ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие материнского капитала в законодательстве РФ 6
1.1. Понятие и правовые основы материнского капитала в РФ 6
1.2. Субъектный состав лиц, имеющих право на получение материнского капитала 11
Глава 2. Возможности использования материнского капитала в законодательстве РФ 15
2.1. Способы распоряжения материнским капиталом 15
2.2. Перспективы развития материнского капитала в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Актуальность исследования. Современный институт семьи в России в целом характеризуется низким уровнем социально-экономической и правовой защищенности. В особенности эту проблему обнажила пандемия коронавируса. Семья как первичная ячейка общества нуждается в эффективных и современных формах социальной защиты.
Приоритетом должна оставаться и поддержка государства. Обеспечение интересов семей на федеральном уровне должно являться первостепенным в социально-экономической политике государства. Это является фактором, стимулирующим повышение рождаемости, благосостояния каждой семьи в частности и всего социума в целом.
В статье 7 Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (далее – Конституция РФ) провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, в котором основной задачей государства выступает государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Система социального обеспечения в нашей стране находится в постоянном развитии и совершенствовании. На федеральном уровне закреплены основные направления развития социального обеспечения в России .
Семья является важным социальным институтом, на котором построены основные конструкции общественной жизни.
Институт семьи, его социально-культурная сущность неизменна даже несмотря на приспособление к изменяющимся социальным условиям.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее по тексту Закон №256-ФЗ) предусмотрел такую меру социальной поддержки семей в Российской Федерации как материнский капитал.
Особенность Закона №256-ФЗ заключается в направлении средств материнского капитала только на определенные в законе нужды. К сожалению, на практике нередко предпринимаются попытки по обходу положений Закона №256-ФЗ .
В данной связи проведение исследования, посвященного изучению материнского капитала представляется своевременным и актуальным как с научно-теоретической, так и с прикладной точек зрения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, регулирующие вопросы анализа правового регулирования материнского капитала.
Предмет исследования включает в себя:
Во-первых, нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы материнского капитала;
Во-вторых, судебная практика;
В-третьих, научные публикации по исследуемым вопросам.
Целью работы является исследование наиболее важных, либо дискуссионных проблем, возникающих при изучении материнского капитала как меры социальной поддержки семьи.
В соответствии с указанной целью автор ставил перед собой следующие задачи:
а) изучить материнский капитал как государственную поддержку семьи;
б) раскрыть субъектный состав лиц, имеющих право на получение материнского капитала;
в) рассмотреть способы распоряжения материнским капиталом;
г) проанализировать проблемы использования материнского капитала;
д) обозначить перспективы развития материнского капитала.
Методологическую основу работы образуют методы анализа и классификации нормативно-правового материала и литературы по исследуемой проблеме, а также исторический и логический методы.
Степень разработанности проблемы. К вопросам материнского капитала в теории права уделялось достаточно внимания. Некоторые аспекты рассматриваемой тематики в той или иной мере рассматривались в исследованиях таких авторов, как В. Алистархов, С.А. Бочкарев, Т.С. Гусева, Т.А. Маслова, М.В. Матвеева, А. Михайлова, А. Качкова, Н. Ряскова и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В конце работы раскроем следующие выводы:
1. В сложившейся ситуации, даже с учетом единовременной выплаты государством своим гражданам денежных средств и иных пособий за рождение детей, детородная активность у них весьма незначительная. Этому серьезно способствует снижение уровня доходов граждан России.
Семейная политика государства характеризуется гражданами России как не обеспеченная надежными способами реализации и конъюнктурная. Эти суждения усугубляются инфляционными процессами, нестабильностью рынка труда. В итоге эта политика рассматривается ими как временная, фрагментарная, изменчивая и что от ее благ стоит воздерживаться. Поэтому социальные ожидания граждан не сильны в отношении маткапитала, что существенно снижает эффективность данной выплаты.
Главным образом выплата маткапитала способствует формированию у потенциальных родителей иждивенческих, потребительских и меркантильных мыслей и настроений. Это связано с тем, что сложившаяся ситуация на самом деле приводит к тому, что значительная часть населения России с учетом его уровня жизни принимает решение рожать детей в целях улучшения этого уровня за счет получения от государства гарантированных денежных выплат.
2. Исходя из положений части 1 статьи 3 Закона №256-ФЗ виден субъектный перечень лиц, которые имеют право претендовать на получение материнского капитала. К ним относятся:
Во-первых, женщины, которые родили либо усыновили второго ребенка (рождение либо усыновление должно было произойти с 1 января 2007 года);
Во-вторых, женщины, которые родили либо усыновили третьего ребенка (рождение либо усыновление должно было произойти с 1 января 2007 года). Однако, для этого необходимо наличие факта, что они ранее не воспользовались маткапиталом;
В-третьих, мужчины, усыновили второго, третьего либо последующего ребенка (усыновление должно было произойти с 1 января 2007 года). Однако, для этого необходимо наличие факта, что они ранее не воспользовались маткапиталом.
