Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль спорта как мягкой силы во внешней политике России: анализ и перспективы в XXI веке

Работа №166831

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы54
Год сдачи2024
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Понимание концепции мягкой силы и ее значения в международных
отношениях 7
2. Эволюция спорта как инструмента мягкой силы в Советском Союзе 16
3. Анализ российской спортивной дипломатии в XXI веке 33
Заключение 46
Список использованных источников 49

Актуальность данного исследования объясняется тем, что в современном мире, где границы между странами становятся всё более прозрачными, а способы воздействия на другие государства выходят за рамки традиционной дипломатии, спорт начинает играть новую роль. Он становится инструментом мягкой силы, который может изменять имидж страны, укреплять её позиции на мировой арене и помогать достигать политические и социально-экономические цели.
В России роль спорта как мягкой силы значительно выросла. Спорт теперь используется как способ продвижения национальных интересов и укрепления международного имиджа — традиция, уходящая корнями в эпоху Советского Союза. Например, Олимпийские игры 1980 года в Москве стали не только показом советской спортивной мощи, но и платформой для демонстрации технологического и культурного прогресса. Запоминающимся моментом в спортивной истории Холодной войны также стало противостояние между советской и канадской хоккейными командами в 1972 году, известное как Суперсерия. Эти матчи привлекли огромное внимание не только внутри стран, но и за их пределами, став символом идеологической и спортивной борьбы между Востоком и Западом. Не стоит забывать и об Играх доброй воли 1986 года в Москве. Эти игры были задуманы как способ преодолеть политические разногласия и подчеркнули стратегическое использование спорта для сближения народов — далеко выходя за рамки простого соревнования.
В современной России спорт продолжает быть ключевым элементом внешней политики. Масштабные международные события, такие как Олимпийские игры в Сочи 2014 года и Чемпионат мира по футболу 2018 года, подчеркивают стремление России укрепить свой имидж и демонстрировать открытость. Эти события также способствуют национальному единству и гордости, подчеркивая роль спорта в национальной культуре.
Кроме того, спорт используется для нормализации международных отношений, как в случае с визитами российских спортсменов в Грузию - борца Александра Карелина и гимнастки Светланы Хоркина. Это подчеркивает, что спорт может служить каналом для улучшения отношений и воздействия на общественное мнение.
Таким образом, анализируя эволюцию использования спорта как мягкой силы от Советского Союза до современной России, можно увидеть, как изменения в международной политике и внутренней стратегии страны отражаются на спортивной дипломатии. Этот исторический и культурный контекст предоставляет важные уроки для понимания современных подходов России к использованию спорта в внешней политике и международных отношениях.
Объект исследования: роль и место спорта во внешней политике России как мягкой силы в XXI веке.
Предмет исследования: механизмы и стратегии применения спорта как инструмента мягкой силы в контексте внешней политики России, воздействие этих методов на международные отношения и имидж России на мировой арене в XXI веке.
Целью данного исследования является анализ роли спорта как механизма мягкой силы во внешней политике России и определение его перспектив в XXI веке.
Задачи исследования:
1. Изучить концепцию мягкой силы и проанализировать её значение в международных отношениях,
2. Изучить эволюцию спорта как инструмента мягкой силы в Советском Союзе.
3. Проанализировать ключевые спортивные события и их влияние на международный имидж и мягкую силу России.
Научная разработанность темы:
Несмотря на значительный интерес к спортивной дипломатии со стороны ученых различных специальностей, включая политологов, историков, международников, экономистов и культурологов разных стран, общий уровень научной разработанности темы остается относительно низким. Действительно, имеются отдельные публикации исследователей из России, Великобритании, Австралии и Южной Кореи, в числе которых работы Т.А. Черевичко, С.А. Семедова, Jeong J., Grix J. и Julie T. Miao, однако они скорее являются исключениями, подчеркивающими недостаток систематического и комплексного изучения спорта как мягкой силы в международных отношениях [31] [39] [42] [43].
Методология данного исследования объединяет аналитический подход для изучения научной литературы и документов, сравнительный анализ для оценки российского опыта на фоне международного, а также тематическое исследование для более глубокого рассмотрения конкретных примеров спортивной дипломатии. Этот набор методов позволяет всесторонне анализировать спорт как инструмент мягкой силы в внешней политике России.
