ВВЕДЕНИЕ 5
1. ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО -ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТЕЛЬСТВ
1.1. История развития законодательства о чрезвычайных ситуациях 7
1.2. Понятие и основания введения чрезвычайного положения как
административно - правового режима 23
1.3. Квази чрезвычайное положение на примере вводимых ограничений,
связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID - 19 37
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВЫХ ПРАВ ВО ВРЕМЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ 51
2.1. Право на свободу труда во время действия чрезвычайного положения.
иные аспекты труда при чрезвычайных обстоятельствах 51
2.2. Некоторые нарушения трудовых прав работников на фоне коронавируса 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Трудовые права граждан выполняют социальную функцию. Трудовым законодательством установлен высокий стандарт обеспечения и гарантий прав граждан, в том числе при заключении, расторжении трудового договора.
Тем не менее, в каждой стране периодически происходят потрясения или даже настоящие катастрофы, которые нарушают привычный ход вещей. При этом данные потрясения могут быть порождены совершенно разными причинами: действиями людей, природой или различными техническими авариями.
Начало 2020 года ознаменовано пандемией новой коронавирусной инфекции COVID - 19. В этой связи правопорядки разных стран столкнулись с выбором: насколько чрезвычайные меры применять и насколько ограничивать права человека.
Актуальность темы обусловлена введением и действием специальных правовых режимов, соразмерность применяемых в условиях таких режимов мер, и влияние чрезвычайных обстоятельств на трудовые права.
Российское трудовое законодательство и законодательство о чрезвычайных ситуациях не содержит обстоятельного правового регулирования по поводу привлечения труда граждан в условиях чрезвычайных обстоятельств, его справедливой оплаты и иных гарантий, соразмерных по сути ограничению такого фундаментального права, как права на свободный труд.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с влиянием чрезвычайных обстоятельств на трудовые права граждан.
Предметом исследования являются нормативные положения, установленные в правовых актах РФ, регулирующие вопросы обеспечения трудовых прав граждан во время чрезвычайных обстоятельств.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование российского законодательства и международных актов по вопросам возникновения и регулирования чрезвычайных обстоятельств, их влияние на граждан, допустимости и соразмерности ограничения прав граждан во время чрезвычайных обстоятельств.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть историю развития законодательства о чрезвычайных ситуациях
• определить понятие и основания введения чрезвычайного положения как административно - правового режима
• проанализировать квази чрезвычайное положение на примере вводимых ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID - 19;
• исследовать соблюдение права на свободу труда во время действия чрезвычайного положения. и иные аспекты труда при чрезвычайных обстоятельствах;
• определить нарушения трудовых прав работников на фоне коронавируса.
Теоретическую часть исследования составляют труды учёных - правоведов, изучавших административно - правовые режимы и пределы ограничения прав при них. Однако большая часть работы основана на трудах таких учёных, как Мелехин А.В., Лебедев В.А., Сагандыков М.С., Лапаева В.В.
Методологическая основа исследования построена на применении общенаучных методов - анализ, синтез, а также иные методы - логический.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, включающих пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» содержит указание, что применяемые в условиях чрезвычайного положения меры, ограничивающие права граждан и организаций, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения. На наш взгляд, в этой части закон содержит слишком широкие оценочные критерии. Выражение «острота создавшегося положения» не позволяет определить сущностные признаки ситуации, при которой повышается или понижается степень ограничения прав граждан и организаций. Поэтому велика вероятность злоупотребления полномочиями, в результате чего права граждан будут несоразмерно и избыточно ограничиваться относительно ситуации.
2. Представляется необходимым внести изменения в п. «е» ст. 13 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и изложить его в следующей редакции: «в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, при недостаточности сил органов государственной власти, допускается мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда и обеспечении достойного уровня оплаты труда, не ниже, чем у работников аварийно-спасательных служб». Указанная мобилизация может длиться не более 1 месяца.
