Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование сюжетно-дидактических игр для развития количественных представлений у старших дошкольников

Работа №16696

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
719
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность сюжетно-дидактической игры
1.2. Сюжетно-дидактические игры математического содержания и
принципы их организации
1.3. Роль сюжетно-дидактических игр в формировании
количественных представлений у детей дошкольного возраста
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент 27
2.3. Контрольный эксперимент 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 45


Актуальность проблемы и темы исследования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [20, 5].
Формирование у дошкольников количественных представлений и навыков счета является важнейшей частью подготовки детей к школе. Эта работа начинается со второй младшей группы. Прочные количественные представления являются базой для дальнейшего математического и общего образования ребенка. В связи с изменениями в организации образовательного процесса в детском саду проблема использования сюжетно-дидактических игр в процессе формирования математических понятий с детьми дошкольного возраста очень актуальна. С точки зрения реализации принципа интеграции образовательного процесса, сюжетно¬дидактические игры обладают большими возможностями. Этот вид игры выступает как интегратор организации разных сторон математического образования дошкольника. Роль сюжетно-дидактических игр в математическом образовании дошкольников раскрыла в свое работе А.А. Смоленцева [44].
Целью нашего исследования является выявление эффективности сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-дидактических игр.
Предметом исследования является использование сюжетно-дидактических игр для развития количественных представлений старших дошкольников.
Наше исследование имело следующую гипотезу. Мы предположили, что специально разработанные сюжетно-дидактические игры позволят сформировать количественные представления у детей старшего дошкольного возраста, если:
- включить математическое содержание в содержание сюжетно-дидактических игр;
- будет оснащена предметно-развивающая среда и соответствующие атрибуты;
- проводить работу фронтально и индивидуально.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, роль сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у дошкольников.
2. Выявить исходный уровень развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать серию сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у старших дошкольников. Апробировать их на практике.
4. Выявить эффективность использования сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Исследовательская работа проводилась с помощью следующих методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме; педагогический эксперимент, состоящий из следующих этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды таких педагогов, как А.В. Белошистая, М.А. Габова, Е.С. Демина, В.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Ю.В. Микляева, Н.В. Микляева, Р.Л. Непомнящая, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Р.М. Чумичева, Е.И. Щербакова и др.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что раскрыты сущность и значение сюжетно-дидактических игр математического содержания; выявлена совокупность педагогических условий их применения в самостоятельной деятельности детей шестого года жизни в условиях внедрения ФГОС.
Практическая значимость: создана система сюжетно-дидактических игр, интегрированных с выполнением образовательных проектов, обеспечивающая повышение уровня сформированности количественных представлений у детей 6-го года жизни.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ Детский сад «Дамырак» с.Эйлиг-Хем Улуг-Хемского кожууна. Экспериментом было охвачено 20 детей старшей группы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив проблему формирования количественных представлений средствами сюжетно-дидактических игр в психолого-педагогической литературе, мы убедилась, что сюжетно-дидактические игры является эффективным средством формирования количественных представлений и имеет существенное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
В опытно-экспериментальной работе мы формировали количественные представления у детей старшей группы средствами сюжетно-дидактических игр.
Диагностика сформированности количественных представлений в констатирующем эксперименте показала, что дети испытывают значительные трудности в таких задачах, как: счёт наизусть; счёт предметов; определение порядкового места предмета; различение и название цифр.
Нами было подобрано серия сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей старшей группы.
В результате использования сюжетно-дидактических игр нам удалось сформировать у детей представления о счете наизусть, о порядковом счете, о счете предметов, различение и название цифр, умение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки, умение измерять жидкие вещества с помощью условной мерки.
Исходя из результата проведенного педагогического эксперимента, мы сделали вывод, что сюжетно-дидактические игры могут быть эффективными в том случае, если:
- сюжетно-дидактические игры интересны детям дошкольного возраста и имеют существенное значение в математическом развитии детей, в частности в формировании количественных представлений;
- будет оснащена предметно-развивающая среда и соответствующие атрибуты;
- будет проводиться работа с воспитателями, родителями;
- работа по формированию у детей количественных представлений будет проводиться не только фронтально, но и с подгруппой детей и индивидуально.
- будет последовательная, систематическая работа по формированию количественных представлений, не только на занятиях, но и вне занятий;
В будущем в педагогической деятельности мы постараемся широко использовать сюжетно-дидактические игры в работе с детьми.



