ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ
ГРУДНОГО ВОЗРАСТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГР 6
1.1. Организация и особенности проведения занятий по плаванию с детьми
грудного возраста 6
1.2. Анатомо-физиологические и психические особенности детей грудного
возраста 14
1.3. Обучение плаванию детей грудного возраста с элементами игр в воде 25
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Организация исследования 33
2.1. Методы исследования 34
3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ
ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГР 37
3.1. Обоснование и разработка занятий с элементами игр для детей
грудного возраста 37
3.2. Анализ результатов экспериментальной работы по реализации занятий
с детьми грудного возраста по обучению плаванию с элементами игр 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Антропометрические показатели роста, веса,
окружности головы для педиатров России 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Техника безопасности при проведении занятий по
обучению плаванию детей грудного возраста 72
Актуальность. Плавание благотворно влияет на физическое развитие ребенка, способствует здоровьесбережению. На занятиях по обучению плаванию у ребенка воспитывается самостоятельность и
целеустремленность, поэтому обучение плаванию детей уже с грудного возраста является актуальным. Еще в утробе матери водная среда становится для ребенка - обычной, он находился в ней круглосуточно. После рождения ребенок сохраняет ощущение пребывания в водной среде в течение 3 -4 месяцев. И если в этот период начать обучение ребенка плаванию, то намного успешнее могут быть результаты [42].
Грудной возраст является одним из наиболее важных периодов в жизни человека. В этом возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия и всесторонней двигательной подготовленности. Для детей грудного возраста, плавание оказывает существенное влияние на формирование организма. Помогает гармонично развиваться, улучшить состояние здоровья, снижает риск заболеваемости, улучшает сон. Большое значение для укрепления здоровья ребенка имеет не только соблюдение режима дня, но и приобщение ребенка с грудного возраста к физическому воспитанию - закаливанию, гимнастике, массажу. Важно окружить ребенка необходимыми и соответствующими гигиеническими условиями, регулярными водными процедурами, обеспечить достаточное пространство для движения всех частей тела, помогать в освоении навыка ползания и первым шагам. Занятия плаванием с малышами можно проводить в домашних условиях или в бассейне. При этом строго учитывается здоровье ребенка, необходимо учитывать противопоказания и заболевания ребенка. По сравнению с детьми, не занимающимися грудничковым плаванием, увеличиваются показатели, такие как: жизненная емкость легких, рост, силовые характеристики скелетных мышц, вес, улучшается питание кислородом мозга и нервно-психическое развитие [50].
Для обучения детей грудного возраста плаванию разработаны и обоснованы различные методики проведения занятий с использованием элементов игр (Чарковский И.Б., Фирсов З.П., Гутерман В.А., Watsu).
Элементы игр в последние годы стали предметом пристального внимания исследователей. Авторы отмечают, что использование игровых элементов придает занятиям привлекательную, эмоциональную форму. Преимущество игры заключается в том, что ее можно использовать на всех этапах обучения двигательным действиям .
По результатам анализа литературы выявлено, что в настоящее время существует большое количество игр в воде для детей грудного возраста. При этом отмечается противоречие, которое затрудняет применение игр при обучении плаванию детей грудного возраста. Так, игры описаны схематично, в основном приводится название игры, не всегда авторы подробно раскрывают технические, методические особенности, условия применения игры. Мы должны, для безопасности ребенка учитывать температуру, глубину бассейна, возраст занимающихся, их уровень владения плавательными навыками, количество участников в игре и т.д. Отмечается потребность в разработке занятий по грудничковому плаванию с элементами игр, которые способствуют физическому развитию.
Актуальность и противоречие определили выбор темы «Обучение плаванию детей грудного возраста с элементами игр».
Исследование направлено на решение проблемы обучению плаванию детей грудного возраста с применением элементов игр.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать занятия по обучению плаванию детей грудного возраста с использованием элементов игр, учитывая возрастные особенности, способствующие физическому развитию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные формы, средства и методы обучения плаванию детей грудного возраста, а также особенности проведения занятий в воде с использованием элементов игр;
2. Обосновать и разработать занятия по обучению плаванию детей грудного возраста с использованием элементов игр, способствующие физическому развитию;
3. Экспериментально проверить результативность разработанных занятий по обучению плаванию детей грудного возраста с элементами игр и влияние их на физическое развитие.
Объект исследования - обучение плаванию детей грудного возраста.
Предмет исследования - элементы игр, как средство обучения плаванию детей грудного возраста.
Гипотеза - процесс обучения плаванию детей грудного возраста способствует физическому развитию ребенка в организационно - педагогических условиях:
• на занятиях используются элементы игр, позволяющие удерживать внимание детей;
• поэтапно внедряется процесс ныряния и выполнения комплекса упражнений в воде.
• занятия организованы и реализуются 3 раза в неделю продолжительностью 15-30 минут.
База исследования: детский бассейн «Котики» г. Красноярск.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В результате решения задач и проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. Проведен теоретический обзор научной-методической литературы касаемо темы обучения плаванию детей грудного возраста элементами игр, что показало наличие разнообразия методик, по динамической нагрузке, способах ныряния, эффективных поддержек ребенка, анализ данных научнометодической литературы так же показал, что с помощью элементов игр ребенок адаптируется к воде, не теряет мотивации к занятиям и получает от процесса обучения только положительные эмоции. Было выявлено, что посещать занятия необходимо не реже 3 раз в неделю, в противном случае двигательные навыки не будут закрепляться. Продолжительность первых занятий по обучению плаванию детей грудного возраста 15 минут, продолжительность последующих занятий поэтапно увеличивается до 30 минут.
