Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование художественной литературы в изучении повседневности периода Великой Отечественной войны в школьном курсе истории

Работа №166801

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 11
1.1. Использование художественной литературы на уроках истории 11
1.2 Использование возможностей художественной литературы во внеклассной деятельности 18
ГЛАВА II. ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ВОЕННОЙ ПОРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 24
2.1 Описание фронтовой повседневности в художественной литературе 24
2.2. Описание тыловой повседневности в художественной литературе 31
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИЗУЧЕНИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 35
3.1. Художественные произведения в освещение повседневности военных лет
в школьных учебниках истории России 35
3.2. Методическая разработка с использованием художественной литературы
в изучении повседневности периода Великой Отечественной войны 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50


Актуальность темы исследования. Методисты дореволюционной школы обращали большое внимание на чтение ученикам книг исторического содержания, говоря о том, что история как наука о прошлом способна лишь тогда представиться ученику в виде живой картины, когда сам ученик достаточно владеет ее присущими чертами и деталями. По их мнению, историческое чтение являлось источником этих характеристик исторической жизни.
Современные критерии образования заставляют педагогов искать новые методы и приемы обучения. Важно правильно найти подход и качественно преподнести материал. Художественная литература, используемая на уроке, помогает более ярко сформировать у учеников какие-то образы прошлого, которые должны стать составной частью их исторических представлений. Может ли художественное произведение поддержать внимание учеников, способствовать развитию интереса к предмету? Безусловно. Грамотное использование межпредметных связей на уроке истории позволит добиться этого. Использование фрагментов произведений на уроке дает возможность окунуть учащихся в историческую обстановку, воссоздать индивидуальность определенной эпохи. Перед учителем истории ставится главная задача - воспитать в учениках патриотизм, научить любить и уважать свое Отечество, знать историю своей страны и родной язык, культуру народов, проживающих на территории нашей страны, ценности многонационального народа. Это одно из важнейших требований ФГОС к предметным результатам освоения основной общеобразовательной программы. Такое требование реализовать на уроке истории будет гораздо проще, используя художественную литературу.
Художественная литература, так же, как и научная, является незаменимым источником знаний, именно поэтому она активно использовалась педагогами с самого начала преподавания истории. Более того, и сейчас учителя довольно продуктивно применяют ее на уроках истории.
В проблеме «история-литература» от учителя требуется по максимуму использовать возможности межпредметных связей, комплексного рассмотрения процесса обучения истории. Существует непосредственная связь между литературой и историей. Многосторонние связи между этими двумя дисциплинами проявляются тогда, когда литературные произведения создаются именно в изучаемую эпоху, они наиболее ярко отражают особенности того или иного исторического события или процесса.
Что касается темы нашей выпускной квалификационной работы, а в частности повседневности, то следует отметить, что в отечественной историографии долгое время данного понятия не существовало. Его заменяли на привычные нам слова «быт», «история жизни». Зачастую пренебрегали и ими и использовали такое широкое, немного грубое, по моему мнению, слово «рутина». Исходя из вышесказанных слов, термин «повседневность» является более предпочтительным, так как имеет определенные рамки, а не размытые исторические границы.
На сегодняшний день повседневный мир советского человека вообще, в период Великой Отечественной войны в частности, оказывается точкой пересечения многих историков и практически ориентированных специалистов. Их усилиями открыты внушительные коллекции документальных свидетельств повседневной жизни. Но несмотря на это тема повседневности войны в школьном курсе истории остается заповедной территорией, с плохо освещенным и недостаточно усвояемым материалом для полного изучения, поэтому тему нашей работы считаю достаточно актуальной.
Целью данной работы является выявление педагогического потенциала художественной литературы в изучении советской фронтовой и тыловой повседневности эпохи Великой Отечественной войны.
Задачи исследования:
1) проанализировать репрезентацию в художественной литературе особенностей повседневной жизни советских людей в годы Великой Отечественной войны;
2) выявить функции и оптимальные методы применения художественной литературы в процессе обучения истории;
3) разработать собственные методические рекомендации по изучению повседневной жизни советского общества в годы Великой Отечественной войны на уроках истории в 10 классе.
Объектом работы является процесс преподавания истории Великой Отечественной войны в старших классах общеобразовательной школы.
