Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности проявления перфекционизма у лиц с нарушением слуха

Работа №167297

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы37
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: социальная сеть «Вконтакте», социальные группы «Глухие и слабослышащие» и «Мир глухих».
Выборка: 22 человека в возрасте от 20 до 25 лет .

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 6
1.1 Взгляд отечественных и зарубежныхисследователей на проблему перфекционизма 6
1.2 Психологические особенности лиц с нарушением слуха 13
1.3 Особенности проявления перфекционизма у лиц с нарушением слуха 23
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 28
2.1 Методы и организация исследования 28
2.2 Результаты и анализ эмпирического исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Исследователи отмечают, что общественно-социальные изменения влекут за собой изменение условий, в корорых социализируется личность. Помимо того, что в целом психологическая наука сегодня стоит перед необходимостью решения проблемы психологического дисбаланса личности, одной из сторон этих изменений является тот факт, что определенные психологические феномены, вызывающие затруднения в прошлом, могут уходить на второй план, а другие – наоборот, становится актуальной проблемой, притягивающей внимание исследователей.
Одним из таких феноменов, активно изучаемых как отечственной, так и зарубежной психологией, является перфекционизм. Сегодня все больше психологов признают, что перфекционизм представляет собой сложное явление, которое может принимать как здоровую, так и патологическую формы, и может существенно повлиять на благополучие личности.
Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что число людей с различными дефектами развития по-прежнему велико, и по данным Всемирной организации здравоохранения, 278 миллионов человек во всем мире имеют нарушения слуха различной степени тяжести. Перед специалистами помогающих профессий стоит задача оптимальной социальной интеграции и максимальной самореализации всех членов общества вне зависимости от особенностей развития. Самореализация и становление личности является предметом внимания психологов, педагогов, социологов и многих других специалистов, заинтересованных в изучении человека.
Значительный вклад в изучение проблемы перфекционизма внесли Н.Г. Гаранян, Т.Ю. Юдеева, И.И. Грачева, В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов, И.Г. Малкина-Пых, Е.Т. Соколова, П.В. Цыганкова; среди зарубежных исследователей - Д. Бернс, П. Хьюитт, Г. Флетт, Р. Фрост, Р. Слэйни, Дж. Эшби, С. Ингрем, К. Дебровский, Т. Пиечовский, Р. Фриман, С. Конартон и др.
В отечественной психологии существенное место в своих исследованиях проблеме индивидуально - психологических особенностей личности при недостаточности слухового восприятия уделяли Н.В. Яшкова, Р.М.Боскис, Т.А.Власова, М.С.Певзнер, Л.М.Барденштейн, Г.Л.Зайцева, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, Ф.Ф.Рау, Ж.И.Шиф и другие.
Несмотря на то, что проблема психологических особенностей и особеннотей социальной адаптации лиц с нарушением слуха изучена достаточно обширно, в нашей стране не проводилось отдельных исследований, посвященных изучению особенностей перфекционизма у лиц с нарушением слуха. Этот факт также определяет актуальность исследования.
Объект исследования: психологические особенности лиц с нарушением слуха.
Предмет исследования: перфекционизм у слабослышащих.
Цель исследования – выявление особенносей перфекционизма у лиц с нарушением слуха.
Задачи:
1. Изучить взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему перфекционизма;
2. Проанализировать особенности личностного развития и психологические особенности лиц с нарушением слуха;
3. На основании этого выявить особенности проявления перфекционизма у лиц с нарушением слуха;
4. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей проявления перфекционизма у лиц с нарушениями слуха, представить выводы по результатам исследования.
Методологической основой данного исследования являются основополагающие принципы психологии: принцип детерминизма, системности, развития, единства сознания и деятельности, единства теории и практики (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); основополагающие работы по изучению префекционизма Д. Хамачека,
К. Добровского, Л. Сильвермана, П. Хьюитта и Г. Флетта, представления о самооценке С.А. Будасси, К. Роджерса, Э. Эриксона, Р. Бернса, И.И. Чесноковой, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона и др.
Методы исследования: общенаучные методы (теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования); метод психодиагностики (тестирование), методы качественного и количественно анализа результатов эмпирического исследования, включая математические методы - описательной (среднее значение, стандартное отклонение) и индуктивной статистики (достоверность различий выявлялась с помощью U-критерия Мана-Уитни).
В основу эмпирического исследования положена концепция П. Хьюитта и Г. Флетта, рассматривающее перфекционизм как многомерное явление, включающее три компонента: перфекционизм, ориентированный на
себя; перфекционизм, ориентированный на других; социально предписываемый перфекционизм. В работе использовалась методика изучения особенностей перфекционизма «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И. И. Грачевой.
