Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №64101

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы43
Год сдачи2018
Стоимость3750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
882
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Лингвистические основы изучения имени числительного на уроках русского язык в начальной школе 7
1.1. Проблемы изучения имени числительного в научной и
школьной грамматиках 7
1.2. Характеристика числительного как части речи 12
Глава 2. Содержание работы по формированию у младших школьников представления об имени числительном в современной начальной школе 21
2.1. Знакомство с именем числительным на уроках русского
языка в начальной школе (из опыта работы учителей и методистов) 21
2.2. Экспериментально-методическая работа по проблеме исследования 30
Заключение 32
Библиографический список 33
Приложение


Изучение имени числительного в школе имеет свою специфику. Эта специфика обусловлена как особенностями самого предмета изучения - числительных русского языка, так и особенностями употребления числительных в устной и письменной речи. Особенностью имени числительного является то обстоятельство, что оно, как правило, является принадлежностью устной речи: на письме числительные, за исключением редких случаев, заменяются цифрами. При этом трудно назвать какую-либо другую часть речи, у которой разрыв между разговорной практикой (школьники активно используют числительные, особенно на уроках математики, географии, истории и во внешкольной жизни) и литературной нормой был бы так велик. Учащиеся допускают много ошибок, связанных с употреблением имен числительных. Однако программами для начальной школы практически не предусмотрено изучение данной части речи, а программой средней школы отводится на изучение данной темы незначительное количество часов.
А.Е. Супрун, автор монографии об имени числительном и его изучении в средней школе, еще в 1964 г. отмечал, что «часто приходится встречаться с недооценкой темы «Имя числительное» в школе, в то время как ошибки на правописание и употребление числительных составляют значительную долю всех ошибок учащихся» (А.Е. Супрун).
Следует отметить, что эта часть речи неоднократно вводилась в программы и учебники русского языка в начальных классах. Объясняется это введение главным образом практического необходимостью: на уроках математики числительные употребляются с нарушениями культуры речи. Младшие школьники не умеют склонять числительные: слишком трудны для них некоторые формы косвенных падежей (например: творительный падеж - семьюдесятью, тремястами и др.). Значительную сложность представляет также орфография числительных. Многое усваивается практически, но от ошибок спасает лишь цифровое написание чисел
Следует учитывать и то обстоятельство, что ученикам школ в их будущей жизни часто придется встречаться с именами числительными, поэтому изучению этой части речи следует уделять серьезное внимание. Немаловажным является и то обстоятельство, что в отличие от всех других слов, числительные на письме часто передаются цифрами, а следовательно, специфические трудности представляет правильное чтение числительных. Этот же момент ведет и к тому, что орфографические навыки по числительным требуют в школе особого внимания, так как учащимся иногда приходится преобразовывать цифровые записи чисел в записи прописью. Таким образом, раздел об именах числительных в школьном курсе русского языка следует считать весьма важным и заслуживающим внимания. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Проблема нашего исследования заключается в том, чтобы выявить возможности для изучения данной части речи в начальных классах. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Предмет исследования: процесс изучения имени числительного на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: содержание работы на уроках русского языка в начальной школе по формированию и совершенствованию умений употреблять числительные в устной и письменной речи.
Гипотеза исследования: приступая к исследованию, мы исходили из предположения о том, что процесс изучения имени числительного на уроках русского языка в начальной школ будет эффективным, если:
- учитель начальных классов будет систематически планировать на уроках русского языка ознакомление с именами числительными;
- работа над именами числительными будет проводиться поэтапно.
Мы считаем, что для того, чтобы изучение имени числительного было эффективным, работу с этой частью речи необходимо проводить в системе на протяжении всего курса русского языка, постепенно усложняя ее от класса к
классу.
Задачами нашего исследования являются:
- изучение лингвистической и методической литературы по теме дипломного исследования;
- анализ лингвометодических основ изучения имени числительного в начальной школе;
- анализ опыта учителей и методистов по проблеме изучения имени числительного;
- организация опытно-экспериментальной работы по теме исследования.
Выбор методов исследования определялся характером решаемых задач:
- теоретический анализ лингвистической и методической литературы по избранной теме;
- тестирование учащихся;
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Базой исследования является 4 класс МОУ «Шелаевская СОШ» Валуй-
ского р-на Белгородской области.
Методической основой исследования являются:
- работы лингвистов по проблемам изучения имени числительного: И.Е. Аничков, О.И. Суник, В.А. Богородицкий, В.В. Виноградова, М.Ф. Лукин, Л.Д. Чеснокова и др.;
- работы методистов по проблемам изучения имени числительного в школе: А.Е. Супрун, Н.С. Березовский, О.И. Сабинина, М.В. Панов, Л.А. Виноградова и др.
Практическая значимость исследования состоит в разработке упражнений и заданий, направленных на формирование у младших школьников представления об имени числительном как части речи, которые могут быть использованы учителями начальных классов в процессе начального языкового образования.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:
введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Лингвистические основы изучения имени числительного на уроках русского язык в начальной школе» анализируется проблема изучения имени числительного на уроках русского языка в начальной школе, дается характеристика имени числительного как части речи.
