Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №16710

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
709
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I Теоретические основы изучения социальной компетентности и
успеваемости старшеклассников 6
1.1. Сущность понятия, структура и содержание «социальная
компетентность» 6
1.2 . Понятие и критерии успеваемости учащихся в школе 22
1.3. Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших
классов 27
Выводы 32
ГЛАВА II Эмпирическое исследование по выявлению социальной компетентности и успеваемости
старшеклассников 34
2 .1 . Организация и методы исследования 34
2.2 . Анализ и интерпретация результатов исследования 36
Выводы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ


Развитие современной системы образования опирается на компетентностный подход, отражённый в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, направленном на обеспечение «условий создания общественной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности». В этом документе большое внимание уделяется развитию социальной компетентности как способности действовать в социуме с учётом позиций других людей. Обозначенная выше тема является актуальной, т.к. анализ современной социологической, психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточной подготовленности учащихся к взаимодействию с изменяющейся социальной средой, об их неуверенности в собственных силах и низком уровне компетентности в решении возникающих перед ними социальных проблем.
Учурова С.А. отмечает, что в настоящее время имеется серьезный дефицит позитивного влияния на подрастающее поколение институтов социализации; что социуме нарушена эффективно действующая система норм и правил, устанавливаемая взрослым сообществом по отношению к подрастающему поколению и реализуемая социальными институтами. Все эти противоречия приводят к внутреннему конфликту, лишая молодых людей возможности занять активную социальную позицию, интенсифицируя, с одной стороны, потребительскую стратегию жизни, с другой - выраженное состояние аномии, проявляющееся в агрессивности и неверии в свои силы [12; 37]. В то же время от современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, умение мыслить на уровне концептуальных альтернатив, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, инструментальная, исследовательская, социальная, информационная и ряда других.
В психолого-педагогической литературе описывается достаточно много показателей (факторов) социальной компетентности. Одним из них является успеваемость в школе. По мнению Е.К. Штакк, «одним из важнейших показателей компетентности» является успеваемость [23; 115]. Таким образом, школьная успеваемость определяет социальную роль учащихся, от чего зависят его самочувствие и психологический комфорт.
Вопросам формирования и развития социальной компетентности уделяется много внимания как зарубежными, так и отечественными авторами. Одни авторы (Дж. Равен, О.В. Бондаревская) социальную компетентность трактуют как владение эмоциональными, когнитивными, моторными способами поведения. Другие авторы (X. Шредер, М. Форверг) отмечают, что в структуре социальной компетентности участвуют такие черты личности, как: решимость на создание социальных отношений, коммуникабельность, способность убеждения и внушения, «Я-концепция», влиятельность» [16; 38].
Цель исследования: изучить взаимосвязь социальной компетентности с успеваемостью старшеклассников.
Объект исследования: социальная компетентность.
Предмет исследования: социальная компетентность как условие успеваемости старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы изучения социальной
компетентности и успеваемости старшеклассников;
2. Выявить социальную компетентность и успеваемость
старшеклассников;
3. Разработать рекомендации для педагогов по развитию социальной компетентности старшеклассников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует взаимосвязь между уровнями социальной компетентности и успеваемости: высокий уровень социальной компетентности соответствует
«отлично» и «хорошо» успевающих учеников, а у слабоуспевающих, уровень социальной компетентности отстает от норматива.
Теоретико-методологическая основы исследования. Основу данной выпускной квалификационной работы составили следующие положения: трактовки данного понятия, определённых И.А. Зимней о компетентностном подходе, социальной компетентности А.М. Прихожан; критерии успеваемости, обозначенные В. А. Сластениным.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ, синтез психолого-педагогической литературы по данной теме исследования;
2. Эмпирические: беседа (методика «Социальной компетентность» А. М. Прихожан), анализ школьной документации;
3. Статистические: корреляционный анализ К. Спирмена.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы с. Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна.
Выборка исследования: 28 учеников 10-11 классов, из них - 17 юношей, 11 - девушек.
