Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВЫ ВЫБОРА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ

Работа №167366

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы122
Год сдачи2022
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВОВ
ВЫБОРА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ 5
1.1. Мотивы выбора профессий 5
1.2. Психологическая характеристика обучающихся девятых классов 10
1.3. Мотивы выбора рабочих профессий обучающимися девятых классов ... 15
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА
РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ 22
2.1. Этапы и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 25
2.3. Методические рекомендации по проведению профориентационной
работы, направленной на продвижение рабочих профессий 41
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Обучающиеся, после окончания девятого класса имеют право продолжить обучение в десятом классе, и в результате получить среднее общее образование, либо продолжить обучение в среднем профессиональном образовательном учреждении, и освоить, помимо общеобразовательной программы, профессию.
Среднее профессиональное образовательное учреждение дает возможность овладеть практически любой профессией, в том числе и рабочей.
На начало 2022 г. наблюдается дефицит почти по всем категориям рабочих профессий, таким образом, у работодателей есть потребность в кадрах рабочих профессий. Государство реагирует на запрос работодателей в рабочих профессиях, как отметил министр просвещения Российской Федерации, С.С. Кравцов, планируется выстроить качественную систему подготовки кадров рабочих профессий [13].
Следует отметить, что с 1 сентября 2019 года в Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» началась реализация федерального проекта «Молодые профессионалы». Проект должен повысить конкурентоспособность профессионального образования, за счет «модернизации профессионального образования, внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ» [32].
Помимо этого О.Ю. Васильева, бывший министр просвещения Российской Федерации, отметила в своем интервью, что к 2024 году, планируется создание Центров опережающей профессиональной подготовки, что поможет сделать обучение востребованным рабочим профессиям более доступным и быстрым [16].
Таким образом, все вышеперечисленное обуславливает актуальность выбранной темы.
Объект исследования: выбор рабочих профессий. 
Предмет исследования: мотивы выбора рабочих профессий обучающимися девятых классов.
Цель исследования: разработать и апробировать программу, направленную на повышение мотивации к выбору рабочих профессий, обучающимися девятых классов.
Гипотеза исследования: основными мотивами выбора рабочих профессий у обучающихся девятых классов являются материальны и познавательные мотивы. Программа профориентации «Мое будущее» способствует повышению мотивации выбора рабочих профессий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современную научную литературу и выделить определение понятия «рабочая профессия».
2. Проанализировать современную научную литературу и выделить мотивы выбора профессии, актуальные мотивы выбора рабочей профессии обучающихся девятых классов.
3. Провести исследование мотивов выбора рабочих профессий обучающимися девятых классов.
4. Разработать и апробировать программу по повышение мотивации к выбору рабочих профессий, обучающимися девятых классов.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ, обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы исследования: опросные методы, тестирование;
- методы описательной статистики.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №Х г. Красноярска. В исследовании приняли участие обучающиеся девятых классов. Объем выборочной совокупности составил 61 обучающийся девятых классов (15-16 лет).
Результаты данного исследования могут в дальнейшем использоваться профориентологами, а также исследователями, которые занимаются изучением мотивов выбора рабочих профессий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, после которых идут выводы, заключения, списка литературы, состоящего из 37 источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая вышеизложенный материал, можно отметить, что последние годы увеличилась потребность в квалифицированных кадрах рабочих профессий. К началу 2022 года отмечается нехватка работников почти по всем категориям рабочих профессий. Государство, реагируя на запрос работодателей в кадрах рабочих профессий, планирует организовать более качественную подготовку будущих специалистов.
При изучении теоретического материала по проблеме исследования, нами было отмечено двойственное положение понятия «рабочая профессия» - в правовом поле и в научном. Законодательство Российской Федерации не дает четкого толкования данному понятию. В научной же сфере, Н.Е. Скриповой понятие «рабочая профессия» определяется как особый вид трудовой активности человека, посредством которой осуществляется сочетание и комбинирование трудовых операций, характеризующихся сохранением значительной доли физических усилий, включенностью в производительный процесс, а также обладающих доминантами наемного труда и высокой меры подчиненности субъектов их осуществления органам производства. Причем отмечается, что при наличии у профессии хотя бы одного признака, ее можно отнести к категории рабочих профессий.
В первой главе нами были рассмотрены разные классификации мотивов выбора профессии, однако для нашего исследования наиболее значимыми стала классификация мотивов выбора профессии Е.М. Павлютенкова, т.к. в исследовании, нами была использована его методика «Основные мотивы выбора профессии».
Описывая возрастные особенности обучающихся девятых классов, было отмечена такая особенность данного возраста, как стремление проявлять свои возможности, что соотносится с мотивацией достижения успеха. Также, Е.А. Лежнева обосновывает необходимость развития именно мотивации достижения успеха, так как она наиболее благоприятно влияет на становление профессиональной стратегии личности [8].
На основе теоретического анализа мы предположили, что основными мотивами выбора рабочих профессий обучающимися девятых классов являются материальные и познавательные мотивы, а также, что программа «Мое будущее» способствует повышению мотивации к выбору рабочих профессий.
Для проверки гипотезы был проведен первичный срез, на основе полученных данных от первичной диагностики и профориентационной программы Е.Ю. Пряжниковой, нами была разработана и апробирована программа профориентации «Мое будущее». После реализации программы, нами была проведена повторная диагностика, которая показала повышения мотива престижности в группе обучающихся девятых классов, кто выбрал получение среднего профессионального образования для освоения рабочей профессии.
Результаты данного исследования могут в дальнейшем использоваться образовательными организациями, педагогами-психологами, профориентологами, а также исследователями, которые занимаются изучением мотивов выбора рабочих профессий.