3. Действующее процессуальное законодательство не содержит специальных правил об обжаловании нормативных актов, действий и решений органов государственной власти на период действия чрезвычайного положения. Дело в том, что во время чрезвычайного положения каждый человек крайне уязвим и риск нарушения его прав как никогда велик. В связи с отсутствием специального порядка защиты права на период чрезвычайного положения, гражданин лишается возможности эффективно защитить свои права на льготных условиях. Не предусмотрены специальные сроки и условия рассмотрения дел в условиях чрезвычайного положения, а также упрощённые стандарты доказывания незаконности оспариваемых действий и нормативных актов властных органов. Данный пробел необходимо устранить, поскольку судебная защита прав человека, как выражал в своих правовых позициях Конституционный суд, является гарантией реализации других прав и свобод.
4. Существует правовая коллизия: 1 апреля 2020 года в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» были внесены изменения, расширившие сферу применения данного закона до регулирования распространения опасных инфекционных заболеваний,.
5. Федеральным законом Правительству РФ и органам государственной власти субъекта РФ были предоставлены полномочия по введения обязательных для граждан правил поведения. При этом, данные правила поведения возлагают на граждан обязанности, не предусмотренные федеральным законодательством и ограничивающие их конституционные права. Например, право на свободу передвижения, право на труд и право на свободу предпринимательской деятельности. Однако, действующая редакция закона о чрезвычайных ситуациях в п. «д» ч. 10 ст. 4.1 запрещает ограничивать права граждан при реализации мер по борьбе с чрезвычайной ситуацией.
6. Защита прав и обеспечение благополучия человека - есть высшая ценность, согласно Конституции РФ и международным актам. Обстоятельства, обусловившие введение чрезвычайного положения нетипичны и опасны для человека. Органы государственной власти обязаны вводить чрезвычайное положение со всеми сопутствующими ему гарантиями. Обстоятельства, обусловившие введение чрезвычайного положения нетипичны и опасны для человека. Человек может потерять работу, жильё или даже здоровье и жизнь. Поэтому государство, как «специалист» по защите человека от угроз и опасностей, должно применять все необходимые меры для обеспечения прав человека, при этом, не злоупотребляя дискреционными полномочиями.
7. Было выявлена правовая диспропорция, нарушающая общеправовые принципы справедливости и соразмерности. Так, за нарушение режима чрезвычайного положения гражданин должен заплатить штраф 500 - 1000 рублей, а за нарушение режима повышенной готовности, введённого 1 апреля, от 1 000 - 3 000 рублей.
8. Возникает вопрос толкования п. 7 ст. 83 Трудового кодекса РФ. Не ясно, каким по форме должно быть решение Правительства РФ или органа государственной власти субъекта РФ, признающее чрезвычайное обстоятельство. Должен ли это быть специальный акт, либо для целей прекращения трудовых отношений допускается упоминания чрезвычайной ситуации в правовых актах «вскольз».
8. Трудовой кодекс РФ не содержит сроков, спустя которые работника снова можно будет временно перевести на работу у того же работодателя, не предусмотренную трудовым договором в целях ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств. С этой точки зрения, закон должен содержать гарантии, при которых работника нельзя будет привлекать к такой работе в течение определённого срока.
9. Представляется необходимым, законодателю привести в единство срок заключения срочного трудового договора для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и срок временного перевода у того же работодателя без согласия работника в случае чрезвычайной ситуации, так как существующая дифференциация не вполне обоснована. Срок, на который заключается такой срочный трудовой договор должен составлять 1 месяц.
Таким образом, требуется большая законодательная работа для регулирования правоотношений во время чрезвычайных обстоятельств, в том числе трудовых. На наш взгляд целесообразно ввести отдельную главу в Трудовой кодекс РФ, которая будет регулировать труд граждан, мобилизованных для ликвидации последствий чрезвычайного положения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации., 2014.,- №31.,- 4398 с.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] : принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс] : принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.
