Введение 13
Глава 1. Исследование проблемы оценки качества образования с участием потребителя как основы развития организаций СПО 17
1.1. Теоретический анализ исследования в области оценки образования 17
1.2. Развитие деятельности организаций СПО с учётом требований
различных потребителей 25
1.3. Особенности оценки качества образования, направленной на
развитие образовательной организации. Постановка проблемы исследования 36
Глава 2. Характеристика и анализ образовательной организации, принципы оценки качества образования отделения строительной подготовки КГБ ПОУ «Шушенского сельскохозяйственного колледжа» 41
2.1. Общие сведения об образовательной организации. Политика в
области качества подготовки специалистов 41
2.2. Анализ управления учебно-воспитательным процессом, методической и внеурочной деятельностью отделения строительной подготовки КГБ ПОУ «Шушенского сельскохозяйственного колледжа» 45
2.3. SWOT-анализ образовательной среды КГБ ПОУ «Шушенского
сельскохозяйственного колледжа» 59
Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности реализации метода оценки качества образования отделения строительной подготовки «Шушенского сельскохозяйственного колледжа» 64
3.1. Цели и задачи экспериментальной проверки 66
3.2. Анализ организации качества образования в организации 68
3.3. Инструменты оценки качества образования 83
3.4. Исследование эффективности реализации системы оценки
качества образования 85
Заключение 95
Список использованной литературы 97
Приложения 106
В рамках инновационного развития профессионального образования Российской Федерации одним из ключевых обновлений является участие потребителей в оценке качества образования. До недавнего времени качество подготовки выпускников организаций среднего профессионального образования оценивалось самими учебными заведениями, поскольку отсутствовала система внешней оценки качества образования. В настоящее время на всех уровнях системы среднего профессионального образования осознана необходимость создания прозрачной и объективной системы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей, т.к. именно потребители являются наиболее заинтересованной стороной в повышении качества образования.
Основным аспектом качества среднего профессионального образования является адекватность результата образования существующим и перспективным потребностям непосредственных потребителей и основных заинтересованных сторон. Заинтересованные стороны и потребители образования это: обучающиеся, которые рассчитывают по завершению образования успешно трудоустроиться или продолжить образование на более высоком уровне; работодатели, профессиональные ассоциации, родители и их организации; общественные организации, занимающиеся проблемами молодёжи, бизнес - сообщества, органы местного самоуправления, государственные органы, регулирующие отдельные аспекты деятельности различных отраслей.
Актуальность избранной темы построена на противоречиях между:
- развитием организаций СПО как открытых образовательных систем на кооперативный тип отношений между множеством субъектов, вовлечённых в процесс оценки качества образования, и отсутствием прозрачности, объективной и независимой системы оценки качества образования с участием потребителей, заинтересованных в развитии конкретной образовательной организации;
- необходимостью осуществлять оценку качества образования с участием потребителя для развития деятельности образовательной организации и отсутствие теоретически обоснованной модели, обеспечивающей вовлечение основных потребителей в процесс оценки и их становление как субъектов оценки качества.
Данные противоречия обусловили проблему исследования, каким должно быть содержание, методы и формы оценки качества образования с участием потребителя, чтобы обеспечить развитие организаций СПО как открытых образовательных систем.
В современной отечественной научной литературе изучением проблемы А.М. Новиков, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, А.М.Моисеев, В.С. Лазарев.
Объектом исследования является образовательная деятельность организаций среднего профессионального образования.
Предметом исследования выступают инструменты оценки качества образования с участием потребителя как основа развития организаций среднего профессионального образования.
Цель исследования: разработать инструменты управления системой оценки качества образования организаций среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
- Классифицировать подходы оценки качества образования с участием потребителей.
-Осуществить анализ актуальных понятий в области качества образования.
-Разработать инструменты управления системой оценки качества образования.
-Разработать и экспериментально проверить структурно-функциональную модель оценки качества образования с участием потребителей.
- Определить организационно - педагогические условия, необходимые для эффективной реализации разработанной модели оценки качества как основы развития организаций среднего профессионального образования.
Методы исследования: ттеоретические методы: анализ научной литературы, нормативных и законодательных документов; ээмпирические методы: наблюдение; сравнение; опрос; качественный эксперимент, тестирование, интервьюирование, изучение продуктов деятельности.
