Введение 3
Глава 1. Место темы «Внешняя политика СССР в 1920-30-е гг.» в школьном курсе истории 8
1.1. Освещение темы «Внешняя политика СССР в 1920-30-е гг.» в
нормативных документах школьного образования 8
1.2. Проблемы внешней политики СССР 1920-30-х годов в итоговой
аттестации 14
Глава 2. Внешняя политика СССР 1920-30-х годов в современных школьных учебниках истории России 18
2.1. Репрезентация темы в учебнике издательства «Дрофа» 18
2.2. Отражение темы в учебнике издательства «Вентана -Граф» 21
2.3. Внешняя политика СССР 1920-30-х гг. в учебнике издательства
«Просвещение» 23
Глава 3. Методические разработки по преподаванию внешней политики СССР 1920-30-х годов XX века 25
3.1. Возрастные особенности обучающихся 10-11 классов 26
3.2. Методическая разработка урока по теме «Внешняя политика СССР в
1920-е гг.» 31
3.3. Внеурочная разработка по теме «Внешняя политика СССР в 1930-е
гг.» 35
3.4. Апробация внеурочной разработки в форме игры на тему «Внешняя
политика СССР в 1930-е гг.» 38
Заключение 41
Список источников и литературы 43
Приложения 46
Актуальность темы.
1920-1930-е гг. явились принципиально новым этапом во внешней политике нашей страны, связанным со становлением нового общественного строя и, следовательно, становлением совершенно иного, чем ранее, внешнеполитического курса. Сущность этого курса, его доктринальные основы являются одной из важных дискуссионных проблем отечественной и зарубежной историографии. 1920-е гг., связанные с выходом молодого советского государства из изоляции, отличались крайней противоречивостью и кризисным характером отношений с зарубежными странами, что было связано как с традиционными геополитическими конфликтами, так и новыми революционными устремлениями Советского Союза. Внешнеполитическая ориентация СССР в 1930-х годах была направлена на формирование единого фронта безопасности. Данный аспект был обусловлен угрозой новой мировой войны, однако создать широкий антифашистский фронт государств так и не удалось.
Данный период истории значительно повлиял на судьбу страны и ее дальнейшее развитие, а международные отношения этой эпохи предопределили дальнейший ход мировой истории, поэтому в школьных курсах ему следует уделить особое внимание.
Данный период истории внешней политики СССР вызывает множество споров и дискуссий, в ходе которых нередко происходит искажение исторических фактов, вследствие чего данный период необходим для изучения в школьной программе истории для умения формулирования учениками своей аргументированной позиции и развития их критического мышления.
Реализация внешней политики является важнейшей функцией государства. Обращение к социально-экономическим, культурно-историческим и институциональным аспектам дает возможность наиболее полно понять содержание современной внешней политики, и, соответственно, понять внутренние факторы внешнеполитического курса страны. Знание общих принципов способствует реальной оценке событий и объективному анализу конкретных действий, предпринимаемых правительством страны на мировой арене. Интенсивные современные политические и социально-экономические потрясения, радикальные изменения в духовной сфере жизни общества несут в себе не только элементы недавних исторических событий, кардинально обновивших весь облик нынешней России, но и определённые черты отдалённого прошлого нашего Отечества. Для того чтобы правильно ориентироваться в событиях дня сегодняшнего, необходимо, прежде всего по-новому осмыслить весь многотрудный путь исторического развития.
Можно отметить и методический аспект актуальности данной темы. В настоящее время существует множество различных методик преподавания истории, однако для реализации единства вышеуказанных функций и формирования навыков, необходимых для получения в будущем высшего образования необходимо умелое сочетание различных технологий. Так, в старшей школе можно выделить индивидуально-ориентированную и дискуссионную методики, каждая из которых имеет определенные технологии. Многоаспектность и дискуссионность истории внешней политики 1920-30-х гг. представляет возможность широкого применения различных методик и технологий...
При обучении истории в школе педагогу необходимо учитывать несколько факторов для выбора методов и форм обучения. Такие факторы включат в себя интерес учащегося и наличие у него базовых знаний, а также его индивидуальные особенности.
Важность обучения теме «внешнеполитическая деятельность СССР в период 20-30-е годы» обусловлена выполнением следующих целей: организация деятельности учеников для усвоения материала по внешней политики СССР в период 20-30-х годов; формирование представления учеников об особенностях внешней политики СССР в 20-30 годы; обоснование вывода ученикам, что внешняя политика СССР, которая основана на противоречивых принципах пролетарского интернационализма и мирного сосуществования с капиталистической системой имела непоследовательный характер, была активной, но бессистемной; развитие интеллектуальной культуры школьников; развитие исследовательской культуры учеников через научные методы познания; развитие информационной культуры; развитие коммуникативной культуры; формирование нравственных качеств.