1. Конституция Российской Федерации // КонсультантПлюс. URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/? (дата обращения: 12.02.2022).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/? (дата обращения: 12.02.2022).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/ (дата обращения: 22.09.2021).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95f d5e5cbd2eec34b4445cf314/? (дата обращения: 25.09.2022).
5. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог - психолог (психолог в сфере образования)"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru(дата обращения: 12.02.2022).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/co ns_doc_LAW_157270/? (дата обращения: 15.01.2022).
7. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58964/? (дата обращения: 15.01.2022).
8. Андриенко О.А. Особенности профессионального
самоопределения обучающихся старших классов средних
общеобразовательных школ // ПНиО. 2018. №2 (32). С. 124-128.
9. Богданов Р.А. Концепция личностно-профессионального самоопределения старшеклассников перед поступлением в колледж // Universum: психология и образование. 2018. №9 (51). С. 4-7.
10. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. Магнитогорск: МаГУ, 2004. 80 с.
11. Гриншпун С.С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе // Школа и производство. 1994. №6. С. 11-12.
12. Данилова Е.Е. Мотивационный портрет современных выпускников девятых классов // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. №XXV. С. 105-109.
13. Игнатова О., Манукиян Е. Почему в России все еще не хватает «синих воротничков». URL: https://rg.ru/2022/03/20/reg-pfo/pochemu-v-rossii- vse-eshche-ne-hvataet-sinih-vorotnichkov.html? (дата обращения: 30.04.2022).
14. Психология труда: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / Под ред. проф. А.В. Карпова. М.: Владос-пресс, 2005. 350 с.
15. Кобзева Н.И., Кобзева М.А. Возрастной и социально¬
психологический портрет современного старшеклассника // Университетский комплекс, как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (Оренбург, 03-05 февраля 2016 г.). Оренбург: Оренбургский государственный
университет, 2016. С. 2815-2820.
16. Колесникова К. Мастер и министр. Ольга Васильева о том, чем
Россия удивит на мировом чемпионате рабочих профессий. URL: https://edu.gov.ru/press/1630/master-i-ministr-olga-vasileva-o-tom-chem-rossiya- udivit-na-mirovom-chempionate-rabochih-professiy (дата обращения:
30.04.2021).
17. Кондратенко Н.А., Шашкова С.Н. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2018. №1. С. 71-79.
18. Лежнева Е.А. Исследование мотивации достижения успеха как компонента мотивационной основы профессиональной стратегии студента // Российский научный журнал. 2014. № 4(42). С. 248-252.
19. Майстренко Е.В. Акмеология профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие. Сургутский гос. ун-т, Сургутский гос. пед. ун¬т. 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Бук, 2019. 110 с.
20. Мандель Б.Р. Основы психологии труда: учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования. М. Берлин: Директ-Медиа, 2020. 370 с.
21. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / под ред. проф. В.П. Пугачева. М.: Гардарики, 2008. 413 с.
22. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Под ред. Н.Н. Посысоев. М.: Изд- во Владос-пресс, 2004. 328 с.
23. Просекова Е.Н. Исследование структуры самосознания в ранней юности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №3 (43). С. 1-9.
24. Профориентационная программа для школьников «ТаланТы будущего». Методические материалы / Под ред. Е.Ю Пряжниковой. М.: Финансовый университет при правительстве РФ, 2020. 24 с.
25. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: Вако, 2005. 288 с.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 384 с.
27. Сагетдинов А.Ф. Социальные риски ухода молодежи из рабочей профессии // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №4(72). С. 65-70.
28. Серажетдинова С.Д. Психолого-педагогические особенности воспитания подростков в цифровую эпоху // Международный студенческий научный вестник. 2020. №1. С. 1-5.
29. Скрипова Н.Е. Психолого-педагогические детерминанты ориентации школьников на рабочие профессии. Челябинск: Полиграф- Мастер, 2015. 291 с.
30. Скрипова Н.Е. Феноменологические основания понятия «Рабочие профессии» // Вестник ЮУрГГПУ. 2014. №8. С. 125-133.
31. Тодышева Т.Ю. Особенности развития личности в период ранней взрослости: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 226 с.
32. Федеральный проект «Молодые профессионалы». URL: https://edu.gov.ru/nationalproject/projects/professionals/7ysclidM4nd3wro868715688 (дата обращения: 02.05.2022).
33. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
34. Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение. Киев: Радянськая школа, 1983. 113 с.
35. Gendolla G.H.E., Wright R.A. Updates and News From Motivation Science // Motivation Science. 2018. Vol. 4(1). P. 1-3.
36. Gendolla G.H.E., Wright R.A. Updates on the Development of Motivation Science // Motivation Science. 2020. Vol. 6(1). P. 1-2.
37. Jurczyk V., Frober K. Increasing reward prospect motivates switching to the more difficult task // Motivation Science. 2019. Vol. 5(4). P. 295-313.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