2. Разработаны занятия по обучению плаванию детей грудного возраста с использованием элементов игр. Обучение плаванию делится на 4 этапа, которые соответствую особенностям развития детей на разных этапах: 1-й этап - до 3 месяцев; 2-й - от 3 до 6 месяцев; 3-й - от 6 до 9 месяцев; 4-й - от 9 месяцев до 1 года.
Содержание занятий в воде с детьми грудного возраста составляют следующие упражнения:
• на первом этапе - покачивания, проводки и погружения;
• на втором этапе - проводки, погружения, скольжения;
• на третьем этапе - активные движения руками и ногами, ныряния;
• на четвертом этапе - погружения, плавание на спине или на груди с поддержкой инструктора.
Время перехода с одного этапа на другой зависит от того, как ребенок будет усваивать «пройденный материал».
3. Разработанные занятия показали положительную динамику в физическом развитии детей грудного возраста в экспериментальной группе. Результативность разработанных занятий подтверждается показателями, полученными в ходе эксперимента. Сопоставление результатов замеров экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента, предоставленных в таблице 3.9, показывает, что значения t-Стьюдента выше табличного значения (2,31) в показателях: масса тела (кг), мальчики = 2,87; масса тела (кг), девочки = 2,55; длина тела (см), мальчики = 2,65; длина тела (см), девочки = 2,45; окружность головы (см), мальчики = 2,32; окружность головы (см), девочки = 2,33. Различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными. Это позволяет утверждать, что предложенные занятия по обучению плаванию детей грудного возраста с элементами игр оказались эффективными.
Масса тела мальчиков в экспериментальной группе выросла на 7% больше, чем в контрольной группе. Масса тела девочек в экспериментальной группе выросла на 12% больше, чем в контрольной группе.
Длина тела мальчиков и девочек в экспериментальной группе выросла на 2% больше, чем в контрольной группе.
Окружность головы мальчиков в экспериментальной группе выросла на 1% больше, чем в контрольной группе. Окружность головы девочек в экспериментальной группе выросла на 2% больше, чем в контрольной группе.
Составленные занятия по обучению плаванию детей грудного возраста с элементами игр, могут быть использованы тренерами, инструкторами и родителями.
1. Абубакирова, Н.И. Особенности обучению плаванию детей грудного
возраста / Н.И. Абубакирова // электронная статья - 2021. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 46171418 85608956.pdf.
2. Авдиенко, В.Б., Солопов И.Н. Искусство тренировки пловца / В.Б. Авдиенко, И.Н. Солопов. Издательство «ИТРК», 2019. - С. 46.
3. Азаренко, Т.В. «Как рыбка в воде» / Т.В. Азаренко М.: Ресурс, 2018. - С. 144.
4. Азаренко, Т.Д., Дружининская Е.А., Пилипко О.А. Творческие подходы и игровые приемы в обучении плаванию детей до 3 -ех лет / Т.Д. Азаренко, Е.А. Дружининская, О.А. Пилипко Капотов. - Методическое пособие, 2019. - С. 43.
5. Аикина Л.И. Оздоровительное плавание: учебно -методическое пособие / Л.И. Аикина. - Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2020. С. - 96.
6. Апариев, Р.Д. Организационно-методические аспекты занятий оздоровительным плаванием с детьми грудного возраста / Р.Д. Апариев Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения: сб. материалов Всерос. с междун. участием науч. -практич. конф. Том 1. Под общей ред. Горбачевой В. В., Борисенко Е. Г. Волгоград: ВГАФК, 2020. - С 20.
7. Бардышевская, М.К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М.К. Бардышевская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 153 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-10411-0. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/539200.
8. Боконбаева, С.Дж. ПЕДИАТРИЯ: учебник / С.Дж. Боконбаева, Т.Д. Счастливая, В.В. Василенко и др. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2020. - С. 10.
9. Булгакова, Н.Ж., С. Н. Морозов, О. И. Попов, Т. С. Морозова Лечебная и адаптивная физическая культура. Плавание : учеб. пособие для СПО / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов, Т. С. Морозова ; под ред. Н. Ж. Булгаковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт,
2019. - С. 22.
10. Василец, В.В. Аквааэробика : учебно-методическое пособие / В.В. Василец. - Пинск : ПолесГУ, 2020. - С. 4.
11. Водолажская, Ю.А., Ключникова А.Н. К вопросу об обучении
плаванию детей первого года жизни / Ю.А. Водолажская, А.Н. Ключникова - Текст : электронный // электронная статья - 2023. - URL:
https ://www.elibrary.ru/download/elibrary 42426055 354083 03.htm.
12. Выходцева, Е.А. Образовательная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Грудничковое плавание» / «Международный Центр Профессионального Образования», «Медицинский институт реабилитации и косметологии им. З.М. Никифоровой» - М., 2019. - С. 25.
13. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких / Л. Г. Голубева. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. С. - 80.
14. Григан, С.А. Влияние плавания на развитие и здоровье детей в раннем возрасте / С.А. Григан, Н. Н. Нещерет // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 12-1. - С. 154-158.
15. Жомин, К.М. Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта / К.М. Жомин. - Новосибирск : Изд-во НГПУ. 2021. - С. 158....50