Практическая значимость исследования: состоит в следующем. Полученные результаты и выводы могут быть использованы при разработке программ курсов повышения квалификации педагогов и психологов, в преподавании курса «Педагогическая психология» студентам. Основные результаты исследования также могут быть внедрены в практику ряда общеобразовательных учреждений республики.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения социальной компетентности и успеваемости старшеклассников. Во второй главе представлено описание методов исследования, результаты диагностики, сравнительный анализ данных, общие выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель современного образования заключается в том, чтобы реализовать компетентностный подход, в результате которой выпускники образовательных организаций должны быть социально развитыми, мобильными и конкурентоспособными личностями. Умение адаптироваться к социально¬экономическим условиям общества и найти свое место в современном обществе.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что в настоящее время единого подхода к определению понятия «социальная компетентность» не имеется. Социальная компетентность как личностное качество человека начала активно рассматриваться в конце 90-хх годов.
На основе теоретических исследований мы придерживаемся в рамках данного дипломного исследования следующего понятия «социальной компетентности»: это комплекс знаний о социальной действительности, система социальных умений, навыков и социально-личностных характеристик, уровень сформированности которых у каждого человека позволяет ему выстраивать свое поведение, учитывая особенности социальной ситуации, и эффективно выполнять заданную социальную роль. Социальная компетентность должна формироваться в процессе обучения в образовательных организациях.
Формирование, развитие социальной компетентности связано со многими факторами: социокультурные и образовательные возможности общества, условия проживания в регионе, условия взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, возрастные особенности личности и др.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы была рассмотрена взаимосвязь социальной компетентности с успеваемостью. В ходе эмпирического исследования на первом этапе был проанализирован журнал 10 и 11 классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы с. Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна.
Результаты эмпирического исследования:
1) по первой шкале «Самостоятельность»: ученики 1 (59%) и 2 групп (57,1%), 3 группы - 50%, 4 и 5 - 28,3% чаще всего в ответах выбирают пункты данной шкалы. Коэффициент социальной компетентности по данной шкале по всем группам учеников в целом соответствует его возрасту, т.е. социально¬психологический норматив, и, тем не менее, очевидно, что несколько ученики 1 и 2 групп успеваемости по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников. Пункты шкалы «Уверенность в себе» выбирают 51,3% учеников из 1 группы - 63%, из 2 группы - 52,4%, 3 группы - 49%, 4 группы - 36,2%, 5 группы - 25,7% и коэффициент социальной компетентности незначительно отклоняется от норматива. Развитие общения демонстрируют большинство учеников 1,2,3 групп (56%, 59,2%, 62,8%) соответственно. У остальных двух групп учеников показатели по данной школе несущественно отличаются от остальных (51,7% и 53,6%). По шкале «Организованность, развитие произвольности» несколько ниже у учеников 4 и 5 групп успеваемости 43,5% и 39,3% соответственно.
Для выявления взаимосвязи уровня социальной компетентности с успеваемостью эмпирические данные были обработаны корреляционным анализом К. Спирмена.
По результатам корреляционного анализа по К. Спирмену выявлено то, что коэффициент корреляции К. Спирмена (с) равен 0.422. Связь между исследуемыми признаками - прямая, теснота (сила) связи по шкале Чеддока - умеренная. Число степеней свободы (f) составляет 26. Критическое значение критерия К. Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0.375. снабл >сКрИТ, зависимость признаков статистически значима (р<0,05).
Полученные нами результаты можно объяснить тем, что у учеников- отличников и ударников показатели социального коэффициента выше, чем у учеников -«троечников». Но это разница не столь существенна, чтобы заострять на этом внимание.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь между уровнями социальной компетентности и успеваемости: высокий уровень в норме социальной компетентности соответствует у «отлично» и «хорошо» успевающих учеников, а у слабоуспевающих, наоборот, уровень социальной компетентности отстает от норматива, частично подтвердилась.



1. Бейлина, Н.С. Сущность понятия «социальная компетентность» / Н.С. Бейлина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011.-Т. 2. №3-3^.-С. 97-99.
