ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Бионика как интеграция знаний биологии и техники 6
ГЛАВА II. Современное состояние исследуемой проблемы в авторских учебниках биологии (И.Н. Пономаревой 6-8 классы) 24
ГЛАВА III. Элективный курс «Бионика»: программа, методические рекомендации к проведению занятий 33
ВЫВОДЫ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Век бионики только начинается. Важнейшим условием ее дальнейшего развития является широкое вовлечение в сферу бионических исследований новых, молодых сил. Время не ждет. Мы не имеем права отставать в этой прогрессивной и перспективной области науки. Нельзя строить подготовку нужных бионике специалистов на энтузиазме и самотеке. Здесь нужны организованность и целеустремленность. По нашему глубокому убеждению, подготовку биоников необходимо начинать со школьной скамьи, еще в школе учащиеся должны получить первичные бионические знания. И в этом важном деле первое место, несомненно, должно принадлежать преподавателям биологии. Большую помощь в вооружении школьников бионическими знаниями, безусловно, могут и должны оказать преподаватели других естественных наук. Это проблема и является на данный момент актуальной.
Современное биологическое образование подразумевает формирование знаний законов, теорий, закономерностей живой природы, умений глобально мыслить, устанавливать преемственные связи и отношения в строении и процессах жизнедеятельности живых организмов. Данные цели, в немалой степени, решает бионика.
Бионика - это наука, которая расположилась между биологией и техникой, решающая технические задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов. Бионика тесно связана с биологией, химией, физикой, кибернетикой и инженерными науками - электроникой, навигацией, связью, морским делом и др. Бионика - многообещающее научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских и дизайнерских решений, а также новых информационных технологий.
Длительное время бионика развивалась скачкообразно. Сначала инженеры и конструкторы находили удачное решение какой-либо задачи, а через некоторое время обнаруживалось, что у живых организмов существуют аналогичные конструктивные решения и, как правило, оптимальные.
Изучение бионики дает возможность углубить биологические знания и осуществить с этой целью профориентационной подготовки в 9 классе. Предлагаем ввести элективный курс «Бионика», который обеспечит углубленное знакомство с комплексными предметами естественно - научного цикла; продолжит формировать у учащихся бережное отношение к природе через наглядные примеры взаимосвязи организмов и среды, зависимости человека от природы.
Курс построен с учетом уже имеющихся знаний по биологии за период основной школы и направлен на понимание аналогий в живой и неживой природе и применение этих знаний для создания новых технологий и конструкций.
Учащиеся после изучения курса познакомятся с наукой бионикой, как связаны модели живых объектов с современной техникой, а также какова роль человека в освоении «мастерской природы». Данный курс позволяет заложить представления об уникальности и значимости предмета биология, побудить у учащихся 9 классов задуматься над уникальностью живой природы, умение рассматривать биологические процессы в системе.
Объект исследования: образовательный процесс по биологии в школе, включающий изучение бионических понятий.
Предмет исследования: методические условия организации и проведения элективного курса «Бионика» в 9 классе.
Цель исследования: разработать программу элективного курса «Бионика» для учащихся 9 классов.
Гипотеза исследования: знания учащихся 9 класса в области науки бионики повысятся, если будет отражено содержание изучаемых понятий элективного курса, определены методы, методические приемы обучения, средства и организационные формы изучения основ бионики.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были определены задачи исследования:
1. Изучить особенности бионических понятий в специальной биологической и технической литературе.
2. Изучить современное состояние исследовательской проблемы в учебно-методической литературе по биологии.
3. Разработать элективный курс «Бионика» и выделить методические рекомендации для его проведения в 9 классе .
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
• анализ учебно-методической, специальной биологической и технической литературы в аспекте исследуемой проблемы;
• наблюдение за организацией и проведением уроков биологии;
• методы математической обработки данных исследования
Этапы исследования:
I этап - анализ специальной биологической и технической литературы, сравнение данных и их подбор;
II этап - разработка программы элективного курса «Бионика»;
III этап - написание текста ВКР, его редактирование.
Таким образом, проведенная исследовательская работа позволила сделать следующие выводы:
1. Анализ биологической и технической литературы показал, что современное биологическое образование подразумевает формирование знаний законов, теорий, закономерностей живой природы, умений глобально мыслить, устанавливать преемственные связи и отношения в строении и процессах жизнедеятельности живых организмов. Данные цели, в немалой степени, решает бионика.
