Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ

Работа №167341

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЁЙ 6
1.1. Понятие конфликта в современной науке и практике 6
1.2. Возрастные особенности конфликтов детей дошкольного
возраста 15
1.3. Психолого-педагогические условия профилактики конфликтов детей дошкольного возраста 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ 39
2.1. Изучение конфликтов детей дошкольного возраста 39
2.2. Реализация условий профилактики детских конфликтов 54
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 86

Актуальность исследования. Конфликты в современном обществе становятся более разнообразными, но вместе с тем утверждаются принципы, на основе которых создаются механизмы урегулирования конфликтов в русле согласительных процедур. В обществе все чаще стал подниматься вопрос о неконструктивности существующих моделей урегулирования конфликтов, стали рассматриваться возможные способы замены агрессии, насилия различными вариантами ненасильственного урегулирования конфликтов. Именно ненасилие выступает сегодня в качестве ведущей стратегии профилактики, урегулирования и разрешения конфликтов.
В настоящее время очень широкое распространение в современной психолого-педагогической науке и практике получили идеи психологии и педагогики ненасилия. Психологами сегодня доказано, что истоки конфликтов лежат в раннем детстве, в усвоении детьми шаблонов насильственного поведения старших. Самой важнейшей задачей гуманистически ориентированной педагогики стало формирование у всех субъектов образовательного процесса позиции ненасилия, в основе которой лежит готовность к позитивному разрешению и урегулированию конфликтов.
Конфликты являются одним из предметов изучения современной социологии и социальной психологии (Н.В. Гришина, Е.Л. Доценко, А.А. Ершов, А.Г. Ковалев, Х. Корнелиус, А. Минделл, Л.А. Петровская, Д. Скотт, К. Томас, Ш. Фэйр и др.). С конца 90-х годов XX века предпринимаются попытки рассмотреть возрастной аспект возникновения, проявления и разрешения конфликтов. Учеными ведутся исследования особенностей конфликтов детей разных возрастных групп: младшего школьного возраста (А.Я. Варга, Е.Е. Данилова, Э.З. Халимов, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон и др.), подросткового возраста (С.В. Березин, Т.В. Драгунова, В.Н. Лозовцева, Е.В. Первышева и др.), юношества (В.М. Афонькова, Б.М. Басова, Н.И. Леонов, Л.В. Симонова и др.).
Все чаще появляются работы в научной литературе в последние десятилетия, посвященные конфликтам детей дошкольного возраста. Так, очень понятно причины детских конфликтов анализируются в работах А.А. Рояк, Я.Л. Коломинского, Б.П. Жизневского, А.И. Захарова, Г.Т. Хоментаускас и др. Типология и проявление конфликтов в дошкольном возрасте были предметом изучения К. Бютнер, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова и других. Особенности разрешения дошкольниками конфликтов описаны в работах Л.Н. Абрамовой, А.Г. Рузской, С.Г. Якобсон, В.Г. Щур и др.
Г.И. Козырев в своих исследованиях утверждает, что количество конфликтов между детьми зависит от характера семейных отношений, того, насколько сформирована у детей система ценностей (духовных, нравственных и др.) [15, с. 76].
Таким образом, актуальным становится вопрос о целенаправленной организации работы с родителями по проблемам предупреждения конфликтов в детской среде, что определило тему нашего исследования: «Психолого-педагогические условия профилактики конфликтов детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи».
Цель исследования - выделить и апробировать психолого-педагогические условия профилактики конфликтов детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
Объект исследования - профилактика детских конфликтов.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия профилактики конфликтов детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
Для реализации данной цели в работе ставятся следующие задачи:
• рассмотреть понятие конфликта, его сущность и основные характеристики;
выделить и охарактеризовать возрастные особенности детских конфликтов;
• выделить и охарактеризовать наиболее эффективные психолого-педагогические условия профилактики конфликтов детей дошкольного возраста;
• подобрать диагностический инструментарий для изучения конфликтов детей дошкольного возраста;
• реализовать выделенные психолого-педагогические условия профилактики конфликтов детей старшего дошкольного возраста в практике работы ДОО.
Гипотеза исследования: профилактика конфликтов детей
дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи будет эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• организации информационной поддержки родителей по профилактике детских конфликтах;
• обучении родителей эффективным способам общения с ребенком.
В соответствии с решаемыми задачами были использованы следующие методы исследования: общетеоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме профилактики детских конфликтов); эмпирические (опытно-экспериментальная работа с целью проверки эффективности предлагаемых условий, способствующих профилактике конфликтов детей старшего дошкольного возраста).
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогами и педагогами-психологами в деятельности дошкольной образовательной организации по профилактике конфликтов детей дошкольного возраста, а также при разработке соответствующего содержания работы с родителями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучения понятия конфликта, причины его возникновения, показали, что конфликт - это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Основными типами конфликта являются: внутриличностные конфликты; межличностные конфликты;
конфликты между личностью и группой; межгрупповые конфликты. Наиболее изученными стратегиями поведения в конфликте являются: конкуренция, избеганное, сотрудничество, приспособление, компромисс. Конфликты выполняют две основные функции: конструктивные и деструктивные. Основными причинами конфликта принято считать: ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере психологических особенностях участников, а также плохие коммуникации. Выделяют следующие этапы развития конфликта: возникновение объективной конфликтной ситуации или предконфликтной ситуации; осознание ситуации как конфликтной; конфликтное взаимодействие или собственно конфликт; разрешение конфликта. Говорят, о двух основных путях снятия конфликта: через снятие инцидента и через разрешение объективной конфликтной ситуации.
Конфликты детей дошкольного возраста характеризуется следующими причинами: разрушение игры, выбор общей темы игры, состав участников игры, роли в игре, игрушки, сюжет игры и правильность игровых действий. Выделяются основные стратегии поведения детей дошкольного возраста в конфликте: избегание конфликтной ситуации; агрессивная реакция в конфликтной ситуации; вербальная реакция на конфликтную ситуацию; продуктивный способ реакции на конфликтную ситуацию. Более доступными детям способами решения конфликта являются: физическое воздействие, опосредствованное воздействие, психологическое воздействие, словесное воздействие, угрозы и санкции, аргументы.
В ходе теоретического анализа было установлено, что профилактика конфликтов детей старшего дошкольного возраста будет эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• организации информационной поддержки родителей о детских конфликтах;
• обучении родителей эффективным способам общения с ребенком.
Исследование проводилось на базе муниципального детского сада Балахтинского района Красноярского края. В исследовании приняли участие воспитанники разновозрастной группы в возрасте от 3 до 7 лет.
Изучение конфликтов детей дошкольного возраста осуществлялось по следующим показателям: причины возникновения конфликтов; особенности поведения детей в конфликте; способы разрешения конфликтных ситуаций.
С целью изучения указанных показателей конфликтов детей дошкольного возраста нами был использован метод наблюдения. Нами были разработаны специальные листы для фиксации обобщенных результатов наблюдения по каждому из трех рассматриваемых нами параметру.
Нами в результате наблюдения за конфликтами детей дошкольного возраста в ходе игровой деятельности были получены следующие результаты:
• Самой типичной причиной детских конфликтов является обладание игрушками, она встречается у 42,2% детей, разрушения игры характерно для 15,6% детей, распределения ролей встречается у 20,3% детей, правильность игровых действий - 12,5% детей, определение игрового сюжета - 4,7% детей, состав участников игры - 3,1%; выбор темы игры - 1,6% детей.
• У детей трёх-четырёх лет основным «аргументом» в спорах со сверстниками является применение тех или иных средств физического воздействия. В возрасте 4-5 лет у детей дошкольного возраста происходит определенный перелом и соответственно на первое место выходят способы «словесного воздействия», а в последующем наблюдается все большее использование различных обоснований своих действий с помощью разнообразных объяснений своего поведения и поведения сверстников, само - и взаимооценок себя и партнеров по игре.