Во второй главе «Содержание работы по формированию у младших школьников представления об имени числительном в современной начальной школе» анализируется опыт работы учителей и методистов по проблеме изучения имени числительного на уроках русского языка и описывается экспериментальная работа по проблеме исследования.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список содержит 48 наименований источников.
В приложении содержаться материалы, характеризующие ход экспериментально-методической работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Раздел об именах числительных в школьном курсе русского языка является весьма важным и заслуживающим внимания. Поскольку в повседневной речевой практике детям приходится постоянно сталкиваться с данной частью речи, то необходимо обучать школьников правильному употреблению числительных. Как показывает практика, учащиеся часто допускают ошибки в склонении числительных, не умеют грамотно употреблять порядковые и количественные числительные как в устной, так и в письменной речи.
Теоретическое изучение данной проблемы позволило нам определить лингвометодические основы изучения имени числительного в начальной школе. В связи с этим мы рассмотрели узкое и широкое понимание имени числительного как части речи, а также охарактеризовали особенности имени числительного как самостоятельной части речи.
Изучая проблему изучения понятия «имя числительное» в начальной школе, мы обнаружили, что программой по русскому языку ознакомление с именами числительными в начальной школе не предусматривается. Дети знакомятся с эти понятием в основном в процессе выполнения практических упражнений, которые встречаются в учебнике «Русский язык» Т.Г. Рамзае- вой или подбираются учителями из дополнительных источников.
Анализ опыта учителей и методистов по проблеме исследования показал, что проблема изучения данной части речи и проблема формирования навыков использования имен числительных в устной и письменной речи затрагивается такими авторами, как А.Е. Супрун, Н.С. Березовский, О.И. Сабинина, М.В. Панов, Л.А. Виноградова и др. Однако внимание к числительному, как правило, носит эпизодический характер, и говорить о системе работы по изучению данной части речи не приходится.
Опытно-экспериментальное исследование позволило нам организовать целенаправленную и систематическую работу по ознакомлению и усвоению числительных младшими школьниками. Экспериментальная работа была организована в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Цель констатирующего этапа - проверить уровень знаний младших школьников о частях речи, в частности, об имени числительном; а также с опорой на выявленные проблемы в их усвоении наметить дальнейшую работу по совершенствованию представлений учащихся об имени числительном и правильном их употреблении в устной и письменной речи. В ходе констатирующего эксперимента использовался метод анкетирования, который показал, что учащиеся имеют представление о частях речи, но что такое имя числительное, они не знают. Результаты выполнения учащимися практических упражнений показали наличие большого количества ошибок при употреблении имен числительных.
Работа над именем числительным в ходе формирующего эксперимента включала три этапа: пропедевтический (подготовительный), основной и заключительный. Подготовительный (пропедевтический) этап заключается в том, что учащиеся знакомятся с именами числительными практически, т.е. они узнают, что в русском языке существуют слова, которые обозначают числа и выраженные в числах количества, счёта.
Цель основного этапа - познакомить учащихся с именем числительным (не только на практическом уровне, но и на теоретическом), как с частью речи, её грамматическими признаками, разрядами по значению; закрепить первоначальное умение распознавать имя числительное среди других частей речи; обогатить лексику учащихся словами со значением числа; показать сферу употребления этих слов в считалках, загадках, пословицах; показать важность умения правильно строить речевое высказывание с использованием в нём числительных.
На заключительном этапе младшими школьникам предлагались задания, с видами которых они познакомились на основном этапе, отличие заключается лишь в том, что на данном этапе учащиеся выполняют упражне-
ния самостоятельно, без помощи учителя.
Мы установили, что, несмотря на то, что этот материал является довольно сложным для восприятия учащихся данного возраста, дети усвоили необходимый минимум по этому понятию и научились правильно употреблять числительные и в устной, и в письменной речи.
В процессе исследования мы установили, что для более прочного усвоения данной части речи необходимо планировать различные практические упражнения, направленные на формирование умение употреблять имена числительные в речи и использовать такие упражнения как можно чаще в системе уроков русского языка.



1. Белянин В.П. Русский язык: тенденции развития / В.П. Белянин // Русский язык: исторические судьбы и современность: Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы / Под общей редакцией М.Л. Ремневой и А.И. Поликарпова. - М.: Академия, 2001.
2. Березовский Н.С. Изучение темы «Имя числительное» / Н.С. Березовский // Русский язык в школе. - 1988. - № 5.
3. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики / В.А. Богородицкий. М.-Л., 1935. - 156 с.
4. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии / Л.Л. Буланин. - М.: Просвещение, 1976. - 231 с.
5. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М.Академия, 2012. - 356 с.
6. Виноградова Л.А. Работа по фразеологии при изучении имени числительного / Л.А. Виноградова // Русский язык в школе. - 1978. - №6.
7. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.1. Фонетика и морфология / А.Н. Гвоздев. - Изд. 3-е. - М.: Просвещение,
1967. - 134 с.
