Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение старшеклассников способам самоорганизации учебной деятельности на основе технологии «Тайм-менеджмент»

Работа №166746

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К УПРАВЛЕНИЮ ВРЕМЕНЕМ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Проблема самоорганизации учебной деятельности в психолого-педагогических
исследованиях 6
1.2. «Тайм-менеджмент» как технология управления временем в процессе обучения
10
Вывод по главе 1 17
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
СПОСОБАМ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ «ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ» 18
2.1. Изучение представлений старшеклассников о способах управления временем 18
2.2. Разработка и апробация программы обучения старшеклассников способам самоорганизации учебной деятельности на основе технологии «Тайм-менеджмент»
25
Вывод по главе 2 44
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения 52

Актуальность. Довольно часто нам приходится сталкиваться с таким фактором в жизни, как систематическое откладывание на потом важных действий, в том числе выполнение учебных заданий. Даже взрослому человеку нелегко справиться с этим, а для учащихся средней и старшей школы это может стать невыполнимой задачей. У ученика всегда есть занятия интересней, чем выполнение домашнего задания или подготовка к государственным экзаменам.
Знание способов самоорганизации учебной деятельности, умение правильно ставить цели и выстаивать приоритеты при выполнении ежедневных задач могли бы помочь грамотно подготовиться к единому государственному экзамену. Если равномерно распределить изучение материала и проверочные работы между основными занятиями и временем для отдыха, то можно избежать «перегорания», стрессовых ситуаций из-за нехватки времени на подготовку и накопления негативных эмоций по отношению к самим экзаменам.
Актуальность исследования проблемы самоорганизации учебной деятельности обусловлена наличием следующих противоречий:
• между значимостью в современном обществе фактора времени и умений управления собственными временными ресурсами и отсутствием у большинства школьников умений целеполагания, приоритизации и учебной самоорганизации.
• существованием приемов, методов и технологий самоорганизации деятельности и управления временем и недостаточностью практических разработок, направленных на обучение школьников способам самоорганизации учебной деятельности.
В нашем исследовании в качестве средства самоорганизации учебной деятельности у старшеклассников мы рассмотрим технологию «тайм-менеджмент» - комплекс знаний, принципов и техник, направленных на повышение эффективности деятельности.
Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: является ли «Тайм-менеджмент» эффективной технологией для самоорганизации учебной деятельности старшеклассников?
Цель исследования: разработка программы обучения старшеклассников способам самоорганизации учебной деятельности на основе использования технологии «Тайм-менеджмент».
Объект исследования: самоорганизация учебной деятельности
старшеклассников.
Предмет исследования: технология «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему самоорганизации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе
2. Рассмотреть технологию «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности старшеклассников
3. Изучить представлений старшеклассников о способах управления временем
4. Разработать и апробировать программу обучения старшеклассников способам управления временем в учебной деятельности с использованием технологии «тайм-менеджмент»
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение, структурирование;
Эмпирические - эксперимент, беседа, наблюдение, опрос, тестирование;
Методы количественной и качественной обработки данных, шкалирование.
Методологическую основу исследования составили:
- Исследования вопросов самоорганизации учебной деятельности (В.И. Андреева, Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.
• Исследования проблемы прокрастинации, в том числе академической (П. Друкер, Н. Фьоре, С. Милграм, Н.Ф. Анохина, М.В. Зверева, А.К. Болотова, Н.Шухова, Е.Л. Михайлова, Я.И. Варваричева, А.Н. Курденко и др.)
• Психолого-педагогические подходы к исследованию факторов школьной неуспеваемости с позиций тайм-менеджмента обучающихся (Н.Ф. Анохина, Васильченко Ю.Л., Таранченко З.В., Черныш М.Н., Фьоре Н.)
База исследования: МБОУ СОШ № 91 , дети 10-11 классов, 20 человек.
Практическая значимость исследования: программа обучения
старшеклассников способам управления временем в учебной деятельности с использованием технологии «тайм-менеджмент», о также описание инструментов и процесса диагностики академической прокрастинации может быть использовано в работе школьных педагогов-психологов.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования была разработка программы обучения старшеклассников навыкам управления временем в учебной деятельности.
Решая первую задачу исследования- изучить проблему самоорганизации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе, мы выявили наиболее оптимальные для нашего исследования трактовки определения. такие факторы, как социальное давление не только провоцируют, но и усиливают состояние тревожности и внутренние конфликты личности. Человеку от страха неудачи психологически тяжело дается новое начинание. Неудачи ввиду высокой социальной интеграции как правило выносятся на общественное порицание, вызывая ещё большие психологические травмы. Тревожность может спровоцировать невроз, депрессию или даже развитие психосоматических заболеваний (онкология, сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт и пр.). Таким образом складывается, что это замкнутый цикл, не предвещающий хорошего завершения.
В ходе решения второй задачи мы пришли к выводу о том, что тайм- менеджмент- это не столько набор техник, сколько стиль жизни или даже философия ценности времени в быстром потоке информации необходимая в постоянно меняющемся мире. Он начал активно развиваться во второй половине 20-го века, имеет определенную структуру, включает порядок элементов. Структура тайм-менеджмента:
1. Целеполагание
2. Определение приоритетов
3. Знание инструментов планирования
4. Привычки
Существует множество способов и методик от SMART до метода «Стрелы». Каждый из них имеет определённый процент успеха от применения, поэтому лучше использовать их комплексно.
Выявить особенности самоорганизации учебной деятельности старшеклассников. В нашем исследовании мы со школьниками попробовали определить ловушки времени с помощью таблицы по А.К. Болотовой ] доработанная Н.Ф. Анохиной . По результатам опроса, нацеленного на выявление у старшеклассников «ловушек времени», мы выявили наиболее популярные (отсутствие приоритетов в делах, недостаток мотивации и т.д.)
Так же разработали программу обучения старшеклассников навыкам управления временем, состоящую из шести мероприятий, включающих в себя широкий выбор методик и способов обучения. Мы выстроили последовательность изучения в соответствии со структурой тайм-менеджмента.
Мы пришли к выводу, что подобранные и выстроенные в логическом порядке методики имеют достаточно высокий процент успешности. Наш комплекс обучающих мероприятий вызывает положительные эмоции у участников, а также достаточно эффективен в применении его при подготовке к экзаменам.