Эмпирическую базу исследования составляют различные правовые документы, международные договоры, соглашения, федеральные законы и статьи из журналов и сборников.
Настоящая работа вносит значимый вклад в развитие отечественной науки о международных отношениях, поскольку она является одним из первых обширных исследований, которое целенаправленно изучает роль спорта как мягкой силы во внешней политике России на протяжении XXI века.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для совершенствования стратегии внешней политики России в сфере спорта, а также для разработки рекомендаций по укреплению международного имиджа страны через спортивные достижения 5
и мероприятия. Результаты исследования могут найти применение в деятельности государственных органов, занимающихся вопросами спорта и международных отношений, а также в академическом сообществе для дальнейших исследований в области международной политики и спортивной дипломатии.
Работа состоит из введения, основной части, содержащей три главы, заключения и списка использованных источников


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе было проведено исследование роли спорта как механизма «мягкой силы» в российской внешней политике, охватывающей период с советской эпохи до наших дней. Был проведен анализ стратегического использование спорта Россией для укрепления своего международного имиджа и влияния на международные отношения.
Было определено понятие «мягкой силы» - способность формировать предпочтения других через привлекательность собственных идеалов. Спорт, преодолевая языковые и культурные барьеры, становится мощным проводником мягкой силы, способствуя коммуникации и взаимодействию, что позволяет влиять на глобальное восприятие и укрепляет престиж нации.
В исследовании рассматривается историческое использование спорта в советскую эпоху, раскрывается его важнейшая роль в формировании образа идеологического и системного превосходства. Значительные инвестиции советского режима в спортивную инфраструктуру и повышение мастерства спортсменов принесли значительный международный успех, что было продемонстрировано как доказательство превосходства социалистической системы над западным капитализмом.
Олимпийские игры 1980 года в Москве приводятся в качестве ключевого примера, которые, несмотря на значительные бойкоты со стороны Запада, послужили для Советского Союза сценой для продвижения своих 46
идеологических и геополитических интересов. Игры использовались для повышения престижа СССР в мире, демонстрации советского культурного наследия и технологического прогресса.
Также рассматривалась зависимость современной России от спорта как важнейшего элемента внешней политики. Несмотря на такие вызовы, как международные санкции и допинговые скандалы, Россия стремится использовать крупные спортивные мероприятия для укрепления своих позиций в мире, а также для развития международных отношений. Такие мероприятия, как зимние Олимпийские игры в Сочи и Чемпионат мира по футболу, послужили для России не только платформой для улучшения своего глобального имиджа, но и инструментами взаимодействия с широким кругом международных организаций и государств.
Олимпийские игры в Сочи были значимым событием для России, поскольку они использовались не только для демонстрации модернизации страны, но и для представления её нового глобального видения. Тем не менее, последующие допинговые скандалы омрачили эти достижения, подчеркнув трудности использования спорта в качестве инструмента мягкой силы и показывая, как нарушения могут негативно повлиять на международный имидж.
Чемпионат мира по футболу 2018 года, прошедший в России, также служит примером успешного использования глобального спортивного события для улучшения международного имиджа страны. Этот турнир не только значительно улучшил глобальное восприятие России, но и позволил отвлечь внимание от негативных моментов, связанных с современными политическими противоречиями.
Однако проблемы, связанные с обвинениями в допинге, продолжают подрывать усилия России использовать спорт как механизм мягкой силы. Эти обвинения ослабляют доверие и авторитет России в международном спортивном сообществе, что требует разработки надежных стратегий для восстановления спортивной репутации на основе прозрачности, справедливости и соблюдения международных норм.
Взгляд в будущее показывает, что потенциал спорта как инструмента мягкой силы для России остается значительным. Строгие антидопинговые меры и международное сотрудничество могут помочь России преодолеть существующие трудности. Расширение фокуса на массовые спортивные инициативы также может способствовать культурному обмену и укреплению потенциала мягкой силы в более широком смысле.
Спорт, несомненно, играет ключевую роль в формировании внешней политики и международного имиджа не только России, но и многих других стран. Это делает его весьма политизированным элементом современного мира, сопряженным с такими вызовами, как дисквалификации, бойкоты и запреты на выступления под национальными флагами. Со времен Советского Союза спорт как инструмент мягкой силы помогал достигать широких политических целей, демонстрируя сложное взаимодействие между национальной идентичностью, международным престижем и геополитическим влиянием.
