Введение , 1
Глава I Подходы к изучению служебных частей речи в лингвистике и
методике 3
1.1. Этапы формирования учения о служебных частях речи 3
1.2. Определение служебных частей речи на современном этапе развития
Лингвистики 10
1.3. Требование к современному уроку, представленные в ФГОС 13
1.4. Сравнительный анализ УМК по русскому языку для 7 класса в рамках
ФГОС 15
Глава II Опытно-экспериментальное исследование изучения служебных частей речи (предлог) в рамках ФГОС второго поколения 26
2.1. Опытно-экспериментальное исследование 26
2.2. Приемы изучения служебных частей речи 27
2.3 Результаты контрольного эксперимента 36
Заключение 41
Список литературы 44
Приложение
В связи с реформированием системы образования в России изменяются требования к основным задачам школьного обучения. Новые задачи, которые ставит перед школой общество, отражены в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
Федеральный государственный образовательный стандарт «представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию»[31]
Повышение качества образования на сегодняшний день является одной из самых актуальных задач. Перед педагогикой и методикой встают проблемы, связанные с все более очевидными недостатками в уровне образования школьников. Реализация ФГОС способствует устранению этих проблем.
Так как новый стандарт вступил в силу не так давно, в настоящее время ощущается острая нехватка методических разработок, эффективных приемов, направленных на реализацию положений данного документа.
Актуальность работы заключается в разработке системы приемов обучения русскому языку в рамках ФГОС второго поколения.
Цель данной работы: разработка приемов при изучении темы «Предлог», отвечающих требованиям ФГОС второго поколения.
Поставленная цель исследования позволяет сформулировать следующие задачи:
1. Изучить историю становления учения о служебных частях речи.
2. Проанализировать и сопоставить два УМК по русскому языку для 7 класса на предмет отражения в них основных требования ФГОС второго поколения.
3. Провести эксперимент: разработать и апробировать уроки по изучению темы «Предлог» в 7 в рамках ФГОС второго поколения на базе общеобразовательной школы города Красноярска.
Объект исследования: процесс изучения служебных частей речи.
Предмет исследования: приемы изучения предлога, отвечающие требованиям ФГОС.
В качестве ведущих в работе были использованы следующие методы:
1) описательный;
2) сравнительно-сопоставительный;
3) метод эксперимента.
Практическое значение данной работы состоит в том, что методические разработки могут быть использованы учителями-филологами при подготовке к урокам изучения служебных частей речи в школе.
Структура работы состоит из введения, двух глав - теоретической и практической (эксперимент и методические разработки), заключения и списка использованной литературы и приложения.
В настоящей выпускной квалификационной работе мы исследовали приемы изучения служебных частей речи в рамках ФГОС второго поколения.
Нами были рассмотрены различные классификации частей речи: М. В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова, А.М. Пешковского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, а также лингвистов: В.А. Белошапковой, Е.И. Дибровой, Л.Н. Новикова, М.М. Шанского, Н.С. Валгиной. Изучив в рамках теоретической главы историю становления учения о служебных частях речи, мы пришли к выводу о том, что однозначное понимание служебных частей речи, представленное в школьной программе сформировалось только на современном этапе изучения.
В теоретической главе мы выделили основные требования, которые предъявляются к современному уроку. Основную задачу нового стандарта можно сформулировать следующим образом - перевести учащегося в режим саморазвития. Отличие современного подхода заключается в ориентации стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами, помимо предметных знаний, следует понимать личностные и метапредметные результаты (усвоение универсальных учебных действий). Выделяются такие этапы урока как мобилизация, целеполагание, осознание недостаточности имеющихся знаний, коммуникация, взаимоконтроль, рефлексия.
Мы пришли к выводу что требования, предъявляемые к уроку с введением ФГОС второго поколения значительно отличаются от традиционного понимания урока, где главной задачей было формирование знаний, умений, навыков, где ученик был объектом образовательного процесса, а главная роль на уроке отводилось учителю.
В ходе сравнительного анализа двух учебно-методических комплексов под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова и под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта мы пришли к выводу, что учебник под редакцией С.И. Львовой, B. В. Львова в большей степени отражает поставленные новым стандартом задачи, ориентированные на личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения основной образовательной программы основного общего образования. Данный учебник обладает логичностью изложения материала, широким выбором заданий различного уровня сложности. Задания в нем направлены на формирование коммуникативной компетентности учащихся, экологической культуры, основ формирования семейных ценностей, тогда как в учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта развитие личностных результатов достигается только при формировании коммуникативной компетентности. В учебном комплексе под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова мы обнаружили тринадцать разных формулировок заданий, работающих на достижение метапредметных результатов. Во втором анализируемом нами учебнике таких формулировок нашлось всего шесть. Помимо общих для учебно-методических комплексов предметных задач, мы видим преобладание заданий, направленных на совершенствование видов речевой деятельности в учебнике под редакцией C. И. Львовой и В.В. Львова. Работа в этом пособии идет также посредством использования коммуникативно-эстетических возможностей языка, посредством овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии.
Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ Лицея №8 г. Красноярска и заключалось в разработке и проведении 8 уроков по теме «Предлог» в соответствии с требованиями нового стандарта.