База исследования: исследование проводилось с использованием социальной сети «Вконтакте», социальных групп «Глухие и слабослышащие» и «Мир глухих». Опрос по методике был в форме заполнения электронной формы. Общая выборка составила 22 человека в возрасте от 20 до 25 лет. Для сопоставления результатов методики и выявления особенностей по двум независимым группам выборка была разделена на две группы: была создана контрольная группа испытуемых, к ней относятся лица с нормальным слухом, ее составили студенты очного отделения факультета психологии НГПУ.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в области диагностики, консультирования, профилактической работе, психологической коррекции поведения лиц с нарушением слуха.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Перфекционизм является сложным психологическим феноменом, который может быть связан как с нормальным адаптивным функционированием, так и с дезадаптацией. Первоначально перфекционизм ученые рассматривали как негативную черту личности (Бернс, Холендер, Флетт, Хьюит и др.), в настоящее же время принято выделять нормальные и патологические формы перфекционизма (Слэйни, Хамачек, Блатт, Золотарева и др.). Патологический перфекционизм обуславливает чувство тревоги, стыда и вины, чрезмерную самокритичность, сосредоточенность на собственных недостатках избегания ошибок. Нормальный перфекционизм - это стремление к совершенству, которое гармонично встраивается в структуру личности, не вступая в конфликт с другими мотивами, способность целостно учитывать собственные ресурсы и ограничения, активность в разных видах деятельности, умение получать удовольствие от деятельности, рассматривая ошибки как стимул для саморазвития.
Лица, имеющие высокий уровень перфекционизма живут с постоянным ощущением собственной несостоятельности, так как невозможно всегда и во всем соответствовать неадекватно завышенным стандартам и требованиям, которые они предписывают себе либо те, которые, как они сами считают, другие предписывают им. Переживание неуспеха может порождать идею о собственной несостоятельности, вызвать чувство безнадежности, безвыходности в определенных ситуациях.
По этой причине такая черта личности, как перфекционизм, на сегодняшний день приковывыет внимание так отечественных, так и зарубежных исследователей. Поскольку паталогический перфекционизм представляет угрозу психологическому здоровью личности, актуальными становятся проблемы его преодоления, особенно в современное время, когда мы можем наблюдать усиление перфекционизма среди лиц юношеского возраста, причем как с нормативным развитием, так и с различными его нарушениями.
Депривация слуховой функции является распространённым сенсорным нарушением: по данным Всемирной организации здравоохранения, 278 миллионов человек во всем мире имеют нарушения слуха различной степени тяжести. Основой классификации людей с подобными нарушениями служат следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи. В настоящее время в психологии представлен ряд исследований, посвященных изучению психологических особенностей лиц с нарушением слуха. Особенности развития личности людей с нарушениями слуха зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, типа посещаемой школы, сформированности межличностных отношений, наличия или отсутствия слуха у родителей и так далее.
Лицам с нарушением слуха свойственны специфические психологические особенноти, связанные с особенностями их психического и личного развития и особенностями адаптации. Отмечается более замедленное развитие самосознания, негативное самоотношение, либо, напротив – неадекватно завышенные представления о себе, «полярность» оценок себя и окружающих. Ключевой особенностью для формирования перфекционизма у лиц с нарушением слуха мы считаем особенности самооценки, которая зачастую бывает завышенной, заниженной или неустойчивой.
Преимуществеено надекватная самооценка, присущая глухим и слабослыщащим, способствует становлению перфекционизма как черты личности и оказывает существенное влияние на их социальную адаптацию и чувство субъективного благополучия. Кроме того, различные виды перфекционизма могут быть по-разному взаимосвязаны с типами нарушений самооценки. Это позволило нам сформулировать гипотезу исследования и предположить, что существуют особенности перфекционизма, характерные для людей с нарушенным слухом.
Для проверки гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование особенностей проявления перфекционизма у лиц с нарушенным слухом. Исследование проводилось с использованием социальной сети «Вконтакте», социальных групп «Глухие и слабослышащие» и «Мир глухих». Опрос по методике был в форме заполнения электронной формы. Общая выборка составила 22 человека в возрасте от 20 до 25 лет.
Для сопоставления результатов методики и выявления особенностей по двум независимым группам выборка была разделена на две группы. К первой группе относятся лица с различной степенью нарушения слуха. Ко второй группе относятся лица с нормальным слухом, ее составили студенты очного отделения факультета психологии НГПУ.
