Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ГРАФОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №166804

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2021
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ГРАФОВ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Сущность понятия «граф» 6
1.2. Психо- возрастные особенности младших школьников при обучении
элементов теории графов 9
1.3. Методические особенности организации освоения и применения понятия
граф в начальной школе 14
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ 25
2.1. Описание и выбор критериев умения применять элементы теории
графов 25
2.2. Результаты исследования актуального состояния сформированности умений
применять язык графов в учебно-познавательной деятельности младших школьников 28
2.3. Описание комплекса упражнений, направленного на коррекцию актуального состояния сформированности умения применять элементы теории графов 33
Выводы по 2 главе 42
Заключение 44
Список использованных источников 48
Приложения 52


Всю жизнь человека окружают не только буквы и цифры, но и самые различные изображения. Это и картины, и фото, и произведения искусств всевозможных стилей, а еще огромное количество схем. Схемы сопутствуют нам всюду, они появляются на логотипах фирм , дорожных символах, картах, в различных настольных играх. Невозможно не вспомнить схему движения автобуса, но ведь это всего линия с точками, вблизи с которыми написаны наименования остановок. Большинство подобных схем носят название - графы.
Язык теории графов не представляет особых сложностей для использования. Люди часто используют графы , когда рисуют всевозможные дискретные объекты (населенные пункты, станки, станции, приборы, атомы и т.д.) обозначая их точками, кругами, квадратами, а связи между ними - в виде линий.
Использование графов в процессе обучения младших школьников способствует повышению наглядности изучения учебной информации, при которой изучаемые объекты заменяются их знаковым изображением.
Одним из требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы по математике является: «Развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления».
В примерную программу по математике, созданную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования включен раздел «Работа с информацией», который призван научить младших школьников извлекать, анализировать и обрабатывать информацию. Одной из математических моделей графического представления информации является граф.
Граф можно представить в виде простого геометрического рисунка. Именно эта особенность позволяет вводить элементы теории графов в курс математики в начальных классах. Рисуя граф, ученик работает со знаковым моделированием.
Исследование и разработка методов и технологий обучения элементам теории графов остается одной из актуальных проблем школьного математического образования.
Цель исследования: разработать комплекс заданий , позволяющий использовать элементы теории графов в процессе обучения математики в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников использовать элементы теории графов в начальной школе.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности умения использовать элементы теории графов и способы его изменения.
Гипотеза: в процессе освоения начального курса математики у обучающихся сформировано умение использовать элементы теории графов, характеризующееся следующими критериями:
1) когнитивный ;
2) деятельностный.
Эти критерии потенциально сформированы у обучающихся 3 класса преимущественно на среднем уровне.
Задачи исследования:
1. Анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2. Определение критериев изучения актуального уровня сформированности умения использовать элементы теории графов;
3. Проведение констатирующего эксперимента;
4. Проведение математической обработки результатов исследования и представление их в виде таблиц и диаграмм;
5. Проведение содержательного анализа результатов исследования и подтверждение или опровержение гипотезы.
6. Разработка комплекса упражнений, направленных на изменение актуального уровня развития умения использовать элементы теории графов.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме, констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база: МБОУ Гимназия №16 г. Красноярска


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель выпускной квалификационной работы состояла в выявлении особенностей развития умения применять элементы теории графов в курсе начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить комплекс взаимосвязанных задач.
Мы изучили психолого- педагогическую, методическую литературу и выяснили, что представляет собой граф и в каких условиях он может быть использован. Также изучили и описали психо- возрастные особенности обучающихся при работе с информацией на уроках математики. Проведенный анализ различных УМК показал , что в учебниках встречаются отдельные задания, но в целом данная тема не изучается. Поэтому некоторые вопросы понимания и отработки умения применять элементы теории графов оказались для младших школьников довольно сложными. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что проблема формирования умения применять элементы теории графов актуальна и требует дальнейшего исследования.
