Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы ролевого поведения руководителя и эффективности деятельности организации 8
1.1. Характеристика роли и ролевого поведения 8
1.2. Основные виды ролей руководителей 11
1.3. Личностно-деловые качества как фактор успешности в
профессиональной деятельности руководителей 18
1.4. Определение эффективности деятельности организации 33
Выводы по первой главе 37
Глава II. Исследование влияния ролевого поведения руководителя на эффективность деятельности организации 39
2.1. Организация методов и методик исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
Выводы по второй главе 60
Глава III. Психологическая программа формирования эффективности профессиональной деятельности руководителя организаций 62
3.1. Научно-методологические подходы к формированию эффективных
навыков профессиональной деятельности руководителя организаций 62
3.2. Основные направления, формы и методы психологической работы
по формированию эффективных навыков ролевого поведения руководителей организации 73
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 84
Вывод по третьей главе 92
Заключение 94
Список используемой литературы 97
Приложение 105
Актуальность исследования состоит в том, что в связи с развитием рыночных отношений обостряется конкурентная борьба и достаточно остро встает вопрос о руководстве организацией, о ролевом поведении ее руководителя. Именно руководитель отвечает за все, что происходит в организации, выстраивает отношения с поставщиками, заказчиками, персоналом [1].
Мировая, и отечественная практика показывает, что организации, добивающиеся успеха, отличаются от «неуспешных» тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В немалой степени успешность руководства связана с такой проблемой менеджмента, как ролевое поведение. Исследованием ролевого поведения занимались Белбин Р. М., Красовский Ю.Д., Митин Д.Н.и др.
Проблема ролевого поведения необычна и актуальна тем, что она затрагивает вплотную проблему реальной приспособленности человека к управленческому виду деятельности, причем именно управлению в команде [11]. Ведь не секрет, что большинство управленцев в нашей стране неэффективно выполняют свою деятельность не только потому, что не умеют, а потому, что они не могут «встроиться» в новую систему отношений внутри команды, коллектива.
Эта неконструктивная деятельность напрямую влияет на положение организации в сегодняшнем рыночном окружении. Именно поэтому так важен вопрос изучения ролевого поведения руководителей на современном этапе менеджмента. Проблемы в управлении часто возникают из-за несоответствия ролевого поведения руководителей и новых требований к деятельности организации. Эти проблемы могут существенно определять экономическое место фирмы на рынке.
Изучение особенностей ролевого поведения руководителей осложняется некоторыми противоречиями: социальными, теоретическими и психологическими.
Социальные противоречия связаны с различием во взглядах на деятельность фирмы руководителя и его подчиненных.
Как теоретическое противоречие можно выделить недостаток
теоретических объяснений применительно к практической деятельности руководителя.
Психологическое противоречие наблюдается в несоответствии между ролевыми стереотипами поведения руководителя и задачами функционирования фирмы, которые могут не совпадать с точки зрения эффективности деятельности организации.
Цель исследования. Разработать психологическую программу по формированию эффективных навыков ролевого поведения руководителей организаций и проверить её эффективность.
Проблема исследования. Заключается в необходимости изучения влияния ролевого поведения руководителя на эффективность деятельности организации; разработки и внедрения в практику психологической программы по развитию эффективных навыков ролевого поведения руководителей с целью повышения эффективности управления.
Объект исследования. Ролевое поведение руководителя организации.
Предмет исследования. Влияние ролевого поведения руководителя на эффективность деятельности организации...
В ходе проведенного теоретического и эмпирического изучения проблемы ролевого поведения руководителя и эффективности деятельности организации, было установлено следующее.
Руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по различным (психологическим и непсихологическим) критериям групповой эффективности.
Эффективность управленческой деятельности руководителя в большой степени зависит от его личностных качеств и ролевого поведения.
Также большое значение для изучения эффективности управления имеет мотивация работников и руководителей.
Для проверки поставленной в начале исследования гипотезы о том, что эффективность деятельности организации зависит от влияния ролевого поведения руководителя и мотивации персонала, было проведено эмпирическое исследование, где был получен ряд результатов.