Предметом работы являются содержательные и методические аспекты применения литературных художественных произведений в преподавании повседневности периода Великой Отечественной войны.
Степень изученности темы.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы является общая литература по методике преподавания истории; специальные исследования, посвященные методике применения художественной литературы на уроках истории, а также историческая литература по истории повседневности, которая помогла составить представление как о фактологической, так и методологической стороне проблемы военной повседневности.
Весь комплекс данной литературы можно разделить на три группы, исходя из исторических особенностей нашего государства: дореволюционная литература, советская литература и современная литература.
К первой группе можно отнести Я.Г. Гуревича - создателя первого учебника по методике преподавания истории. По его мнению, в изучении истории необходимо использовать мифы, народные предания, песни, саги. Они являлись свидетельством народного самосознания. Благодаря созданию «живых образов» данные произведения способны вызвать интерес к изучению истории у учащихся.
В. Токин и В. Желтов также отмечали важную роль в чтении исторической литературы. В своей работе «Опыт методики элементарного курса русской истории», изданного в 1913 г., утверждали, что чтение исторической литературы способствует формированию у учеников представление о прошлом в виде «живой картины».
Во второй группе представлены труды советских методистов. Большую работу в применении художественной литературы в преподавании истории проделал Вагин А.А. Он разработал различные методы и приемы. Об эффективности и результатах использования художественной литературы писала Л.М. Предтеченская. Художественная литература может послужить историческим источником, из которого можно получить достоверные факты. Данную идею в своем труде разрабатывал И.И. Миронец. Он отмечал, что использование художественной литературы на уроке истории служит, прежде всего, как источник для изучения культурной жизни страны.
В третьей группе представлены идеи современных методистов. У М.В. Коротковой существует масса разработок уроков по истории с применением художественной литературы. Классификацию художественной культуры разработала А.Н. Иоффе . В своей статье она отмечает важность использования художественной литературы на уроках истории, приводит список произведений, которые рекомендуется использовать, а также показывается возможности данных произведений в изучении истории и обществознания. Важен и выбор фрагмента произведения литературы, который можно использовать на уроке. Критерии, признаки отбора фрагментов литературы выделяют в своих трудах методисты П.И. Паршаченко и Е.С. Сенявская.
Изучение повседневной жизни народа в условиях военного времени в результате общественно-политических перемен в стране, переосмысления теорий социального развития, начиная с 90-х годов, стало одной из наиболее активно изучаемых проблем в современной российской историографии. Это было связано с тем, что появились новые концептуальные подходы и направления, расширение источниковой базы в результате рассекречивания и публикации архивных документов по истории Великой Отечественной войны создали новые условия для исследования истории повседневности.
Российские ученые в повседневность включают условия жизни, труда и отдыха, быта, условия проживания, питание, способы лечения и социальной адаптации, другие факторы, влияющие на сознание, нормы поведения и эмоциональные реакции на события людей разных социальных слоев. Несмотря на то, что советская историография не употребляла понятия «история повседневности», отдельные аспекты данной проблемы нашли освещение в трудах историков этого периода. Общие изменения уровня жизни населения, его материально-бытовое положение находили отражение в работах по экономике, коллективных трудах по истории Великой Отечественной войны. Среди российских историков, специализирующихся на разработке рассматриваемой проблемы, в первую очередь следует отметить Журавлева С.В. и А.К. Соколова, Е.А. Осокину, Е.Ю. Зубкову, Е.С. Сенявскую и других авторов. В наибольшей степени многие аспекты повседневной жизни населения нашли отражение в работах, касающихся социальной политики периода Великой Отечественной войны.
В новейшей российской историографии данная тема также глубоко изучена. Стоит отметить, что региональные исследования более детальны, чем обобщающие общероссийские. Отдельные аспекты повседневной жизни жителей оккупированной Калуги в период войны и оккупации нашли отражение в книге, написанной по дневниковым записям калужского врача М.В. Устрялова о защите и освобождении города, боях и бомбежках, отношениях между обывателями и оккупантами.
Таким образом, можно отметить, что, несмотря на достаточно большое количество работ по истории повседневности и методике применения художественной литературы в изучении истории, методические аспекты изучения повседневности военной эпохи в школе остаются малоисследованными, что наряду с актуальностью и определило выбор темы нашей работы.
