Введение 4
Глава 1. Внеклассная работа по биологии в школе 6
1.1. Характеристика внеклассной работы по биологии 6
1.1.1. Внеклассная работа как форма обучения биологии 6
1.1.2. Формы и виды внеклассной работы по биологии 7
1.1.3. Учебно воспитательное значение внеклассной работы по
биологии 13
1.2. Характеристика внеклассной работы по ботанике 15
1.2.1. Организация и содержание внеклассной работы по ботанике 15
1.2.2. Содержание и организация различных форм внеклассной работы по
ботанике 16
1.2.3. Содержание и организация внеклассных мероприятий по
ботанике 21
Глава 2. Изучение систематики покрытосеменных растений в школе 38
2.1 Анализ содержания школьной программы (Пальдяева, 2016) и учебника по Биологии (Пасечник, 2017) по разделу (главе) «Классификация растений... 38
2.2. Отдел покрытосеменные, или цветковые (Angiospermae, Antophyta, или
Magnoliophyta) 41
2.2.1. Основы систематики растений 41
2.2.2. Общая характеристика цветковых растений 44
2.2.3. Деление покрытосеменных растений на классы 45
2.3. Семейства покрытосеменных растений, изучаемые в школьном курсе
Биологии 48
2.3.1. Семейство Капустовые - Brassicaceae 48
2.3.2. Семейство Розовые - Rosaceae 51
2.3.3. Семейство Пасленовые - Solanaceae 53
2.3.4. Семейство Бобовые - Fabaceae 55
2.3.5. Семейство Астровые - Asteraceae 58
2.3.6. Семейство Лилиевые - Liliaceae 62
2.3.7. Семейство Луковые - Alliaceae 64
2.3.8. Семейство Ландышевые - Convallariaceae 65
2.3.9. Семейство Триллиевые - Trilliaceae 65
2.3.10. Семейство Мятликовые - Poaceae 66
Глава 3. План-конспект внеклассного мероприятия по ботанике в 6 классе..69
Выводы 76
Список источников 77
Приложение 81
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО) разработана на основании федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В основное содержание ПООП ООО для учебного предмета биология включены планируемые результаты, которыми должен обладать выпускник: аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; осуществлять
классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Исходя из этого в содержание школьной программы входит изучение раздела «Классификация растений».
Изучение основ систематики растений в школьном курсе Биологии помогает обучающимся приобрести знания о многообразии растительного мира и о роли определенных видов растений в природе и для человека. Обучающиеся приобретают навыки определения морфологических и систематических признаков, умения определять виды растений, что позволяет привести в систему все знания о видах растений, а также понять родственные отношения и эволюцию растений. В процессе обучения школьники овладевают умением сопоставлять теоретические знания с объективными реалиями жизни и применять их в практической деятельности.
Стоит вопрос в том, как усилить у обучающихся мотивацию к познанию биологической науки, привить любовь и показать в полной мере красоту и разнообразие растительного мира, воспитать бережное отношение к живой природе?
В развитии интереса обучающихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям, которые нацелены на выполнение задач обучения, соответствующие не только предметным, но и личностным, и метапредметным планируемым результатам ФГОС ООО. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей обучающихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.
Все вышесказанное обуславливает актуальность проблемы и темы исследования...
1. На основании методической литературы выявлены особенности внеклассной работы по биологии в школе: содержание и организация различных форм и видов занятий по ботанике.
2. Анализ школьной программы (Пальдяева, 2016) и учебника (Пасечник, 2017) по разделу (главе) «Классификация растений» выявил некоторое несоответствие содержания современным научным данным: неверно указываются названия некоторых семейств, приводится неправильный объем семейства Лилиевые, не учтены современные данные по количеству видов для ряда семейств и др. Предложена его корректировка.
3. На основании составленного учебно-методического пособия для
проведения внеклассных мероприятий по систематике покрытосеменных растений в школе разработано внеклассное мероприятие «Занимательная систематика» и проведено между обучающимися 6 классов школы № 94 г. Красноярска, в ходе которого осуществлялось формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно¬
познавательных, коммуникативных, информационных и компетенций личностного самосовершенствования.
1. Биология: Энциклопедия / ред. М.С. Гиляров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 678 с.
2. Боголюбов А.С. Травянистые растения средней полосы России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.Ecosystema.ru / 08 nature/ flowers/ 037s.htm (дата обращения 23.02.2016).
3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983. 384 с.
4. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной работы. М.: Просвещение, 1978. 192 с.
5. Вульф Е. В., Малеева О. Ф. Мировые ресурсы полезных растений: Справочник / отв. ред. Ф. Х. Бахтеев. Л: Наука, 1969. 566 с.
6. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П Астафьева. Красноярск, 2013. 264 с.
7. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Книга для учителя. М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996. 80 с.
8. Денисенко Л.А. Систематика Покрытосеменных растений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://him-bio.ru/botanika-rasteniia pokrytosemennye.php (дата обращения 31.03.2016).
9. Жуковский П. М. Ботаника / П.М. Жуковский. М.: Колос, 1982. 623 с.
10. Забинкова Н.Н., Кирпичников М.Э. Проект стандартизации русских названий семейств сосудистых растений //. Ботанический журнал. 1976. Т. 61, № 10. С. 1337-1353.
11. Каменский А.А. Биология. Общая биология. 10-11 классы / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2011. 367с.
12. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. Волгоград: Учитель, 2004. 160 с.
13. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Покрытосеменные растения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://coollib.eom/b/322077/read (дата обращения 15.02.2016).
14. Красная книга Красноярского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений и грибов / Н.В. Степанов, Е.Б. Андреева, Е.М. Антипова и др. Красноярск: СФУ, 2012. 576 с.
15. Малашенков А. С. "Внеклассная работа по биологии". Волгоград: Корифей, 2006. 96 с...40