2. Богомаз, С.А. Типологические особенности самоорганизации
деятельности / Богомаз С.А. // Вестник Томского государственного университета. -2011. №344. - С. 163-166.
3. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. - М. : 1994. - С. 207.
4. Волкова, Е.Е. Допрофессиональная компетентность выпускников профильной общеобразовательной школы как условие их профессионального самоопределения/ Е.Е. Волкова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2006. - № 24. - С. 385-395.
5. Гончаров, С.З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение / С.З. Гончаров // Образование и наука. - 2004. - № 2 (26). - С. 3-18.
6. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника/ А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 2. - С. 42 - 47.
7. Добросмыслова, С.Н.Социальная компетентность социального работника / С.Н. Добромыслова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2014. - № 4. - С. 136-145.
8. Забрамная, С. Неуспеваемость как она есть / С. Забрамная, Ю. Костенкова// Школьный психолог.-2004. - №45. - С.27-30.
9. Закурдаева, Л.Г.Дефиниционный анализ категорий «социализация», «социализированность», «социальная компетентность», «социальная компетенция»/ Л.Г. Закурдаева // Актуальные вопросы современной науки. -2010. - № 11. - С. 65-73.
10. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
11. Зимняя, И.А. Современное состояние проблемы концепций воспитания /И. А. Зимняя, Н. А. Морозова. - Ярославль: Современные концепции воспитания, 2000. - С. 171.
12. Зобов, Р.А. Социальная компетентность/инкомпетентность в современном обществе / Зобов Р.А., Келасьев В.Н. //Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 28-37.
13. Иванова, Ю.В. Развитие исследований социальной компетентности в период модернизации образования/ Ю. В. Иванова // Актуальные проблемы образования и воспитания: между- народный опыт и перспективы сотрудничества: Сбор- ник научных статей. - 2009.
14. Игнатенко, А.В. Влияние микрофакторов на социальную компетентность учащихся / А.В. Игнатенко // В сборнике: Сборник научных статей международной молодежной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае» в 6 частях. Под редакцией Родионова Е.Д.. Барнаул, 2013. - С. 119¬123.
15. Калинина, Н.В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения / Н. В. Калинина // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. - Кострома, 2001. - С. 146-148.
16. Каменская, Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий / Е.В. Каменская // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - С. 110.
17. Карась, И. С. Развитие социальной компетентности как фактор формирования социальной идентичности студентов / И.С. Карась // Журнал
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2007. - № 11. -С. 47-51.
18. Келасьев, В.Н. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современной России / В.Н. Келасьев, И.Л. Первова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - № 3. - С. 356-365.
19. Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Коблянская. - СПб. : СПбГУ, 1995. -С. 210.
20. Колерова, Ю. М. Компетентностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования дистанционного интернет-пространства в курсе немецкого языка для общеобразовательных школ / Ю. М. Колерова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 90-94.
21. Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ / Т. Ю. Курапова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). - СПб.: Реноме, 2011. - С. 106-109.
22. Колосова, В.В. Социально-психологическая компетентность личности в условиях нестабильности / В.В. Колосова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2001. - № 1. - С. 11-16.
23. Курапова Т. Ю. Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе [Текст] / Т.Ю. Курапова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов / http: //www.j umal. org/articles/2 010/ped3 6. html
24. Лукьянова, М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя / М. И. Лукьянова // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - Кострома. - 2001. - С. 240 242.
25. Мандрикова, Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности / Мандрикова Е.Ю.// Психологическая диагностика,- 2010. - № 2.-С. 87-111.
26. Манько, О.Х. Социальная компетентность как показатель качества образования сельских школьников /Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2012. - № 5. - С. 141-146.
27. Масленникова, В. Ш. Личностная композиция социального отношения / В. Ш. Масленникова // Современные концепции воспитания. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. - С. 84 89.
28. Моисеева О.А. Социальное самоутверждение как компонент социальной компетентности старшеклассников / О.А. Моисеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2010. - № 8. - С. 303-305.