В-четвертых, женщины, которые родили либо усыновили первого ребенка (рождение либо усыновление должно было произойти с 1 января 2020 года).
В-пятых, мужчины, усыновили первого ребенка (усыновление должно было произойти с 1 января 2020 года). Однако, для этого необходимо наличие факта, что они ранее не воспользовались маткапиталом.
3. Средства материнского (семейного) капитала направляются на строго определенные в законодательстве цели. В этом проявляется ее целевая направленность. Материнский (семейный) капитал можно использовать только на определенные цели, а именно:
Во-первых, улучшение жилищных условий на территории нашей страны;
Во-вторых, получение образования ребенком (детьми);
В-третьих, формирование накопительной пенсии в отношении женщин, которые имеют право на получение маткапитала;
В-четвертых, приобретение товаров и услуг, которые предназначены для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
В-пятых, получение ежемесячной выплаты.
Средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы строго по целевому назначению. Под улучшением жилищных условий семьи понимаются именно те операции, которые приведены в п. 1 ст. 10 Закона №256-ФЗ. На иные, даже смежные цели, косвенно связанные с улучшением жилищных условий, способствующие реализации такого улучшения, средства материнского (семейного) капитала направляться не могут. Например, средства не могут использоваться для оплаты услуг по оформлению права собственности на жилое помещение, уплаты сопутствующих платежей при оформлении права собственности (государственных пошлин, нотариальных сборов, комиссий банку за перечисление платежей и т.д.).
4. Закон №256-ФЗ урегулировал вопросы определения размера долей в жилом помещении для предотвращения нецелевого использования средств материнского (семейного) капитала. Однако, в правоприменительной деятельности возникает ряд проблем при реализации положений этого закона.
Первой проблемой, возникающей при реализации права на приобретение жилого помещения за счет материнского капитала, является противоречие относительно общей собственности семьи, поскольку в семейном законодательстве положения, регулирующие право собственности несовершеннолетних, гласят о том, что имущества принадлежащего детям и их родителям является раздельным.
Другой проблемой добросовестного исполнения обязанности по регистрации жилья в общую собственность является отсутствие системы контроля за ее исполнением со стороны государства.
Четвертой проблемой рассматриваемого обязательства является отсутствие законодательного урегулирования относительно распределения размера долей, которое может в целях реализации письменных обязательств родителя, оказаться не соразмерным. В данном случае, формально родители не допускают нарушения обязательств, однако насколько реализованы и не ущемлены права детей, остается вопросом для дискуссий.
Материнский капитал в России является важной социальной мерой, направленной на поддержку семей с детьми. С момента его введения в 2007 году, программа материнского капитала продемонстрировала положительные результаты и имеет потенциал для дальнейшего развития. Вот некоторые перспективы развития материнского капитала в России:
1. Увеличение размера материнского капитала. Возможно, в будущем будет рассмотрено увеличение суммы материнского капитала, чтобы сделать его более значимым и эффективным средством поддержки семей с детьми. Это может способствовать улучшению жизненных условий семей и стимулировать рождаемость.
2. Расширение сферы применения. В настоящее время материнский капитал может быть использован для оплаты жилья, образования, улучшения жилищных условий, а также для формирования пенсии.
3. Повышение доступности. Одной из перспектив развития материнского капитала является повышение доступности программы для всех семей, имеющих детей. Это может включать более широкий круг получателей и более гибкие правила получения и использования капитала.
Перспективы повышения доступности материнского капитала в России могут включать направление по упрощению процедуры получения материнского капитала. Упрощение и ускорение процедуры получения материнского капитала может способствовать повышению его доступности. Минимизация бюрократических процессов, сокращение сроков ожидания и облегчение требований для получения капитала помогут семьям быстрее получить необходимые средства.
4. Улучшение информационной поддержки. Важным аспектом развития материнского капитала является обеспечение доступной и понятной информации о программе. Это поможет семьям правильно использовать средства капитала и получить все выгоды, которые они могут предоставить.
5. Совершенствование законодательной базы. Развитие материнского капитала также может включать обновление и усовершенствование соответствующего законодательства, чтобы сделать его более эффективным, справедливым и адаптированным к изменяющимся потребностям семей.
В целом, перспективы развития материнского капитала в России связаны с улучшением его эффективности, доступности и соответствия потребностям семей. Это может способствовать улучшению демографической ситуации, поддержке семей и повышению качества жизни детей.
Изменения, внесенные в Закон № 256-ФЗ, установили важные новеллы, которые позволили урегулировать порядок защиты прав несовершеннолетних лиц на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала:
1) в статью 10 Закона № 256-ФЗ вносятся изменения в часть 4 в соответствии с которой вводится закрепленная в законе обязанность получателя материнского капитала оформить обязательство;
2) в статью 10 Закона № 256-ФЗ вводится часть 9, которая обязывает территориальные органы Социального фонда РФ передавать в Росреестр сведения об использовании материнского капитала для покупки жилья в ипотеку и данные сведения будут включаться в ЕГРН.
