Введение 3
Глава 1. Мотивация учебной деятельности школьников по внеурочной деятельности 6
1.1 Понятие мотивации. Виды и классификации мотивов познания 6
1.2 Методы стимулирования школьников к учебной деятельности 30
1.3 Формы внеурочной деятельности по географии и их роль в развитии
мотивации к учению 34
Глава 2. Образовательный туризм как эффективная форма внеурочной деятельности 37
2.1 Понятие, формы и цели образовательного туризма 37
2.2 Виды образовательного туризма 46
2.3 Особенности организации образовательного туризма 55
Глава 3. Образовательный туризм как средство мотивации школьников к изучению географии 61
3.1 Роль школьных образовательных экскурсий в формировании интереса к
географии 61
3.2 Образовательная экскурсия для формирования познавательной
деятельности 66
3.3 Планирование работы в образовательной экскурсии 68
Заключение 82
Список использованных источников 83
Приложения 88
В настоящее время школьники не осознают важности изучения такого школьного предмета, как география. Ведь для них это точно такой же школьный урок, как и все остальные. География изучает в первую очередь наш окружающий мир и очень трудно его изучать, сидя в кабинете.
В данный момент необходимо больше обращать внимание на мотивацию, и каждый учитель должен повышать мотивацию учеников. Повышать мотивацию можно с помощью внеурочной деятельности.
Так как образовательный туризм относится к внеурочной деятельности, то учитель должен его применять для повышения мотивации учеников.
Так как география является не только теоретической наукой, но и практической, то благодаря образовательному туризму можно использовать полученные в классе теоретические знания в практике. При этом совмещая «приятное с полезным».
Выезжая в поход, лагеря, языковые туры и экскурсии ученики будут это воспринимать не как обычный школьный урок, а как познавательное мероприятие.
Образовательный туризм является одной из наиболее эффективных форм мотивации к изучению географии. Он объединяет в себе как образовательную часть, так и рекреационную.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время ученики теряют интерес к изучению географии. Знание географии необходимо каждому человеку в любой сфере, а не знание базовых постулатов данной науки, в будущем ведет к некомпетентности специалистов разных профессий.
В. Л. Погодина выводит «образовательный туризм» как «феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско - образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление и развитие личностно-значимых качеств, которые проявляются при формировании универсальной, общепрофессиональной и профильно-специализированной компетентностей» [36].
Образовательный туризм является и способом, и средством для стимулирования интереса к географии и его изучения.
Цель работы: выявить возможности повышения мотивации к изучению географии с помощью образовательного туризма.
Задачи:
1. выявить основные аспекты мотивации учебной деятельности во внеурочной деятельности;
2. рассмотреть образовательный туризм в качестве эффективной формы внеурочной деятельности;
3. проанализировать на практике влияние образовательного туризма на мотивацию к изучению географии.
Объект исследования - мотивация школьников к изучению географии.
Предмет исследования - образовательный туризм как средство мотивации школьников к изучению географии.
Степень изученности проблемы. Образовательный туризм как одно из направлений внеурочной деятельности понятие достаточно новое, но эта форма работы со школьниками используется уже очень давно учителями географии, которых всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет большой внеурочной работы. Учителя географии повсеместно являются организаторами и вдохновителями туристской и краеведческой работы в школах. Но приходится признать, что еще не все образовательные учреждения поняли ценность образовательного туризма как средство мотивации школьников к изучению географии.
Научная новизна результатов моих исследований заключается в обобщении существующих представлений об образовательном туризме как средство мотивации к изучению предметов, а также к развитию общей эрудиции школьников.
Практическая значимость данной работы является рассмотрение образовательного туризма как многогранной педагогически значимой формы работы учителя и необходимости сосредоточения внимания на подготовке организаторов-специалистов, как в вопросах педагогики, так и в проведении туристической деятельности одновременно. И разработки программ подготовки таких организаторов-специалистов.
Правильная мотивация - это самый верный путь к тому, чтобы дети, закончив школу, вышли образованными людьми с нужной базой знаний.
Основная цель образовательного туризма является получение и закрепление новых знаний. Использование образовательного туризма в учебном процессе поможет значительно повысить качество образования.
Опытные учителя знают, что интерес к предмету проявляется под влиянием внеурочной работы. Роль внеурочной работы по географии очень велика, так как за пределами школьной программы остается не мало увлекательных явлений географической науки. Знакомство с ними и является источником обогащения школьников, повышение его желания знать по географии как можно больше, чтобы иметь полное представление о мире, в котором мы живем.
Обязательное направление внеурочной деятельности - это образовательный туризм, понятие новое, но такой способ используется в образовании давно. Если раннее такой вид деятельности был работой конкретного учителя, то сейчас эту систему внедряют повсеместно и стараются сделать обязательной во всех школах.
Образовательный туризм является одной из наиболее эффективных форм мотивации к изучению географии. На примере образовательной экскурсии, на протяжении которой школьники познакомились с основными достопримечательностями городов Золотого Кольцо России и в целом изучили основные аспекты географической науки (природные и экономические особенности территории). Так же необходимо отметить повышение не только мотивации к изучению географии, но и уровня знаний школьников.
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1; ред. от 01.04.2012г.
2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.12.1996, N 49, ст. 5491; (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ).
3. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Учебник для вузов. М.: Издательский Дом «Династия», 2005. - 290 с.
4. Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. - М.: Просвещение, 1985. - 125 с.
5. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. М., 2002. С. 75.
6. Асеев В.Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов. М., 1969.
7. Бабкин А. В. Специальные виды туризма. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
• 252 с.
8. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - М., 1972.
9. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998.
10. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
11. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Издво МГУ, 1990. - 288 с.
12. Гаркуша Л. Я., Багрова Л. А. Предпосылки развития образовательного туризма в Крымском предгорье // Ученые записки ТНУ. Сер. География, 2013.
• Т. 26 (65), № 2.
13. Гельман В.Я. Состояние и перспективы развития образовательного туризма. /В.Я. Гельман//Вестник НАТ. - январь-март 2009. - №1 (9). - С.48-52.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1997. - 314 с.
15. Даринский А.В. Методика преподавания географии. - М.: Просвещение, 1975. - 127 с....54