В ходе эксперимента были выделены наиболее эффективные приемы обучения русскому языку при изучении темы «Предлог». К ним относятся постановка проблемного вопроса, дифференцированный подход к домашнему заданию, обязательный этап урока - проведение рефлексии, работа в парах и группах, взаимоконтроль, использование ИКТ-технологий.
Мы пришли к выводу, что целесообразно вводить упражнения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения. Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование подтвердило справедливость выдвинутой гипотезы, доказало, что, применение приемов обучения, соответствующих ФГОС нового поколения позволяет добиться добиться улучшения результатов усвоения образовательной программы.
1. Алпатов В. М. История лингвистических учений: Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. и доп. —М.: Языки славянской культуры, 2005. — 368 с.
2. Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. и др. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений /Под ред. Р.Б. Сабаткоева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 246 с.
3. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Учебник для филолог.спец.высших учебных заведений /В.А.Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А.. Земская и др.; Под ред В.А. Белошапковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1999. - 928 с.
4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Из опыта работы. - М., 1991. — 148 с.
5. Богданова Г.А. Виды и формы опроса на уроках русского языка. - М., 1989
6. Брызгунова Е. А., Габучан К. В. Русская грамматика: научные труды. В 2-х тт. / (ред.). — М.: Институт русского языка имени В. В. Виноградова, 2005. — 896 с.
7. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка.- М., 1992. — 456 с.
8. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык:
Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. -- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. — 528 с.
9. Виноградов, В.В. Русский язык : (Граммат. учение о слове): [Учеб. пособие для высш. учеб. заведений]. - М. ; Л. : Учпедгиз, 1947. — 784 с.
10. Виноградова Е.М. Сопоставительный анализ теоретического и дидактического материала в учебниках русского языка для VII класса общеобразовательной школы [Текст]: методический материал / Е. М. Виноградова // Русский язык в школе. — 2010. — № 10. — С. 105-109.
11. Вовк, С. М. Служебные части речи. Предлог [Текст]: 7й класс / С. М. Вовк // Русский язык - Первое сентября. — 2014. — № 5/6. — С. 22-24.
12. Востоков А. X. Русская грамматика. М., 1956. — 342 с.
13. Голанов И. Г. Морфология современного русского языка: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2007. — 256 с.
14. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. - М., 1991.— 183 с.
15. Диброва Е.И. Современный русский язык [Текст] : теория. Анализ языковых единиц. Учеб. для студ. вузов: В 2 ч. / Е. И. Диброва [и др.] ; ред. Е. И. Диброва. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2006. — 557 с.
16. Евтюхин В.Б. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова // Три века Санкт-Петербурга. Осьмнадцатое столетие. СПб.; М.: Академия, 2003. — Книга вторая. — С. 248-251.
17. Еремин, А. Н. К вопросу о предлоге как части речи / А. Н. Еремин // Русский язык в школе. — 2010. — №6. — С.85-89.
18. Князев Ю.П. 2001. О статье Л.В. Щербы «О частях речи в русском языке» http://www.ruthenia.ru/ apr/textes/sherba/ comm 1 .htm
19. Корнилов А. В. Контрольная работа "Служебные части речи" [Текст] : (VII класс) / А. В. Корнилов // Русский язык в школе. — 2013. — № 4. — С. 32-36.
20. Ларионова Л.Г. Творческие упражнения при обучении орфографии / Л.Г.Ларионова // Русский язык в школе. — 2007. —№7. — С.27-29.
21. Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3-х частях. Ч.1 : учебник для ОУ/ С.И. Львова . -6-е изд., стереотип. М.: Мнемозина, 2009. — 206 с.
22. Маслов М. Ю. Введение в языкознание. М., Высшая школа, 1997. - 272 с.
23. Никандрова, Е. Ю. Служебные части речи [Текст] : тренировочные
упражнения : 7-9 классы / Е. Ю. Никандрова // Русский язык - Первое сентября. — 2015 — № 1. — С. 38-39.
24. Новиков А.А. Современный русский язык. Учеб. пособие. — 2-е изд.,
испр. и доп. — Харьков: Изд-во ХНПУ, 2004. — 56 с.
25. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М., Учпедгиз, 1958. — 536 с.
26. Разумовская М.М., Лекант П.А Русский язык. Учебник для средней школы. 7 класс /Разумовская М.М., Лекант П.А. - М., 1995.— 156 с.
27. Рогожникова, Р П. Словарь эквивалентов слова. Наречные, служебные, модальные единства / Р П. Рогожникова - М.: Рус. яз., — 1991. — 254 с.
28. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М.:Просвещение, 1976. — 543 с.
29. Супрун А. Е. Части речи в русском языке. М., Просвещение, 1971. — 135с.
30. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. — М., 1980.— 234 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.
32.Чернякова Н. Какой бы выдумать предлог? // Наука и жизнь. — 2011. — №1. —С. 86-87.
33. Четанова Л. А. ФГОС НОО: требования к современному уроку // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 33-35.
34. Шанский Н.М.Современный русский язык. В 3 ч. Ч.2. Словообразование. Морфология / Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп.— М. : Просвещение, 1987. — 256 с.
35. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Вступ. Статья д-ра филол. наук проф. Е.В.Клобукова; редакция и комментарии проф. Е.С.Истриной. 3-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 624 с.
36. Ярцева В.Н Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд., доп. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 709 с.