• Главной лидирующей стратегией поведения явилось конфронтация, ее использовали чуть меньше половины всей выборки - 23 ребенка, что составляет 35,9% от общего числа дошкольников, участвующих в исследовании. Мы объясняем это значимостью соревновательного момента и выигрыша, который особенно ярко проявляется именно в дошкольном возрасте. Около трети детей выбирали стратегию сотрудничества 29,7%. Стратегия приспособления наиболее характерна для 23,4 %. Лишь для 6,25% детей типичной является стремление к компромиссу. Хотя предложения найти компромиссные решения звучали часто от одних и тех же детей, но не были поддержаны группой 4,7% детей пытаются разрешать конфликты посредством стратегии ухода.
Дальнейшая наша работа была направлена на реализацию условий профилактики детских конфликтов, выделенных и обоснованных в теоретической части работы.
С целью реализации первого условия была реализована технология О.С. Газмана, Н. Анохиной с целью информационной поддержки родителей о профилактике детских конфликтов. Для этого была разработана анкета, позволившая выделить и зафиксировать «точки» информационной некомпетентности родителей; родителям были предложены четыре способа преодоления информационной некомпетентности: родительский лекторий «Связующая нить»; с помощью наглядной информации, размещенной на стендах в различных помещениях детского сада; использование средств сети Интернет; консультирование родителей по проблеме конфликтов детей и особенностей поведения детей в конфликте; каждой семьей, был выбран один из предложенных способов преодоления информационной некомпетентности: консультирование, Интернет и информационные стенды. На следующем (деятельностном) этапе работа осуществлялась в соответствии с выбранным родителями способом преодоления информационной некомпетентности. На рефлексивном (заключительном) этапе проводилось повторное анкетирование родителей об их информированности по вопросам профилактики детских конфликтов и способах их преодоления. Особенно значительный прирост в развитии информационной компетентности родителей по исследуемой проблеме наблюдался у родителей группы, выбравшей в качестве способа ее развития консультирование по проблеме конфликтов детей и особенностей поведения детей в конфликте.
Таким образом, реализация первого условия позволила не только познакомить родителей с особенностями детских конфликтов, поведением детей в конфликтных ситуациях, причинами их проявления, опасностями для ребёнка и окружающих, способами профилактики и преодоления конфликтов в детской среде, но и обучить родителей поиску недостающей им информации по проблеме профилактике детских конфликтов из достоверных источников.
С целью реализации второго условия - обучении родителей эффективным способам общения с ребенком - нами были организованы и проведены два детско-родительских тренинга. Первый тренинг «Сознательное родительство», направлен на обогащение способов общения, эмоциональной саморегуляции, конструктивного решения конфликтных ситуаций во взаимодействии родителей с детьми. Второй тренинг «Антистресс для всей семьи», направлен на развитие эмоциональной регуляции, освоение приёмов самопомощи и развития психологической устойчивости детей и родителей.
Проведенные детско-родительские тренинги позволили сплотить детей и родителей, расширить опыт сотрудничества, оказать влияние на изменение родительских позиций и гармонизацию семейного воспитания, расширить осознанность мотивов воспитания в
семье, оптимизировать формы детско-родительского взаимодействия и общения. Обсуждение вопросов профилактики детско-родительских конфликтов позволила родителям осознать мотивы, причины, поводы и стратегии поведения всех участников конфликта, приобрести опыт снятия и разрешения конфликтов, тем самым демонстрируя детям наиболее эффективные способы поведения в конфликте.
Самой типичной причиной детских конфликтов является обладание игрушками, она встречается у 65% детей, разрушения игры характерно для 30% детей, распределения ролей встречается у 20% детей, правильность игровых действий - 33% детей, определение игрового сюжета - 15% детей, состав участников игры - 8%; выбор темы игры - 7% детей.
У детей дошкольного возраста способ поведения в конфликте «физическое воздействие составил 30%, а «словесное воздействие» характерно для 23% детей, «психологическое воздействие» - равно 17%, использование «аргументов» встречается в поведении у 11%, способ «угрозы и санкции» и «опосредованное воздействие» характерны 4% детей.