Исходя из целей и задач исследования, для выявления уровня перфекционизма, была выбрана методика «Многомерная шкала перфекционизма» Хьюитта и Флетта, в адаптации И.И. Грачевой.
По результатам эмпирического исследования было выявлено, что у лиц с нарушением слуха достоверно выше уровень социально предписанного перфекционизма, чем у респондентов с нормальным слухом. Данные результаты показывают, что у первой группы выше уровень перфекционизма, связанный с ожиданиями от окружающих – они больше склонны считать, что окружающие слишком требовательны, оказывают на них давлению и что-то от них требуют. Также, им более склонны стремление избежать смущения, стыда или чувства вины.
Можно предположить, что эти проблемы связаны с вопросом адаптации слабослышащих людей в социуме. Слабослышащему человеку, имеющими выраженное слуховое нарушение, гораздо труднее найти общий язык с окружающими, имеющими нормальный слух. Возможно, именно ситуации недопонимания, рождают представления об окружающих, свойственных человеку с более высоким уровнем социально предписанного перфекционизма.
Полученные результаты подтверждают гипотезу исследования. Лицам с нарушенным слухом, в большей степени присущ социально предписанный перфекционизм.



1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. 147 с.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 2004. – 216 с/
3. Бескова Т.В. Взаимосвязь перфекционизма со способами реагирования на успех и неудачу Другого // Современные проблемы науки и образ образования. 2012. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/102-6046
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2008. 212 с.
5. Бороздина Л. В., Волкова Н. Н. Опыт коррекции «триады риска» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 1. - С. 72-86.
6. Веракса А. Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 4. - С. 91-101.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. – Т.5 Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. - 368 с.
8. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 6. – С. 73−80.
9. Гордеева Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 3. - С. 63-78.
10. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2009. - 288 с.
11. Зинченко Ю. П., Евдокимов В. И., Рыбников В. Ю. Анализ отечественных и зарубежных диссертаций в сфере медицинской (клинической) психологии (1990-2011) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 2. - С. 3-15.
12. Извольская А.А. Особенности самосознания детей и подростков с нарушениями слуха (аналитический обзор литературных источников) // «Коррекционная педагогика». 2009. №3 (33). С. 77-82.
13. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения / Под ред. проф. Р. М. Боскис. - М.: Педагогика, 2009.
14. Исследование личности с нарушением слуха / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. - М.: Просвещение, 2011.
15. Кашина О.П. Проблема перфекционизма и нарциссизма в современном обществе // Социология и социальные науки. 2010. № 2. С. 41 - 46.
16. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия. Новосибирск: НГПУ, 2003. 402 с.
17. Корчагин В.М. Перфекционизм личности как научная проблема современной психологии: аналитический обзор / Вестник самарского юридического института. Самарский юридический институт ФСИН России. 2011. №1. С. 75-78.
18. Кошелева Е.А. Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-3.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-gluhih-i-slaboslyshaschih-lyudey-i-ih-proyavleniya-v-obschenii.
19. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. - М.: Просвещение, 2010.
20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., Воронеж: Институт практической психологии, 1997. 384 с.
21. Маслова Ю.А. Смысловая сфера неслышащей молодежи: результаты исследования // Российский психологический журнал. 2007. Т. 4. №3. С. 65-68.
22. Минина А.И. Теоретический анализ проблемы перфекционизма в трудах отечественных и зарубежных психологов // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/12/3044
23. Мушастая Н.В., Данченко И.В. Роль семьи в формировании самооценки у детей с нарушением слуха // Российский психологический журнал. – 2015. – Т.12. - № 2. С. 6-17.
24. Нудельман М. М. Представление глухих школьников об оценке их личности сверстниками // Дефектология. - 2013. - № 6.
25. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2010. - 461с.
26. Петрова В. Г. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка / Под ред. И. М. Соловьева и др. - М.: Просвещение, 2011.
27. Пузанов Б. П., Селиверстов В. И., Шаховская С. Н., Костенкова Ю. А. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: Академия, 2011.
28. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
29. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 2009.
30. Фромм Э. Типологические модели социальных характеров / Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара: Бахрах. 1998. C 24-114.
31. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. №11. P. 34-52.
32. Цукерман И. В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология. - 2008. - № 1.
33. Чеснокова М. Г. Общепсихологические основания исследования здоровья личности // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 1 (9). - С. 96-102.
34. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм в структуре разных личностных типов [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 49. Режим доступа: http ://cyberleninka.ru/article/n/perfektsionizm-v-strukture- raznyhlichnostnyh-tipov (дата обращения: 06.05.2017).
35. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 157- 167.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