ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 6
1.1.Понятие, виды и основания ограничения прав и свобод граждан 6
1.2.Соблюдение прав человека и гражданина при осуществлении полномочий сотрудником полиции 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКОМ ПОЛИЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН, СОВЕРШИВШИХ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 23
2.1.Оформление протокола об административном правонарушении и его вручение правонарушителю 23
2.2.Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе задержание и доставка правонарушителя 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена несколькими причинами. Ни одно государство в мире, ни самое либеральное, ни сверх-тоталитарное, не может обойтись без полиции.
На современном общественном этапе развития к праву как важнейшему социальному регулятору предъявляются качественно новые требования. С формированием демократических институтов в России особенную актуальность заслуживают вопросы правового положения личности, а также связи общества и государства, что потребует взглянуть на правовой статус сотрудников полиции с совершенно других позиций.
Внутреннее содержание правового статуса сотрудника полиции в значимой степени оказывает влияние на его дальнейшее развитие. Только применяя комплексный подход и воздействуя на его отдельные элементы, имеется возможность достичь эффективного функционирования данного правового института.
На сегодняшний день существующий круг обязанностей полицейского требует расширения и дополнения с одновременным введением необходимых ограничений. Расширение прав сотрудника полиции, улучшение его финансового и социального обеспечения должно быть неразрывно связано с усилением дисциплинарной и иной ответственности, в том числе и за злоупотребление своими правами.
Главный показатель уровня формирования общества характеризуется степенью доверия обществом к полиции. К сожалению, по данному критерию наше государство на протяжении продолжительного времени далеко от идеала.
В предопределенный момент времени авторитетность правоохранительных органов в России опустилась до такой степени, что очевидно необходимость установления решительных шагов, целью которых является принципиальное исправление ситуации. Поэтому целесообразность начавшегося и не завершившейся масштабной реформы правоохранительных структур возражений не требует, основные вопросы возникают только к методам проведения и конкретным мероприятиям.
Объектом работы–являются общественные отношения, которые возникают, в связи с реализацией правового статуса сотрудника полиции.
Предметом работы – система норм права в законодательстве о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, регламентирующая правовой статус сотрудника полиции.
Цель работы можно назвать рассмотрение правовых оснований, порядка и практики реализации сотрудниками полиции полномочий, связанных с ограничением прав и свобод граждан, совершивших административные правонарушения.
Для достижения цели необходимо решить определенные задачи:
- Изучить правовые основания ограничения прав и свобод граждан, совершивших административное правонарушение, в соответствии с действующим законодательством;
- Проанализировать практику применения сотрудниками полиции мер административного принуждения к лицам, совершившим административные правонарушения;
- Выявить наиболее распространенные нарушения законности при реализации сотрудниками полиции своих полномочий, связанных с ограничением прав и свобод граждан;
- Разработать предложения по совершенствованию практики применения сотрудниками полиции мер административного принуждения с целью обеспечения законности и защиты прав граждан.
Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации, административное законодательство, уголовное законодательство законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, по два параграфа каждая, заключения и списка использованных источников.
Право на свободу – одно из важнейших прав человека, так как оно позволяет реализовывать другие конституционные права и свободы. Соответственно, его ограничение возможно лишь в исключительных случаях при условии наличия гарантий законности его ограничения. Такие гарантии устанавливаются как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Задержание является одной из форм ограничения свободы в уголовном процессе Российской Федерации.
Административное задержание является одной из ключевых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер административных принуждений. Применение рассматриваемой меры значительно ущемляет такое конституционно закрепленное право граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность.
Сущность административного задержания заключается в кратковременном лишении свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства в соответствии с действующим законодательством может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Правоохранительная практика показывает, что сотрудники полиции не всегда надлежащим образом реализуют свои полномочия, связанные с ограничением прав и свобод граждан, совершивших административное правонарушение. Часто нарушаются требования закона, что приводит к безосновательному ограничению прав граждан и подрывает доверие к правоохранительным органам.
Федеральный закон «О полиции», в отличие от КоАП РФ, более полно регулирует права задержанных лиц (хотя не устанавливает их обязанности). Представляется, что в КоАП РФ следует продублировать хотя бы те права задержанных лиц, которые закреплены в Законе № 3-ФЗ: право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на отказ от дачи объяснения.
