Введение 7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 11
1.1 Интернированные связи в обучении 11
1.2 Интегрированные связи на уроках технологии в основной школе 17
1.3 Варианты интегрированных уроков технологии 28
Выводы по первой главе 39
Глава 2. МЕДОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УРОКОВ
ТЕХНОЛОГИИ С ИНТЕГРИРОВАННЫМИ СВЯЗЯМИ С ФИЗИКОЙ 41
2.1. Изучение раздела «электрическая энергия» при помощи лабораторных работ 42
Лабораторная работа №1 «Закон Ома» 43
Лабораторная работа № 2 «Последовательное и параллельное соединение» 46
2.2 Изучение раздела «механика» при помощи лабораторных работ 54
Лабораторная работа №3 « Второй закон Ньютона» 54
Лабораторная работа №4 «Машина Атвуда» 58
2.3. Изучение раздела «кинематика» при помощи лабораторных работ 63
Лабораторная работа №5 «Определение ускорения свободного падения с помощью наклонной плоскости» 63
Лабораторная работа №6 «центростремительное ускорение на электропроигрывателе» 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
В наше время самой главной задачей современного образования является подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Данная подготовка учеников происходит благодаря формированию всех необходимых жизненных компетенций. Одним из способов, способствующих их формированию, является интеграция разнообразных учебных дисциплин. Интеграция способствует оживлению образовательного процесса, экономии учебного времени, избавлению от утомляемости, ориентировке мышления на будущее. С помощью интеграции формируют целостные взгляды на окружающий мир, она приводит к пониманию сущности взаимосвязей явлений и процессов.
Межпредметные связи являются важнейшим принципом обучения современной школы. Данный принцип является самым высоким уровнем в обучении. Учителям обычно тяжело использовать на практике межпредметные связи предметов естественнонаучного, а также общественно-гуманитарного циклов. Главная причина тяжелого использования межпредметных связей это отсутствие в достаточном количестве методических рекомендаций по конкретным учебным темам, а также курсам.
Самой эффективной в наше время считают форму воплощения межпредметных связей на практике, изучая комплексно проблемы школы - интегрированный урок. Специфика данного вида уроков заключается в том, что такие занятия проводит не один учитель, а два, а может и три, используя методику проведения такого типа уроков. Преждевременно определяют объем, а также глубину раскрытия изучаемого материала, следя за последовательностью в его изучении. Сроками в изучении разных аспектов общей комплексной проблемы интегрированных дисциплин должен предшествовать обобщению, лишь в таком случае не нарушится логика изучаемого отдельного предмета. Таким образом, данные уроки правильнее всего будет проводить после изучения детьми крупного раздела изучаемого предмета, либо же в конце всего учебного года. Учителя, участвующие в интегрированном уроке, имеют приблизительно одинаковое время для преподавания урока, но один из учителей, в зависимости от предмета, выбирается главным ведущим.
Оценивание обучающей деятельности является специфичной: если учеником дается ответ с одного предмета, ему ставится оценка тоже по одному предмету; если отвечал одновременно по двум предметам или в случае обобщения ребенком знаний по смежным предметам, тогда оценку выставляют по обеим дисциплинам.
Актуальность проблемы изучения межпредметных связей в обучении школьников обусловливается многими процессами современного времени.
Современную образовательную систему характеризуют дифференцированным подходом в обучении: все предметы изучаются в отдельности от реальной жизни. Именно по этой причине в последнее время в школьном обучении огромное внимание уделяют созданиям межпредметных проектов, которые воплощаются в проведении интегрированных уроков, с помощью которых осуществляют синтезирование знаний по разным учебным дисциплинам. Результатом является новое качество, которое представляет собой неразрывный цельный багаж знаний.
Основными свойствами интегрированных уроков является синтетичность и универсальность. С его помощью можно посвятить ученика в конечные цели изучаемого материала не только одной темы, или раздела, а также и всего материала в целом, что позволяет быстрее включать его в познавательный, обучающий процесс.