Источниковая база исследования состоит из нескольких групп. В первую входят нормативные документы: ФГОС среднего общего образования, Концепция преподавания учебного курса «История России», Историко-культурный стандарт. Учитель, планируя изучение курса отечественной истории руководствуется положениями концептуально-нормативных документов, рекомендациями и содержанием учебников. Поэтому использование данных нормативных документов считаю целесообразным.
Для анализа учебников с целью выявления в них использования художественной литературы были взяты четыре учебника по истории России: издательство «Просвещение», авторы М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков; издательство «Русское слово», авторы Никонов В.А. и Девятов С.В.; издательство «Дрофа», авторы О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов. В ходе разработки урока была использована повесть Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». В ходе рассмотрения повседневности периода Великой Отечественной войны в художественной литературе были использованы произведения Симонова «Живые и мертвые», Астафьева «Прокляты и убиты», Твардовского «Василий Теркин».
Практическая значимость работы. Материалы данной работы могут быть использованы на уроках истории России в школе в 10 классе.
Апробация работы. Практическая апробация части представленных разработок была осуществлена в Рыбинском районе в МБОУ «Александровская СОШ» №10.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Я считаю, что главная задача истории как науки в школе - это воспитание гражданина, патриота. Наша страна богата на исторические события, большинство из них отражено в художественной литературе. Использование художественной литературы на уроке истории - эффективный метод. Художественный образ не только украшает речь учителя в ходе повествования, но и дает информацию об историческом прошлом.
Роль художественной литературы на уроках может быть разнообразной. Учитель может использовать ее в качестве поддержки внимания учащихся, повышения интереса к предмету. Практически любая тема в истории России нашла свое отражение в художественной литературе, поэтому не использовать ее на уроках просто нельзя. С ее помощью историческое содержание наполняется зримыми образами. Произведения художественной литературы служат для учеников важным ознакомительным источником с историческим прошлым. Художественные произведения отражают образы исторических деятелей, обычных людей, показывают их культуру повседневности различных исторических эпох. Проанализированные работы по методике показали, что художественная литература служит для создания живого образа определенной эпохи.
Требования ФГОС и ИКС заставляют нас пересмотреть стереотипы применения художественной литературы на уроках истории, которые сложились на протяжении определенного промежутка времени, и дают возможность выстроить по-новому урок истории с применением художественной литературы.
Использование возможностей литературных произведений позволяет учителю сформировать все виды УУД, которые в свою очередь особо важны на современном этапе развития образования.
Следует выделить ряд методических условий для результативного использования художественной литературы как исторического источника. Во- первых, это отбор фрагмента литературного произведения. Он должен соответствовать целям и задачам обучения истории; отражать наиболее типичные факты и события эпохи. Также содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было создать учебную ситуацию, посредством постановки познавательных вопросов и заданий; доступен для понимания учащимся по содержанию и объему; содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах; оказывать на них определенное эмоциональное воздействие; обладает литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности.
В рамках выпускной квалификационной работы было рассмотрено отражение повседневности в художественной литературе и доказано, что данная тема широко освещена в ней. В произведениях художественной литературы отражены различные аспекты повседневности советского человека на войне, которая может быть использована в изучении повседневности Великой Отечественной войны в школьном курсе истории. Было рассмотрено использование художественной литературы на уроках истории, показано, что уроки могут быть многоплановыми и разнообразными. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету. Методическая разработка показала потенциал использования художественной литературы на уроках истории в школьном курсе. Также были рассмотрены три учебника по истории России, было замечено, что использование художественной литературы в рамках изучения повседневности Великой Отечественной войны не является составляющим приемом в проведении уроков истории в 10 классе. Дополнительные тексты отсутствуют в содержании учебника по данной теме, не представлены и в конце параграфа, как источник работы с текстом.
Апробация урока в МБОУ Александровская СОШ №10 показала, что разработанный урок отвечает требованиям ФГОС. Установлено, что урок по теме «Единство фронта и тыла» формирует целостную структуру УУД. Использование художественной литературы позволило расширить материал учебника, раскрыть тонкости повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, создать благоприятную эмоциональную обстановку на уроке, повысить интерес учащихся к изучению прошлого своего Отечества, сформировать межпредметные связи.
