Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение вопросов культурного строительства 20-30-х годов XX века в СССР на уроках истории в школе

Работа №167302

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Содержание историко-культурного стандарта по вопросам культурного строительства в СССР 20-30-х годов XX века 7
1.1. Изучение вопросов культурного строительства в СССР 20-30-х годов
XX века на уроках истории 7
1.2. Содержание итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ 13
1.3. Учебно-методический комплекс по изучению вопросов культурного
строительства в СССР 20-30-х годов XX века по программе концентр и по линейно-концентрической системе 25
Глава 2. Разработка экспериментальных уроков по вопросам культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX в. в курсе обучения истории в школе 31
2.1. Приемы, методы, технологии на уроках истории, помогающие
раскрыть вопрос культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века и подготовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ 31
2.2. Разработка экспериментальных уроков по вопросам культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века 40
Заключение 90
Библиографический список 94

Понятие «история» очень многогранно. Это и собственно и прошлое, и наука, изучающая «дела минувших дней». Наконец, история - это и учебный предмет, изучаемый в различных образовательных учреждениях нашей Родины. В общеобразовательной школе преподавание истории, как самостоятельной дисциплины, начинается в пятом классе и продолжается вплоть до окончания заведения. История закладывает основы основ человеческой нравственности, патриотизма, гражданской ответственности. Для общества - представление о мировой истории и истории своего государства, является одной из важнейших скреп, не менее значимой, чем гражданственность, законы, духовные ценности, традиции, письменность, религиозные представления.
Педагог и школьный учебник истории всегда были, есть и будут - передовая линия борьбы за умы и души молодого поколения. Поэтому, есть необходимость грамотного осмысления и выбора пути в отношении преподавания истории в общеобразовательном учреждении.
Несомненно, что обнародование в июне 2013 года документа под названием «Проект историко-культурного стандарта», разработанного рабочей группой по подготовке нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, является знаковым событием для современного российского общества. После четверти века многоголосия и даже сумбура в изложении и трактовках прошлого реализуется социальный заказ граждан России на поиск точек консенсуса в понимании истории в масштабах всего общества, что может послужить фундаментом для взаимопонимания и диалога всех социальных, этнических, возрастных групп, представителей различных идейных, культурных, конфессиональных течений. При этом речь идет не о том, чтобы дать «единственно правильную» оценку исторического процесса, но и сформировать надежные ориентиры, основанные на научном понимании истории.
Граждане России не обязаны придерживаться одинаковой оценки всех событий российской истории, но должны понимать свою причастность к общему прошлому, настоящему, а значит и будущему страны.
Изучение на уроках истории вопросов, посвященных культуре, является одной из важных составляющих для формирования у школьников представлений о духовном наследии, оставленном предшествующими поколениями, воспитания гражданственности, патриотизма и чувства гордости за свой народ, создавший замечательные памятники искусства и внесший богатейший вклад в сокровищницу мировой культуры. Культурно- исторический материал играет немалую роль и в эстетическом воспитании обучающихся на уроках истории, где формируется правильное отношение к искусству. Но при этом вопросы культуры являются одними из самых сложных для восприятия учениками, что вызывает большинство затруднений во время сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сориентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока информации по культуре среди учителей отсутствует единая система, что приводит к отсутствию у учащихся унифицированной концепции по данному вопросу. Учителя в основном однотипно подходят к выбору методики. Как правило, это лекции учителя и сообщения учащихся по тому или иному вопросу. Методический аппарат по проблеме изучения вопросов развития отечественной культуры необходимо создавать заново, так как имеющиеся методические рекомендации утратили свою актуальность в свете изменения системы исторического знания.
Положение с изучением вопросов развития культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века в системе школьного исторического образования в настоящее время привело к необходимости углубленного исследования проблемы, обозначенной в теме выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: изучение вопросов культурного строительства 20-30-х годов в СССР на уроках истории в школе.
Предмет исследования: эффективные приёмы и методы раскрытия вопросов культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века в курсе изучения истории в школе.