Результаты работы заключаются в разработке, обосновании и апробации содержания, форм и методов оценки качества образования с участием потребителя как основы развития организаций среднего профессионального образования.
Новизна исследований заключается в привлечении потребителей к участию в разработке показателей и инструментов оценки качества среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональных стандартов.
Оценка качества образования необходима организациям СПО как инструмент управления и развития образовательной деятельности при решении следующих задач: прогнозирование потребности в образовательных услугах; определение требуемого качества образования; разработка стратегии повышения качества образования; обоснование введения новых образовательных услуг. В данном значении оценка необходима: педагогам, непосредственно осуществляющим образование; руководителям образовательных организаций, управляющим процессом предоставления образования; органам управления образования различного уровня. Обучающимся оценка качества необходима для самоанализа учебной деятельности и самоконтроля процесса развития профессиональных и личностных компетенций, которые так необходимы на сегодняшний день для выпускников организаций среднего профессионального образования.
Образовательные организации испытывают затруднения как при проектировании процедуры оценки качества образования потребителями, так и при попытках осуществить корректирующие действия по совершенствованию этих услуг. При организации оценивания с участием потребителей возникают затруднения в выборе адекватных целям оценки методов и форм проведения оценочных процедур.
Практическая значимость исследования заключается в улучшении модели управления системой качества образования организаций среднего профессионального образования. В настоящее время основные положения исследования приняты к реализации в исследуемой организации, что подтверждается прилагаемой «Справкой о внедрении».
Подводя итоги можно сказать о том, что оценка качества образования с участием потребителей является системообразующим элементом процесса развития образовательной организации, наличие которого позволяет повысить качество образовательной деятельности, обеспечив проектирование и реализацию образования с учетом запросов различных групп потребителей, с которыми налажены партнерские отношения в рамках социально - профессиональной среды.
В исследовании выявлены принципы оценки качества образования с участием потребителей (прогностичности, коллегиальности и согласованности, адекватности критериев оценки, комплексности, вариативности и гибкости организационных форм, систематичности и цикличности осуществления, открытости процедур оценки качества). Определено, что оценка качества образования должна быть направлена на развитие социально - профессиональной среды как сообщества субъектов, заинтересованных в развитии конкретной образовательной организации.
В ходе исследования модель оценки качества образования с участием потребителей «Шушенского сельскохозяйственного колледжа» представленная функциями, целями, содержанием, методами и формами. Слабые стороны, которые были выявлены при анализе, можно устранить за счёт выявленных возможностей. В образовательной организации рекомендовано провести обучение по программе, которая бы помогла сосредоточиться на том, как должна осуществляться оценка качества образования с участием потребителей, чтобы были учтены особенности образования и цель проведения оценочных процедур: повышение качества образовательных услуг. В программу предлагается включить мероприятия, обращающие особое внимание на те формы оценочной деятельности, которым отводилась большая роль с точки зрения развития навыка самооценки обучающихся и повышения открытости информационного пространства. Также предложено усовершенствовать имеющуюся модель оценки качества образования и уделить особое внимание на участие потребителя в оценки качества образования, так как ведущей технологией привлечения и участия потребителей (общественности, работодателей, обучающихся) в оценке качества в данном случае является формирование социально - профессиональной среды как формы партнерской «совместной» деятельности различных субъектов. Проведенное опытно - экспериментальное исследование подтвердило эффективность реализации модели оценки качества образования с участием потребителей.
Используемые инструменты управления могут быть успешно использована для развития организаций СПО при соблюдении следующих организационно - педагогических условий: наличие управленческих команд, открытых к внешней экспертизе собственных результатов деятельности и готовых к развитию, а также ориентированных на партнерские отношения с потребителями образования; специальная подготовка организаторов экспертно - оценочной деятельности и экспертов; обеспечение участия в альтернативность позиций, значимость результатов).
Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при дальнейшем изучении вопроса о совершенствовании инструментов управления оценки качества образования организаций среднего профессионального образования.
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273/РФ «Об образовании Российской Федерации» // Собрание законодательств РФ. -2012.
2. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
3. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».
4. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 N464
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО».
5. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные
профессиональные образовательные профессионального образования».
6. Приказ Минобрнауки России №369 от 15.07.2014г. «О мероприятиях в связи с реорганизацией образовательного учреждения».
