Введение 3
Глава 1. Научно-методологические основы работы по обогащению словарного запаса на уроках русского языка
1.1. Психолого-педагогические особенности речи пятиклассников 6
1.2. Подходы к обогащению словарного запаса в методической
науке 10
1.3 Анализ работы по обогащению словарного запаса в УМК по русскому языку для учащихся 5 классов 18
1.3.1. УМК под редакцией Т.А. Ладыженской 20
1.3.2. УМК под редакцией М.М. Разумовской 21
1.3.3. УМК под редакцией Е.А. Быстровой 23
1.3.4. УМК под редакцией Л.М. Рыбченковой 23
1.3.5. УМК под редакцией А. Д. Шмелева 24
1.4. Приемы обогащения словарного запаса 24
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Система работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы «Имя прилагательное»
2.1. Способы оценивания уровня словарного запаса обучающихся 28
2.2. Упражнения для обогащения словарного запаса 32
2.3. Опытно-экспериментальная работа по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса на уроках русского языка при изучении темы «Имя прилагательное»
2.3.1. Констатирующий эксперимент 48
2.3.2. Формирующий эксперимент 49
2.3.3. Контрольный эксперимент 57
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 66
Обогащение словарного запаса школьников - важнейший аспект обучения родному языку. В современном образовательном процессе коммуникативному развитию учащихся придается особое значение, так как именно оно определяет эффективность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, речевой культуры.
Проблема обогащения словарного запаса имеет исторические корни, весомый вклад в развитие её общих положений внесли Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, И. И. Срезневский и другие. Утверждая необходимость развития «дара русского слова», они предлагали связать словарную работу с чтением художественных произведений.
В методике обучения русскому языку проблема формирования речевых навыков рассматривается с разных сторон: психологические основы развития речи учащихся (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, В. В. Давыдов, А. А. Реан и др.); использование лексических единиц в устной и письменной речи учащихся (М. Т. Баранов, В. И. Капинос и др.); взаимосвязь уроков русского языка и литературы с целью обогащения словарного запаса учащихся языковыми средствами (М. А. Рыбникова, Н. С. Рождественский, М. Р. Львов и др.).
Несмотря на то, что исследования по данной теме часто публикуются и обсуждаются на страницах периодических изданий, ее аспекты рассматриваются в специальной методической литературе, а учителями - словесниками наработан большой практический опыт, актуальность этой проблемы не перестает быть значимой. На уроках русского языка педагоги часто сталкиваются с «сухими», бедными с лексической стороны ответами, речь современных школьников однообразна, невыразительна. Письменные творческие работы говорят о бедности словарного запаса, о неумении пользоваться многообразием словаря русского языка.
Объектом исследования является процесс обогащения словарного запаса учащихся 5 класса при изучении имени прилагательного, а предметом - приемы, способствующие обогащению словаря пятиклассников.
Цель данной работы - разработать комплекс приёмов, направленных на обогащение словарного запаса пятиклассников при изучении имени прилагательного, и проверить их эффективность.
Цели исследования позволили сформулировать гипотезу: систематическое использование разных видов приемов на уроке русского языка будет способствовать обогащению словарного запаса учеников 5 класса, повысит уровень их речевого развития.
В связи с поставленной целью и гипотезой определены следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности речи пятиклассников;
2. Изучить методическую литературу по теме исследования;
3. Проанализировать дидактический материал по обогащению словарного запаса при изучении имени прилагательного в учебниках по русскому языку для 5 класса;
4. Разработать систему приемов, направленных на обогащение словарного запаса у учащихся;
5. Провести экспериментальное исследование по обогащению словарного запаса пятиклассников.
Методическую основу ВКР составили труды по психологии, методике русского языка лучших педагогов и методистов, занимающихся данной проблемой.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, классификация изученного материала, анализ учебников, обобщение, сравнение, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в качестве методических рекомендаций как для студентов, проходящих практику в школе, так и учителей русского языка.
Структура работы. Исследование состоит из введения; основной части, которая включает две главы; заключения; списка литературы и приложений.
Проблема развития речи школьников в настоящее время находится в центре внимания, ведь речь человека - это показатель его интеллектуальных и мыслительных способностей. Языковое образование и повышение речевой культуры - одна из центральных проблем в современной методике обучения русскому языку.
На уроках русского языка педагоги часто сталкиваются с «сухими», бедными с лексической стороны ответами, речь современных школьников однообразна, невыразительна. Письменные творческие работы говорят о бедности словарного запаса, о неумении пользоваться многообразием словаря русского языка.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении школьников. Однако, как показали результаты анализа учебных пособий по русскому языку, словарная работа проводится бессистемно, не представлено всего многообразия приемов по обогащению словарного запаса.
Опираясь на изученные приёмы, нами была составлена система упражнений для обогащения словарного запаса учащихся 5 класса на уроках русского языка при изучении темы «Имя прилагательное». Выполняя данные упражнения, школьники учатся пользоваться изобразительными
возможностями имени прилагательного, ориентироваться в
словообразовательной структуре данной части речи, предвидеть возможные орфографические затруднения, лексическую сочетаемость слов.
Чтобы определить эффективность разработанных нами упражнений, мы провели обучающий эксперимент, в который были включены различные виды заданий. В итоге экспериментальный класс показал на контрольном этапе более высокие результаты словарной работы, чем на констатирующем, многие из учащихся перешли на высокий уровень, что свидетельствует об эффективности разработанных нами упражнений. У детей формируются высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность.
Задания могут быть использованы не только при изучении темы «Имя прилагательное», но и для других тем.
Результаты эксперимента подтвердили выдвинутое нами предположение (гипотезу) о том, что эффективность работы по обогащению лексического запаса будет достигнута при систематическом использовании разных приёмов на уроке русского языка.
1. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учеб. Пособие для пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Ф. И. Буслаев.- М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский - М.: Книга по Требованию, 2013. - 135 с.
5. Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 287 с.
6. Елизарова Е. Р. Как оценить словарный запас современного
школьника: содержание и технологияконстатирующего эксперимента//
Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5 (часть 1). 1819 с.
7. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III—VII классов // Изв. АПН РСФСР. -Вып. 78.: М., 1957. 141-250с.
8. Коменский Я. А. Материнская школа / Пер. Д. Н. Королькова; Под ред., с вводной статьей и примеч. А. А. Красновского. - М.: Уч.педг.из, 1947. -104 с.
9. Ларионова Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта : орфография / Л. Г. Ларионова.- М.: Дрофа, 2011.- 120 с.
10. Методика преподавания грамматики, правописания и развития
речи: Учебно-метод. Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Сост. Т.П. Сальникова. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 320 с.
11. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. - М.: Академический проект, 2006. - 590 с.
12. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
13. Никулина М. Ю. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык 5 класс» / М. Ю. Никулина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 143 с.
14. Приказ Министерства просвещения России от 22.11.2019 № 632
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом министерства просвещения российской федерации от 28 декабря 2018 г. № 345» / Законы Российской Федерации.- М., 2019.- Режим доступа: https://fzakon.ru/dokumenty-
ministerstv-i-vedomstv/prikaz-minprosvescheniya-rossii-ot-22.11.2019-n-632/
15. Психология подростка: учебник / Дандарова Ж. К., Кон И., Костромина С. Н. и др.; под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 480 с....30