В ходе исследования обнаружено, что руководители организации обладают высоким уровнем внутренней мотивации, для них имеет значение профессиональная деятельность сама по себе, даже независимо от результатов.
Руководители обладают высоким уровнем внешней положительной мотивации, что говорит о высокой удовлетворенности профессиональным вознаграждением, внутренним осознанием важности своего труда, а также общей удовлетворенности своей деятельностью.
Данная группа испытуемых ставит перед собой реальные цели, настроены на достижение, у них мотивы целеобразования и деятельности в целом систематичны. Руководители не склонны к пустому
времяпрепровождению, а также решительны, что связано с общей легкостью образования целей.
Выделенная группа испытуемых достаточно свободна в выборе средств деятельности, их поведение настолько спонтанно, насколько этого требует ситуация, они обладают хорошим энергетическим потенциалом.
Подчиненные склонны недооценивать результаты своей деятельности. Они обладают также ригидностью, излишней критичностью. У них
внутренняя отрицательная мотивация зависит от трудностей в выборе средств. Если существует свобода в выборе средств, то начинает преобладать внутренняя мотивация, направленная на деятельность. Если же результат начинает соответствовать поставленной ранее цели, то мотивация приобретает внешнюю положительную направленность. В случае если конечная цель деятельности не совпадает с внутренней мотивацией, то начинает доминировать внутренняя отрицательная мотивация.
Подчиненные обладают низким уровнем выраженности внутреннего мотивационного комплекса. Для них большее значение имеет не сама профессиональная деятельность, а связанные с ней статус и возможность налаживать связи с окружающими, так как у них отмечается внутренняя неудовлетворенность своей работой, и их активность направлена на удовлетворение личностно-значимых мотивов - социального престижа, статуса, роли и т.п.
Персонал ставит свои цели не всегда обоснованно, цели часто неустойчивы, иногда они склонны к пустому времяпрепровождению. В случае затруднения с выбором цели легко пользуются подсказкой извне, готовы принять также и цель деятельности извне.
У данной группы испытуемых существует свойство переоценивать результат своей профессиональной деятельности, как правило, они обладают повышенной тревожностью, связанной с высоким интересом к своему внутреннему миру, но не с направленностью на профессиональную деятельность.
Руководство по оценкам персонала способно увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения. Такие руководители персоналом воспринимаются как компетентные, энергичные, и обладающие реальным авторитетом, способным проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации, что в целом также может охарактеризовать их как адекватных управленцев.
Кроме того, руководители обладают способностью обнаружить и выразить, значимые для деятельности, отклонения всего коллектива, или отдельных его представителей, от установленных норм, способны брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива, именно поэтому персонал так высоко оценивает эффективность деятельности своего руководства.
Таким образом, можно констатировать, что гипотеза о том, что эффективность деятельности организации зависит от ролевого поведения руководителя и мотивации персонала, подтвердилась.
1. Авдулова Т.П., Психология управления - учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.П. Авдулова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 231 с
2. Акимова Ю.Н., Психология управления - учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Ю.Н. Акимова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 320 с.
3. Арутюнов В.В., Шепелев Е.М. Управление персоналом - изд-во Феникс, 2004.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд.М.1988.
5. Алабугин А.А. Теория и практика менеджмента. Челябинск, 1994.
6. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
7. Базаров Т.Ю., Психология управления персоналом - учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Ю. Базаров. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 381 с.
8. Белбин Р: Типы ролей в командах менеджеров -Изд-во: Гиппо, 2003 г.
9. Бизюкова И.В. - Кадры, управление, подбор и оценка. 1998.142 с.
10. Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. — Харьков, 1998. 231 с.
11. Бернс Р.Развитие Я- концепции и воспитание. М.,1986.
12. Берн Э. Групповая психотерапия / Э. Берн. Москва: Академический проект, 2005. 256 с.
13. Беме К. Из опыта социально-психологического тренинга в ГДР /
К. Беме // Актуальные проблемы современной психологии / под ред. Г. М. Андреева, А. А. Бодалева. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 183-185.
14. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.
15. Большаков А.С. , Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2000...119