ВЕБ-КВЕСТ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ: «ВЕЛИКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ» В 5 КЛАССЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЕБ-КВЕСТЫ: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ, ОПИСАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 11
1. История появления веб-квестов и их описание на основе работ Б. Доджа и
Т. Марча 11
2. Веб-квесты в российском образовательном процессе: теоретическая
составляющая 29
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВЕБ-КВЕСТОВ И АНАЛИЗ ОПЫТА ИХ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 53
2.1. Методические рекомендации по проектированию веб-квестов от их
создателей и российских исследователей 53
2.2. Анализ существующих веб-квестов для школьной ступени обучения 65
ГЛАВА III. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТА «ВЕЛИКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ
КОЛОНИЗАЦИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-ЫХ КЛАССОВ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЯ 114
Приложение А 114
ГЛАВА 1. ВЕБ-КВЕСТЫ: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ, ОПИСАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 11
1. История появления веб-квестов и их описание на основе работ Б. Доджа и
Т. Марча 11
2. Веб-квесты в российском образовательном процессе: теоретическая
составляющая 29
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВЕБ-КВЕСТОВ И АНАЛИЗ ОПЫТА ИХ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 53
2.1. Методические рекомендации по проектированию веб-квестов от их
создателей и российских исследователей 53
2.2. Анализ существующих веб-квестов для школьной ступени обучения 65
ГЛАВА III. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТА «ВЕЛИКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ
КОЛОНИЗАЦИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-ЫХ КЛАССОВ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЯ 114
Приложение А 114
Актуальность темы исследования. Система образования во многих странах в последние десятилетия кардинально и постоянно реформируется, что связано с характерными чертами общества XXI века и его потребностями. Обновление содержания образовательных программ, методик и технологий их реализации должно проходить в соответствии с динамикой развития общества и запросов обучающихся. В российском образовании сегодня одним из приоритетных направлений является введение в школьный процесс обучения современных образовательных технологий.
Дети XXI века уже с юных лет знакомятся с интернет-ресурсами и такими техническими устройствами как мобильный телефон и компьютер. Принятие этого факта и поиск эффективных мер по использованию подобного положения в образовательном процессе может привести к положительным результатам в обучении, нежели отрицание и пренебрежение существующей реальности. Веб¬квест направлен на обучение с помощью компьютерных устройств и сети Интернет, что отвечает вышеприведенной характеристике современного поколения учащихся. Включение в образовательный процесс веб-квестов соответствует требованиям ФГОС по формированию и развитию у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
В современном обществе существует потребность непрерывного обучения в течение всей жизни человека. И задача образовательных учреждений сегодня состоит не в подаче учащимся определенного набора теоретических знаний, а в развитии у них навыков, умений и компетенций в рамках идеи «научить учиться». На последнее и направлены реформы, как в рамках российской системы образования, так и во всемирном масштабе. Веб-квест относится к образовательным технологиям деятельностного типа, когда обучающиеся не просто пассивно усваивают информацию, а сами учатся искать знания...
Дети XXI века уже с юных лет знакомятся с интернет-ресурсами и такими техническими устройствами как мобильный телефон и компьютер. Принятие этого факта и поиск эффективных мер по использованию подобного положения в образовательном процессе может привести к положительным результатам в обучении, нежели отрицание и пренебрежение существующей реальности. Веб¬квест направлен на обучение с помощью компьютерных устройств и сети Интернет, что отвечает вышеприведенной характеристике современного поколения учащихся. Включение в образовательный процесс веб-квестов соответствует требованиям ФГОС по формированию и развитию у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
В современном обществе существует потребность непрерывного обучения в течение всей жизни человека. И задача образовательных учреждений сегодня состоит не в подаче учащимся определенного набора теоретических знаний, а в развитии у них навыков, умений и компетенций в рамках идеи «научить учиться». На последнее и направлены реформы, как в рамках российской системы образования, так и во всемирном масштабе. Веб-квест относится к образовательным технологиям деятельностного типа, когда обучающиеся не просто пассивно усваивают информацию, а сами учатся искать знания...
Современная система образования подвергается реформам, направленным на потребности общества XXI века. Насущным сегодня является вопрос о включении в школьный процесс обучения образовательных технологий, которые бы отвечали системно-деятельностному подходу. Одно из возможных решений этого вопроса заключается в обращении к веб-квестам как форме обучения, способной направить ход учебной деятельности в сторону необходимых изменений.
Цель настоящей магистерской диссертации состояла в проектировании веб-квеста «Великая греческая колонизация» как формы обучения и контроля освоения знаний для предметной дисциплины «Всеобщая история. История Древнего мира» 5-го класса.
Начало исследовательской работе положило рассмотрение веб-квестов как формы обучения, что явилось её теоретической составляющей. В первой главе диссертации была представлена история появления веб-квестов на основе англоязычных работ их создателей Берни Доджа и Тома Марча. Их труды позволили описать сущность веб-квестов и их основные положения. Веб¬квесты исследователи определили как учебную деятельность, для которой характерно использование возможностей и преимуществ интернет-ресурсов, преобразование учащимися полученной информации в более сложное понимание, наличие опор для поднятия уровня возможностей учащихся, аутентичность поставленных заданий, наличие обратной связи из реального мира. Появление и существование веб-квестов в российской педагогической науке связано с отходом от ряда идей их создателей и отсутствием единого подхода к трактовке понятия «веб-квест» и его последующей характеристике, где сущность веб-квестов подверглась серьезной трансформации. Однако в работах российских ученых нашли отражение пробелы, упущенные на этапе появления и развития веб-квестов как формы обучения. По результатам проведенной теоретической части исследования относительно интерпретация понятия «веб-квест», сущности и основных положений веб-квестов был сделан выбор в сторону идейной позиции Берни Доджа и Тома Марча.