1. Анохина Н. Ф. Исследование факторов школьной неуспеваемости с
позиций тайм-менеджмента [Электронный ресурс] // Школьные технологии. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZissledovanie-faktorov-shkolnoy-
neuspevaemosti-s-pozitsiy-taym-menedzhmenta (дата обращения: 12.12.2020)
2. Акбарова Светлана Александровна Постановка целей по методике
smart и как она влияет на мотивацию сотрудников [Электронный ресурс]// Colloquium-journal. 2019. №3-4 (27). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/postanovka-tseley-po-metodike-smart-i-kak-ona- vliyaet-na-motivatsiyu-sotrudnikov (дата обращения: 17.05.2021).
3. Анохина Н.Ф. Что мешает вам работать? Ловушки для времени // Мотивация и оплата труда. 2015. № 3. С. 202-207.
4. Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов /А.К. Болотова. М.: Аспект Пресс, 2006. 254 с.
5. Блюмин И.Г. Теория Парето. М.: Практика, 2002.
6. Вавилов Ю. П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/nZproblemy-uchebnoy-neuspevaemosti-shkolnikov (дата обращения: 17.05.2021).
7. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования// Вопросы психологии. 2010. № 3.
8. Гельмонт И.В. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М. : Академия, 1999. 11 8 с.
9. Друкер П. Эффективный руководитель. 4-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2014. 240 с.
10. Зверева М.В Прокрастинация и психическое здоровье // Психиатрия, №4 (64) 2014.
11. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011.
12. Ишков А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных
качеств студентов с успешностью в учебной деятельности [Электронный ресурс]: Автореферат дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. с. 24 URL:
http: //www. dissercat.com/ content/svyaz-komponentov-samoorganizatsii-i-lichnostnykh-kachestv-studentov-s -uspeshnostyu-v-uchebn (дата обращения: 20.05.2021)
13. Калинин, С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. [Электронный ресурс] URL: http://www.docme.ru /doc/89375/kalinin-s- tajm-menedzhment.praktikum-po-upravleniyuvremenem (дата обращения: 17.05.2021)
14. Карловская Н.Н., Шистакова И.Л. Взаимосвязь прокрастинации и перфекционизма у учителей// Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России: материалы Всеросс. науч.-прак. конф. с межд. уч., посвящ. 35-летию Омского гос-ного ун-та им. Ф.М. Достоевского / под ред. Л.И. Дементий. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та. 2009. С. 127
15. Кринчик Е.П. Голографическая модель процесса самоорганизации // Фундаментальные проблемы психологии: личность и культура: Материалы научной конференции 23-25 апреля 2002 года / Под ред. П.Д. Шабанова, О.В. Защиринской. СПб.: СПбГУ, 2003. 12 с....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