4. Относительно принудительного или обязательного труда [Электронный ресурс] : Конвенция № 29 Международной организации труда. Принята в г. Женеве 28.06.1930 на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.
5. О чрезвычайном положении [Электронный ресурс]: федер. конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (в ред. федерального конституционного закона от 03.07.2016N 6-ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 24.04.2020N 127-ФЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.
7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 № 494-ФЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 24.04.2020 № 133-ФЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
9. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. от 01.04.2020 № 98-ФЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. от 24.04.2020 № 147-ФЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
11. Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.
12. О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19) [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.
13. О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
14. Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № 316 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
15. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 (в ред. от 02.04.2020 № 418) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.
16. Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
17. Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой
коронавирусной инфекцией [Электронный ресурс] : Постановление
Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 415 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.
18. Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
19. О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID -19 [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н (в ред. от 29.04.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
20. О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края [Электронный ресурс] : Указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 г. № 71-уг (в ред. от 27.05.2020 № 131-уг) // Официальный интернет портал правовой информации Красноярского края. - Режим доступа:http://zakon.krskstate.ru/0/doc/65306.
21. Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края [Электронный ресурс] : Указ Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 года № 73-уг (в ред. от 12.05.2020 № 118-уг) // Официальный интернет портал правовой информации Красноярского края. - Режим доступа:http:ZZzakon.krskstate.ru/0Zdoc/65423.
22. О чрезвычайном положении (Утратил силу) [Электронный ресурс] : Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. № 1253 ZZ Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
23. О неотложных мерах по наведению общественного порядка в Азербайджанской ССР и Армянской ССР (утратил силу) [Электронный ресурс] : Указ Президиума ВС СССР от 23 ноября 1988 г. ZZ Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
24. Кодекс законов о труде РСФСР (утратил силу) [Электронный ресурс] : Постановление ВЦИК от 09.11.1922 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
25. О введении в действие Положения о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка (утратил силу) [Электронный ресурс] : Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 03.04.1925 г. ZZ Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
26. О военном положении (утратил силу) [Электронный ресурс] : Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 ZZ Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
27. Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий (утратил силу) [Электронный ресурс] : Указ Президиума ВС СССР от 26 декабря 1941 г. ZZ Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.
28. О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время (утратил силу) [Электронный ресурс] : Указ Президиума ВС СССР от 26.06.1941 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
29. О введении военного положения на всех железных дорогах (утратил силу) [Электронный ресурс] : Указ Президиума ВС СССР от 15.04.1943 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
30. О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время (утратил силу) [Электронный ресурс] : Постановление СНК СССР от 10.08.1942 года № 1353 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
31. О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей (утратил силу) [Электронный ресурс] : Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
32. О привлечении на время войны инвалидов III группы, получающих пенсию по государственному социальному страхованию, на работу в предприятия и учреждения (утратил силу) [Электронный ресурс] : Постановление СНК СССР от 28 августа 1942 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
33. О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней (утратил силу) [Электронный ресурс] : Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
34. О наложении штрафа за нарушение правил по охране труда и технике безопасности (утратил силу) [Электронный ресурс] : Постановление СНК СССР от 30 июня 1944 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
35. О правовом режиме чрезвычайного положения (утратил силу) [Электронный ресурс] : Закон СССР от 03.04.1990 N 1407-1 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
Акты высших органов судебной власти
36. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 г. № 10-П [Электронный ресурс]. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
37. Постановление Конституционного суда РФ от 30.10.2003 г. № 15-П [Электронный ресурс]. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
Специальная и научная литература
38. Вайпан, В. А. Теория справедливости: Право и экономика : монография / В. А. Вайпан. - Москва : Юстицинформ, 2017. - 280 с.
39. Глущенко, П. П. История формирования полномочий органов государственной власти по ограничению прав, свобод и законных интересов граждан в зоне чрезвычайного положения / П. П. Глущенко, Э. А. Шукюров // Социология и право, 2012. - № 1. - С. 66 - 77.
