ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСТНОГО ЖУРНАЛА 7
1.1. Особенности педагогического процесса по формированию
представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе 7
1.2. Педагогические средства формирования представлений детей старшего
дошкольного возраста о родном городе 17
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСТНОГО ЖУРНАЛА 27
2.1. Анализ и интерпретация результатов на констатирующем этапе
исследования 27
2.2. Практическая работа по развитию представлений о родном городе
посредством устного журнала 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов на контрольном этапе
исследования 38
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
В настоящее время в контексте введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первостепенное значение приобретает вопрос всестороннего развития личности. При этом внимание уделяется преимущественно социально-коммуникативному развитию детей, как важному процессу приобщения человека к социальному миру; в процессе которого происходит формирование основных качеств личности, позволяющих успешно адаптироваться в любой социальной группе [6].
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из показателей освоения ребенком программы дошкольного образования является сформированность у него представлений о малой родине и Отечестве [45].
Основной источник впечатлений дошкольников - их ближайшее окружение, та обыденная среда, в которой они живут [43]. Своя любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, формируется у детей под влиянием окружающей жизни, через отношение взрослых к тем территориям, где они проживают, гордость и уважения к своему месту жительства...
Теоретический анализ, предпринятый в первой главе, позволяет сделать выводы о том, что представления детей старшего дошкольного возраста о родном городе - это чувственно-наглядный, обобщенный образ родного города, который хранится и воспроизводится в сознании ребенка. В представлениях детей старшего дошкольного возраста выделяются три компонента: когнитивный; эмоционально-отношенческий; деятельностно-поведенческий. К числу основных особенностей представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе следует отнести: доступность понимания, что у города есть своя история, свои достопримечательности, традиции, знаменитые люди, которые прославили город. Дети старшего дошкольного возраста способны помнить и называть адрес своего дома, название улицы. Также дети могут знать объекты, которые расположены на их улице и на близлежащих улицах. Дети способны понять, в честь кого воздвигнуты памятники, чьим именем названа улица. Но детям не доступно осознание сути исторических событий и их последовательность, многие сведения для них либо формальны, либо недоступны для понимания.
В настоящем исследовании в качестве педагогического средства выступил устный журнал. Устный журнал - это форма работы с детьми, построенная на принципах традиционного периодического журнала, в котором информация преподносится в виде отдельных «страниц», которых, должно быть немного (от 4 до 6). Каждая «страница» «представляет собой небольшое устное сообщение ребенка, которое, в зависимости, от содержания, может быть проиллюстрировано экспонатами, презентацией, короткометражными фильмами, магнитофонными записями. Отдельные странички устного журнала могут быть наполнены творчеством самих детей.
Проведенный констатирующий эксперимент показал, что 6,7% детей контрольной группы и 11,7% детей экспериментальной группы обладают высоким уровнем развития представлений о родном городе. 16,7% детей контрольной группы и 10% детей экспериментальной группы имеют средний уровень сформированности развития представлений о родном городе.76,5% детей контрольной группы и 78,3% экспериментальной группы имеют низкий уровень развития представлений о родном городе.
Для осуществления формирования представлений о родном городе было использовано такое средство как устный журнал. Проведено четыре устных журнала.
Результаты повторного изучения представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе показали, что высокий уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе имеет 31,5% детей контрольной группы и 63% детей экспериментальной группы. Средний уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе преобладает у 23,5% детей контрольной группы и 23,5% детей экспериментальной группы. Низкий уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе выявлен у 45% детей контрольной группы и 13,5% детей экспериментальной группы.
Принцип систематичности и последовательности реализован с помощью логического построения содержания мероприятий.
Принцип интерактивности реализован путем организации непосредственного общения всех участников образовательного процесса. Дети постоянно взаимодействовали друг с другом, через обмен информацией и вопросами.
Принцип индивидуализации реализован посредством изобразительной деятельности детей. Каждый из устных журналов сопровождался личным творчеством детей...
1. Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте: автореферат дис. канд. пед. наук. М., 2003. 192 с.
2. Александрова И.В. Формирование представлений о родине у
детей старшего дошкольного возраста посредством использования новых педагогических технологий // Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: материалы научной
конференции (Новосибирск, 15 ноября - 13 декабря 2017 г.). Новосибирск, 2017. С. 191-194. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30702908 (дата обращения: 3.11.2019).
3. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. М., 1999. 112 с.
4. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / Сост. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. М., 2003. 168 с.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983. 607 с.
6. Бабушкина О.Д. Формирование представлений о родном
государстве у детей старшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Тюмень, 2015. №3-4. С. 135-140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-o-rodnom-
gosudarstve-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1 (дата обращения:
20.10.2019) .
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. М., 2016. 288 c.
8. Выскребцова Т.Е. Устный журнал как одна из форм проведения теоретических уроков по физической культуре // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. М., 2015. № 1. С. 570-573. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24357469 (дата обращения: 22.10.2019).
9. Гончарук А.Ю. Психология и педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие. М., Берлин, 2017. 200 с.
10. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. СПб., 2011. 528 с.
11. Домникова А.В. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников средствами музыки // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы Научно-практической
конференции (заочной) с международным участием (г. Тольятти, 18-19 июня 2013 г.) / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова, А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев,
И.В. Руденко. Ульяновск, 2013. С. 61-64. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20749121(дата обращения: 15.12.2019).
12. Занько А.А. Развитие нравственно-патриотических чувств
дошкольников средствами музыкального воспитания // Образование и наука в современных условиях. Армавир, 2015. №1 (2). С. 68-70. URL:
https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20150115/collection-20150115- 6087.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
13. Иванова Н.М. Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста// Сборники конференций НИЦ Социосфера. Кострома, 2015. №43. С. 63-67. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24719068_26531350.pdf (дата обращения: 6.11.2019).
14. Комарова Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. М., 2011. 92 с.
15. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. Под
общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985. 431 с. URL:
Ййр8://’№№№.к1ех.ги/ш9'№(дата обращения: 19.11.2019)...50