Вместе с тем, Законопроект и Закон № 256-ФЗ не предусматривает норм ответственности лица, являющегося получателем материнского капитала, за неисполнение обязательства и в этой связи ожидается, что данная проблема будет продолжать оставаться актуальной и несовершеннолетние, а также органы опеки и попечительства, будут вынуждены оспаривать в суде дальнейшие договоры купли-продажи.
В этой связи целесообразно дополнить Законопроект нормой о том, что в случае неисполнения обязанности по регистрации права общей собственности возложить на получателя сертификата обязанность по возмещению указанных средств материнского капитала в бюджет Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 г. (ред. от 01.07.2020 г.) // Российская газета. - №237. - 1993; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. №223-ФЗ (ред. от 23.11.2024 г. №405-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №1. - Ст. 16; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.11.2024.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 08.08.2024 г. №237-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 08.08.2024.
4. Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 26.12.2024 г. №495-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №1 (1 ч.). - Ст. 19; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 26.12.2024.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 08.08.2024 г. №233-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №31 (1 ч.). - Ст. 3451; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 08.08.2024.
6. Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 г. №862 «Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (ред. от 05.08.2024 г. №1049) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №51. - Ст. 6374; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 05.08.2024.
7. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 г. №926 «Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» (ред. от 21.02.2023 г. №282) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №53. - Ст. 6622; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.02.2023.
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.12.2006 г. №892 «Правила ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки» (ред. от 15.12.2022 г. №782н) // Российская газета. - №44. - 2007; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.03.2023.
Литература:
9. Алистархов В. Недостатки жилищного законодательства при использовании материнского (семейного) капитала // Жилищное право. - 2014. - №3. – С. 81-90.
10. Ананьева Е.О., Абовян Э.П. Материнский капитал: проблемы законодательного регулирования и оформления // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2021. - №3. – С. 58-64.
11. Ананьева Е.О., Абовян Э.П. Материнский капитал: проблемы законодательного регулирования и оформления // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2021. - №3. – С. 58-62.
12. Бороздина Е.А., Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Как распорядиться материнским капиталом, или Граждане в семейной политике // Социологические исследования. - 2012. - №7. – С. 108-118.
13. Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Материальное положение семей, использовавших федеральный материнский капитал // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2018. - №9. – С. 38-41.
14. Гусева Т.С. Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования // Семейное и жилищное право. - 2013. - №6. – С. 7-10.
15. Захаров С.В. Перспективы изменения модели рождаемости // Народонаселение. - 2004. - №3. – С. 37-45.
16. Ионова Е.А. Материнский (семейный) капитал и особенности его использования на улучшение жилищных условий // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. - 2017. - №1-2. – С. 270-274.
17. Ковалева О.А., Пышнова Е.С. Осуществление некоторых принципов жилищного права в аспекте реализации прав несовершеннолетних в жилищных и гражданских правоотношениях // Век качества. - 2022. - №2. – С. 211-225.
18. Маслова Т.А. Материнский (семейный) капитал: как получить и распорядиться. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. – 160 с.
19. Медведева А.В. Влияние программы материнского (семейного) капитала на демографическую ситуацию в Российской Федерации // Матрица научного познания. - 2020. - №3. – С. 108-114.
20. Минтруд поделился, на что большинство семей используют маткапитал. URL: https://buhguru.com/news/mintrud-na-chto-bolshinstvo-semej-ispolzuyut-matkapital-2020.html (дата обращения 20.01.2025).
21. Письмо Федеральной нотариальной палаты от 24.05.2012 г. №993/06-11 «О материнском капитале» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Погосян Т.Ю., Погосян Е.В. Вопросы применения законодательства о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Российский юридический журнал. - 2017. - №6. – С. 167-171.
23. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 г. // Российская газета. - №97. - 2006.
24. Потапова Ю.С. Проблемы соблюдения имущественных прав несовершеннолетних при распоряжении их законными представителями средствами материнского капитала в целях улучшения жилищных условий // Известия Института менеджмента СГЭУ. - 2022. - №1. – С. 42-45.
25. Ряскова Н. Материнский (семейный) капитал // Кадровый вопрос. - 2015. - №9. – С. 57-83.
26. Смирнов А.М. Социально-экономические проблемы материнского (семейного) капитала в России // Безопасность бизнеса. - 2022. - №4. – С. 21-24.
Материалы судебной практики:
27. Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 г. №1578-О [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
28. Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 г. №1535-О [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
29. Справка по результатам обобщения судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утв. Президиумом Кировского областного суда 21.10.2015 г. [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
30. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2016. - №12.