Цель исследования: изучить особенности раскрытия вопросов культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века в курсе изучения истории в школе.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности изучения темы культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века в курсе изучения истории в школе;
2. Изучить содержание итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ по данной теме;
3. Провести анализ учебно-методического комплекса по теме культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века в курсе изучения истории в школе;
4. Определить приемы, методы, технологии, помогающие раскрыть вопрос культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века в курсе изучения истории в школе;
5. Разработать экспериментальные уроки по вопросам культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века в курсе изучения истории в школе.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды П.В. Акульшина, Л.Ю. Головеевой, В.Л. Кургузова, Н.В. Кузьминой, Ю.Л. Рыбкиной и других.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанные экспериментальные уроки по вопросам культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века можно использовать учителям в курсе преподавания истории в школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив особенности раскрытия вопросов культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века в курсе изучения истории в школе, можно сделать следующие выводы:
- в школьном курсе истории изучение вопросов культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века происходит только в рамках персоналистического подхода, который на данный момент лежит в основе изучения культуры в школе и сводится к освещению лишь каких-либо дат, событий, персоналий. Необходимо применять и системно-деятельностный подход для более плодотворного изучения материала, который предполагает включение культурно-исторических сюжетов в общий контекст изучения предмета;
- деятельностный, а также компетентностный подходы, лежащие в основе ФГОС второго поколения, предполагают непосредственное и активное участие школьников в оценочной деятельности. В свою очередь Историко-культурный стандарт указывает на необходимость выработки («важнейшая задача преподавания истории в школе») сознательного отношения к историческим процессам и явлениям. ЕГЭ и ОГЭ выстроено на основе историко-культурного стандарта, в котором особое внимание уделяется изучению вопросов культуры. Большинство заданий, представленных в Демоверсии КИМ ЕГЭ и ОГЭ 2019 года, соответствует основным требованиям Историко-культурного стандарта. Поэтому систематическое и творческое использование этого документа при подготовке школьников к сдаче ЕГЭ по истории поможет сделать эту работу более конкретной, основательной и системной;
- ИКС вступает в противоречие с программами, выпушенными издательством «Просвещение» [примерные программы]. Противоречие состоит в том, что программа предполагает сохранение концентрической модели преподавания курса (5-9 классы - первый концентр, 10-11 классы - второй концентр), а концепция нового УМК исходит из линейно - концентрической системы. Она предполагает, что «изучение истории будет строиться по линейной программе с 5 по 10 классы. В 11 классе на базовом уровне предложен курс «История России в мировом контексте», сравнительно-исторический по своему характеру. На профильном уровне основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации. Примерный перечень «трудных вопросов истории России» вызывает острые дискуссии в профессиональном сообществе учителей. Следующая тема, часто вызывающая дискуссии: какие приемы, методы, формы занятий использовать для формирования познавательного интереса обучающихся на уроках истории России;
- использование различных методов, технологий, приемов: проблемные ситуации, игровой метод, проектирование, аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие информации, а также форм проведения уроков: дискуссии, круглый стол, форум, дебаты, - и различных средств обучения истории позволит облегчить восприятие сложного и объемного материала по истории культурного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века, продолжить развитие творческих способностей учащихся, а также предоставит широкие возможности для воспитания личности;
- в исследовании разработаны несколько моделей уроков, раскрывающие изучение вопросов развития культуры Советского Союза в 20-30-е годы. Урок-конференция «Как строилась советская культура» освещает вопросы культурного строительства в стране, и в отдельно взятом регионе - Иркутская область. Урок-дискуссия «Культурное пространство советского человека 20-30-х годов XX века» позволяет изучить мнения очевидцев о зарождающейся советской культуре. Урок-викторина «Культурное пространство советского общества в 20-30-е года XX века» закрепляет изученный материал о культурном строительстве в СССР. Разработанные уроки по вопросам культурного строительства в СССР 20-30¬х годов
XX века помогут учителям в подготовке к учебным занятиям по истории с учащимися 9,10,11 классов.



1. Акульшин, П.В., Гребенкин, И.Н. Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание / П.В. Акульшин, И.Н. Гребенкин // Вестник Рязанского государственного университета им.С.А. Есенина. - 2013. - № 4 (41). - С. 7 -15.
2. Бурцева, М.Ю. Использование дискуссий на уроках истории / М.Ю. Бурцева // Проблемы современной науки и образования. - 2013. - № 3 (17). - С. 173 - 175.
3. Веретенникова, О.И. Выбор оптимальных современных подходов в обучении, способствующих успешной сдаче ЕГЭ по истории / О.И. Веретенникова // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 6 (23). - С. 526 -531.
4. Вотинова, С.В. Приемы подготовки к ЕГЭ по «Истории России» / С.В. Вотинова // Региональное образование XXI века: проблемы иперспективы. - 2009. - № 2. - С. 11 - 12.
5. Вяземский, Е.Е. Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. -2013. -№ 9. - С. 3-10.
6. Головеева, Л.Ю. Историко-культурный стандарт как основа подготовки к ЕГЭ / Л.Ю. Головеева // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: материалы пятой международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 35 -39.
7. Гришук, Н.В. Оценочная деятельность учащихся на уроках истории в контексте требований ФГОС и Историко-культурного стандарта / Н.В.