2. Анализ современного состояния исследуемой проблемы в школьных учебниках биологии по авторской программе И.Н. Пономаревой свидетельствует, что изучению основ бионики уделено достаточное внимание, выделены бионические понятия, связывающие понятия биологии с техникой, медициной, архитектурой и имеющие утилитарное значение.
3. В ходе проведенной работы была разработана программа элективного курса «Бионика» и выделены методические рекомендации для его проведения в 9 классе, что обеспечило углубленное знакомство с комплексными предметами естественнонаучного цикла и поможет учителю в ходе учебно-воспитательного процесса использовать разнообразные методические приемы, активизирующие знания учащихся.
1. Агнес Г., Жан-Аркади М. Бионика. Когда наука имитирует природу. Издательство: Техносфера, 2013. 280 с.
2. Андреева Л.В. В мире оболочек: От живой клетки до космического корабля. М.: Знание, 1986. 176 с.
3. Асташенков П.Т. Что такое бионика. Серия: Научно-популярная библиотека. Издательство: Воениздат, 1963. 88 с.
4. Гейтс Ф. Живая природа. М.: Премьера, Астрель, АСТ, 2001. 167 с.
5. Горленко Н.М., Галкина Е.А., Голикова Т.В. Учебные занятия в условиях реализации ФГОС (естественнонаучные предметы). Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 190 с.
6. Губерман И.М. Третий триумвират. Издательство: «Детская
литература», 1974. 54 с.
7. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. Учебник. ФГОС.
Серия: Основная школа / Биология. Экология. Издательство:
Вентана-Граф, 2016. 288 с.
8. Жерарден Л. Бионика. В мире науки и техники. Издательство: Мир, 1971. 232 с.
9. Константинов В.Г., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 7 класс. Учебник. ФГОС. Серия: Основная школа / Биология. Экология. Издательство: Вентана-Граф, 2015. 288 с.
10. Крайзмер Л.П. Бионика. Массовая радиобиблиотека, выпуск 453. Издательство: Госэнергоиздат, 1962. 72 с.
11. Крайзмер Л.П., Сочивко В.П. Бионика. М.: Издательство: Энергия, 1968. 115 с.
12. Крайзмер Л.П. Кибернетика. Учебное пособие. М.: Агропромиздат, 1985. 169 с.
13. Лебедева Ю.С. Архитектурная бионика. М.: Стройиздат, 1990. 269 с.
14. Литинецкий И.Б. Бионика. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. 336 с.
15. Литинецкий И.Б. Беседы о бионике. М.: Наука, 1968. 287 с.
16. Литинецкий И.Б. На пути к бионике. М.: Просвещение, 1972. 321с.
17. Литинецкий И.Б. Изобретатель природа. М.: Знание, 1980. 179 с.
18. Мартека В. Бионика. Издательство: Мир, 1967. 143 с.
19. Папанек В. Дизайн для реального мира. М.: «Издатель Дмитрий Аронов», 2015. 120 с.
20. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. Биология. 6 класс. Учебник. ФГОС. Серия: Основная школа / Биология. Экология. Издательство: Вентана-Граф, 2016. 192 с.
21. Прохоров А.И. Бионика. Новое в жизни, науке и технике. Серия "Физика и химия". М.: Издательство: Знание, 1963. 56 с.
22. Селезнев В.П., Селезнева Н.В. Навигационная бионика. М:
Машиностроение, 1987. 256 с.
23. Тудор О. Занимательная бионика. Бухарест: Издательство
"Альбатрос", 1986. 163 с.
24. Цойх М. Бионика: Энциклопедия. Серия: Зачем и почему.
Издательство: Мир книги, 2007. 48 с.
25. Штейнгауз А. Инженер и природа, или Что такое бионика. М.: «Детская литература», 1968. 48 с.
26. Беседы бионика для учащихся начальной и средней школы [Электронный ресурс]:http://skachate.ru/,свободный. - яз. рус. URL.
27. Биология [Электронный ресурс]:http://biologylib.ru/,свободный. - яз. рус. URL.
28. Гидродинамика живых систем [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/,свободный. - яз. рус. URL.
29. Строение и механизм работы устьиц растений [Электронный ресурс]:http://meduniver.com/,свободный. - яз. рус. URL.
30. Первые примеры бионики [Электронный ресурс]:http://900igr.net/,свободный. - яз. рус. URL.
31. Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/,свободный. - яз. рус. URL.