7. Приказ Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. N 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».
8. Национальный проект «Образование»: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 80 с .
9. Абдуллина О. Мониторинг качества профессиональной подготовки / О.Абдуллина // Высш. образование в России. 2010. N 3.
10. Адамский А.И. Школа должна развивать страну / А.И. Адамский // Перемены: пед. журн. 2011. N 3. С. 4-18.
11. Акинфиева, Н.В., Владимирова А.П. Вовлечение общественности в управление образованием как механизм запуска инноваций в управлении / Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. // Нововведения в управлении образованием. Сборник статей под ред. A.M. Моисеева. - М.: Росспэн. - 2011. - С. 72-90.
12. Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно¬
общественное управление образовательными системами. Учебно¬методическое пособие. / Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. - Саратов: Приволжск.кн. изд-во, 2010. - 54 с.
13. Андреева Ольга Леонидовна. Оценка качества воспитательной деятельности в педагогическом колледже / O.JI. Андреева, И.А. Петранцова, Е.В. Серебряник. - Вологда: «Легия», 2010. 90 с.
14. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. / О.С. Анисимов - М.: ВШУ АПК, 2009. 587 с.
15. Анисимов О.С. Методологический словарь (для акмеологов и управленцев). / О.С. Анисимов—М.: Агро-вестник АМБ-агро, 2011. - 168 с.
16. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. 2008. № 3.- С.15-17.
17. Ахтамзян H.A. Система государственно-общественного управления образованием в Германии / H.A. Ахтамзян //Педагогика. - 2014. - № 6. С.85¬93.
18. Базавова Т.В. Мониторинг качества профессионального образования в техникуме на основе компетентностного подхода. Автореф. дис. канд. пед. н. / БазавоваТ.В. -М., 2009. 26 с.
19. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. / В.И. Байденко М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 128 с.
20. Балабан М.Н. Общественный контроль нужен лишь там, где не работает закон / М.Балабан //Перемены.- №4. -2010.
21. Басалаева О.Г. Проблемы внедрения рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей / О.Г. Басалаева, Ю.М. Басалаев, А.Н. Садовой опыт Кемеровского госуниверситета (КемГУ) // Унив. упр.: практика и анализ. - 2009. № 2.
22. Батрова О.Ф. Оценивание деятельности образовательных учреждений как составляющая управления качеством образованияхостояние, проблемы, перспективы развития // Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования: Сборник материалов / Под общей редакцией С.Г.Косарецкого, Е.Н.Шимутиной, Архангельск. 2009. С.327-333.
23. Белая книга российского образования. — М.: Издательство МЭСИ, 2011. 344 с.
24. Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2012. 24 с.
25. Бочкарев В.И. Государственно - общественное управление
образованием: каким ему быть? / В.И. Бочкарев // Педагогика.- 2010.-№ 2.
26. Васильев Ю.В., Комраков, Е.С. Развивающееся социально-педагогическое пространство - условие развития региона // Развивающееся социально-педагогическое пространство - условие развития региона/Под ред. Ю.В. Васильева, A.M. Новикова. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2014. - 24с.
27. Вербицкий A.A. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Парадигма как основа развития деятельности образовательных организаций. Обучение для развития образовательной организации / А.А Вербицкий - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2010. 41 с.
28. Вербицкий A.A. Педагогические технологии и качество образования/ А.А Вербицкий // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2009.- Вып. 1. С. 13.
29. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М, Рудник. Б.Л.,
Фрумин И.Д, Якобсон Л.И. Российское образование — 2020: модель
образования для инновационной экономики//Вопросы образования - №1 - 2011 - С.32-64.
30. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). Автореф. дис. канд. пед. н. С-П., 2010. 23 с.
31. Всеобщее управление на основе качества / Ю.С. Карабасов, А.И. Кочетов, В.П. Соловьев, Л.А. Дубовина: Учеб. пособие. -М.: МИСиС, 2013. 145 с.
32. Галайда О. В.Экономические аспекты зарубежного опыта предоставления образовательных услуг и возможности его использования в российской федерации Автореф. М, 2008. 24 с.
33. Гаськов В.М. Управление системой профессионального
образования: Учеб. пособие для руководителей учреждений
профобразования, органов управления образованием /Пер. с англ. Н.Н.Петрова. - М.: ИРПО, 2011.
34. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методика, практика: Учебное пособие / Б.С. Гершунский. - М.: Флинта, Наука, 2012. - 768 с.
35. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В Анисимова, Е.А.Каралашвили. -М.: ТЦ Сфера, 2012. - 48 с.
36. Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры как средство развития образования (технология прорыва в будущее)./ Громыко Ю.В. - М.:НМУ, 2011.- 191 с.
37. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития / Громыко Ю.В., Давыдов В.В. //Россия-2010. М., 1993. №1. С. 17¬22.
38. Губанова Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики: Методическое пособие./ Губанова Т.М. - М.: Пайдейя, 2010. 296с.
39. Гуляева Ирина Леонидовна. Качество образования в профессиональных учреждениях педагогического профиля Вологодской области: состояние, тенденции, проблемы, перспективы. Аналитический доклад. / И.Л. Гуляева, И.А. Макарьина. - Вологда: Легия, 2014. 152 с.
40. Давыдова Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России/ Е.А. Давыдова // Экономика образования. - М., 2004.- № 5, с. 29.
41. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие для вузов./ А.Н. Джуринский - М.: ВЛАДОС, 2012.
42. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». / Э.Д.Днепров - РАО, М.: 2010г.- 132 с.
43. Жедрин A.B. Общественное управление образованием в России / A.B. Жедрин // Право и образование: - М.: 2009. - № 3. С. 99-103.
44. Звонников В.И. Использование результатов единого государственного экзамена в управлении качеством образования / В.И. Звонников, Н.Ф. Ефремова, H.H. Найденова, М.Б. Челышкова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015.
45. Звонников В.И. Проведение мониторинга качества образования:
Методические рекомендации / В.И. Звонников, Н.Ф. Ефремова, H.H. Найденова, М.Б. Челышкова. - М.: Исследовательский центр проблем
качества подготовки специалистов, 2012. 64 с.
46. Зоткин А.О. Инновационное движение и проблема общественного управления в образовании: (По материалам Мегапроекта "Развитие образования в России"/ А.О. Зоткин //Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания. - Томск, 2012. С. 22-27.
47. Иванов Д.А. Как управлять качеством образования образовательного учреждения / КО №5, 2010 г.
48. Изучение квалификационных требований работодателей/ Под ред. С.А. Иванова, Г.В. Борисовой. - СПб.: Издательство «Скифия», 2009.
49. Изучение социального заказа к содержанию базовых курсов основной и средней школы и к уровню подготовки выпускников» М., НПО «Образование от А доЯ». 2011г. 121 с.
50. Качество образования: инструменты оценки / КО №3 2010г.
51. Кайнова Э.Б. Качество образования и способы его измерения / Науч. ред. Ю.В. Шаронин. - М.: АПК и НПРО, 2013. 120 с.
52. Как узнать, что происходит в образовании. Сб. статей / Под общ.ред. И.А. Вальдмана. — М.: Логос, 2009. 336 с.
53. Карасев, А.П. Исследование поведения потребителей / А.П. Карасев // Организация и проведение маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг. Тезисы докладов семинара (Москва, 3 октября 2002 г.) -М.: Изд-во МЭСИ, 2012. С. 15-18.
54. Кармаев A.A. Модернизация управления муниципальной системой образования Балашовского района на основе развития демократических государственно-общественных отношений: проект./ A.A. Кармаев - Балашов: Николаев, 2009. 22 с.
55. Кванина В.В. Гражданско - правовое регулирование отношений в сфере среднего профессионального образования. Развитие образовательных организаций среднего профессионального образования / В.В. Кванина - М.:2010.
56. Колесников А. А., Козин, И. Ф., Кожевников, С. А. и др. Всеобщий менеджмент качества: Учеб. пособие / Под общей ред. С. А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2010. 200 с.
57. Короткое Э.М. Качество профессионального образования специалиста в области менеджмента. /Коротков Э.М. // Квалиметрия в образовании: методология и практика. X симпозиум, Кн.1. М., 2012.- С. 153-155.
58. Косарецкий С.Г. Рекомендации общественному управляющему в условиях реализации регионального комплексного проекта: Методические рекомендации. / С.Г. Косарецкий— Тамбов: ТОИПКРО, 2007. -89 с.
59. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент./ Ф.Котлер - «ПИТЕР», 2010 г
60. Котлер Ф. Основы маркетинга. ./ Ф.Котлер - М., 2009, с. 287, 638.
61. Краевский, B.B. Методология педагогики./ B.B. Краевский - M., 2013. 94 с.
62. Красильникова М.Д., Бондаренко Н.В. Рынок труда и профессиональное образование - каков механизм сотрудничества? // Информационный бюллетень. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. 104 с.
63. Крылова Н.Б. Общественные начала в образовании: неиспользуемые возможности. / Н.Б. Крылова //Демократическая школа. - М.: НПО "Школа самоопределения". - 2011. -№3. С.9-14.
64. Кувшинова Татьяна Юрьевна. Социологические исследования в региональной системе оценки качества образования / Т.Ю. Кувшинова, O.A. Соколова. - Вологда: Легия, 2013. 64 с.
65. Кулемин Иван Николаевич. Региональная модель мониторинга качества начального профессионального образования: Автореф. дисс. кандидата педагогических наук. - Москва, 2009. - 25 с.
66. Курбатова Л.А., Курбатов A.B., Государственно-общественное управление образованием как система воспитания правового общества: //Творческий мир воспитания. -М.: 2010. С. 74-85.
67. Куров C.B. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. Учебное пособие. /Куров C.B. - Москва, 2014. С. 50.
68. Кустов Ю.А., Шуберт Ю.Ф., Козлов A.B. Взаимосвязь профессионального образования и производства.— Тольятти, 1996. С.53-54.
69. Лазарев B.C. Системное развитие школы. / B.C. Лазарев - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 165 с.
70. Лазарев Г.И. Молодой специалист на рынке труда: ожидания выпускника и взгляд работодателя//Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием / ПетрГУ. - Петрозаводск, 2012. 240 с.
71. Лебедев O.E. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем / O.E. Лебедев. - СПб.: СПбАППО, 2011. - 96 с.
72. Лейбович А.Н. Общая структура ОСОКО и модель ее
взаимодействия с внешней средой / А.Н. Лейбович // Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования, М.,2009. 73 с.
73. Леонтович A.B. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся /Леонтович A.B. // Школьные технологии. - 2006. - № 5. С. 63-71.
74. Ломакина Т.Ю. Ресурсный центр как единица системы
профобразования // Профессиональное образование. 2009. № 12. С. 2-4.
75. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке
образовательных услуг: актуальные проблемы управления. С. 12-13. Щетинин В.П. «Своеобразие российского рынка образовательных услуг», Мировая экономика и международные отношения, №11,2010 г.
76. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. / А.Н. Майоров. - М.: Интеллект-Центр, 2015. 424 с.
77. Марфин С.Г., Плетнёва О.В., Кашина, М.В. Усиление общественной составляющей в процессе реализации системы социального партнерства учреждения профессионального образования: методическое пособие / С.Г. Марфин, О.В. Плетнёва, М.В. Кашина. - Самара: Изд-во ЦПО, 2006. 180 с.
78. Матрос Д. Ш. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. - М.,2009.
79. Машукова Н.Д., Посталюк Н.Ю., Николаева Г.В., Ащеулов Ю.Б. Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации: модели и механизмы - М.:, 2011. - 185 с.
80. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики / [M.JI. Агранович и др.] -М.: Аспект Пресс, 2009. 133 с.
81. Механизмы государственно-общественного управления
образовательным учреждением. Методические рекомендации. /Сергеева Т.А (науч. ред.)- М.: Изд. Профессионал, 2008. 67 с.
82. Модернизация образовательных систем: от стратегии до
реализации: Сборник научных трудов/ Науч.ред. В.Н.Ефимов, под общ. ред. Т.Г.Новиковой. -М.:АПК и ПРО, 2013. - 192с.
83. Мозгарев JI.B., Панасюк В.П., Савинков, Ю.А., Чекунов В.И. Теория и практика мониторинга качества образования в Воронежской области. Вып. 2. /Науч. ред. Ю.А. Савинков. - Воронеж: ВОИПКРО, 2009.
84. Моисеев, А.М. Нововведения в управлении образованием: смысл, необходимость, области и направления / А.М. Моисеев //Нововведения в управлении образованием - М.:Росспэн., 2009. С. 12-34.