29. Нагайченко, Н. Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура понятия / Н. Н. Нагайченко // Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 3. - С. 14-19.
30. Огородова, J1.H. Содержание и структура социальных компетентностей подростков-школьников / J1.H. Огородова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - 21-28.
31. Оконь, В. Введение в общую дидактику. / В. Оконь - М.: Высшая школа, 1990,- 383с.
32. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И. Ожегов / Под ред. Н.Ю. Шведовой,- 22-е изд., стер.- М.: Русский язык., 1990,- 921 с.
33. Регуш, J1.A. Учить учиться! О проблеме школьной неуспеваемости / J1.A. Регуш // Психологическая газета. - 1999. - № 9. - С. 8.
34. Рожков, М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 1994 . - № 1.-С. 16-18.
35. Ромек, В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях / Ромек В.Г. // Журнал практического психолога. - 2000. - № 12. - С. 74-113.
36. Тихомирова, Е. И. Субъектная самореализация личности в
воспитывающей среде как условие формирования социальных компетенций: материалы научно-практической конференции «Традиции и инновации в социальной педагогике» [Электронный ресурс] / Е. И. Тихомирова // Труды сотрудников JIACC. - Режим доступа : http://www.pgsga.ru/
structure/1aboratory/trudy/page2. php
37. Самсонова, Т.И. Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования / Т.И. Самсонова / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Санкт-Петербург, 2006. - 165 с.
38. Старкова, Д.В. Процесс формирования социальных компетентностей воспитанников сельских детских домов / Д.В. Старкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 11. - С. 136-138.
39. Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы / под науч. ред. И. А. Зимней. Москва, 2006. - 138 с.
40. Позднякова, Н.О. Социальная компетентность как индивидуальная способность к решению социальных проблем / Н.о. Позднякова //В сборнике: Новые технологии - нефтегазовому региону Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2014. - С. 423-425.
41. Прямикова, Е.В. Социальная компетентность школьников: смыли и практики / Е.В. Прямикова // Социологические исследования. 2009. - № 7. - С. 126-132.
42. Пушкарева, Т.Г. Содержание, структура социальной компетентности и ее диагностика [Текст] / Т.Г. Пушкарева, Ю.А. Трофимова //
Гуманитарные научные исследования. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.m/2012/l 1/1903
43. Самсонова, Т.И. Социальная компетентность подростков и технологии её формирования :дис. канд. соц. наук. / Т.И. Самсонова - СПб., 2006 Сулейманов М. С. Контент-анализ понятия «социальная компетентность» [Текст] / М. С. Сулейманов // Молодой ученый. - 2012. - №9. -С. 314-318.
44. Харламов, И.Ф. Педагогика. / И.Ф. Харламов - М.: Гардарики, 199/520 с.
45. Чертенко, A.JI. Социальная компетентность: теоретко- методологические основания социологического анализа / A.JI. Чертенко // Социология власти. - 2007. - № 1. - С. 97-104.
46. Фастова, Е.И. Социальная компетентность подростка: функции и компоненты / Е.И. Фастова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 1. - С. 96-100.
47. Фастова, Е.И. Становление социальной компетентности подростков в проектной деятельности: / Е. И .Фастова - Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2010 - 174 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 05.05.2015).
49. Халинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В. Халинина. - Ульяновск: УИЛК ПРО, 2004. - 228с.
50. Хонжиев, Н.М. Реализация ценностно-смыслового подхода в практике школы и вуза: монография / Н.М.Хонжиев, Е.Н. Федорова, Г.М. Янушкина. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2006. - 256 с.
51. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личное тью ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 60.
52. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. / Е.Н. Шиянов - М.: Издательский центр « Академия», 1999. -288с.
53. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2002. - 396 с.
54. Ясвин, В. А. Образовательная среда от модели-рования к проектированию [Текст] / В. А . Ясвин. - 2. изд., испр. и доп. - М. : Смысл, 2001.-С. 366.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