Методика подготовки связующего игрока в волейболе
|
Введение
Глава 1. Современные теоретико-методологические основы учебно-тренировочного процесса подготовки
связующих игроков в волейболе
1.1. Роль связующего игрока в волейболе
1.2. Теоретическая подготовка связующего игрока
1.3. Физическая подготовка связующего игрока
1.4. Особенности технической подготовки связующего игрока
1.5. Особенности тактической подготовки
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследований
2.2. Организация исследований
ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ,НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА
3.1. Экспериментальное обоснование эффективности методики специальной подготовки связующего игрока в волейболе
3.2. Методика развития тактических способностей связующего игрока в волейболе
3.3. Результаты педагогического эксперимента
Заключение
ВЫВОДЫ
Использованная литература
Приложение
Глава 1. Современные теоретико-методологические основы учебно-тренировочного процесса подготовки
связующих игроков в волейболе
1.1. Роль связующего игрока в волейболе
1.2. Теоретическая подготовка связующего игрока
1.3. Физическая подготовка связующего игрока
1.4. Особенности технической подготовки связующего игрока
1.5. Особенности тактической подготовки
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследований
2.2. Организация исследований
ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ,НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА
3.1. Экспериментальное обоснование эффективности методики специальной подготовки связующего игрока в волейболе
3.2. Методика развития тактических способностей связующего игрока в волейболе
3.3. Результаты педагогического эксперимента
Заключение
ВЫВОДЫ
Использованная литература
Приложение
Спортивная деятельность волейболистов связана с высокой интенсивностью нагрузок, поскольку современный волейбол - атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью игроков и эффективное выполнение игровых действий, технических приемов и тактических комбинаций на протяжении всей игры основано на высоком уровне развития двигательных способностей волейболистов (Ю.Д. Железняк, 2005; А.В. Беляев, 2006 и др.).
Актуальность. Развитие волейбола предъявляет высокие требования к универсальной подготовке игроков, как в физическом, так и в технико-тактическом плане. Значит ли это, что команда должна состоять из
спортсменов, одинаково играющих в нападении и защите, но кто обеспечивает хорошее нападение - связующий ли игрок? Ведущие отечественные и зарубежные специалисты отвечают на данный вопрос однозначно - «да». Требования к подготовке связующего игрока в волейболе обусловлены, с одной стороны, спецификой игры, ее правилами, предусматривающими необходимость перехода игроков по зонам площадки и действий на передней (зона атаки) и задней (зона нападения и защиты) линиях. С другой стороны, узкая специализация, как узловой игрок - связующий, и его подготовка необходима для более четкой организации коллективных действий во время соревнований. Возникает вопрос: нужна ли при этих обстоятельствах универсальная подготовка игрока? По мнению изученных нами работ ведущих авторов - можно прийти к мнению «Да», многие специалисты подчеркивают необходимость, так как: во-первых, достижение высоких спортивных результатов в волейболе возможно только на базе достаточной разносторонней подготовки; во-вторых, в сложных и многообразных условиях игровой деятельности, какой является волейбол, максимально использовать возможности игрока узкой специализации.
Однако развитие игры на современном этапе характеризуется также значительным усилением специализации игровых действий. Можно смело утверждать, что условное деление игроков по функциям давно переросло в важнейшую закономерность игровой деятельности. Она обусловлена, как мы уже говорили, различиями в проявлении индивидуальных способностей игроков, если мы конкретно рассматриваем - связующего игрока, и отсюда при оценке уровня мастерства спортсмена на передний план выступает его преимущественная способность, определяющая его игровую функцию.
На соревнованиях резко обострилась спортивная конкуренция, встречи волейбольных команд становятся все более напряженными (Г.Я. Шипулин,2002), в связи с этим проблема разработки современных научно-методических основ спортивной подготовки волейболистов - особенно связующих игроков, которые являются главными в игре - от их принятых решений зависит выигрыш очка, и в дальнейшем и сама «Победа», поэтому на наш взгляд игра связующего игрока в команде является очень актуальным.