1. Айсмонтас, Б.Б Теория обучения. Схемы и тексты / Б.Б.Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. - 154 с.
2. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и метод, рекомендации / Н.А. Арапова-Пискарева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 112 с.
3. Барылкина, Л.П. Формирование математических представлений: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.
4. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии. - СПб.: Изд-во РГПУ: СОЮЗ, 2002. - 479 с.
5. Баряева, Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.
6. Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкол. учреждений: в 2 кн. / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1: Конспекты занятий. Программа. - 144 с.
7. Белошистая, А.В. Обучение математике в ДОУ: метод, пособие /
А.В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
8. Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 256 с.
9. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студентов вузов / А.В. Белошистая. Обучение математике в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
10. Большая советская энциклопедия. / Под редакцией А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - 623 с.
11. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.
- М.: Просвещение, 1989. - 165 с.
12. Грин, Р. Введение в мир числа: Пер. с англ. / Р. Грин, В. Лаксон.
- М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
13. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1987 - 234 с.
14. Детство: программа развития и воспитания детей в дет. саду /
В. И. Логинова [и др.]; под ред . Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой,
Л.М. Гурович. - 3-е изд., перераб. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 244 с.
15. Ерофеева, Т.И. Дети у истоков математики / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Проф. образование, 1994. - 96 с.
16. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 1992. - 191 с.
17. Ерофеева, Т.И. Математика до школы: пособие для воспитателей дет. сада: в 2 кн. / Т.И. Ерофеева. - М.: Школ. Пресса, 2005. - Кн. 1. - 64 с.
18. Ерофеева, Т.И. Математика до школы: пособие для воспитателей дет. сада: в 2 кн. / Т.И. Ерофеева. - М.: Школ. Пресса, 2005. - Кн. 2. - 64 с.
19. Истоки: базис. программа развития ребенка-дошкольника / сост. Т.И. Алиева [и др.]. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с.
20. Карабанова, О.А. и др. Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО: метод. рекомендации для пед. работников / О.А. Карабанова и др. - М.: Фед. инс-т развития обр-я, 2014. - 96 с.
21. Козлова, В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике: метод. пособие для родителей и воспитателей / В.А. Козлова.
- М.: Школ. Пресса, 2002. - 110 с.
22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб, пособие /
С.А. Козлова, Г.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
23. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 4-5 лет: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2003. - 80 с.
24. Колесникова, Е.В. Программа «Математические ступеньки» / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2007. - 64 с.
25. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. / А. М. Леушина. — М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
26. Леушина, А. М. Обучение счёту в детском саду / А. М. Леушина. — М.: Учпедгиз, 1961 — 148 с.
27. Математика до школы / сост. 3. А. Михайлова, P. JI. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. — 191 с.
28. Математика от 3 до 7 / авт.-сост. 3.A. Михайлова, Э.Н. Иоффе.
— СПб.: Детство-Пресс, 2001. 176 с.
29. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / P.JI. Березина [и др.]; сост. В.В. Данилова. — М.: Просвещение, 1987. — 175 с.
30. Математическое развитие дошкольников: учеб, -метод. пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; сост. 3.А. Михайлова [и. др.]. СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 94 с.
31. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада / JI. С. Метлина. — 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
32. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду / Л. С. Метлина. — М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
33. Михайленко, Н.Я., Колроткова Н.А. Организация сюжетной
игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2001. — 96 с.
34. Михайлова, 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.Д. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. - СПб.: Детство-Пресс, 2008, - 392 с.
35. Михайлова, З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. — 112 с.
36. Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: учеб-метод, пособие / Р.Л. Непомнящая. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 64 с.
37. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст / В.П. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 104 с.
38. Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / Е.А. Носова. - Л.: 1990, - С. 21 37.
39. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
40. Петерсон, Л. Г. Игралочка. Математика для дошкольников: метод, рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.: Баласс, 1998. - 176 с.
41. Пиаже, Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии, 1966, №4 - С. 17
42. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Т.М. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.] Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1994. - 208 с.
43. Родина, Е.В. Психолого-дидактические основы формирования понятия числа у дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Родина; Моск. гос. открытый ун-т. - М., 1996. - 23 с.
44. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. Для воспитателя дет. сада / А. А. Смоленцова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,1993. - 95 с.
45. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. — М.: Просвещение, 1980, - 64 с.
46. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия: в 6 ч. / сост. 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Икар, 1996. - 278 с.
47. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 336 с.
48. Фидлер, М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада / Пер. с польск. О. А. Павлович / М. Фидлер. - М..: Просвещение, 1981. - 159 с.
49. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1998. - 303 с.
50. Щербакова, Е.И. Методика обучения в детском саду: учеб, пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / Е.И. Щербакова. М.: Академия, 2000. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