Реферат 3
Введение 12
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМОПРИНЯТИЯ У ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В
ИНДИВИДУАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 19
1.1. Сущность и содержание феномена «самопринятие» в отечественной и
зарубежной научной литературе 19
1.2. Особенности развития личности в период среднего возраста. Проблема
самопринятия личности в среднем возрасте 29
1.3. Возможности повышения уровня самопринятия у людей среднего возраста в
индивидуальном консультировании 38
Выводы по Главе 1 47
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ САМОПРИНЯТИЯ У ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 49
2.1. Организация и методы исследования самопринятия у людей среднего
возраста. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 49
2.2. Реализация программы индивидуального психологического
консультирования в целях повышения уровня самопринятия у людей среднего возраста 77
2.3. Оценка результативности реализации программы индивидуального психологического консультирования повышения уровня самопринятия у людей
среднего возраста 91
Выводы по Главе 2 108
Заключение 111
Список литературы 115
Приложения 123
Актуальность исследования. Реалии современной действительности предъявляют новые запросы к личности в отношении ее непрерывного развития и самосовершенствования, а также достижения социальной успешности во многих областях. Социум, посредством СМИ, государственной политики и доминирующих в обществе ценностных представлений, выдвигает новые требования к личности, как к единице современного общества в отношении самореализации, соответствия имеющимся нормам и формирующимся социальным стандартам. Вместе с этим, в обществе нарастает тревога, связанная с индивидуальным страхом собственного несоответствия отдельной личности формирующимся в отношении нее ожиданиям со стороны социума. Каждый индивид обладает своими отличительными психологическими особенностями (гибкость и адаптационные возможностей психики, темп деятельности, потребность в успехе и пр.). В связи с этим, не каждая личность способна в полной мере соответствовать формируемому в социуме идеальному образу высокоэффективной личности, что неизбежно способно приводить к ряду негативных последствий, среди которых возможны такие проявления как непринятие себя, со своими достоинствами, ограничениями и особенностями.
Самопринятие представляет собой феномен, отражающий способность индивида принимать себя таким, каков он есть со всеми объективно имеющимися достоинствами и недостатками, основанную преимущественно на реальном и глубоком знании, а не на субъективных оценках .
Проблема самопринятия личности становится наиболее острой и актуальной в современной действительности, поскольку отражает степень понимания человеком собственной уникальности и самоценности, принятия себя таким, каков он есть, что непосредственно влияет на процессы эффективного саморазвития. Адекватный уровень самопринятия личности предоставляет ей ресурсы независимости от социальной среды, гармонии и автономии, действует как механизм личного развития и является актом самопознания . Достижение необходимого уровня самопринятия личностью выступает важнейшей психологической задачей в ряде возрастных периодов становления и развития личности, и также приобретает особую значимость на этапе среднего возраста, который зачастую охватывает отрезок жизни с 25-30 до 45-50 лет.
В среднем возрасте личность сталкивается с необходимостью ряда преобразований и изменений, связанных с его Я-концепцией: стремится к достижению успеха в самых разных сферах жизни, проходит новые стадии становления, производит оценку пройденного жизненного этапа, проверяет значимость своих ценностей, изменяет свои формы взаимодействия с окружающим миром (в социальных, семейных, профессиональных взаимодействиях).
С точки зрения А. Бандуры на основе самопринятия личности развивается и ее самоэффективность: принимая себя адекватно и положительно оценивая, человек начинает также оценивать свои способности и возможности, что приводит к повышению самоэффективности и успешности . Следовательно, самопринятие по праву можно назвать важнейшим показателем психического здоровья личности, который может проявляться через такие критерии как высокая адекватная самооценка, самопонимание, самоуважение, положительное эмоционально-ценностное отношение к себе, рефлексия, сформированная Я-концепция [11].
К моменту достижения личностью среднего возраста становится особенно важным полностью принять себя на этом непростом жизненном этапе. Вместе с этим, возможности полного принятия личностью себя сопряжены с процессами полного осознания смысловой наполненности отдельных своих свойств и качеств, что может является существенно затрудненным действием бессознательных защитных механизмов. В связи с этим особую значимость приобретает вопрос повышения уровня самопринятия у людей среднего возраста, который может находить свое решение в процессе организации сопровождения и оказания психологической помощи в рамках сессий индивидуального консультирования. Именно в процессе психологического консультирования специалист может создать пространство, в котором способен транслировать положительное отношение к собственной возможности самопроявления и самопринятия, и тем самым стимулировать клиента к проявлению аналогичных возможностей его личности. Так, в процессе индивидуального консультирования специалист, придерживаясь принципов позитивности, безоценочности, безусловного принятия в рамках взаимодействия с клиентом, может всецело способствовать процессам его самопроявления и самопринятия.
...
Проблема повышения уровня самопринятия у людей среднего возраста имеет особую актуальность, поскольку именно в этот период жизни люди сталкиваются с изменениями и вызовами, связанными с профессиональной карьерой, семейной жизнью и физическими изменениями. Повышение уровня самопринятия помогает людям справляться с возникающими эмоциональными трудностями, развивать позитивное отношение к себе и строить здоровые отношения с собой и окружающими людьми.