Таким образом, при определении узкой специализации надо исходить не из ограниченности игровых возможностей игрока, а из необходимости целесообразного использования в интересах команды его преимущественных способностей. И чем шире игрок раскроет свои способности, тем в большей мере он будет соответствовать требованиям сегодняшнего волейбола. Как видим, роль универсальной подготовки связующего игрока в настоящее время возрастает - подготовка его должна осуществляться по двум, тесно взаимосвязанным направлениям:
- совершенствование навыков универсальной игры;
- совершенствование в навыках игровой функции.
Понятно, что в зависимости от периода и этапа учебно-тренировочного процесса соотношение средств универсальной и специализированной подготовки будет неодинаково. Необходимостью овладения методикой подготовки связующих игроков обусловлена актуальность дипломного исследования.
Объект исследования: тренировочный процесс подготовки связующего игрока в волейболе.
Предмет исследования: средства и методы подготовки связующего игрока.
Гипотеза. Предполагается, разработка и внедрение специальной методики подготовки связующего игрока в волейболе, направленной на повышение уровней физической и технико-тактической подготовленности волейболистов в условиях соревнований усовершенствует специальную подготовку игроков. Выявленные комплексы специальных упражнений преимущественной направленности на развитие скоростно-силовых способностей, быстроты, специальной выносливости, силы и координационных способностей, позволит поддерживать уровень специальной подготовленности связующих игроков на всем протяжении соревновательного периода.
Цель: Выявить средства и методы, экспериментально обосновать методику специальной подготовки связующего игрока в волейболе.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Раскрыть принципы построения подготовки связующего игрока и выявить взаимосвязь физической и технико-тактической подготовленности волейболистов в условиях соревновательного периода.
3. Разработать методику подготовки связующих игроков, направленную на поддержание специальной физической и технико-тактической подготовленности волейболистов в ходе соревновательного периода и экспериментально.
Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию обучения волейболу.
Теоретико - методические основы исследования составляют: теория и методика спорта (Л. П. Матвеев, 1997; Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, 2003;Н.Г.Озолин, 2004, А.А.Новиков, 2003 др.);теория и методика волейбола (Ю. Д. Железняк, 1990; А.А Беляев, М.В.Савин, 2006; О.П.Топышев, 1989; Ю.Н.Клещев, 1973; В. М. Шулятьев, 1997), научные исследования в области физической подготовки спортсменов (Ю. В. Верхошанский, 1998; В. В. Кузнецов, 1998 и др.), теория управления (П. К.Анохин, 1980.
Научная новизна исследования. Попытались провести анализ структуры соревновательной деятельности связующих игроков во время соревнований команд по волейболу на первенстве Республики Тыва. Экспериментально доказали, что специальные упражнения и методика влияет положительно но повышение уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности волейболистов.
Обоснована и разработана методика физической и технико-тактической подготовки волейболистов, связующих игроков, позволяющая эффективно поддерживать уровень специальной физической и технико-тактической подготовленности в ходе всего соревновательного периода.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработка и применение методики специальной подготовки волейболистов - связующих игроков эффективно способствует поддержанию уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности игроков в ходе соревновательного периода. Материалы дипломной работы могут быть использованы в практике работы тренеров ДЮСШ Республики Тыва, в учебно-воспитательном процессе ТувГУ, специальности «Физическая культура и спорт», для учащихся Училища Олимпийского резерва, педагогического колледжа в подготовке к реферативной и курсовой работе и при подготовке к урокам волейбола.