Проанализировав современные учебники, мы пришли к выводу, то наша тема передаёт все необходимые аспекты, но всё же методический аппарат довольно однообразен, недостаточно внимания уделено организации работы с источниками, так как во всех проанализированных нами учебниках представлен только один дополнительный источник. Именно поэтому от учителя требуются разработки самостоятельных подходов к изучению нашей темы.
Нами были разработаны урок и внеурочное мероприятие, так как рекомендуется изучать внешнюю политику СССР 1920-х-1930-х годов, именно разделяя на периоды. Урок на тему «Внешняя политика СССР в 1920-е гг.» включает в себя такие приёмы, как «дерево предсказаний» (ТРКМ), групповая работа с самостоятельным изучением материала в соответствии с выбранным вопросом, заполнение на основе выступлений таблицы. Предлагаемые нами способы работы послужат формированию критического мышления, умению строить причинно-следственные связи, обобщать материал, развитие коммуникативных компетенций, выделять успехи и неудачи советской внешней политики. Внеурочная разработка на тему «Внешняя политика СССР в 1930-е гг.» в виде ролевой игры. Форма мероприятия в виде ролевой игры выбрана неслучайно. Ключевая особенность игры в том, что ученики изучают разнообразный дополнительный материал из разных источников, на их основе выражают и аргументируют позиции разных стран и групп государств - участников международных отношений 1930-х гг., тем самым создаются условия для более глубокого понимания специфики их взаимоотношений и причин неудач в создании системы коллективной безопасности, единого антифашистского фронта. Подобная форма проведения занятий позволяет развивать познавательные способности, коммуникативные навыки, прививать любовь к истории, чтению дополнительного материала, развивать критическое мышление, способность отстаивать личное мнение.
1. АН СССР 1939 год: Уроки истории / АН СССР. Ин-т всеобщей истории; В. К. Волков, Р. М. Илюхина, А. А. Кошкин и др. Отв. ред. О.
А. Ржешевский. — М.: Мысль, 1990. — 508 с.;
2. Горохов в.Н. История международных отношений. Курс лекций 1918 - 1939 гг.; Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) и Европа. Решения "Особой папки", 1923-1939 / Федер. архив. служба России и др.- М. : РОССПЭН, 2001. - 398 с.;
3. Горохов В.Н. История международных отношений. Курс лекций 1918-1939 гг.; Верт Н. История. Советского государства 1900-1991/ Варламов А.В., Иорданская К.В., Рыжков Ю.Д. —М.: Прогресс, 1992. — 480 с.
4. Дубровина, И.В. Особенности обучения и психологического развития
школьников 13-17 лет / И.В. Дубровина, Б.С. Круглова - М.:
Педагогика, 1988. - 120 с.
5. Кон, И.С. Психология старшеклассника (пособие для учителей). / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 180 с.
6. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы
формирования личности: учебы. Пособие для студентов пед.
институтов. / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 200 с.
7. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для вузов/ В.В. Кириллов.- М.: Юрайт, 2007.- 661 с.
8. Маркова, А.К. Психология обучения подростка. / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1975. - 151 с.
9. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие / Н.Ю. Никулина. - Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 95 с.;
10. Некрасова Л. И. Новые подходы в обучении истории и обществознанию в условиях перехода на ФГОС и Историко¬культурный стандарт/ Л. И. Некрасова - Томск: ТОИПКРО, 2016. - 136. с. - https://toipkro.ru;
11. Самсонов А.М. Крах фашистской агрессии 1939-1945. Исторический очерк. Издание второе, исправленное и дополненное. — Академия Наук СССР. Отделение истории. Институт Истории СССР. — М.: Наука, 1980. - 728 с.;
12. Хораськина Р.И., Шувалова Е.М. Теория и методика обучения
истории: учебно-методическое пособие/ Р.И. Хараськина, Е.М.
Шувалова.- Казань: Казан. ун-т, 2016.-78 с.;
13. Шоган В.В., Сторожакова Е.В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов/ В.В Шоган. -М.: Юрайт, 2019.-433с.;
14. Поцелуев В.А. История России XX столетия:(основные проблемы):
учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 1997.- 512 с.