Методика исследовательского обучения геометрии в 8 классе на базе системы динамической геометрии «Живая математика»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование целесообразности использования систем динамической геометрии при исследовательском подходе к обучению геометрии в 8 классе 6
§1. Исторический обзор исследовательского подхода в обучении математике 6
§2. Дидактические возможности систем динамической геометрии для проведения исследований и экспериментов при обучении геометрии 16
§3. Об исследовательском подходе к обучению геометрии на основе содержательно-методической линии экспериментальной математики, основные виды эксперимента 21
Глава 2. Основные этапы реализации исследовательского подхода при обучении геометрии в 8 классе на основе содержательно-методической линии экспериментальной математики ....
§4. Реализация исследовательского подхода при обучении теме «Четырехугольники» в стиле экспериментальной математики
§5. Реализация исследовательского подхода при обучении теме «Площадь» в стиле экспериментальной математики
§6. Реализация исследовательского подхода при обучении теме «Подобные треугольники» в стиле экспериментальной математики
§7. Реализация исследовательского подхода при обучении теме «Окружность» в стиле экспериментальной математики
§8. Курс по выбору «Живая планиметрия-8» для учащихся 8 класса 57
Заключение
Список литературы 79
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование целесообразности использования систем динамической геометрии при исследовательском подходе к обучению геометрии в 8 классе 6
§1. Исторический обзор исследовательского подхода в обучении математике 6
§2. Дидактические возможности систем динамической геометрии для проведения исследований и экспериментов при обучении геометрии 16
§3. Об исследовательском подходе к обучению геометрии на основе содержательно-методической линии экспериментальной математики, основные виды эксперимента 21
Глава 2. Основные этапы реализации исследовательского подхода при обучении геометрии в 8 классе на основе содержательно-методической линии экспериментальной математики ....
§4. Реализация исследовательского подхода при обучении теме «Четырехугольники» в стиле экспериментальной математики
§5. Реализация исследовательского подхода при обучении теме «Площадь» в стиле экспериментальной математики
§6. Реализация исследовательского подхода при обучении теме «Подобные треугольники» в стиле экспериментальной математики
§7. Реализация исследовательского подхода при обучении теме «Окружность» в стиле экспериментальной математики
§8. Курс по выбору «Живая планиметрия-8» для учащихся 8 класса 57
Заключение
Список литературы 79
Приложения
Одним из основных требований, которые определяет ФГОС ООО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, является владение навыками учебно-исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность учащихся является необходимым условием и средством развития у обучающихся творческих умений по приобретению практических и теоретических знаний. Перед современным учителем стоит задача - сформировать у обучающегося навыки самостоятельной активной деятельности, направленной на поиск нового знания; способность осуществлять учебные исследования с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания.
Школьный курс геометрии дает большие возможности для организации исследовательской деятельности учащихся, однако эта работа может быть эффективна только при соответствующем программно-методическом обеспечении. Наибольшие возможности предоставляет использование информационных технологий, в частности программ динамической геометрии. Такие программы представляют собой интерактивные среды, позволяющие создавать математические модели и исследовать их.
Актуальность исследования. В резолюции (пункт 6) III Всероссийского съезда «Школьное математическое образование» (Новосибирск, 15.11.2016) записано: «Экспериментальный, исследовательский подход к изучению математики является перспективной мировой тенденцией. Такой подход, за счет повышения мотивации, содействует выбору учащимися продолжения образования в направлениях, требующих повышенного уровня математических знаний. Он особенно эффективен при использовании компьютерных инструментов и сред. Целесообразно рекомендовать для включения в примерные основные образовательные программы на всех уровнях образования в части предмета «Математика» использование компьютерных инструментов математической деятельности». Одними из наиболее популярных компьютерных сред, используемых при обучении математике в России, являются такие системы динамической геометрии как «Живая геометрия» (четвёртая версия свободно распространялась Институтом новых технологий по российским школам в 2004 году), «Живая математика» (версия 5.01, КГПУ имеет лицензию на установку этой программы). Исследованию возможностей этих компьютерных сред как средств обучения геометрии в 8 классе и посвящена данная выпускная квалификационная работа.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику исследовательского обучения геометрии в 8 классе на базе системы динамической геометрии «Живая математика».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в основной школе, ориентированный на использование в обучении геометрии системы динамической геометрии «Живая математика».
Предмет исследования: методика исследовательского обучения геометрии в 8 классе на базе системы динамической геометрии «Живая математика».
Задачи исследования:
а) проанализировать темы курса геометрии в 8 классе, допускающие исследовательский подход в обучении, в том числе с использованием «Живой математики»;
б) изучить конструктивные, анимационные и исследовательские возможности системы динамической геометрии как средства обучения геометрии в 8 классе;
в) адаптировать методику исследовательского подхода к обучению в стиле экспериментальной математики к возможностям СДГ «Живая математика», разработать соответствующее компьютерное сопровождение всех тем курса геометрии в 8 классе;
г) разработать курс по выбору, его компьютерное сопровождение в «Живой математике», провести апробацию всех модулей курса.
Школьный курс геометрии дает большие возможности для организации исследовательской деятельности учащихся, однако эта работа может быть эффективна только при соответствующем программно-методическом обеспечении. Наибольшие возможности предоставляет использование информационных технологий, в частности программ динамической геометрии. Такие программы представляют собой интерактивные среды, позволяющие создавать математические модели и исследовать их.
