Интегрированный аспект содержания дисциплины технология на примере раздела «Техника»
|
Введение 7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 11
1.1 Интернированные связи в обучении 11
1.2 Интегрированные связи на уроках технологии в основной школе 17
1.3 Варианты интегрированных уроков технологии 28
Выводы по первой главе 39
Глава 2. МЕДОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УРОКОВ
ТЕХНОЛОГИИ С ИНТЕГРИРОВАННЫМИ СВЯЗЯМИ С ФИЗИКОЙ 41
2.1. Изучение раздела «электрическая энергия» при помощи лабораторных работ 42
Лабораторная работа №1 «Закон Ома» 43
Лабораторная работа № 2 «Последовательное и параллельное соединение» 46
2.2 Изучение раздела «механика» при помощи лабораторных работ 54
Лабораторная работа №3 « Второй закон Ньютона» 54
Лабораторная работа №4 «Машина Атвуда» 58
2.3. Изучение раздела «кинематика» при помощи лабораторных работ 63
Лабораторная работа №5 «Определение ускорения свободного падения с помощью наклонной плоскости» 63
Лабораторная работа №6 «центростремительное ускорение на электропроигрывателе» 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 11
1.1 Интернированные связи в обучении 11
1.2 Интегрированные связи на уроках технологии в основной школе 17
1.3 Варианты интегрированных уроков технологии 28
Выводы по первой главе 39
Глава 2. МЕДОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УРОКОВ
ТЕХНОЛОГИИ С ИНТЕГРИРОВАННЫМИ СВЯЗЯМИ С ФИЗИКОЙ 41
2.1. Изучение раздела «электрическая энергия» при помощи лабораторных работ 42
Лабораторная работа №1 «Закон Ома» 43
Лабораторная работа № 2 «Последовательное и параллельное соединение» 46
2.2 Изучение раздела «механика» при помощи лабораторных работ 54
Лабораторная работа №3 « Второй закон Ньютона» 54
Лабораторная работа №4 «Машина Атвуда» 58
2.3. Изучение раздела «кинематика» при помощи лабораторных работ 63
Лабораторная работа №5 «Определение ускорения свободного падения с помощью наклонной плоскости» 63
Лабораторная работа №6 «центростремительное ускорение на электропроигрывателе» 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
В наше время самой главной задачей современного образования является подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Данная подготовка учеников происходит благодаря формированию всех необходимых жизненных компетенций. Одним из способов, способствующих их формированию, является интеграция разнообразных учебных дисциплин. Интеграция способствует оживлению образовательного процесса, экономии учебного времени, избавлению от утомляемости, ориентировке мышления на будущее. С помощью интеграции формируют целостные взгляды на окружающий мир, она приводит к пониманию сущности взаимосвязей явлений и процессов.
Межпредметные связи являются важнейшим принципом обучения современной школы. Данный принцип является самым высоким уровнем в обучении. Учителям обычно тяжело использовать на практике межпредметные связи предметов естественнонаучного, а также общественно-гуманитарного циклов. Главная причина тяжелого использования межпредметных связей это отсутствие в достаточном количестве методических рекомендаций по конкретным учебным темам, а также курсам.
Самой эффективной в наше время считают форму воплощения межпредметных связей на практике, изучая комплексно проблемы школы - интегрированный урок. Специфика данного вида уроков заключается в том, что такие занятия проводит не один учитель, а два, а может и три, используя методику проведения такого типа уроков. Преждевременно определяют объем, а также глубину раскрытия изучаемого материала, следя за последовательностью в его изучении. Сроками в изучении разных аспектов общей комплексной проблемы интегрированных дисциплин должен предшествовать обобщению, лишь в таком случае не нарушится логика изучаемого отдельного предмета. Таким образом, данные уроки правильнее всего будет проводить после изучения детьми крупного раздела изучаемого предмета, либо же в конце всего учебного года. Учителя, участвующие в интегрированном уроке, имеют приблизительно одинаковое время для преподавания урока, но один из учителей, в зависимости от предмета, выбирается главным ведущим.
Оценивание обучающей деятельности является специфичной: если учеником дается ответ с одного предмета, ему ставится оценка тоже по одному предмету; если отвечал одновременно по двум предметам или в случае обобщения ребенком знаний по смежным предметам, тогда оценку выставляют по обеим дисциплинам.
Актуальность проблемы изучения межпредметных связей в обучении школьников обусловливается многими процессами современного времени.
