Введение 3
Глава 1. Методы и инструменты метеопрогнозирования 5
1.1. Погода и ее изменчивость 5
1.2. Попытки предсказания погоды и народные приметы 6
1.3. Специфика синоптической метеорологии 11
1.4. Инструменты метеопрогнозирования 15
1.5. Становление метеорологической службы в России 19
1.6. Деятельность Красноярскгидрометцентра 26
Глава 2. Экскурсия как вид внеурочной работы в школе 40
2.1. Внеурочная работа в школе и экскурсия как ее особый вид 40
2.2. Методика проведения экскурсий, виды показа 46
Глава 3. Методическая разработка экскурсии на метеостанцию 51
Заключение 61
Библиографический список 63
Актуальность. Ежедневно практически каждый гражданин слышит или видит прогноз погоды, однако в большинстве своем ни дети, ни взрослые не понимают, на чем основываются синоптики при прогнозе погоды, у них нет четкого осознания взаимосвязи таких элементов метеопрогноза, как осадки, направление ветра, его сила, температура. Особенную важность грамотность в этой области принимает в Красноярске, поскольку с 2012 года Красноярскгидрометцентр получил возможность вводить режим неблагоприятных метеоусловий (НМУ), который влечет за собой определенные ограничения и для промышленных предприятий города и рекомендации для жителей.
Только в 2016 году режим НМУ вводили более десятка раз. Но фактически мало кто из красноярцев имеет верное представление о том, что на деле означает этот режим. Так, в СМИ он называется «режим черного неба», что является ошибкой, так как в данном случае нарушается причинноследственная связь. Для исправления подобного положения видится важным усилить преподавание этого раздела на уроках географии в 6 классе, поэтому тема данной дипломной работы является актуальной. В качестве методической разработки автором предлагается урок-экскурсия на метеостанцию Красноярскгидрометцентра.
Цель: методическая разработка учебной экскурсии на метеостанцию.
Задачи:
1) Изучить методы и инструменты метеопрогнозирования.
2) Рассмотреть особенности проведения внеурочной деятельности в рамках школьного курса географии.
3) Разработать учебную экскурсию на метеостанцию
Красноярскгидрометцентра.
Объект исследования: экскурсия как вид внеурочной деятельности.
Предмет: работа метеостанции как тема экскурсии.
Методы исследования:
1) метод анализа литературных источников;
2) исторический
3) картографические;
Во введении в качестве цели работы указывается разработка урока- экскурсии на метеостанцию. В первой главе рассмотрено понятие погоды, ее качества, изменчивость. Изучена история развития системы метеонаблюдений (от примет по поведению животных до современных метеоспутников и автоматических станций). Рассмотрены основные метеорологические приборы и инструменты прогнозирования погоды. Освещены этапы формирования метеослужбы в России, начиная с Петра I и до наших дней. Рассказано об истории красноярского Гидрометцентра, его деятельности и основных функциях: наблюдении за погодными явлениями, составление прогнозов погоды, информирование об опасных явлениях погоды, анализ состояния погоды за отчетный период.
Во второй главе говорится о формах внеурочной работы в школе и учебной экскурсии как одной из них. Далее рассматриваются особенности учебных экскурсий. Так, в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, в экскурсиях, организованных для детей, должно быть больше познавательных и воспитательных моментов. Кроме того, в главе освещена методика подготовки (от идеи и формулирования цели мероприятия до составления плана-конспекта) и собственно проведения экскурсий как взаимосвязи показа и рассказа.
В третьей главе приводится методическая разработка экскурсии на метеостанцию. Поскольку учитель географии здесь выступает в качестве соведущего экскурсии наряду с профессиональным метеорологом, то его основная функция - быть модератором, посредником между экскурсоводом и учащимися: актуализировать их знания, стимулировать познавательную деятельность, следить за уровнем понимания материала. Важно для педагога способствовать одинаковым возможностям разных учащихся из экскурсионной группы по осмотру объектов показа, а также равной их вовлеченности в процесс экскурсии.
В разработанном внеурочном мероприятии удалось сочетать показ метеорологических приборов и инструментов с рассказом об их функциональном предназначении, историей гидрометеослужбы в Красноярском крае и практическими сторонами прогнозирования погоды.
В итоге поставленную цель работы считаем достигнутой.
1. Абдрахманова М.А. Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты. [Электронный ресурс] http: //nsportal .ru/nachalnaya- shkol a/materialy-
mo/2012/12/16/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii Дата
последнего посещения: 23 мая 2017 г.
2. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде (что мы о ней знаем и чего не знаем). Л. Гидрометеоиздат, 1986. - 392 с.
3. Ауст З. Погода. - М.: Слово, 1994. - 48 с.
4. Балюк Н.А. Экскурсоведение. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2009. - 195 с.
5. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. - М.: Просвещение, 1988. - 108 с.
6. Барнетт С. Занимательное дождеведение дождь в истории, науке и искусстве. М.: Лайвбук, 2016. - 376 с.
7. Богаткин О.Г., Тараканов Г.Г. Основы метеорологии. - СПб: изд. РГГМУ, 2006. - 232 с.
8. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 11 (ноябрь). - С. 51-55.
9. Варбанец ТВ. Метеорология. - Одесса: Феникс, 2008. - 234 с.
10. Васильев А.А., Вильфанд Р.М. Прогноз погоды. [Электронный
ресурс] Режим доступа:
http: //method.meteorf.ru/publ/books/forecast/forecast.html. Дата
последнего посещения: 15 мая 2017 г.
11. Вейль П. Популярная океанография. - Л.: Гидрометеоиздат, 1977. - 504 с.
12. Внеклассная работа по географии: учебное пособие. - Тамбов: Изд- во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - 40 с.
13. Воробьев В.И. Основные понятия синоптической метеорологии. - М.: РГГМУ, 2003. - 48 с.
14. Воробьев В.И. Синоптическая метеорология. - Л.: Гидрометеоиздат, 1991. - 616 с.
15. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. - Минск: Университетское издательство, 1988. - 180 с.
16. Гребенюк О.С. Общая педагогика. - Калининград: Калининградский ун-т, 1996. - 204 с.
... всего 61 источников