Ученикам тяжело применять знания по одной из дисциплин к знаниям другой дисциплины, к примеру, связывать знания по, литературе и истории по географии и химии и т. д.
Но с другой стороны, объединение всех дисциплин в одно целое, приводит к тому, что каждая дисциплина по отдельности теряет свою индивидуальность. Из-за такой проблемы интегрированными уроками, нельзя увлекаться, их необходимо проводить периодически, для того, чтобы ученикам была видна взаимосвязь между учебными дисциплинами, чтобы для учеников было понятно, что знания одной дисциплины облегчают понимания процессов, которые изучаются другими областями науки.
Актуальность использования межпредметных связей в разные периоды в учебном процессе подчеркивали Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Гербарт, А.Дистверг, К.Д.Ушинский [24].
Разработкой данной проблемы также занимались такие известные ученые, как Г.И.Белинский, И.Д.Зверев, Д.М.Кирюшкин, П.Г.Кулагин, Н.А.Лошкарева, В.Н.Максимова, Т.Ф.Федорец, В.Н.Федорова [24].
Проблема исследования: реализация межпредметных связей в процессе обучения технологии.
Цель: разработать методические рекомендации по реализации межпредметных связей технологии, робототехники и физики в образовательном процессе основной школы.
Объект исследования: процесс обучения технологии в основной школе.
Предмет исследования: особенности проектирования и организации интегрированных уроков в процессе обучения технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить основы межпредметных связей на уроках технологии в основной школе;
a) Изучить основные понятия и аспекты, связанные с межпредметными связями.
b) Изучить интеграцию урока технологии в основной школе на примере уроков физики.
2. Изучить особенности преподавания интегрированных уроков в основной школе.
3. Разработать методические рекомендации уроков технологии с межпредметными связями с физикой, при изучении некоторых разделов технологии.
Методы и методология исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 6 Перспектива. Красноярск, ул. Кутузова 52.
Структура и объем: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 31 источника.
Современную образовательную систему характеризуют дифференцированным подходом в обучении: все предметы изучаются в отдельности от реальной жизни. Именно по этой причине в последнее время в школьном обучении огромное внимание уделяют созданиям межпредметных проектов, которые воплощаются в проведении интегрированных уроков, с помощью которых осуществляют синтезирование знаний по разным учебным дисциплинам. Результатом всего этого является новое качество, которое представляет собой неразрывный цельный багаж знаний.
Основными свойствами интегрированных уроков является синтетичность и универсальность. С его помощью можно посвятить ученика в конечные цели изучаемого материала не только одной темы, или раздела, а и всего материала в целом, быстрее включая его в познавательный, обучающий процесс. Самой эффективной в наше время считают форму воплощения межпредметных связей на практике, изучая комплексно проблемы школы - интегрированный урок. Специфика данного вида уроков заключается в том, что такие занятия проводит не один учитель, а два, а может и три, используя методику проведения такого типа уроков. Преждевременно определяют объем, а также глубину раскрытия изучаемого материала, следя за последовательностью в его изучении.
Сроками в изучении разных аспектов общей комплексной проблемы интегрированных дисциплин должен предшествовать обобщению, лишь в таком случае не нарушится логика изучаемого отдельного предмета. А, значит, такие уроки правильнее всего будет проводить после изучения детьми крупного раздела изучаемого предмета, либо же в конце всего учебного года. Учителя, участвующие в интегрированном уроке, имеют приблизительно одинаковое время для преподавания урока, но один из учителей, в зависимости от предмета, выбирается главным - ведущим.
Оценивание обучающей деятельности является специфичной: если учеником дается ответ с одного предмета, ему ставится оценка тоже по одному предмету; если отвечал одновременно по двум предметам или в случае обобщения ребенком знаний по смежным предметам, тогда оценку выставляют по обеим дисциплинам.
Что касается межпредметных связей, можно сказать то, что они являются дидактической основой междисциплинарных программ, так как влияют на принципы отбора содержания и организации образовательного процесса.