Современную образовательную систему характеризуют дифференцированным подходом в обучении: все предметы изучаются в отдельности от реальной жизни. Именно по этой причине в последнее время в школьном обучении огромное внимание уделяют созданиям межпредметных проектов, которые воплощаются в проведении интегрированных уроков, с помощью которых осуществляют синтезирование знаний по разным учебным дисциплинам. Результатом является новое качество, которое представляет собой неразрывный цельный багаж знаний.
Основными свойствами интегрированных уроков является синтетичность и универсальность. С его помощью можно посвятить ученика в конечные цели изучаемого материала не только одной темы, или раздела, а также и всего материала в целом, что позволяет быстрее включать его в познавательный, обучающий процесс.
Ученикам тяжело применять знания по одной из дисциплин к знаниям другой дисциплины, к примеру, связывать знания по, литературе и истории по географии и химии и т. д.
Но с другой стороны, объединение всех дисциплин в одно целое, приводит к тому, что каждая дисциплина по отдельности теряет свою индивидуальность. Из-за такой проблемы интегрированными уроками, нельзя увлекаться, их необходимо проводить периодически, для того, чтобы ученикам была видна взаимосвязь между учебными дисциплинами, чтобы для учеников было понятно, что знания одной дисциплины облегчают понимания процессов, которые изучаются другими областями науки.
Актуальность использования межпредметных связей в разные периоды в учебном процессе подчеркивали Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Гербарт, А.Дистверг, К.Д.Ушинский [24].
Разработкой данной проблемы также занимались такие известные ученые, как Г.И.Белинский, И.Д.Зверев, Д.М.Кирюшкин, П.Г.Кулагин, Н.А.Лошкарева, В.Н.Максимова, Т.Ф.Федорец, В.Н.Федорова [24].
Проблема исследования: реализация межпредметных связей в процессе обучения технологии.
Цель: разработать методические рекомендации по реализации межпредметных связей технологии, робототехники и физики в образовательном процессе основной школы.
Объект исследования: процесс обучения технологии в основной школе.
Предмет исследования: особенности проектирования и организации интегрированных уроков в процессе обучения технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить основы межпредметных связей на уроках технологии в основной школе;
a) Изучить основные понятия и аспекты, связанные с межпредметными связями.
b) Изучить интеграцию урока технологии в основной школе на примере уроков физики.
2. Изучить особенности преподавания интегрированных уроков в основной школе.
3. Разработать методические рекомендации уроков технологии с межпредметными связями с физикой, при изучении некоторых разделов технологии.
Методы и методология исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 6 Перспектива. Красноярск, ул. Кутузова 52.
Структура и объем: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 31 источника.
Межпредметные связи являются важнейшим принципом обучения современной школы. Данный принцип является самым высоким уровнем в обучении. Учителям обычно тяжело использовать на практике межпредметные связи предметов естественнонаучного, а также общественно-гуманитарного циклов. Главная причина тяжелого использования межпредметных связей это отсутствие в достаточном количестве методических рекомендаций по конкретным учебным темам, а также курсам.
Самой эффективной в наше время считают форму воплощения межпредметных связей на практике, изучая комплексно проблемы школы - интегрированный урок. Специфика данного вида уроков заключается в том, что такие занятия проводит не один учитель, а два, а может и три, используя методику проведения такого типа уроков. Преждевременно определяют объем, а также глубину раскрытия изучаемого материала, следя за последовательностью в его изучении. Сроками в изучении разных аспектов общей комплексной проблемы интегрированных дисциплин должен предшествовать обобщению, лишь в таком случае не нарушится логика изучаемого отдельного предмета. Таким образом, данные уроки правильнее всего будет проводить после изучения детьми крупного раздела изучаемого предмета, либо же в конце всего учебного года. Учителя, участвующие в интегрированном уроке, имеют приблизительно одинаковое время для преподавания урока, но один из учителей, в зависимости от предмета, выбирается главным ведущим.
Оценивание обучающей деятельности является специфичной: если учеником дается ответ с одного предмета, ему ставится оценка тоже по одному предмету; если отвечал одновременно по двум предметам или в случае обобщения ребенком знаний по смежным предметам, тогда оценку выставляют по обеим дисциплинам.
Актуальность проблемы изучения межпредметных связей в обучении школьников обусловливается многими процессами современного времени.