По мере того, как Россия продолжает строить свой путь на международной арене, спорт предлагает уникальный и мощный канал для культивирования влияния, укрепления международных альянсов и проецирования динамичного образа нации в мире.



1. Акулич, В. Г., Воробьев, К. А. Инструменты «мягкой силы» во внешней политике стран «большой семерки» // Вестник Евразийской науки. - 2021. - Т. 13. - № 5. - C. 1-8.
2. Баум, Е. К. «Мягкая сила» как инструмент внешней политики Франции и Японии // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2020. - № 4. - С. 130-140.
3. Боголюбова, Н. М., Николаева, Ю. В., Боголюбов, М. А. Гуманитарное сотрудничество в спорте на пространстве СНГ как фактор интеграции // Управленческое консультирование. - 2016. - № 4 (88). - С. 90¬97.
4. Ваулина, М. В., Гайнуллина, Е. Ю. "Корейская волна" как инструмент "мягкой силы" Южной Кореи // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2021. - № 10. - С. 55-64.
5. Веретенникова, А. Е. Проведение научного исследования за рубежом: программа Фулбрайта // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2005. - №2. - С. 58-59
6. Власов, Б. Е., Журавель, В. П., Синчук, Ю. В. Чемпионат мира по футболу 2018 в России: реализация цифровых технологий // Цифровая социология. - 2019. - № 2. - С. 41-48.
7. Гладкова, А. А. Образ российского спортсмена в зарубежных СМИ (на примере публикаций о зимних Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2011. - № 2. - С. 161-181.
8. Гончарова, Е. А., Комаров, А. В. Экономический аспект летних олимпийских игр 1980 года в Москве // Инновационная наука. - 2016. - № 4¬1 (16). - С.126-129.
9. Грибова, Д. О. Построение имиджа государства в мировой политике // Научные записки молодых исследователей. - 2023. - Т. 11. - № 1. - С. 37-44.
10. Григорьева, Е. Е., Шульга, П. С. Некоторые эпизоды Российско- Канадского сотрудничества // Московский экономический журнал. - 2022. - № 12. - С. 120-128.
11. Добосова, Л. Г. Олимпийские игры-1980: создаем бренд государства // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2013. - № 1. - С. 48-55.
12. Долгов, С. Н. Оргкомитет «Олимпиада-80»: секреты и уроки успеха // Вестник ГУУ. - 2013. - № 10. - С. 216-220.
13. Есентаев, Т. К. Политическое влияние на систему подготовки спортсменов в олимпийском спорте // Pedagogics, psychology, medical- biological problems of physical training and sports. - 2016. - № 1. - С. 19-23.
14. Ефанова, Е. В. Twitter-дипломатия в формировании внешнеполитической повестки США в период президентства Д. Трампа // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2023. - №3. - С. 97-103.
15. Зоткин, А. А. Война, политика и мир в трактовке К. Фон Клаузевица // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2019. - № 2. - С. 113-127.
16. Корчагина, Е. В., Варнаев, А. В. Олимпийские игры как инструмент формирования имиджа страны // ЖССА. - 2013. - № 5. - С. 189— 202.
17. Кошкар-оол, А. А. «Мягкая сила» в международной
политической коммуникации: подходы к интерпретации концепции // Международные коммуникации. - 2019. - № 1(10). - URL: https://intcom- mgimo.ru/2019/2019-10/soft-power-in-int-political-communication (дата
обращения: 15.04.2024)
18. Кузнецова, З. М. Наследие летних Олимпийских Игр 1980 года // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 4 (29). - С. 72-79.
19. Лебедева, М. С. Роль культуры как «мягкой силы» государства: международный фестиваль «Русские Сезоны» // Вестник ЧГАКИ. - 2021. - № 1 (65). - С. 115-127.
20. Леонова, О. Г. Политика "умной силы" - продукт эволюции "мягкой силы" // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - № 5. - С. 25-31.
21. Липаев, В. Ф. Советские легкоатлеты на Олимпиаде в Мюнхене // E-Scio. - 2021. - № 9 (60). - С. 80-84.