Актуальность. Развитие волейбола предъявляет высокие требования к универсальной подготовке игроков, как в физическом, так и в технико-тактическом плане. Значит ли это, что команда должна состоять из
спортсменов, одинаково играющих в нападении и защите, но кто обеспечивает хорошее нападение - связующий ли игрок? Ведущие отечественные и зарубежные специалисты отвечают на данный вопрос однозначно - «да». Требования к подготовке связующего игрока в волейболе обусловлены, с одной стороны, спецификой игры, ее правилами, предусматривающими необходимость перехода игроков по зонам площадки и действий на передней (зона атаки) и задней (зона нападения и защиты) линиях. С другой стороны, узкая специализация, как узловой игрок - связующий, и его подготовка необходима для более четкой организации коллективных действий во время соревнований. Возникает вопрос: нужна ли при этих обстоятельствах универсальная подготовка игрока? По мнению изученных нами работ ведущих авторов - можно прийти к мнению «Да», многие специалисты подчеркивают необходимость, так как: во-первых, достижение высоких спортивных результатов в волейболе возможно только на базе достаточной разносторонней подготовки; во-вторых, в сложных и многообразных условиях игровой деятельности, какой является волейбол, максимально использовать возможности игрока узкой специализации.
Однако развитие игры на современном этапе характеризуется также значительным усилением специализации игровых действий. Можно смело утверждать, что условное деление игроков по функциям давно переросло в важнейшую закономерность игровой деятельности. Она обусловлена, как мы уже говорили, различиями в проявлении индивидуальных способностей игроков, если мы конкретно рассматриваем - связующего игрока, и отсюда при оценке уровня мастерства спортсмена на передний план выступает его преимущественная способность, определяющая его игровую функцию.
На соревнованиях резко обострилась спортивная конкуренция, встречи волейбольных команд становятся все более напряженными (Г.Я. Шипулин,2002), в связи с этим проблема разработки современных научно-методических основ спортивной подготовки волейболистов - особенно связующих игроков, которые являются главными в игре - от их принятых решений зависит выигрыш очка, и в дальнейшем и сама «Победа», поэтому на наш взгляд игра связующего игрока в команде является очень актуальным.
Таким образом, при определении узкой специализации надо исходить не из ограниченности игровых возможностей игрока, а из необходимости целесообразного использования в интересах команды его преимущественных способностей. И чем шире игрок раскроет свои способности, тем в большей мере он будет соответствовать требованиям сегодняшнего волейбола. Как видим, роль универсальной подготовки связующего игрока в настоящее время возрастает - подготовка его должна осуществляться по двум, тесно взаимосвязанным направлениям:
- совершенствование навыков универсальной игры;
- совершенствование в навыках игровой функции.
Понятно, что в зависимости от периода и этапа учебно-тренировочного процесса соотношение средств универсальной и специализированной подготовки будет неодинаково. Необходимостью овладения методикой подготовки связующих игроков обусловлена актуальность дипломного исследования.
Объект исследования: тренировочный процесс подготовки связующего игрока в волейболе.
Предмет исследования: средства и методы подготовки связующего игрока.
Гипотеза. Предполагается, разработка и внедрение специальной методики подготовки связующего игрока в волейболе, направленной на повышение уровней физической и технико-тактической подготовленности волейболистов в условиях соревнований усовершенствует специальную подготовку игроков. Выявленные комплексы специальных упражнений преимущественной направленности на развитие скоростно-силовых способностей, быстроты, специальной выносливости, силы и координационных способностей, позволит поддерживать уровень специальной подготовленности связующих игроков на всем протяжении соревновательного периода.
Цель: Выявить средства и методы, экспериментально обосновать методику специальной подготовки связующего игрока в волейболе.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Раскрыть принципы построения подготовки связующего игрока и выявить взаимосвязь физической и технико-тактической подготовленности волейболистов в условиях соревновательного периода.
3. Разработать методику подготовки связующих игроков, направленную на поддержание специальной физической и технико-тактической подготовленности волейболистов в ходе соревновательного периода и экспериментально.
Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию обучения волейболу.
