Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СУКЦЕССИВНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

Работа №167044

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 8
1.1 Современные подходы к пониманию сукцессивных процессов и их
влиянию на формирование связной монологической речи 8
1.2 Понятие связной монологической речи и ее формирование в
онтогенезе у детей с нормой речевого развития и у детей с общим недоразвитием речи 11
1.3 Факторы, влияющие на формирование связной монологической
речи 18
1.4 Обзор методик по формированию связной монологической речи у
детей с общим недоразвитием речи 25
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальное изучение сформированности
сукцессивных процессов и связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
2.1 Организация, цели, задачи и методика исследования 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента в группе детей
с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня 36
2.3 Методические рекомендации по формированию сукцессивных
процессов и связной монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 52
Выводы по второй главе 77
Заключение 78
Список литературы 81
Приложения 87


Актуальность. В Федеральном государственном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одним из предъявляемых требований к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма является «овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение)». Таким образом, работа по формированию связной речи заявлена в качестве одного из приоритетных направлений на государственном уровне.
Согласно множеству психолого-педагогических исследований, у детей с общим недоразвитием речи возникают затруднения восприятия и порождения связного высказывания, что обусловлено, в том числе, трудностями преобразования симультанных процессов в сукцессивные, невозможностью программирования сукцессивных серий, отсутствием способности удерживать программу, нарушением операций развертывания высказывания [13, 64].
В настоящее время хорошо изучено влияние сукцессивных процессов на развитие письменной речи. В исследованиях А.Н. Корнева показано, что нарушение сукцессивных функций приводит к трудностям формирования у детей с общим недоразвитием речи навыков письма и чтения, что является причиной развития дисграфии и дислексии [25]. Также в исследованиях отмечена роль сукцессивных процессов в овладевании школьниками навыками счета [31, 67]. В то же время вопрос влияния сукцессивных процессов на развитие связной речи освящен в литературе недостаточно, что определяет актуальность изучаемой проблемы.
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной разработанности научно-методических материалов по формированию связной монологической речи у детей на основе дифференцированного подхода с учетом структуры дефекта и состояния базовых компонентов, влияющих на процесс формирования связной монологической речи, в том числе, сукцессивных процессов.
На основании вышеизложенного, тема настоящего исследования определена как: «Влияние сформированности сукцессивных процессов на формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно множеству психолого-педагогических исследований, у детей с общим недоразвитием речи возникают затруднения восприятия и порождения связного высказывания, что обусловлено, в том числе, трудностями преобразования симультанных процессов в сукцессивные, невозможностью программирования сукцессивных серий, отсутствием способности удерживать программу, нарушением операций развертывания высказывания [11, 63].
В настоящее время хорошо изучено влияние сукцессивных процессов на развитие письменной речи. В исследованиях А.Н. Корнева [25] показано, что нарушение сукцессивных функций приводит к трудностям формирования у детей с общим недоразвитием речи навыков письма и чтения, что является причиной развития дисграфии и дислексии. Также в исследованиях отмечена роль сукцессивных процессов в овладевании школьниками навыками счета [30, 67]. В то же время вопрос влияния сукцессивных процессов на развитие связной речи освящен в литературе недостаточно, что определяет актуальность изучаемой проблемы.
Настоящее исследование было направлено на изучение влияния сформированности сукцессивных процессов на формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
По результатам проведенного анализа литературных источников по теме исследования был составлен диагностический комплекс и проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали дети 5,5-6 лет с ОНР III уровня. Первый блок исследований был направлен на выявление актуального уровня развития сукцессивных процессов, второй блок исследований был направлен на выявление актуального уровня сформированности связной монологической речи.
Был проведен количественный и качественный анализ результатов по каждому из диагностических блоков, в результате которого была выявлена прямая сильная корреляция между уровнем сформированности сукцессивных процессов и связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Итоговый анали результатов экспериментального обследования позволяет сделать следующие выводы:
1) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеются особенности сукцессивных процессов, которые проявляются в затруднениях при установлении причинно-следственных связей, соблюдении закономерностей построения рядов, при определении последовательности событий, воспроизведении ритмических структур различной сложности;
2) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеются особенности сформированности связной монологической речи, которые проявляются в затруднениях при составлении предложений по ситуационной картинке, рассказа по сюжетной картинке, в нарушениях связности рассказа, пропусках существенных моментов и фрагментов в рассказе;
3) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня установлена взаимосвязь между уровнем сформированности сукцессивных процессов и уровнем сформированности связной монологической речи;
4) установлена прямая корреляционная зависимость между уровнем сформированности сукцессивных процессов и уровнем развития связной монологической речи, коэффициент Спирмена (р) составил 0,873. Связь между исследуемыми признаками - прямая, теснота (сила) связи по шкале Чеддока - высокая, зависимость признаков статистически значима (p<0,05).
По результатам проведенного эксперимента были разработаны
дифференцированные методические рекомендации по формированию сукцессивных процессов и связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособие/ М.М. Алексева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. - М., 1989. - 215 с.
3. Белякова, Г.П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1982. - 24с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / A.M. Бородич. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.
5. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л. С. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 560 с.
7. Воробьева, В. К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией / В.К. Воробьева. - М., 1986.
8. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева - М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006. - 158 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собр. соч. в 6-ти томах Т.2 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 361с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
11. Глухов В.П. Особенности формирования связной
монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Дисс. .канд. пед. наук: М., 1987.- 187с.
12. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: монография / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2014. - 538 с.
13. Глухов, В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: «Спутник+», 2010. - 371 с.
14. Грибова, О. Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова. - М., 1992.
15. Гризик, Т.И. Речевое развитие современного ребенка /Т.И. Гризик // Детский сад от А до Я. -2005. - №2. - С.4-9...71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