ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧАСА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ КАК ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОЙ
ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10
1.1. Понятие умственной воспитанности обучающихся. Основные
подходы к изучению 10
1.2. Теоретическая подготовка школьников по предмету «Физическая
культура» 17
1.3. Новые подходы к преподаванию теоретических знаний по
физической культуре 23
1.4. Способы подачи теоретических сведений на уроках физической
культуры 30
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧАСА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА УМСТВЕННУЮ ВОСПИТАННОСТЬ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 37
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
уровня умственной воспитанности обучающихся 37
2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня
умственной воспитанности обучающихся 49
2.3. Описание хода работы по проведению теоретических занятий физической культуры, направленных на повышение умственной
воспитанности обучающихся 52
2.4. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по повышению уровня умственной воспитанности обучающихся 62
Выводы по второй главе 66
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО
ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ УМСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧАСА НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Актуальность исследования. Древние мыслители утверждали: «Движение - это жизнь». Для того чтобы правильно и эффективно выполнять физические упражнения, развивать и совершенствовать двигательные качества, необходимо - знание теоретических основ. Учебное учреждение насыщено образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. Это связано с совершенствованием компьютеризации, научно-техническим прогрессом. А на современном этапе физкультурно-спортивного образования детей основным является включение инновационных технологий, в частности информационно¬
коммуникационных.
Время требует изменений и в преподавании физической культуры. Решение проблемы развития интереса ребят к привлечению занятиями массовым детско-юношеским спортом напрямую связано с занятиями физической культурой в школе.
Школа должна дать детям хорошее физкультурно-спортивное начало и привить любовь к занятиям спортом, к физической нагрузке, научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни, уметь анализировать динамику здоровья, развития и подготовленности ученика, выявлять процент прироста за учебно-отчётный отрезок времени.
Одной из главных задач учителя физической культуры - создание условий для укрепления здоровья детей, приобщения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Учитель содействует развитию наклонностей и интересов своих учеников, формирует взгляды и убеждения школьников, помогает правильно находить свое предназначение и пути в жизни.
Как свидетельствуют результаты ряда исследований, теоретические знания учащихся о физической культуре неглубоки. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов. Учителя ограничиваются лишь сообщением кратких сведений об основных понятиях физической культуры, зная, что их усвоение - минимально, так как двигательная деятельность на уроке обязательно «вытеснит» полученные знания. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, основы знаний о физической культуре, приемы закаливания, т. е. освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно.
Введение теоретического часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной
необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, повышающие уровень умственной воспитанности обучающихся. Теоретический урок физической культуры включен в сетку расписания учебных занятий. Он рассмотрен как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.
Вопросами внедрения теоретического часа на уроках физической культуры занимались в отечественной психологии и в педагогической практике такие ученые: А.П. Матвеев, С.Б. Мельников, В.И. Лях, Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова, В.Н. Шаулин и др.
Недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие умственной воспитанности. Но работа показывает, что целенаправленному формированию умственной воспитанности школьников в процессе теоретического часа на уроках физической культуры уделяется недостаточное внимание в школах...
Уроки физической культуры предусматривают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов. Зачастую учителя физической культуры ограничиваются лишь сообщением кратких сведений об основных понятиях физической культуры.
Введение теоретического часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной
необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, повышающие уровень умственной воспитанности обучающихся. Теоретический урок физической культуры рассмотрен как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.
Вопросами внедрения теоретического часа на уроках физической культуры занимались в отечественной психологии и в педагогической практике такие ученые: А.П. Матвеев, С.Б. Мельников, В.И. Лях, Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова, В.Н. Шаулин и др.
Умственное воспитание играет ведущую роль в личностно - ориентированном процессе обучения, поскольку личностные качества школьников формируются в непосредственной связи с умственным развитием. Умственное воспитание является основой для самоутверждения личности, свободного проявления своих способностей.
Процесс умственного воспитания учащихся требует от учителя постоянного поиска и обновления приемов и методов обучения, исследования и определения педагогико-психологических и
организационных условий обеспечения его эффективности, которые позволили бы учащимся полностью реализовать свой потенциал и подготовили бы их к социализации. Поэтому педагогический процесс управления умственным воспитанием создает основу для самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся.
Теоретическая подготовка учащихся в области физической культуры имеет прямое отношение к формированию мотивации физической культуры и спорта и специальной умственной подготовке, обучению спортивной технике и тактике, тесно связана с воспитанием физических способностей.
Весь теоретический материал предмета физической культуры в общеобразовательной школе делится на три группы: базовые знания общетеоретического характера; учебно-методические знания; элементарные и узкоспециализированные знания, относящиеся к определенным видам упражнений.
Целью теоретической подготовки обучающихся на уроках физической культуры является повышение знаний в области теории и методики физической культуры и спорта.
В средних классах теоретический материал для физической культуры усложняется. Учащиеся средних классов на базовых знаниях общего теоретического характера изучают основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского и параолимпийского движения и отечественного спорта.
В разделе учебно-методических знаний учащиеся средней школы осваивают теоретический материал, касающиеся основ методики организации различных форм преподавания физическими упражнениями, методики развития отдельных физических качеств и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями...
1. Адольф В.А., Адольф К.В. Горизонты и границы современного образования // CREDE EXPERTO: транспорт, общество, образование, язык. - 2018. - № 3. - С. 186-196.
2. Адольф В.А., Савчук А.Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография. - Красноярск, 2014. - 256 с.
3. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд //Вопр. психологии. - 2015. - № 1. - С. 111-131.
4. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2013.
5. Астанина Ю. С. Новые подходы к преподаванию теоретических знаний по физической культуре // Вызовы современного образования в исследованиях молодых учёных: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Красноярск, 21 мая 2021 г.). - Красноярск, 2021. -С. 20-22.
6. Астанина Ю. С., Вахрушев С. А. Обоснование введения теоретического урока физической культур в учебные планы общеобразовательных организаций как элемента умственного воспитания // Педагогика в физической культуре, спорте и хореографии : материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 01-31 октября 2020 г.) - Ч.1. - СПб., 2020. - С. 20-23.
7. Баландин, В.П. Педагогические основы теории физической культуры: учебник /В.П. Баландин, Ж. В. Тома, А. А. Пашин. - Пенза : Изд- во ПГУ, 2017. - 160 с.
8. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 2016. - 344 с.
9. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. - 2004. -№1. -С.21-26.
10. Вахрушев С.А., Дмитриев В.А. Системный подход к проблеме здоровьесбережения в рамках инновационного образования // Физкультурно - оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и 60-летию основания факультета физической культуры Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Ответственный редактор: В.А. Адольф; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2017. С. 9-17.
11. Величко А. И., Саакова К. Р., Татаринцева О.А. Проблемы физического воспитания и обучения в современных условиях образовательной школы// Наука 2020: Физическая культура и спорт: наука, практика, образование. — 2019. — №6(31). -С.65-70.
12. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / сост. В.С. Аранский; под ред. В. З. Смирнова. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 632 с.
13. Воробьева И. Н., Годжиев Г. Т. Влияние физической культуры на умственное развитие школьников// Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2018. -№4(25). -С.65-67.
14. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психология науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 5¬18.
15. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3 -х томах. Том 1. Игры олимпиад. - М.: Юрайт, - 2019. - 794 с...85