Теоретико - методические основы исследования составляют: теория и методика спорта (Л. П. Матвеев, 1997; Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, 2003;Н.Г.Озолин, 2004, А.А.Новиков, 2003 др.);теория и методика волейбола (Ю. Д. Железняк, 1990; А.А Беляев, М.В.Савин, 2006; О.П.Топышев, 1989; Ю.Н.Клещев, 1973; В. М. Шулятьев, 1997), научные исследования в области физической подготовки спортсменов (Ю. В. Верхошанский, 1998; В. В. Кузнецов, 1998 и др.), теория управления (П. К.Анохин, 1980.
Научная новизна исследования. Попытались провести анализ структуры соревновательной деятельности связующих игроков во время соревнований команд по волейболу на первенстве Республики Тыва. Экспериментально доказали, что специальные упражнения и методика влияет положительно но повышение уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности волейболистов.
Обоснована и разработана методика физической и технико-тактической подготовки волейболистов, связующих игроков, позволяющая эффективно поддерживать уровень специальной физической и технико-тактической подготовленности в ходе всего соревновательного периода.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработка и применение методики специальной подготовки волейболистов - связующих игроков эффективно способствует поддержанию уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности игроков в ходе соревновательного периода. Материалы дипломной работы могут быть использованы в практике работы тренеров ДЮСШ Республики Тыва, в учебно-воспитательном процессе ТувГУ, специальности «Физическая культура и спорт», для учащихся Училища Олимпийского резерва, педагогического колледжа в подготовке к реферативной и курсовой работе и при подготовке к урокам волейбола.
Предложенная методика оптимизации учебно-тренировочного процесса для связующих игроков в развитии вышеперечисленных сторон подготовки:
- целесообразной: так, прирост в экспериментальной группе выше относительно контрольной по показателям: физической подготовленности - на 6,3%. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что разработанная методика оказывает положительное воздействие на физическую, тактико-техническую подготовленность связующих игроков в волейболе в условиях ДЮСШ г. Шагонара.
Таким образом, показатели технико-тактической подготовленности связующих игроков в ходе педагогического эксперимента определялись по следующим компонентам: выбор эффективного варианта специальных упражнений для данной ситуации; формирование навыков выполнения двигательных действий с ускорением; соответствие характера выполнения моторного акта поставленной задаче; соответствие программы двигательных действий связующих игроков во время соревновательной деятельности. Благодаря применению методики произошли прирост показателей физической и технико-тактической подготовленности юных волейболистов - связующих игроков в ЭГ был намного выше, чем в КГ в ДЮСШ г. Шагонара.
- целесообразной: так, прирост в экспериментальной группе выше относительно контрольной по показателям: физической подготовленности - на 6,3%. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что разработанная методика оказывает положительное воздействие на физическую, тактико-техническую подготовленность связующих игроков в волейболе в условиях ДЮСШ г. Шагонара.
Таким образом, показатели технико-тактической подготовленности связующих игроков в ходе педагогического эксперимента определялись по следующим компонентам: выбор эффективного варианта специальных упражнений для данной ситуации; формирование навыков выполнения двигательных действий с ускорением; соответствие характера выполнения моторного акта поставленной задаче; соответствие программы двигательных действий связующих игроков во время соревновательной деятельности. Благодаря применению методики произошли прирост показателей физической и технико-тактической подготовленности юных волейболистов - связующих игроков в ЭГ был намного выше, чем в КГ в ДЮСШ г. Шагонара.
Подобные работы
- Использование подводящих упражнений в технической подготовке связующих игроков в волейболе
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СВЯЗУЮЩИХ ИГРОКОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Методика обучения связующего игрока в волейболе
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОДГОТОВКА СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА В ВОЛЕЙБОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Влияние подводящих упражнений на техническую подготовку связующих
игроков в волейболе
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЯЗУЮЩЕГО С НАПАДАЮЩИМИ ИГРОКАМИ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С УЧЕТОМ ИГРОВОГО АМПЛУА НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-12 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Технико-тактическая подготовка связующих игроков в волейболе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие координационных способностей связующих девушек 13-14 лет, обучающихся во внеучебное время в волейболе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017