Основные проблемы:
1. Необоснованное применение административного задержания, в том числе в случаях, когда есть возможность применить менее жёсткие меры;
2. Затягивание сроков задержания, превышение установленных законом пределов;
3. Проведение личного досмотра и досмотра вещей без достаточных оснований;
4. Нарушение права на юридическую помощь и ознакомление с материалами дела;
5. Несвоевременное рассмотрение дел об административных правонарушениях;
Пути решения: Для устранения проблем необходимо:
1. Ужесточить контроль за деятельностью сотрудников полиции, в том числе со стороны прокуратуры и внутренних дел;
2. Проводить систематическую проверку законности применения мер административного принуждения;
3. Усилить профессиональную подготовку сотрудников полиции, повышать их уровень правовой культуры и этики;
4. Предусмотреть жёсткую ответственность за нарушение прав и свобод граждан;
5. Разработать и внедрить механизмы общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов;
Реализация полномочий сотрудниками полиции, связанных с ограничением прав и свобод граждан, совершивших административное правонарушение, требует особого внимания и строгого соблюдения законности. Недопустимо использование мер административного принуждения без достаточных оснований или с нарушением установленных законом процедур. Только путем повышения профессионализма, контроля и общественного взаимодействия можно обеспечить соблюдение прав граждан и повысить эффективность правоохранительной деятельности.
Поскольку административное задержание ограничивает свободу личности, необходимо в КоАП РФ четко прописать не только права, но и обязанности лиц, подвергнутых административному задержанию, например, следующие: выполнять законные распоряжения уполномоченных должностных лиц; соблюдать режим содержания, установленный для лиц, подвергнутых административному задержанию; бережно относиться к имуществу специального помещения или специального учреждения, в которых содержатся задержанные лица.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо внести статью, предусматривающую общий порядок обжалования административного задержания.
Таким образом, сложившаяся правоприменительная практика требует дальнейшего совершенствования законодательства, регламентирующего применение административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
1. Конституция Российской Федерации – принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменением, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. В текст Конституции Российской Федерации вносились поправки Законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ, от 14 марта 2020 года №1-ФКЗ, от 4 октября 2-22 года №7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года №8-ФКЗ.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 28.12.2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 18, ст. 2584.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.12.2024)
5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 26.12.2024)
6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред.08.08.2024)
7. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. 28.12.2024)
8. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 28.12.2024)
9. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
10. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»
11. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) «О чрезвычайном положении»
Научная и учебная литература:
12. Юрист-Правовед //Административное право и процесс; административная деятельность // 2020, № 4 (95)
13. Бородин, С. С. Административная деятельность органов внутренних дел. Словарь терминов и понятий / С.С. Бородин, П.В. Иванов, Ф.Ф. Оськин. М.: Лань. 2024 240 c.
14. Иконникова, Г. И. Философия права : учебник для вузов / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 359 с.
15. Гибов В.В., Ороева О.Д.,Тонышев А.В. К вопросу о соблюдении сотрудниками полиции прав, свобод человека и гражданина // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2020 №2.
16. Макарейко, Н.В. Административное право. Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. М.: Юрайт, 2022 С. 234
17. Власенко Н.А. Конкретизация в праве: методологические основы исследования // Журнал российского права. 2021 №7 (211). С. 21-22.
18. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 503 с.
19. Миронов А.Н. Административное право: Учебник. 3-e изд., перераб. И доп. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М. 2023 320 с.
20. Берова Д.М. ТенгизоваЖ.А.»Особенности правового статуса сотрудников ОВД»Теория и практика общественного развития. 2020 №4. 247 с.
21. Международный научный журнал «Символ науки» № 9-2 / 2021
22. Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 11 (часть 1) – С. 129-133
23. Милюков С. Ф. Российское уголовное законодательство: Опыт критического анализа. – СПб.: СПбИВЭСЭП, Знание, 2021.
24. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 5 (71). № 2. - С. 78-82.
25. Юридический вестник Самарского университета. 2023. Т. 9, № 2. С. 71-78
Интернет ресурсы:
26. Министерство Внутренних Дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/(дата обращения 05.12.2024)
27. Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы [Электронный ресурс] URL: https://msk.mos-gorsud.ru/ (дата обращения 19.10.2024) URL: https://studbooks.net/
28. Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы [Электронный ресурс] URL: https://msk.mos-gorsud.ru/ (дата обращения 19.10.2024)
29. Информационный интернет-портал «МВД Медиа». [Электронный ресурс]. URL: https://mvdmedia.ru/ (дата обращения 29.11.2024).
30. КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.12.2024).