Актуальность исследования. В резолюции (пункт 6) III Всероссийского съезда «Школьное математическое образование» (Новосибирск, 15.11.2016) записано: «Экспериментальный, исследовательский подход к изучению математики является перспективной мировой тенденцией. Такой подход, за счет повышения мотивации, содействует выбору учащимися продолжения образования в направлениях, требующих повышенного уровня математических знаний. Он особенно эффективен при использовании компьютерных инструментов и сред. Целесообразно рекомендовать для включения в примерные основные образовательные программы на всех уровнях образования в части предмета «Математика» использование компьютерных инструментов математической деятельности». Одними из наиболее популярных компьютерных сред, используемых при обучении математике в России, являются такие системы динамической геометрии как «Живая геометрия» (четвёртая версия свободно распространялась Институтом новых технологий по российским школам в 2004 году), «Живая математика» (версия 5.01, КГПУ имеет лицензию на установку этой программы). Исследованию возможностей этих компьютерных сред как средств обучения геометрии в 8 классе и посвящена данная выпускная квалификационная работа.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику исследовательского обучения геометрии в 8 классе на базе системы динамической геометрии «Живая математика».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в основной школе, ориентированный на использование в обучении геометрии системы динамической геометрии «Живая математика».
Предмет исследования: методика исследовательского обучения геометрии в 8 классе на базе системы динамической геометрии «Живая математика».
Задачи исследования:
а) проанализировать темы курса геометрии в 8 классе, допускающие исследовательский подход в обучении, в том числе с использованием «Живой математики»;
б) изучить конструктивные, анимационные и исследовательские возможности системы динамической геометрии как средства обучения геометрии в 8 классе;
в) адаптировать методику исследовательского подхода к обучению в стиле экспериментальной математики к возможностям СДГ «Живая математика», разработать соответствующее компьютерное сопровождение всех тем курса геометрии в 8 классе;
г) разработать курс по выбору, его компьютерное сопровождение в «Живой математике», провести апробацию всех модулей курса.
В ходе написания выпускной квалификационной работы, был проведен обзор литературных источников, который показал высокую востребованность активных методов обучения при изучении математики. Активные методы обучения использовались в системе образования СССР в 20-е годы, применялись педагогами-новаторами в течение периода истории СССР, и сейчас ставится вопрос о повышении доли продуктивных методов по сравнению с репродуктивными. При этом исследовательский метод позволяет обучающимся в наибольшей степени проявлять активность.
Геометрия потенциально содержит в себе богатейшие возможности для реализации различного рода исследований, практической направленности обучения математике, формирования интеллектуальной сферы личности ребёнка и т.д. Но для этого необходимо кардинально поменять отношение школьников к геометрии, сделать её более привлекательной для них. Такому повышению интереса обучающихся к предмету способствует использование систем динамической геометрии в образовательной практике.
Их использование в практике исследовательского обучения позволяет обнаруживать закономерности в наблюдаемых геометрических явлениях, формулировать теоремы для последующих доказательств, подтверждать уже доказанные теоремы и развивать их понимание. Среда «Живая математика» способствует увеличению доли исследовательской деятельности в учебном процессе, стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации.
В рамках представленного исследования был разработан курс по выбору «Живая планиметрия-8» для учащихся 8 класса. В него включены дополнительные, нестандартные задания с применением динамической системы «Живая математика».
Проведённое нами пробное обучение показало, что исследовательские методы оказались прекрасным средством активизации познавательной активности. Школьники не просто выполняли задание - они проводили исследовательские, поисковые работы, эксперименты.
Контрольная диагностика показала значительные улучшения познавательной активности. Результаты написания зачетных работ в группе, где применялись инновационные методы, оказались намного выше, чем среди детей, обучающихся традиционно.
Сделанные выводы дают основание полагать, что использование исследовательских методов с применением программ динамической геометрии значительно усиливает познавательную мотивацию и познавательную активность и оказывает выраженное позитивное влияние на результат усвоения знаний.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Геометрия потенциально содержит в себе богатейшие возможности для реализации различного рода исследований, практической направленности обучения математике, формирования интеллектуальной сферы личности ребёнка и т.д. Но для этого необходимо кардинально поменять отношение школьников к геометрии, сделать её более привлекательной для них. Такому повышению интереса обучающихся к предмету способствует использование систем динамической геометрии в образовательной практике.
Их использование в практике исследовательского обучения позволяет обнаруживать закономерности в наблюдаемых геометрических явлениях, формулировать теоремы для последующих доказательств, подтверждать уже доказанные теоремы и развивать их понимание. Среда «Живая математика» способствует увеличению доли исследовательской деятельности в учебном процессе, стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации.
В рамках представленного исследования был разработан курс по выбору «Живая планиметрия-8» для учащихся 8 класса. В него включены дополнительные, нестандартные задания с применением динамической системы «Живая математика».
Проведённое нами пробное обучение показало, что исследовательские методы оказались прекрасным средством активизации познавательной активности. Школьники не просто выполняли задание - они проводили исследовательские, поисковые работы, эксперименты.
Контрольная диагностика показала значительные улучшения познавательной активности. Результаты написания зачетных работ в группе, где применялись инновационные методы, оказались намного выше, чем среди детей, обучающихся традиционно.
Сделанные выводы дают основание полагать, что использование исследовательских методов с применением программ динамической геометрии значительно усиливает познавательную мотивацию и познавательную активность и оказывает выраженное позитивное влияние на результат усвоения знаний.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГЕОМЕТРИИ В 9 КЛАССЕ НА БАЗЕ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ
ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ В СТИЛЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Обучение геометрии в 7 классе с использованием компьютерных экспериментов и исследований на основе виртуальной лаборатории "Живая математика"
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2015 - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА «ЖИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ» В ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Формирование мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА УМЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДИНАМИЧЕСКИЕ ЧЕРТЕЖИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВНЫХ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2023