Современную образовательную систему характеризуют дифференцированным подходом в обучении: все предметы изучаются в отдельности от реальной жизни. Именно по этой причине в последнее время в школьном обучении огромное внимание уделяют созданиям межпредметных проектов, которые воплощаются в проведении интегрированных уроков, с помощью которых осуществляют синтезирование знаний по разным учебным дисциплинам. Результатом является новое качество, которое представляет собой неразрывный цельный багаж знаний.
Основными свойствами интегрированных уроков является синтетичность и универсальность. С его помощью можно посвятить ученика в конечные цели изучаемого материала не только одной темы, или раздела, а также и всего материала в целом, что позволяет быстрее включать его в познавательный, обучающий процесс.
Ученикам тяжело применять знания по одной из дисциплин к знаниям другой дисциплины, к примеру, связывать знания по, литературе и истории по географии и химии и т. д.
Но с другой стороны, объединение всех дисциплин в одно целое, приводит к тому, что каждая дисциплина по отдельности теряет свою индивидуальность. Из-за такой проблемы интегрированными уроками, нельзя увлекаться, их необходимо проводить периодически, для того, чтобы ученикам была видна взаимосвязь между учебными дисциплинами, чтобы для учеников было понятно, что знания одной дисциплины облегчают понимания процессов, которые изучаются другими областями науки.
Актуальность использования межпредметных связей в разные периоды в учебном процессе подчеркивали Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Гербарт, А.Дистверг, К.Д.Ушинский [24].
Разработкой данной проблемы также занимались такие известные ученые, как Г.И.Белинский, И.Д.Зверев, Д.М.Кирюшкин, П.Г.Кулагин, Н.А.Лошкарева, В.Н.Максимова, Т.Ф.Федорец, В.Н.Федорова [24].
Проблема исследования: реализация межпредметных связей в процессе обучения технологии.
Цель: разработать методические рекомендации по реализации межпредметных связей технологии, робототехники и физики в образовательном процессе основной школы.
Объект исследования: процесс обучения технологии в основной школе.
Предмет исследования: особенности проектирования и организации интегрированных уроков в процессе обучения технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить основы межпредметных связей на уроках технологии в основной школе;
a) Изучить основные понятия и аспекты, связанные с межпредметными связями.
b) Изучить интеграцию урока технологии в основной школе на примере уроков физики.
2. Изучить особенности преподавания интегрированных уроков в основной школе.
3. Разработать методические рекомендации уроков технологии с межпредметными связями с физикой, при изучении некоторых разделов технологии.
Методы и методология исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 6 Перспектива. Красноярск, ул. Кутузова 52.
Структура и объем: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 31 источника.
Современную образовательную систему характеризуют дифференцированным подходом в обучении: все предметы изучаются в отдельности от реальной жизни. Именно по этой причине в последнее время в школьном обучении огромное внимание уделяют созданиям межпредметных проектов, которые воплощаются в проведении интегрированных уроков, с помощью которых осуществляют синтезирование знаний по разным учебным дисциплинам. Результатом всего этого является новое качество, которое представляет собой неразрывный цельный багаж знаний.
Основными свойствами интегрированных уроков является синтетичность и универсальность. С его помощью можно посвятить ученика в конечные цели изучаемого материала не только одной темы, или раздела, а и всего материала в целом, быстрее включая его в познавательный, обучающий процесс. Самой эффективной в наше время считают форму воплощения межпредметных связей на практике, изучая комплексно проблемы школы - интегрированный урок. Специфика данного вида уроков заключается в том, что такие занятия проводит не один учитель, а два, а может и три, используя методику проведения такого типа уроков. Преждевременно определяют объем, а также глубину раскрытия изучаемого материала, следя за последовательностью в его изучении.
Сроками в изучении разных аспектов общей комплексной проблемы интегрированных дисциплин должен предшествовать обобщению, лишь в таком случае не нарушится логика изучаемого отдельного предмета. А, значит, такие уроки правильнее всего будет проводить после изучения детьми крупного раздела изучаемого предмета, либо же в конце всего учебного года. Учителя, участвующие в интегрированном уроке, имеют приблизительно одинаковое время для преподавания урока, но один из учителей, в зависимости от предмета, выбирается главным - ведущим.
Оценивание обучающей деятельности является специфичной: если учеником дается ответ с одного предмета, ему ставится оценка тоже по одному предмету; если отвечал одновременно по двум предметам или в случае обобщения ребенком знаний по смежным предметам, тогда оценку выставляют по обеим дисциплинам.
