Технико-экономическое обоснование совершенствования дидактического обеспечения расчетно-графической подготовки будущих учителей технологии (Тульский государственный педагогический университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 5
1.1. Проектно-технологическое мышление и его взаимосвязь с расчетно-графическим проектированием 5
1.2. Методика организации расчетно-графического проектирования 10
1.3. Анализ технико-технологических дисциплин учебного плана, способствующих формированию проектно-технологического мышления 15
2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ОСНАЩЕНИЯ КАБИНЕТА РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 21
2.1. Выбор оборудования и программного обеспечения 21
2.2. Разработка планировки кабинета расчетно-графического проектирования 28
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ТРЕХЦИЛИНДРОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ САПР COMSOL MULTIPHYSICS 32
3.1. Теоретическая справка 32
3.2. Термодинамический анализ двигателя 35
3.3. Многотельный динамический анализ двигателя 50
4. РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 81
4.1. Затраты на оборудование, материалы и охрану труда 82
4.2. Затраты на заработную плату обслуживающего персонала 83
4.3. Суммарные годовые затраты 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
Общетехническая подготовка является одним из основополагающих компонентов технологического образования. Иногда ее содержание понимается очень узко и сводится к содержанию общетехнических дисциплин, изучаемых в вузе. В действительности содержание общетехнической подготовки шире, поскольку ее элементы имплицитно встроены в содержание математики, физики, информатики и специальных дисциплин, таких как теоретическая механика, сопротивление материалов, начертательная геометрия и т. д. Общетехнические дисциплины играют важную роль в подготовке будущих учителей технологии, занимая промежуточное положение между общеобразовательными и специальными дисциплинами (дисциплина профессионального цикла). При этом дисциплины профессионального цикла также в полном объеме «работают» на общетехническую подготовку, иллюстрируя конкретными примерами общие положения технических наук [8].
Одним из аспектов освоения дисциплин способствующих общетехнической подготовке будущих учителей технологии является приобретение ими навыков выполнения расчетно-графических работ. Это особый вид учебного процесса, главной целью которого является закрепление знаний, умений и навыков, полученных в ходе образовательной деятельности, и их сочетание с инженерными задачами, требующими обоснованных решений, направленных на повышение эффективности деятельности будущего учителя технологии. Учитывая быстрое развитие цифровых технологий производства, применение систем автоматизированного проектирования для разработки конструкторской документации, представляется актуальным изучить возможности их внедрения в учебный процесс подготовки будущих учителей технологии, с целью совершенствования методов организации расчетного-графического проектирования обучающихся и развитием дидактического обеспечения учебного процесса.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка проекта технико-экономического обоснования совершенствования дидактического обеспечения расчетно-графической подготовки будущих учителей технологии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать организационно-методические основы расчетно-графической подготовки;
– выполнить анализ технико-технологических дисциплин, способствующих формированию проектно-технологического мышления;
– разработать проект оснащения кабинета расчетно-графического проектирования;
– разработать методику выполнения термодинамического и динамического расчетов двигателя внутреннего сгорания;
– выполнить экономическую оценку принятых проектных решений.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
– проанализировано организационно-методические основы расчетно-графической подготовки;
– выполнен анализ технико-технологических дисциплин, способствующих формированию проектно-технологического мышления;
– разработан проект оснащения кабинета расчетно-графического проектирования;
– разработана методика выполнения термодинамического и динамического расчетов двигателя внутреннего сгорания;
– выполнена экономическая оценка принятых проектных решений.
В заключении отметим, что в процессе выполнения выпускной квалификационной работы, были решены все задачи, поставленная цель достигнута.
1. Генисаретский, О. И. Философия проектности: из истории проектной культуры второй половины ХХ века / О. И. Генисаретский – URSS, 2016. – 400 с.
2. Глазычев, В. Л. Дизайн как он есть / В. Л. Глазычев – Европа, 2006. – 320 с.
3. ГОСТ Р 52620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения».
4. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения».
5. ГОСТ Р 53626-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения».
6. ГОСТ Р 53909-2010 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Термины и определения».
7. КОМПАС-3D v20 Учебная версия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://kompas.ru/company/news/items/?news=3316 (дата обращения 22.05.2023).
8. Лазарь, В. В. Интегративные расчетно-графические работы как средство общетехнической подготовки студентов инженерного вуза / В. В. Лазарь // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ . – 2012. – № 4/2'. – С. 47-49.
9. Методика проектной деятельности: учебное пособие / А. Н. Сергеев, В. М. Заёнчик, Н. В. Савельева, О. В. Сергеева, П. Н. Медведев, Ю. С. Дорохин, А. В. Сергеева, Д. В. Малий, Д. С. Клементьев. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. – 150 с.
10. Моноблок 23.8'' HP ProOne 440 G6 All-in-One 1C7C0EA. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://hp-russia.ru.com/monoblok-238039039-hp-proone-440-g6-all-in-one-1c7c0ea/ (дата обращения 22.05.2023).
11. МФУ HP Laser MFP 137fnw 4ZB84A. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://hp-russia.ru.com/mfu-hp-laser-mfp-137fnw/ (дата обращения 22.05.2023).
12. Пиаже, Жан. Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже – Римис, 2008. – 269 с.
13. Проектор Ray Box B1 - Rombica. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rombica.ru/product/ray-box-b1 (дата обращения 22.05.2023).
14. СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарные Правила и Нормы: «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.2821-10)/
15. Учебный проект по курсу «Основы архитектурно-строительного черчения»: учеб.-метод. пособие / А. Н. Сергеев, Н. Н. Сергеев, А. В. Сергеева, С. Н. Кутепов, Д. В. Малий. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. – 98 с.
16. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 28 декабря 2010 г. № 000).
17. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г. № 000, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. N 287. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 22.05.2023).
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 22.05.2023).
20. Щедровицкий, Г. П. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления. Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого / Г. П. Щедровицкий – Дело, 2003. – 160 c.
21. 3D сканер Shining 3D EinScan SE V2 [сайт]. – Режим доступа: URL: https://3dvision.su/product/3d-skaner-shining-3d-einscan-se/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=78616162&utm_content=12795902558&utm_term=&roistat=direct1_search_78616160_rsMasterGroup_rsMasterBanner_&yclid=8010612038147768319 (дата обращения 22.05.2023).
22. 3D-принтер ZENIT DUO SWITCH-Zenit3D [сайт]. – Режим доступа: URL: https://zenit3d.ru/product/3d-printer-zenit-duo-switch/ (дата обращения 22.05.2023).
23. COMSOL Multiphysics® - программное обеспечение для мультифизического моделирования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.comsol.ru/ (дата обращения 22.05.2023).
24. DEXP. Клавиатура+мышь беспроводная DEXP KM-1203BU черный. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://dexp.club/product/7141bab8bac3ed20/klaviaturamys-besprovodnaa-dexp-km-1203bu-cernyj/ (дата обращения 22.05.2023).
25. DEXP. Колонки 2.0 DEXP R110. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://dexp.club/product/990f72c012f93361/kolonki-20-dexp-r110/ (дата обращения 22.05.2023).