Важно отметить, что в прямом виде работа с графами встречается чаще всего в развивающих программах. Но учитель, по своему усмотрению, может подвести граф под задание. Так же логические задачи, решение которых , лучше всего представлять наглядно в виде чертежей, рисунков, схем встречаются в олимпиадных работах.
В ходе исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, в процессе проведения которого был определен актуальный уровень развития формирования умения применять элементы теории графов на уроках математики у младших школьников. Были исследованы такие критерии как: когнитивный и деятельностный, которые в свою очередь включают в себя: освоение теоретической базы, а также применение знаний для решения практических задач.
Констатирующий эксперимент проводился на базе школы МБОУ Гимназия №16. В нем приняли участие 18 человек в возрасте 9-10 лет (обучающиеся 3 класса).
В ходе эксперимента обучающиеся выполняли задания, по выделенным нами критериям, различной сложности . Для определения уровня по когнитивному критерию использовался бланк с вопросами, на котором школьники писали свои ответы. Для определения уровня по критерию "умение строить математические модели на языке теории графов" было использовано задание, целью которого было построение графа по заданным условиям. Для определения уровня по критерию "умение решать задачи с помощью графов" было использовано задание, в котором обучающиеся должны были решить задачу с помощью графа.
Анализ и синтез проходят через все решение задачи. Сначала обучающиеся делают анализ содержания задания. Затем, перечитывая, обучающиеся выделяют данные и стараются уловить взаимосвязи между ними. Далее делают акцент на вопросе. При работе над вопросом ,важно , что б ученик уловил в каком отношении эта величина находится с заданными величинами. А что бы облегчить весь этот процесс, учитель использует наглядность в виде- рисунка чертежа или графа. Это и является неким алгоритмом решения логической задачи.
На констатирующем этапе эксперимента, мы установили, что у 22% обучающихся высокий уровень сформированности исследуемых умений, у большинства (50%) обучающихся - средний уровень, а у 28% обучающихся - низкий уровень. Данные исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.
В ходе проверки работ по критерию умение решать задачи с помощью графов, было выявлено, что среди обучающихся, которые показали низкий и средний уровни, были те кто не доводили решение задачи до конца, т.е. не отвечали на поставленные вопросы. Некоторые обучающиеся, отвечая на вопрос, продолжали неверно достраивать граф- модель: чертили лишнее 45
ребро и по модели получившегося графа отвечали на вопрос, который , в свою очередь, был не верный.
По когнитивному критерию обучающиеся допускали ошибки, связанные с непониманием, незнанием теоретических основ.
Наличие подобных ошибок объясняется тем , что обучающиеся не до конца усвоили теоретический материал , но при этом, зная алгоритм работы с другими заданиями, и используя этот опыт, младшие школьники более удачно выполняли задания связанные с построением граф- модели.
На основании результатов констатирующего эксперимента и анализа методической литературы мы предлагаем комплекс специальных упражнений для решения данной проблемы. В данный комплекс входит карточка с теоретической базой, а также два типа заданий:
- первый тип: задания на построение граф- модели по заданным условиям;
- второй тип: решение задач с дополнительным построением граф- модели.
Использовать задания можно как в учебной , так и во внеурочной деятельности.
Таким образом, задачи, поставленные, в данной выпускной квалификационной работе были выполнены, тем самым цель исследования была достигнута.



1. Альсина К. Карты метро и нейронные связи. Теория графов. / Пер. с исп.- М.: Де Агостини, 2014 г.
2. Аммосова Н. В., Коваленко Б. Б. Использование теории графов в математическом образовании школьников.— МКО - 2009, т. 1, стр. 123-132 .
3. Баракина Т.В. Возможности изучения элементов логики на уроках математики и информатики в начальной школе http://school2100.eom/upload/iblock/0c1/0c1e1c80738354e14ddfc3654481b690.pdf
4. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Учебники по математики для 1- 4 кл.: учеб. для общеобразов. орг.: в 2-х ч./ Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. - М.: АСТ: Астрель, - 2011
5. Березина Л.Ю. Графы и их применение: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979.- 143 с.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. — М., 2002. С. 295
7. Богомолова, О.Б. Логические задачи - М., 2005
8. Волобуева К. С. Графы в школьном курсе математики. ЖУРНАЛ
ПЕДАГОГ [Электронный ресурс] / Волобуева К. С. - Электрон. журн.- - Новокузнецк, 2018 - Режим доступа:
https://zhurnalpedagog.ru/servisv/publik/publ?id=10324, свободный.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
10. Глухова А.К, «Элементы теории графов в школьном курсе математики» , диссертация, Москва, 2016.
11. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов /В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. 288 с.
12. Домнин Л.Н. Элементы теории графов: учеб. пособие/
Л.Н.Домнин. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2007.- 144 с.
13. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Учебники по математики для 1- 4 кл.: учеб. для общеобразов. орг.: в 2-х ч./ Дорофеев Г. B. , Миракова Т. Н., Бука Т. Б. - М.: Просвещение, - 2011
14. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. - Рабочая книга школьного психолога. - Москва: Просвещение, 1991 - 303 с.
15. Емеличев В.А. и др. Лекции по теории графов / В.А. Емеличев, О.И. Мельников, В.И. Сарванов, Р.И. Тышкевич. - М.: Наука, 1990.
16. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екб.: Деловая книга, 1995. - 348с. (239 - 264 с.)
17. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки - М.: Наука, 1981
18. Истомина Н.Б. Уроки математики: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса: Пособие для учителей / Н.Б. Истомина, Е.С. Немкина,
C. В. Попова, 3.Б. Редько. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 244 с.
19. Кейв М.А. Дискретная математика для будущего учителя: уч. пос.- Красноярск: КГПУ им В.П. Астафьева, 2009.
20. Кейв М.А. Дискретная математика: учебное пособие
[электронное издание]. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016.
21. Кирсанов М. Н. Графы в Maple. Задачи, алгоритмы, программы. — М.: Издательство ФИЗМАТЛИТ, 2007. — 168 с.
22. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: уч. пособие / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
23. Ловас Л.П. Прикладные задачи по теории графов - М.: Мир, 1998
24. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника - М.: Просвещение, 1977. - с 224.
25. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов; СПБ: Питер, 2008 - 583 с .
26. Медведев Н. Умение работать с информацией / Н. Медведев // http://tehread.ru
Т1. Мельников О.И. Занимательные задачи по теории графов, уч.-
Метод. Пособие/ Изд-е 2-е, стереотип.- Минск: НТОО «ТетраСистемс», 2001
28. Мельников, О.И. Незнайка в стране графов. - М.:
КомКнига/URSS, 2006.
29. Мендыгалиева А.К. Работа с информацией на уроках математики в начальной школе // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 88-90.
30. Митрахович О. А. К вопросу о формировании информационных умений школьников // Инновационные ресурсы развития современного урока: Материалы XII Международной научно-практической конференции, 21-23 апреля 2009 г. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. Ч.1. С. 156-163.
31. Нагорнова А.Ю., Денисова Г.М., Карпеев С.А., Стрюкова Г.А., Гнедова С.Б., Еремина Л.И., Абрамова О.А. Основы педагогики и психологии младшего школьника: коллективная монография. У., 2012.- 329 с.
32. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. - 460с. - (Основы наук).
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Т. II. — М.,1989.
35. Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В. Учебники по математики для 1- 4 кл.: учеб. для общеобразов. орг.: в 2-х ч./ Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В. - М.: Вентана- Граф, - 2009
36. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2010
31. Сельденкова М. А. Оценка уровня сформированности умений и навыков работы с информацией / М. А. Сельденкова // http://psyhoinfo.ru/
38. Тимофеева, О. П. Методические рекомендации по изучению элементов теории графов на факультативных занятиях / О. П. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 192-193. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56623/(дата обращения: 18.12.2020).
39. Толстых А.В. Возраст жизни. — М., 1998.
40. Учитель - ученик: проблемы, поиски, находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 17 - Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2019. - 99 с.
41. Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. - М., 2004
42. Фатеева Т. С. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010
44. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005.-349 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