Однако существует ряд проблем, связанных с взаимодействием учителей, их знаниями по использованию межпредметных связей и готовностью к их осуществлению. Успешность решения данных проблем будет способствовать эффективной реализации междисциплинарных программ в условиях современной школы.
В школьном курсе технологии при изучении раздела «техника» имеются множество межпредметных связей с физикой. Интегрированные уроки по технологии и физике надо проводить по связанным темам.
Интегрированные уроки технологии и физики способствуют повышению уровня успеваемости по данным предметам у учащихся основной школы при соблюдении следующих условий:
1. систематическое и последовательное включение в процесс обучения интегрированных уроков по данным предметам;
2. учет особенностей конкретной группы детей;
3. обеспечение средств и условий для повышения уровня качества успеваемости учащихся в основной школе.
Цели и задачи, поставленные в работе, были выполнены.
1. Андреев М. Интегративные тенденции в обучении. - София: Народна просвета, 1986 - 176 с.
2. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе// Начальная школа. -1991.- № 8
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 140
4. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. -Вологда, 1988.
5. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в
школе. № 5, 1996Генике Е.А. Чапко Е.Е. Как построить
интегрированный курс // География в школе. - 1994. - № 4. - С. 40 - 43.
6. Бурцева Н. М. Межпредметные связи как средство формирования ценностного отношения учащихся к физическим знаниям: СПб., 2001 231 с.
7. Гурьев А.И. Межпредметные связи теория и практика // Наука и образование. - 1998. - № 2.
8. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании. //Педагогика. №2, 1998.
9. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика, №4, 1997.
10. Жигарева Е.Б. Три кита успеха. - Биология в школе № 8 2007г.
11.Зверев, И.Д. Взаимная связь учебных предметов Текст. / И.Д. Зверев. - М.: Знание, 1977. -61 с.
12. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2003; Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. М., 2001
13. Казакевич, В. М. ТЕХНОЛОГИЯ Программа 5-8 (8+) 9 классы / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. - М. : Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2015. - 24-28 с.
14. Колесникова, М. В. Интегрированные уроки технологии в рамках ФГОС / М. В. Колесникова, А. В. Комоско. // Открытый урок. Первое сентября. - 2014. - . - С. 5.
15. Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? //Народное образование 1996, № 1.
16. Колягин Ю.М. Алексенко О.Л. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. - 1990. - № 9. - С. 28 - 31.
17. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. - 720с.
18. Кудрявцев Ю.Н. Межпредметная связь технологии и физики.
Непрерывное образование учителя технологии. Материалы международной заочной научно-практической конференции (4 сентября 2006 г), Ульяновск, 2006,с. 76.
19. Лысюк, Ю. В. Межпредметные связи в образовательной области «Информатика» / Ю. В. Лысюк. - Магнитогорск : Магнитогорский Государственный Университет имени Г.И. Носова, 2015. - 8 с.
20. Ляшина В.Н. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа. - 1995. - № 10 - 11. - С. 21 - 25.
21. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения,-М.: Просвещение, 1988,- 192 с.
22. Малькова З.А., Вульфгон Б.Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах: Учебное пособие для пединститутов. - М.:
23. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции //Педагогика, №5, 1997
24. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа:ййр8://Шс.асабет1с.ги/Шс.пз17ги№1к1/658473, свободный. - Загл. с экрана.
25. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. - «Учитель». Просвещение, 1975. - 268 с.
26. Терешина, Н. Н. Технология интегрированного обучения / Н. Н. Терешина. // Открытый урок. Первое сентября. - 2014. - . - С. 4.
27. Усова, А.В. Сущность, значение. Основные направления в осуществлении межпредмешых связей / А.В. Усова // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Вып. 3. - Челябинск, 1973. - С. 3-7.
28. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти томах. / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика. 1989.
29. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. -Л., 1983.
30. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредаетные связи. М.: Педагогика, 1972, 150 с
31. Юркевич В.С. К вопросу о познавательной потребности у школьников. М.; Просвещение, 1986.