40. Декреты Советской власти. Т. VI. 1 августа - 9 декабря 1919 г. / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Ин-т истории СССР АН СССР. - Москва : Политиздат, 1973. - 584 с.
41. Жернаков В.В. Свобода труда и запрещение принудительного труда в современном трудовом праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. - № 3. - С. 89 - 95.
42. Земсков В. Н. Организация рабочей силы и ужесточение трудового законодательства в годы войны с фашистской Германией // Международные отношения. - 2014. - № 1. - С. 104 - 114.
43. Клеандрова, В. М. Развитие русского права во второй половине XIX - начале XX века : монография / В. М. Клеандрова, Л. Е. Лаптева, Е. А. Скрипилев; отв. ред.: Скрипилев Е. А. - Москва : Наука, 1997. - 368 c.
44. Лапаева В. В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права. 2005. - № 7. - С. 13 - 22.
45. Лебедев В. А. Конституционные основы ограничений прав и свобод человека и гражданина // Lex russica. 2017. - № 1. - С. 130 - 137.
46. Особые правовые режимы Российской Федерации [Электронный ресурс] : Мелехин А.В. : монография // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:www.consultant.ru.
47. Митрофанова, А. В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны : монография / А. В. Митрофанова. - Москва: Наука, 1971. - 574 с.
48. Николаев, Н. М. История развития института чрезвычайного положения в России / Н. М. Николаев, Р. Н. Хатыпов // Проблемы статуса современной России: историко-правовой аспект. Всероссийская научно-практическая конференция. - Уфа : Изд-во Башкирского государственного университета. - 2018. - № 2. - С. 43 - 55.
49. Петров, А. Я. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей / А. Я. Петров // Административное право. 2014. - № 3. - С. 51 - 60.
50. Петрухин И. Л. Чрезвычайное положение и права человека // Обеспечение безопасности населения и территорий (организационно - правовые вопросы). - Москва.: Изд-во ИГиП РАН, 1994. - С. 38 - 52.
51. Сагандыков, М.С. Конституционные основы защиты прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций: трудоправовой аспект / М.С. Сагандыков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2017. - Том 3. - C.44-48
52. Сагандыков, М. С. Реализация конституционного принципа свободы труда при временных переводах на другую работу/ М. С. Сагандыков // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. - № 3.- С. 167 - 173.
53. Серегина, Л. В. Трудовое право в годы Великой Отечественной войны / Л. В. Серегина // Журнал российского права. 2010. - № 8. - С. 139 - 148.
54. Старостин, С. А. Чрезвычайное положение : монография / С. А. Старостин. - Москва: Проспект, 2019. - 120 с.
55. Сырых, В. М. История государства и права России. Советский и современный периоды : Учебное пособие / В. М. Сырых. - Москва : Юристъ, 1999. - 484 с.
56. Тай, Ю. В. Право во время чумы / Ю. В. Тай, С. Л. Будылин // Закон. - 2020. - № 4. - С. 128-146.
57. Парижские минимальные нормы прав человека в условиях чрезвычайного положения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.uio.no/studier/emner/jus/humanrights/HUMR5503/h09/undervisningsmateriale/ParisMinimumStandards.pdf
Электронные ресурсы
58. Сайт новостей «РБК» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/26/05/2020/5ecd0c4d9a794730448a0b6a.
59. Частный сайт медицинских работников «Список памяти» [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://sites.google.com/view/covid-memory/home.
60. Официальный сайт новостного издания «Медуза» [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://meduza.io/feature/2020/04/28/lyudi-posle-polucheniya-zarplaty-stali-massovo-uvolnyatsya-byvshaya-medsestra-bolnitsy-v-kommunarke-zapisala-videoobraschenie.
61. Официальный сайт информационно - новостного издания «Общая Газета.РУ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://og.ru/ru/news/110725.