8. Гловинская М.Я. Активные процессы в грамматике / М.Я. Гловин- ская // Современный русский язык. Активные процесс на рубеже XX-XXI вв. / Отв. ред. Л.П. Крысин. - М.: Академия, 2008.
9. Гловинская М.Я. Изменения в склонении числительных в русском языке на рубеже XX-XXI веков / М.Я. Гловинская // Язык в движении: К 70-летию Л.П. Крысина. - М.: Академия, 2007.
10. Грамматика русского языка. Т.1. Фонетика и морфология. - М., 1952. - 564 с.
11. Грамматика современного русского литературного языка. - М., 1970.
856 с.
12. Дровникова Л.Н. История числительных в русском языке / Л.Н. Дровникова. - Владивосток, 1985. - 216 с.
13. Дровникова Л.Н. Развитие синкретизма форм числительных в современном русском языке / Л.Н. Дровникова // Филологические науки. - 1993. - № 1.
14. Дудников А.В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе / А.В. Дудников. - М., 1977. - 211 с.
15. Жолобов О.Ф. Древнеславянские числительные как часть речи / О.Ф Жолобов // Вопросы языкознания. - 2001. - № 2. - С. 45-51.
16. Жолобов О.Ф. Историческая грамматика древнерусского языка. Числительные/ О.Ф Жолобов. - М.: Академия, 2006. - 143 с.
17. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. М.: Просвещение, 1989. - 321 с.
18. Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. Морфология / П.С. Кузнецов. - М.: Просвещение, 1953. - 231 с.
19. Лингвистический энциклопедический словарь. - М, 1990. - 354 с.
20. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений / М.В. Ломоносов. - Т.7. - М.-Л., 1952.
21. Лукин М.Ф. К вопросу о лексико-грамматическом статусе числительных в современном русском языке / М.Ф. Лукин // Вопросы языкознания. - 1987. - №6.
22. Лыжова Л.К. Изучение склонения числительных в школе / Л.К. Лы- жова // Русский язык в школе. - 1988. - №1.
23. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988. - 231 с.
24. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Сост. Т.П. Сальникова. - М.:
Дрофа, 2000. - 131 с.
25. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка / И.Г. Милославский. - М., 1981. - 321 с.
26. Немченко В.Н. Грамматическая вариативность слова в современном русском языке и литературная норма / В.Н. Немченко. - Нижний Новгород, 1998. - 211 с.
27. Новикова Т.Ф. Изменение в преподавании русского языка в школе / Т.Ф. Новикова // Русский язык; исторические судьбы и современность. Международный конгресс исследователей русского языка. - М.: МГУ, 2001.
28. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка / А.И. Павлович. - М.: Просвещение, 1977. - 211 с.
29. Панов М.В. О частях речи в русском языке / М.В. Панов // НДВШ. Филологические науки. - 1960. № 4.
30. Пименова С.И. Самостоятельная работа учащихся при изучении темы «Имя числительное» / С.И. Пименова // Русский язык в школе. -
1989. - №3.
31. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике / А.А. Потебня. - Т.
1- 2. М.: Просвещение, 1958. - 211 с.
32. Рамзаева Т.Г. Русский язык (четырехлетняя начальная школа). Программа // Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2017. - 210 с.
33. Распопов И.П. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис / И.П. Распопов, А.М. Ломов. - Воронеж: ВГУ, 1984. - 231 с.
34. Рахманова Л.И. Современный русский язык / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. - М.: Академия, 2017. - 342 с.
35. Русская грамматика. Т.1. - М.: Просвещение, 1980. - 647 с.
36. Русский язык конца XX столетия (1985-1995). 2-е изд. - М., 2000. - 326 с.
37. Русский язык. Энциклопедия. - М.: Академия, 1997. - 564 с.
38. Современный русский литературный язык / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта. - М.: Просвещение,
2017. - 245 с.
39. Современный русский язык / Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. - СПб., 1999. - 453 с.
40. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. - М.: Академия, 2015 - 321 с.
41. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3-х частях.
Ч.2. Чеснокова Л.Д., Печникова В.С. Морфология / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Академия, 2017 - 321 с.
42. Сорокина С.А. Урок-зачет по теме «Имя числительное» / С.А. Сорокина // Русский язык в школе. - 1990. - №2.
43. Супрун А.Е. Имя числительное и его изучение в школе / А.Е. Супрун. - М.: Просвещение, 1964. - 126 с.
44. Ушакова Л.Д. Современный русский язык. Морфология / Л.Д. Ушакова. - Белгород: БелГУ, 1999. - 237 с.
45. Федоренко Л.П. Принципы обучению русскому языку / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1973. - 167 с.
46.Чеснокова Л.Д. Имя числительное в современном русском языке. Семантика. Грамматика. Функция / Л.Д. Чеснокова. - Ростов-на- Дону, 2013. - 231 с.
47. Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка / А.А. Шахматов. - Изд. 4-е. - М.: Просвещение, 1989. - 132 с.
48. Щерба Л.В. О частях в речи в русском языке / Л.В. Щерба // Избранные работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1957. - С. 45-59.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