22. Мартыненко, С.Е. Имиджевая функция спорта на примере формирования имиджа // Социология. - 2020. - № 2. - С. 293-298.
23. Наумов, А. О. Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы» // Мировая политика. 2017. № 4. С. 32-43.
24. Нечаев, С. В. Президентский теннис на развалинах СССР // Science Time. - 2014. - № 7 (7). - С. 292-296.
25. Платонова, Р. И. Миссия национальных видов спорта в глобализирующемся мире // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 6. - С. 61-64.
26. Пономарева, Е. Г., Гадалин, Д. Ю. СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ СТРАН - ЧЛЕНОВ БРИКС: РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ // Обозреватель - Observer. - 2023. - № 4 (399). - С. 75-89.
27. Прозуменщиков, М. Ю. Москва и олимпийский огонь разделенной Германии (политическая история Олимпиады 1972 года в Мюнхене) // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. - 2019. - № 4 (47). - С. 121— 132.
28. Пуховская, Н. Е., Макиева, А. А. Олимпийские игры 1980 и 2014 гг. : взаимосвязь спорта и политики // Манускрипт. - 2016. - № 7-2 (69). - С. 149-152.
29. Ратушная, Я. Ю. Проблемы финансирования физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях в 1991-2007 гг // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2013. - № 369. - С. 84-87.
30. Россия и Китай провели более 200 спортивных мероприятий в
рамках годов сотрудничества // ТАСС. - 16 октября 2023. - URL:
https://tass.ru/sport/19022257(дата обращения: 29.04.2024).
31. Семедов, С. А. Специфика "мягкой силы" КНР // Обозреватель - Observer. - 2020. - № 10 (369). - С. 32-42.
32. Толоконникова, А. В., Будакова, Д. О. Роль телеканала RT в формировании международного имиджа России // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2019. - № 5. - С. 89-119.
33. Тряхов, И. С. Зимние Олимпийские игры в советской политике (1956-1988 гг.) // Вестник ННГУ. - 2018. - № 5. - С. 47-55.
34. Тютюков, К. М., Тютюков, В. Г., Бородин, П. В., Кураков, А. В., Шуликов, С. Н., Салаватов, И. А. Современное противостояние отечественного и международного спорта: станет ли МОК актором международного политического процесса, свято чтящим каноны Олимпийской Хартии? // Ученые записки университета Лесгафта. - 2023. - № 3 (217). - С. 466-473.
35. Устюхова, Н. Н. Чемпионат мира по футболу - 2018 как
эффективный инструмент «Мягкой силы» // Власть. - 2018. - № 9. - С. 77-79.
36. Фатони, М. А. Явление Халлю и как видно корейскую волну в Индонезии // Корееведение в России: направление и развитие. - 2021. - № 1. - С. 44-49.
37. Ху, Ж. Имиджевая функция спортивного события на примере формирования внутренного имиджа Китая под влиянием открытия Олимпийских игр 2022 в Пекине // Litera. - 2022. - № 12. - С. 1-11.
38. Чеботарев, А. В. Юридическая ответственность за нарушение антидопинговых правил в России: проблемы и перспективы // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2019. - № 3. - С. 76-97.
39. Черевичко, Т. В. Туризм как инструмент "мягкой силы" международной политики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. - 2022. - Т. 22. - № 2. - С. 214-218.
40. Юсупов, Р. А. Наследие Универсиады и приобретения университета // ТиПФК. - 2014. - № 1. - C. 42 - 44.
41. Ain, S. "The Goodwill Games: Here Comes the Crowd."// New York Times. - July 12, 1998. - P. 8
42. Jeong, J., Grix, J. An analysis of Japan's soft power strategies through the prism of sports mega-events // Sport in Society. - 2023. - P. 1-21.
43. Julie T. Miao. Understanding the soft power of China’s Belt and Road Initiative through a discourse analysis in Europe // Regional Studies, Regional Science. - 2021. - № 1(8). - P. 162-177.
44. N®ss, H.E. Sport governing bodies and the prioritization of human rights: a conceptual analysis of the International Olympic Committee’s (IOC) dispute with Russia // Sport, Ethics and Philosophy. - 2024. - P. 1-14.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