Данная работа послужит базой для дальнейшего исследования художественной литературы по истории повседневности Великой Отечественной войны и ее использовании при проведении уроков в старшей школе.



1. Концепция преподавания учебного курса «История России» [Электронный ресурс] // Российское историческое общество. URL: https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennojistorii/istoriko-kulturnyj-standart(дата обращения: 12.04.2021).
2. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс] // Российское историческое общество. URL:https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogouchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyjstandart(дата обращения: 12.04.2021).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p1ai/documents/(дата обращения: 12.04.2021).
Учебники
1. История России: начало XX - начало XXI в. 10 кл.: учебник / Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов. М.: Дрофа, 2016. 367с.
2. История России. 1914- начало XXI в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Ч.1. 1914-1945/ В.А.Никонов, С.В. Девятов. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. 312 с.
3. История России.10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3
ч. Ч.2. М.: Просвещение, 2016. 176 с.
Художественная литература
1. Астафьев В. П. Затеси. Краснояр. кн. изд-во, 2003. 686 с.
2. Астафьев В.П. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 10. Красноярск: Офсет, 1997.
3. Блинов В.А. Хлебная карточка. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. 206 с.
4. Бондарев Ю.В. Горячий снег: роман. М.: Современник, 1980. 383 с.
5. Бородин С.П. Дороги. В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет. М.: 2000. 600 с.
6. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие...: повесть. М.: Детская литература, 1979. 126 с.
7. Васильев Б.Л. В списках не значился. М.: Радуга, 1987. 318 с.
8. Закруткин В.А. Матерь человеческая. М.: Современник, 1985. 181с.
9. Полевой Б. Н. Повесть о настоящем человеке. М.: Правда, 1978. 261 с.
10. Твардовский А. Т. Василий Тёркин: книга про бойца. М.: Художественная литература, 1976. 219 с.
11. Симонов К.М. Живые и мертвые: Роман в трех книгах. Кн.1: Живые и мертвые. М.: Худож.лит.,1989. 477 с.
12. Фонякова Э.Е. Хлеб той зимы. М.: Речь, 2017. 221 с.
13. Шолохов М.А. Судьба человека. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1978. 32 с.
Литература
1. Белинский В.Г. Собрание сочинений. Т.3. М., 1948. 798 с.
2. Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории. М.:Просвещение,1966. 344с.
3. Вольтер. Кандид. Пантеон, 1908.
4. Гуревич Я. Г. Опыт методики истории // Педагогический сборник. 1877. Кн. IV.
5. Желтов В., Токин В. Опыт методики элементарного курса Русской истории. М., 1913. 172 с.
6. Журавлев С.В., Соколов А.К. Повседневная жизнь советских людей в 1920-е годы // Социальная история. Ежегодник. 1997.
7. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953.М., 1999.
8. Иоффе А.Н. Художественная литература в преподавании истории и обществознания// Преподавание истории в школе. 2016. №5. С. 3-13.
9. Короткова М. В. Практикум по методике преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС, 2000. 117 с.
10. Луков Г. Д. Психология (Очерки по вопросам обучения и воспитания советских воинов). М., 1960. 201 с.
11. Миронец И. И. Художественная литература как исторический источник: к историографии вопроса. 1976.№1.
12. Москва военная, 1941-1945: мемуары и архивные документы. М.: Мосгорархив, 1995.
13. Момыш-Улы Б. Психология войны. Алма-Ата, 1990. 104 с.
14.Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927-1941. М., 1997.
15. Паршаченко П. Художественная литература на уроках
истории.//Преподавание истории в школе. 2001. №5-6.
16. Повседневная жизнь калужан в годы войны. Дневник врача 1941-1944 гг Калуга: Золотая аллея, 2010. 152 с.
17. Попова И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. 2013. №1.
18. Предтеченская Л. М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории. М.: Просвещение, 1978. 167 с.
19. Сенявская Е.С. 1941-1945: Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование. М., 1995.
20. Сенявская Е. С. Художественная литература как исторический источник // История приложение к „Первому сентября”. 2001. №44. 6¬13с.
21. Стрелова О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие. М., 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