Что касается межпредметных связей, можно сказать то, что они являются дидактической основой междисциплинарных программ, так как влияют на принципы отбора содержания и организации образовательного процесса.
Однако существует ряд проблем, связанных с взаимодействием учителей, их знаниями по использованию межпредметных связей и готовностью к их осуществлению. Успешность решения данных проблем будет способствовать эффективной реализации междисциплинарных программ в условиях современной школы.
В школьном курсе технологии при изучении раздела «техника» имеются множество межпредметных связей с физикой. Интегрированные уроки по технологии и физике надо проводить по связанным темам.
Интегрированные уроки технологии и физики способствуют повышению уровня успеваемости по данным предметам у учащихся основной школы при соблюдении следующих условий:
1. систематическое и последовательное включение в процесс обучения интегрированных уроков по данным предметам;
2. учет особенностей конкретной группы детей;
3. обеспечение средств и условий для повышения уровня качества успеваемости учащихся в основной школе.
Цели и задачи, поставленные в работе, были выполнены.
Основными свойствами интегрированных уроков является синтетичность и универсальность. С его помощью можно посвятить ученика в конечные цели изучаемого материала не только одной темы, или раздела, а и всего материала в целом, быстрее включая его в познавательный, обучающий процесс. Самой эффективной в наше время считают форму воплощения межпредметных связей на практике, изучая комплексно проблемы школы - интегрированный урок. Специфика данного вида уроков заключается в том, что такие занятия проводит не один учитель, а два, а может и три, используя методику проведения такого типа уроков. Преждевременно определяют объем, а также глубину раскрытия изучаемого материала, следя за последовательностью в его изучении.
Сроками в изучении разных аспектов общей комплексной проблемы интегрированных дисциплин должен предшествовать обобщению, лишь в таком случае не нарушится логика изучаемого отдельного предмета. А, значит, такие уроки правильнее всего будет проводить после изучения детьми крупного раздела изучаемого предмета, либо же в конце всего учебного года. Учителя, участвующие в интегрированном уроке, имеют приблизительно одинаковое время для преподавания урока, но один из учителей, в зависимости от предмета, выбирается главным - ведущим.
Оценивание обучающей деятельности является специфичной: если учеником дается ответ с одного предмета, ему ставится оценка тоже по одному предмету; если отвечал одновременно по двум предметам или в случае обобщения ребенком знаний по смежным предметам, тогда оценку выставляют по обеим дисциплинам.
Что касается межпредметных связей, можно сказать то, что они являются дидактической основой междисциплинарных программ, так как влияют на принципы отбора содержания и организации образовательного процесса.
Однако существует ряд проблем, связанных с взаимодействием учителей, их знаниями по использованию межпредметных связей и готовностью к их осуществлению. Успешность решения данных проблем будет способствовать эффективной реализации междисциплинарных программ в условиях современной школы.
В школьном курсе технологии при изучении раздела «техника» имеются множество межпредметных связей с физикой. Интегрированные уроки по технологии и физике надо проводить по связанным темам.
Интегрированные уроки технологии и физики способствуют повышению уровня успеваемости по данным предметам у учащихся основной школы при соблюдении следующих условий:
1. систематическое и последовательное включение в процесс обучения интегрированных уроков по данным предметам;
2. учет особенностей конкретной группы детей;
3. обеспечение средств и условий для повышения уровня качества успеваемости учащихся в основной школе.
Цели и задачи, поставленные в работе, были выполнены.
Подобные работы
- Особенности преподавания профессиональных дисциплин художественного цикла в дизайн-образовании на примере Новоалтайского
государственного художественного училища
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Совершенствование системы управления товарными запасами на предприятии по продаже автокомпонентов (на примере ООО «Группа Бринэкс»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление качеством образования в ВУЗе
на примере Института Управления, Экономики и Финансов
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «РЕЗАНИЕ МАТЕРИАЛОВ, МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЕ СТАНКИ И ИНСТРУМЕНТЫ» (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ДЕТАЛИ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2013 - SMM-текст как средство профессиональной мотивации на примере сообщества промоутеров агентства "Promo Republic"
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Инструменты формирования рыночной политики предприятия на основе концепции маркетинга партнерских отношений
Главы к дипломным работам, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



