ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 4
1.1 Географическое положение Канского района 4
1.2 Геологическое строение 6
1.3 Структурно-литологические особенности 8
1.4 Характеристика рельефа 13
1.6 Климатическая характеристика 18
1.7 Гидрографическая характеристика 28
1.8 Характеристика почвы и основных типов растительности Канского
района 31
1.9 Животный мир 37
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 40
2.1 Место элективного курса в школьной программе 40
2.2 Элективный курс 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Актуальность работы. В настоящее время школах на изучение природы родного края выделяется мало часов. Заинтересовать школьников природой своей малой родины можно лишь использовав вариативную часть обучения. Элективный курс «География Канского района» поможет учащимся более глубоко узнать географию своего района. В краеведческой литературе слабо представлены материалы о природе, природным ресурсам Канского района Красноярского края, следовательно возникает необходимость в решении этой проблемы, что и явилось побудительным мотивом для написания дипломной работы.
Объектом исследования изучение Канского района в рамках элективного курса.
Предмет исследования - элективный курс как средство изучения географии Канского района
Цель работы: разработать программу элективного курса для обучающихся в средних общеобразовательных школах, с использованием данных о географии Канского района
В соответствии с поставленной целью в работе решали следующие задачи:
1. дать физико-географическую характеристику Канского района;
2. оценить природные ресурсы района;
3. Разработать программу элективного курса.
При написании работы были использованы следующие методы:
• картографический метод (построение карт, диаграмм);
• статистический (обработка статистического материала);
• математический (обработка цифровых данных);
• литературный (работа с различными литературными источниками).
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы в учебном процессе в вариативной части школьного курса. Программа элективного курса может использоваться при подготовке предпрофильных классов по направлению география.
В работе были исследованы географические особенности Канского района. Собран материал, характеризующий территорию района, а именно физико-географическое положение, геологическая структура и рельеф, климат, гидрологическая характеристика, характеристика флоры и фауны региона, а также его природные ресурсы. Наработан теоретический материал, использован при разработке программы элективного курса.
На основе собранного материала, разработана программа элективного курса - «География Канского района», который можно использовать в школьном курсе географии. Программа курса включает в себя 8 тем, на которых будет изучен Канский район. Курс содержит следующие темы: Знакомство с курсом, Физико-географическое положение, Геологическое строение и рельеф, Климат, Гидрология, флора и фауна. Элективный курс сможет повысить познавательную активность в изучении географии у школьников. В работе произведен упор на идею расширения кругозора учеников и возможность взглянуть на знакомый район с научной, географической точки зрения.
1. Безруких В.А. Кириллов М.В. Красноярский край. Учебное пособие для школьников. Красноярск, 1993. - 180 с.
2. Будина Л.П., Вишневская И.В. Пахотнопригодные почвы на территории Канской котловины. М., 1962. - 165 с.
3. Бурцев М.П. Канско-Ачинский угольный бассейн. М. изд. АН СССР - 85 с.
4. Воробьев М.Н. Серия карт «КАТЭК», 1991.
5. Герасимов И.М. Лесообразование и почвообразование М. 1962. - 192 с.
6. Голов А.В. Изучение рельефа в курсе географии М. 1976. - 120 с.
7. Головин В.Ф., Сергеев Г.М. Климат Канской лесостепи. Красноярск, 1960
- 135 с.
8. Картушин В.М. Агроклиматические ресурсы юга Восточной Сибири, 1969
- 115 с.
9. Климатический атлас СССР т.1 М. Гидрометесиздат, 1963 - 110 с.
10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение, 2010.- 37с
11. Крауклис А.Л. Геосистемы контакта тайги и степи по Центральной Сибири. Иркутск, 1985 - 115 с.
12. Любимова Е.Л. Растительность лесостепи и зоны травяных лесов Красноярского края, М., 1962- 85 с.
13. Лысаковская Е.Г. Элективные курсы. Некоторые вопросы / Фестиваль «Открытый урок». ИД «Первое сентября». Режим доступа:https://xn--
i 1 abbnckbmcl9fb.xnp 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/580559/
14. Малых А.В. Природа и хозяйство Красноярского края. Красноярск, 1973 - 112 с.
15. Медведев ГИ., Воробьева Н.А. Голоцен. Голоценовые отложения юга Средней Сибири. Иркутск, 1984 - 12 с.
16. Михайлов Н.И. Сибирь. М. 1966. - 280 с.
17. Михайлов НИ. Физико-географическое районирование Сибири, МГУ, 1960. -245
18. Мухачев А.Д. Край мой многоликий Красноярск, Гидрометеоиздат, 1984. - 136 е.: ил.
19. Научно — прикладной справочник по климату СССР. Серия 3 вып. 21. Л.: «Гидрометеоиздат», 1990. - 484 с.
20. Особенности агроклиматических ресурсов земледельческой части Красноярского края. Красноярск, 2000.
21. Пармузин Ю.П. Средняя Сибирь. М. «Мысль», 1964- 303 с/
22. Поздняков А.Г. Леса КАТЭКа как Фактор окружающей среды Наука, Красноярск, 1983. - 160 с.
23. Сергеев Г.М. Островные лесостепи и подтайга Приенисейской Сибири, Восточно-Сибирское изд-во.-1971.-263 с.
24. Сергеев Г.М Положение Канской лесостепи системе ландшафтных зон. Красноярск, 1965
25. Сергеев Г.М. Воды Канской лесостепи. Красноярск 1960. -85 с.
26. Трушина М.Л. Природа и хозяйство района первоочередного формирования КАТЭКа. Красноярск, 1981.
27. Шапарев Н.Я. Природные ресурсы Красноярского края — Новосибирск: Сибирская издательская фирма РАН «Наука». — 2002. — 91 с.
28. Экспериментальные основы географического прогнозирования воздуха КАТЭКа. Красноярск, 1984.
29.Чирков Ю.И. Агрометеорология. Л. «Гидрометеоиздат», 1986 - 396 с.
30. Элективные курсы в системе предпрофильного и профильного обучения.
Режим доступа: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn