнева обосновывает необходимость развития именно мотивации достижения успеха, так как она наиболее благоприятно влияет на становление профессиональной стратегии личности [8].
На основе теоретического анализа мы предположили, что основными мотивами выбора рабочих профессий обучающимися девятых классов являются материальные и познавательные мотивы, а также, что программа «Мое будущее» способствует повышению мотивации к выбору рабочих профессий.
Для проверки гипотезы был проведен первичный срез, на основе полученных данных от первичной диагностики и профориентационной программы Е.Ю. Пряжниковой, нами была разработана и апробирована программа профориентации «Мое будущее». После реализации программы, нами была проведена повторная диагностика, которая показала повышения мотива престижности в группе обучающихся девятых классов, кто выбрал получение среднего профессионального образования для освоения рабочей профессии.
Результаты данного исследования могут в дальнейшем использоваться образовательными организациями, педагогами-психологами, профориентологами, а также исследователями, которые занимаются изучением мотивов выбора рабочих профессий.
При изучении теоретического материала по проблеме исследования, нами было отмечено двойственное положение понятия «рабочая профессия» - в правовом поле и в научном. Законодательство Российской Федерации не дает четкого толкования данному понятию. В научной же сфере, Н.Е. Скриповой понятие «рабочая профессия» определяется как особый вид трудовой активности человека, посредством которой осуществляется сочетание и комбинирование трудовых операций, характеризующихся сохранением значительной доли физических усилий, включенностью в производительный процесс, а также обладающих доминантами наемного труда и высокой меры подчиненности субъектов их осуществления органам производства. Причем отмечается, что при наличии у профессии хотя бы одного признака, ее можно отнести к категории рабочих профессий.
В первой главе нами были рассмотрены разные классификации мотивов выбора профессии, однако для нашего исследования наиболее значимыми стала классификация мотивов выбора профессии Е.М. Павлютенкова, т.к. в исследовании, нами была использована его методика «Основные мотивы выбора профессии».
Описывая возрастные особенности обучающихся девятых классов, было отмечена такая особенность данного возраста, как стремление проявлять свои возможности, что соотносится с мотивацией достижения успеха. Также, Е.А. Лежнева обосновывает необходимость развития именно мотивации достижения успеха, так как она наиболее благоприятно влияет на становление профессиональной стратегии личности [8].
На основе теоретического анализа мы предположили, что основными мотивами выбора рабочих профессий обучающимися девятых классов являются материальные и познавательные мотивы, а также, что программа «Мое будущее» способствует повышению мотивации к выбору рабочих профессий.
Для проверки гипотезы был проведен первичный срез, на основе полученных данных от первичной диагностики и профориентационной программы Е.Ю. Пряжниковой, нами была разработана и апробирована программа профориентации «Мое будущее». После реализации программы, нами была проведена повторная диагностика, которая показала повышения мотива престижности в группе обучающихся девятых классов, кто выбрал получение среднего профессионального образования для освоения рабочей профессии.
Результаты данного исследования могут в дальнейшем использоваться образовательными организациями, педагогами-психологами, профориентологами, а также исследователями, которые занимаются изучением мотивов выбора рабочих профессий.
Подобные работы
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