Главной лидирующей стратегией поведения явилось конфронтация, ее использовали чуть меньше 52% всей выборки - 22 ребенка, что составляет 11% от общего числа дошкольников, участвующих в исследовании. Около 7 детей выбирали стратегию сотрудничества 35%. Стратегия приспособления наиболее характерна для 28%. Лишь для 25% детей типичной является стремление к компромиссу. 20% детей пытаются разрешать конфликты посредством стратегии ухода.
Таким образом, зафиксировано общее снижение количества конфликтов детей со сверстниками, самыми распространенными причинами конфликтов детей дошкольного возраста являются: «из-за игрушек», «из-за разрушения игры», «распределение ролей». Первые две причины уменьшаются с возрастом, а последняя, наоборот, увеличивается. С возрастом появляются и увеличиваются такие причины конфликтов как «правильность игровых действий», «игровой сюжет». Есть причины, которые свойственны только конкретной возрастной группе «выбор общей темы» - среднему дошкольному возрасту, «состав участников игры» - старшему дошкольному возрасту. По показателю способы разрешения конфликтов происходит замена способов с «физического воздействия» на «аргументы» и «словесное воздействие». По показателю стратегии поведения в конфликте «конфронтация» у младшего и среднего дошкольного возраста сменяется на стратегию «сотрудничество» и появляется «компромисс» в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза нашла подтверждение. Цель работы достигнута, задачи выполнены


1. Анцупов Введение в конфликтологию. М.: МАУП. . 551 с.
2. АндрееваГ. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. 376 с.
3. Бабосов Е.М. Конфликтология. Мн.: Народная асвета, 2001. 390 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. 2-еизд. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК. 1997. 352 с.
5. Волков С. Конфликтология.М.Академический проект. 416 с.
6. Дмитриев А.В. .: Инфра-М. 2009. с.
7. Дубровина М.В. Психология: учебник / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия. 2011. 464 с
8. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер. 2012. 176 с.
9. Зеленков Конфликтология. М.: и Ко, 2012. 324 с.
10. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2008. 480с.
11. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат. 1991. 464 с.
12. Лазукин А.Д. Конфликтология. М.: Омега-Л. 160 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.М.: Академия. 2000. 280 с.
14. Коломинский Я.Л.,Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. 1990. №2. С. 37-42.
15. Конфликтология / ред. О. Муштука. : Маркет ДС, 160 с.
16. Копченова Что стоит за дошкольников // Психолог детском саду.
2009. №1. С.4-6.
17. Короткова Л.Д. Сказкотерапия дошкольников и школьного возраста. рекомендации для и психокоррекционной.: ЦГЛ. 128 с.
18. Курбатов В.И. Конфликтология. М.: Феникс. 448 с.
19. Лазукин А.Д. . Омега-Л. 2011. 160 с.
20. Леонов Н.И. . М.: МОДЭК. 2010. 232 с.
21. Лисина М.И. Общение со взрослыми сверстниками: общее различное // по проблемам и педагогической / Под М.И. Лисиной. Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК». 2005. 156 с.
22. Львовскии Конфликтология. М.: Юнити-Дана. 2011. с.
23. Мириманова М. С. .: Академия. 320 с.
24. Муштук О.З. .: Московская Академия. 2011. 320 с.
25. Ратников В.П. Конфликтология.: Юнити-Дана. 2007. 511 с.
26. В. Конфликтология. : Питер. 352 с
27. Тульчинский Г.Л. Шпаргалка. М.: Окей-книга.2010. с.
28. Уваров Конфликтология. Хрестоматия. М. МПСИ, МОДЭК. 568 с.
29. Урунтаева Г.А. дошкольного возраста. М. Академия. 2012. 272 с.
30. Фесенко О.П., Колесникова С.В. Практикум по конфликтологии или учимся разрешать конфликты (для студентов всех направлений подготовки). М.: Флинта. 2014.23 с.
31. И.А. Детская психодиагностика и Мн.: Ильин. 2006. 258 с.
32. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая
компетентность менеджера. М.: «Дом педагогики». 2000. 484с.
ЗЗ.ЭЛЬКОНИН Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС. 1999. 266с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