Гришук // Философия и методология истории: сборник научных статей VI Всероссийской научной конференции. - 2015. - С. 417 - 425.
8. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России XX века: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
9. Демоверсия контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по истории [Электронный источник]. - Режим доступа:http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikaciikodifikatory.
10. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций. В 2 ч. под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016.
11. Клименкова, Э.А. Проблема изучения вопросов культуры на уроках
истории России в старших классах / Э.А. Клименкова // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее:
сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 173 - 175.
12. Колосова, Е.А. Анализ УМК по истории в условиях включения историко-культурного стандарта / Е.А. Колосова // Теория и методикаобучения и воспитания в современном образовательном пространстве : сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 73 -78.
13. Короткова, М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста / М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2010. - №5. - С.3 -7.
14. Котенев, В.А., Кузьмин, А.В. Особенности перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта / В.А. Котенев, А.В. Кузьмин // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ . - 2017. - № 7. - С. 30 -37.
15. Кузнецова, Л.Ю. Реализация нетрадиционных форм урока в
преподавании вопросов культуры в рамках курса истории / Л.Ю. Кузнецова // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: сборник статей
Международной научно-практической конференции. -2017. - С. 79 - 81.
16. Кузьмина, Н.В. Применение активных методов и приемов на уроках истории - необходимое условие на уроках истории / Н.В. Кузьмина // Современная наука: теоретический и практический взгляд материалы II Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. ООО «НОУ «Вектор науки»; научный редактор. - 2015. - С. 46 - 50.
17. Кургузов, В.Л. Советская культура и ее место в истории российской цивилизации / В.Л. Кургузов // Проблемы социально-экономического развития Сибири [Электронный ресурс]. - 2011. - № 3. - С. 135 - 144.
18. Курдюкова, Х.П. Соответствие школьных учебников по истории России нового поколения требованиям историко-культурного стандарта / Х.П. Курдюкова // Успехи современной науки иобразования. - 2017. - Т. 2. - № 4. - С. 209 -212.
19. Манюхин, И.С., Белкин, А.В. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории как программа развития школьного исторического образования / И.С. Манюхин, А.В. Белкин // Современное образование: гипотезы и апробация результатов: материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». - 2016. - С. 96 -99.
20. Нидерман, И.А. Формирование познавательного интереса
обучающихся на уроках истории России в контексте внедрения историко-культурного стандарта / И.А. Нидерман // Актуальные
вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: сборник научных статей. - 2017. - С. 148 -154.
21. Примерные программы среднего (полного) образования. История. - М.,2012.
22. Ратникова, Д.В. Методические аспекты изучения вопросов культуры на уроках истории / Д.В. Ратникова, Ю.К. Старцева // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1 (34). - С. 60 - 62.
23. Рудман, А.З. Система формирования личностных результатов
обучающихся на уроках истории России в свете историко -культурного стандарта / А.З. Рудман // Преподаватель XXI век. - 2017. - № 1-1. - С. 228 -236.
24. Рыбкина, Ю.Л. Система подготовки к ЕГЭ по истории России / Ю.Л. Рыбкина // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 3. - С. 55 - 57.
25. Стрелова, И.Ю. Историко-культурный стандарт: от идеи - к ее реализации (методологический аспект) / И.Ю. Стрелова //Преподавание истории и обществознания в школе . - 2015. - № 1. - С. 48 - 55.
26. Толстов, А.А. Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории в условиях внедрения историко-культурного стандарта / А.А. Толстов // Лучшая студенческая статья 2016: сборник статей III международного научно - практического конкурса. - 2016. - С. 432 - 435.
27. Цыренов, Б.Ц., Кургузов, В.Л. Методологические проблемы изучения советской культуры как нового типа культуры в истории человечества / Б.Ц. Цыренов, В.Л. Кургузов // Вестник ВСГУТУ. - 2012. - № 3 (38). - С. 174 - 178.
28. Шапарина, О.Н. Проблема единого учебника истории. Краткий обзор совещания ученых, деятелей образования, учителей истории в РАО /
О.Н. Шапарина // Преподавание истории в школе. -2013. - № 9. - С. 14-15.
29. Шолько, А.В. Основные подходы к изучению вопросов культуры в курсе истории [Электронный ресурс] / А.В. Шолько, Т.В. Самоходкина // Формирование компетентностно-ориентированной среды как инновационный вектор развития образовательной организации. - Волгоград, 2015. - С. 38 -43.
30. Ястер, И.В. Историко-культурный стандарт в зеркале проблем школьного исторического образования / И.В. Ястер // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. - 2016. - № 8. - С. 254 -258.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