Проектирование веб-квеста как завершающая часть работы предварялось рассмотрением методических рекомендацией и анализом существующих и применяемых веб-квестов в преподавании школьных предметных дисциплин. Методические рекомендации касались основных положений веб-квестов, их компонентов и структурных элементов, с учетом написания последних. Анализ конкретных примеров веб-квестов позволил увидеть значимость методических рекомендаций для создания заявленного в цели диссертации проекта веб¬квеста. Одним из результатов диссертационного исследования на данном этапе стало подтверждение существующей тенденции включения веб-квестов в учебный процесс лишь как новой и набирающей популярность формы обучения, что характерно и для «Истории» как предметной дисциплины. На демонстрацию возможностей отхода от указанной тенденции и было направлено настоящее диссертационное исследование.
Проектирование веб-квеста на тему «Великая греческая колонизация» предметной дисциплины «Всеобщая история. История Древнего мира» 5-го класса сопровождалось описанием всех этапов этого процесса, начиная с представления идеи и заканчивая изложением технических сторон её воплощения в виде отдельного сайта, опубликованного на просторах сети Интернет. Разработанный проект соответствует основным положениям веб-квестов как формы обучения. Отличной от них чертой стало сочетание в веб-квесте теоретических и практических заданий, что соответствует идейным воззрениям С. В. Напалкова, основателя одного из подходов к рассмотрению веб-квестов в российской педагогике.
Веб-квест на тему «Великая греческая колонизация» предметной дисциплины «Всеобщая история. История Древнего мира» 5-го класса соотносится с ходом образовательной программы и соответствует требованиям современных образовательных стандартов. Следовательно, он может быть включен в учебный процесс и может стать одним из примеров реализации системно-деятельностного подхода, лежащего в основе реформы российского образования.
Цель настоящей магистерской диссертации состояла в проектировании веб-квеста «Великая греческая колонизация» как формы обучения и контроля освоения знаний для предметной дисциплины «Всеобщая история. История Древнего мира» 5-го класса.
Начало исследовательской работе положило рассмотрение веб-квестов как формы обучения, что явилось её теоретической составляющей. В первой главе диссертации была представлена история появления веб-квестов на основе англоязычных работ их создателей Берни Доджа и Тома Марча. Их труды позволили описать сущность веб-квестов и их основные положения. Веб¬квесты исследователи определили как учебную деятельность, для которой характерно использование возможностей и преимуществ интернет-ресурсов, преобразование учащимися полученной информации в более сложное понимание, наличие опор для поднятия уровня возможностей учащихся, аутентичность поставленных заданий, наличие обратной связи из реального мира. Появление и существование веб-квестов в российской педагогической науке связано с отходом от ряда идей их создателей и отсутствием единого подхода к трактовке понятия «веб-квест» и его последующей характеристике, где сущность веб-квестов подверглась серьезной трансформации. Однако в работах российских ученых нашли отражение пробелы, упущенные на этапе появления и развития веб-квестов как формы обучения. По результатам проведенной теоретической части исследования относительно интерпретация понятия «веб-квест», сущности и основных положений веб-квестов был сделан выбор в сторону идейной позиции Берни Доджа и Тома Марча.
Проектирование веб-квеста как завершающая часть работы предварялось рассмотрением методических рекомендацией и анализом существующих и применяемых веб-квестов в преподавании школьных предметных дисциплин. Методические рекомендации касались основных положений веб-квестов, их компонентов и структурных элементов, с учетом написания последних. Анализ конкретных примеров веб-квестов позволил увидеть значимость методических рекомендаций для создания заявленного в цели диссертации проекта веб¬квеста. Одним из результатов диссертационного исследования на данном этапе стало подтверждение существующей тенденции включения веб-квестов в учебный процесс лишь как новой и набирающей популярность формы обучения, что характерно и для «Истории» как предметной дисциплины. На демонстрацию возможностей отхода от указанной тенденции и было направлено настоящее диссертационное исследование.
Проектирование веб-квеста на тему «Великая греческая колонизация» предметной дисциплины «Всеобщая история. История Древнего мира» 5-го класса сопровождалось описанием всех этапов этого процесса, начиная с представления идеи и заканчивая изложением технических сторон её воплощения в виде отдельного сайта, опубликованного на просторах сети Интернет. Разработанный проект соответствует основным положениям веб-квестов как формы обучения. Отличной от них чертой стало сочетание в веб-квесте теоретических и практических заданий, что соответствует идейным воззрениям С. В. Напалкова, основателя одного из подходов к рассмотрению веб-квестов в российской педагогике.
Веб-квест на тему «Великая греческая колонизация» предметной дисциплины «Всеобщая история. История Древнего мира» 5-го класса соотносится с ходом образовательной программы и соответствует требованиям современных образовательных стандартов. Следовательно, он может быть включен в учебный процесс и может стать одним из примеров реализации системно-деятельностного подхода, лежащего в основе реформы российского образования.