В ходе исследования последовательно решался ряд поставленных задач, направленных на достижение цели работы.
В рамках теоретической части исследования были проанализированы вопросы сущности и содержания феномена «самопринятие» в отечественной и зарубежной научной литературе; проблемы самопринятия личности в среднем возрасте, а также рассмотрены возможности повышения уровня самопринятия у людей среднего возраста в индивидуальном консультировании. На основе проведенного анализа было установлено, что в рамках данного исследования самопринятие будет определяться как способность индивида принимать себя таким, каков он есть, основанную преимущественно на реальном и глубоком знании о своих объективно имеющихся достоинствах и недостатках.
Основными сущностными характеристиками феномена самопринятия личности можно назвать активное отношение человека к самому себе в организации и регуляции жизнедеятельности; обеспечение доступа к ресурсам самопознания; организация целенаправленного поведения, обеспечивающего рост и развитие.
В структуре самопринятия мы определяем такие компоненты (или критерии) как самооценка, самоуважение, самоотношение, самопонимание, самоактуализация.
Период среднего возраста определен нами в рамках границ 35-55 лет, и характеризуется неизбежными изменениями в различных сферах личности (эмоциональной, ценностно-смысловой и в сфере Я-концепции личности).
Организуя работу над проблемами самопринятия клиентов среднего возраста в рамках индивидуального психологического консультирования, консультант, прежде всего, реализует задачу оказания эмоциональной поддержки клиенту в работе над собственной проблемой. Возможностями повышения уровня самопринятия у людей среднего возраста в индивидуальном консультировании могут выступать: опора на различные направления в психологии (психоанализ, поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия, экзистенциальная терапия), использование в качестве основного средства воздействия определенным образом организованную беседу (включённый диалог) с применением различных техники методов работы, способствующих полноценному самораскрытию клиента (осознание, принятие и анализ им своих чувств, эмоций, мыслей, представлений).
Проведено эмпирическое исследование на констатирующем этапе, результаты которого позволили описать специфику проявления низкого уровня сформированности самопринятия: чаще всего низкий уровень самооценки; уровень самоуважения низкий, зачастую негативное отношение к себе, низкий уровень самопонимания, низкий уровень стремления к самоактуализации.
С опорой на полученные результаты исследования на констатирующем этапе, была разработана программа индивидуального психологического консультирования, направленная на повышение уровня самопринятия у людей среднего возраста. Основными задачами реализации программы являлись:
1) повышение уровня самооценки клиента;
2) формирование у клиента положительного отношения к себе, способности принимать и уважать свои достоинства, свойства и качества личности;
...
1. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 132144.
2. Афанасенко, И.В. Особенности самоотношения мужчин и женщин возрастов ранней и поздней взрослости / И.В. Афанасенко, А.И. Онищенко // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2011. - № 2. - С. 21-25.
3. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура; пер. с англ.; Под.ред. Н.Н. Чубарь. - СПб.: Евразия, 2000. - 318 с.
4. Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия / Э. Берн. - М.: Академический Проект, 2015. - 320 с.
5. Болотникова, О.П. Психотерапия и психологическое консультирование / О.П. Болотникова. - Тольятти: ТГУ, 2011. - 60 с.
6. Братченко, С.Л. Личностный рост и его критерии / С.Л. Братченко, М.Р. Миронова // Психологические проблемы самореализации личности. - 1997. - №3. - С. 38-46.
7. Братченко, С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки Джеймса Бьюдженталя / С.Л. Братченко. - М.: Смысл, 2001. - 197 с.
8. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта: 16+ / Дж.
Бьюдженталь ; пер. с англ. М. Миронова. - Спб.: Питер, 2022. - 366 с.
9. Вербицкий, А.А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике / А.А. Вербицкий // Педагогический энциклопедический словарь, 2013. - 1023 с.
10. Голунова, Е.Н. Особенности динамики диалога в ситуации психологического консультирования: автореф. дис. ... канд. психол. наук /
Е.Н. Голунова. - Москва, 1998. - 20 с.
11. Горохова, С.А. Проблема самопринятия в психоаналитической теории личности / С.А. Горохова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - №. 12-5. - С. 69-71.
12. Дильтей, В. Описательная психология / Вильгельм Дильтей; предисл. В. Экземплярского; пер. с нем. - СПб.: Кренов, 1996. - 153 с.
13. Еникеев, М. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике / М. Еникеев. - М.: Проспект, 2013. - 558 с.
14. Желобанова, А.Ю. Самопринятие как психологическая основа здоровой личности / А.Ю. Желобанова, И.Л. Аверкина // Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе. - 2019. - С. 77-81.
15. Зеер, Э.Ф. Профессиология. Психологический контент /
Э.Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 192 с.
16. Исурина, Г.Л. Психотерапия и психологическое
консультирование как виды клиникопсихологического вмешательства / Г.Л. Исурина // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2017. - № 3(44). - C. 4.
... всего 88 источников