Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №167248

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения эмоциональности и креативности одарённых детей младшего школьного возраста 7
§1.1. Понятие эмоциональности как личностной характеристики 7
§ 1.2. Подходы к пониманию креативности 17
§ 1.3. Понятие одаренности у детей младшего школьного возраста 28
Выводы по главе 1 42
Глава II. Эмпирическое изучение взаимосвязи креативности и эмоциональности одаренных детей младшего школьного возраста 44
§ 2.1. Организация и методы исследования 44
§ 2.2. Анализ результатов диагностики 49
§ 2.3. Рекомендации педагогам по учету чувствительности одаренных детей в процессе обучения 57
Выводы по главе II 62
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 73


Актуальность исследования
Приоритетной задачей общего образования в современном мире становится формирование не только интеллектуального развития обучающихся, но так же духовной и эмоциональной сферы, творческого подхода к деятельности и труду, что является условием эффективности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации детей.
Л.С. Выготский в своих работах тесно связывал эмоции с воображением. Все формы творческого процесса воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. По Выготскому, любая эмоция, любое чувство стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству. Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует воображение. Всякое построение фантазии двояко влияет на наши чувства, и если это построение не соответствует действительности само по себе, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством.
Развитые эмоциональная сфера и способности к креативному мышлению организуют деятельность человека, определяют широту и характер его отношений с окружающим миром, социумом, оптимизируют процесс его вхождения в новую деятельность. Эмоциональные переживания являются одним из ведущих механизмов социализации, играют значимую роль в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности. Они так же представляют собой один из главных факторов в процессе формирования ценностных ориентаций и установок, индивидуального стиля деятельности и общения человека. Переживания, связанные с восприятием и познанием культуры, художественных ценностей, помогают становлению культурного самосознания ребенка, формированию у него культурной и национальной идентичности. Таким образом, эмоции, которые формируются у детей в процессе развития художественной деятельности, регулируют не только формирование поведения, но и важнейших компонентов личности.
Не менее актуальным на сегодняшний день является и то, что творческая деятельность формирует активное и гибкое отношение к окружающему миру, развивает не пассивное усвоение навязанных взрослым стереотипных форм поведения и общения, а собственную поисково-познавательную активность детей. Таким образом, дети усваивают не готовую схему действия в контролируемых взрослым ситуациях, а способность адекватно и гибко решать встающие перед ними проблемы, и у детей развиваются новые, присущие именно данному ребенку, формы социально-психологической адаптации к действительности. Тот факт, что они появляются в процессе творческой деятельности и вырабатываются самими ребенком, а не задаются ему взрослым, делает эти формы поведения не только более устойчивыми, но и более результативными.
Данные основания позволили обусловить выбор темы исследования "Взаимосвязь эмоциональности и креативности одаренных детей младшего школьного возраста".
Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоциональности и креативности одаренных детей младшего школьного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоциональность является одной из личностных характеристик. В психологии понятие «эмоциональность» весьма продуктивно используется при рассмотрении индивидуальных различий эмоциональной сферы.
Попытка расширить перечень компонентов эмоциональности приводит к выходу за рамки ее понимания как составляющей темперамента. В то же время такие параметры личности, как сензитивность (повышенная чувствительность к происходящим с человеком событиям) и эмотивность (богатство нюансов и утонченность эмоциональных переживаний) признаются характериологическими особенностями. Предполагается, что существует общая эмоциональная направленность личности, проявляющаяся в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми. Она обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологическим и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, требующий исследовать психические процессы и состояния личности.
Личность — это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.
Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Понятие "креативность" более ориентировано на личность, в отличие от понятия "творчество", ориентированного больше на деятельность и ее результат. Поэтому ставить знак равенства между этими двумя понятиями не совсем разумно. Творчество — это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта, а творческость (креативность) порождается всем нашим организмом, то есть не только интеллектом. В своих работах С. Л. Рубинштейн понимал под способностями склонность к какой-либо деятельности. Он предполагал, что основными критериями, позволяющими судить о способностях, являются легкость усвоения новой деятельности, а также глубина переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Способность, С. Л. Рубинштейн представлял, как сложное синтетическое образование личности.
Так же он считал, что в основе способностей лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков», под которыми понимаются анатомo-физиoлoгические особенности нервю-мозгового аппарата человека. При этом он писал, что, «развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка».
Для выявления специфики эмоциональности одаренных детей младшего школьного возраста было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение специфики проявления эмоциональности и креативности одаренных детей, и детей в рамках возрастной нормы, для выявления следующих взаимосвязей.
Наше предположение о взаимосвязи креативности и чувствительности, как личностной характеристики подтвердилось, поскольку была выявлена положительная взаимосвязь параметров креативность и чувствительность, то есть, чем выше чувствительность, тем выше креативность. В то же время в группе детей, развитие которых находится в рамках возрастной нормы, эмоция радости выражена больше, чем у одаренных детей...


1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960
2. Арнолд МБ., Гассон Дж. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности. М., 1972. С. 1-13.
3. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности//Основные современные концепции творчества и одаренности/Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.
4. Блонский ПЛ. Психология младшего школьника/Под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. М., Воронеж, 1997.
5. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
6. Божович Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.
8. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
9. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические
исследования и практика.//Психологический журнал. 1995. № 4.с.73.
10. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. Л., 1989.
11. Васильев И.А., Поплужный В.Л. Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980.
12. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций//Психология эмоций: тексты. Изд. МУ, 1993. С. 3-28.21. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. МГУ, 1976.
13. Вилюнас В.К. Перспективы развития психологии эмоций//Тенденции развития психологической науки. М., 1988.
14. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.
15. Витг Н.В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций//Вопросы психологии. 1991, №1. С. 95-107...72


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