ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ).....5
1.1 Сущность понятия «игровые методы»…5
1.2 Потенциал использования игровых методов на уроках труд технологии……10
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)…………..…………………..15
2.1 Комплекс игровых методов для уроков труд (технологии)…...………………15
2.2 Разработка урока с использованием «дидактической игры»…………….…….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….26
Актуальность исследования. В современном мире школа должна подготовить компетентного выпускника, который способен адаптироваться в условиях жизни, творчески подходить к решению поставленных задач. Обучение школьников технологии ставит целью достижение технологической компетентности на основе технологической грамотности, приобретения способностей практической деятельности и развития личностных качеств обучающихся.
Формирование технологической грамотности осуществляется путем приобретения научных знаний о явлениях, процессах и средствах преобразования реальной действительности, условиях эффективного взаимодействия человека с окружающим миром. Данный вопрос можно решить, если учитель владеет разнообразными методами и приёмами работы с обучающимися. Одним из них является игровой метод.
Многие выдающиеся психологи, а именно Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Пидкасистый П.И., Прутченков А.С. и др. справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.
Игровой метод – это способ деятельности направленный на изучение предмета посредством делового моделирования ситуации и имитационного моделирования изучаемых явлений. Игровые методы на уроках технологии позволяют учителю адаптировать обучение под индивидуальные потребности каждого ученика. Игры могут быть настроены на разные уровни сложности, что помогает обучающимся развиваться в соответствии с их индивидуальными способностями и темпом обучения.
Несмотря на все вышесказанное, возникает противоречие между важностью использования игровых методов на уроках технологии и недостаточной разработанностью дидактических и методических материалов в данном направлении. Проблема исследования заключается в поиске решения данного противоречия.
Объект исследования – процесс обучения технологии в 5 классе.
Предмет исследования – игровые методы обучения.
Цель исследования – изучить игровые методы и разработать урок с использованием «дидактической игры».
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «игровые методы».
2. Выявить потенциал использования игровых технологий на уроках технологии.
3. Изучить возможности игровых методов для уроков технологии
4. Провести апробацию разработанных игровых методов на уроках технологии.
Методы исследования: анализ научной, методической литературы, обобщение, проектирование.
Практическая значимость заключается в том, что разработанным комплексом игровых методов смогут пользоваться в своей педагогической деятельности учителя технологии и студенты, проходящие педагогическую практику.
Все исследователи, подчеркивают важную роль игры при организации обучения, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других важных функций. Изучив и проанализировав классификации игр различных исследователей, можно прийти к выводу, что мир игр, применяемых в педагогической деятельности, очень разнообразен. Современному педагогу предлагается большой выбор игровых технологий, доступных к использованию в своей деятельности для развития различных личностных качеств обучащиюхся.
Использование на уроках технологии дидактических игр создает учебную мотивацию, позволяет воспитать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Ребята становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими и активными.
Разработан комплекс игровых методов для уроков технологии в 5 классе, а также конспект урока технологии для 5 класса с применением дидактических игр по теме «Технология механической кулинарной обработки овощей».
1. Бахышов Н. Применение игровых методов на уроках технологии // Наука, образование и культура: сборник научных статей по итогам XIII Международной научно-практической конференции, Шуя, 23 ноября 2022 года. Шуя: Шуйский филиал Ивановского государственного университета, 2023. С. 58-60.
2. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель Науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец. Т. 8. Григорьев. Динамика. М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. 767с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена // Дошкольное образование, 2020. № 5.
4. Громова Е.М. Применение игровых методов обучения на уроках технологии // Управление качеством образования: от проектирования к практике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей школ и вузов, Ульяновск, 14–15 декабря 2017 года. Ульяновск: УлГПУ имени И.Н. Ульянова, 2018. С. 182-187.
5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. Москва: Педагогика, 2020. 111 с.
6. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. Санкт-Петербург: КАРО; Минск: Четыре четверти, 2019. 192 с.
7. Кукушин В.С. Теория и методика обучения: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: изд – во «Феникс», 2020. 474 с.
8. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. Психология / А.А. Леонтьев. М.: Смысл; Академия, 2019. 368 с.
9. Менджерицкая Д.В. Детские игры // Дошкольное воспитание. 2018. №5. С.10-11.
10. Опарина Н.А. Игровое наследие народной педагогии // Инновационная наука. 2019. №6-1. С. 232.
11. Педагогический опыт учителей – победителей ПНПО: Сборник методических материалов / Сост. Е. М. Пахомова. М.: АПКиППРО, 2019. 72 с.
12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим – Бад.; Редкол.: М. М. Безруких, Р.А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М. Большая российская энциклопедия, 2022. 528 с.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации; Проф. пед. б-ка. - Москва: Нар. образование, 2018. 255 с.
14. Черкасов Р.В. Пути активизации учебной деятельности учащихся на уроках технологии // Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы : Материалы IV Международной научно-практической конференции, Липецк, 27 октября 2022 года. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. С. 75-78.
15. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 2019. 144 с.
16. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 2018. 240 с.
17. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. / сост. Л. М. Семенюк; под pед. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 2018. С. 121-124.