Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №166740

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Самооценка: определение, компоненты, детерминанты 5
1.2. Развитие самооценки в онтогенезе и педагогические условия ее
формирования 9
1.3. Гендерные особенности развития личности в старшем дошкольном
возрасте 22
Выводы по 1 Главе 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Характеристика экспериментальных групп и методик исследования 30
2.2. Результаты исследования гендерных особенностей самооценки детей
старшего дошкольного возраста 31
2.3. Педагогические условия формирования оптимальной самооценки
мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 35
2.4. Оценка эффективности педагогических условий формирования
оптимальной самооценки мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 39
Выводы по 2 Главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ

В психологии и педагогике одной из важных и актуальных тем является проблема становления самооценки личности мальчиков и девочек (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, З. Фрейд). Дошкольный возраст является периодом возникновения и формирования сознательного «Я». Самооценка является одним из важнейших условий формирования личности, благодаря которому у ребенка формируется потребность соответствовать уровню личных оценок, а не только уровню окружающих. Она определяет отношение ребенка к себе, к своим действиям и поступкам, дошкольник находит отражение своих качеств и свойств. Вследствие общения со взрослыми и другими детьми, ребенок может сравнивать себя с другими, осознавать свою личность. Образ самого себя ребёнок формирует на основе связей и информации, которую он получает о себе путём общения, на основе своего успеха/неуспеха в той или иной деятельности, а также вследствие оценки со стороны взрослых и сверстников.
В старшем дошкольном возрасте начинают развиваться все психические свойства личности, у ребенка активно формируются познавательные процессы, происходит развитие различных видов деятельности, а также это период осознания себя и своих потребностей.
Большая роль в формировании адекватной самооценки принадлежит родителям, педагогам, именно они должны помочь ребенку создать необходимые условия для ее становления. Чтобы организовать эффективные педагогические условия для формирования оптимальной самооценки дошкольника, важно знать гендерную специфику ее формирования в старшем дошкольном возрасте. В связи с этим проблема гендерных особенностей самооценки ребенка старшего дошкольного возраста достаточно актуальна для психолого-педагогической практики.
Цель исследования: создание педагогических условий формирования адекватной самооценки мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. С помощью анализа научной литературы определить основные характеристики самооценки и особенности ее развития в онтогенезе.
2. Подобрать диагностические методики и выявить особенности самооценки у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
3. Определить педагогические условия для формирования оптимальной самооценки мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является самооценка мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Методы:
1. Теоретический: анализ научной литературы.
2. Эмпирический: тест и беседа (методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика «Какой я?» Р.С. Немов)
Гипотеза исследования: формирование оптимальной самооценки мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий :
• учет гендерных особенностей восприятия и переработки
информации детьми старшего дошкольного возраста;
• учет специфики гендерной социализации детей старшего
дошкольного возраста;
• учет гендерных особенностей проявления эмоций у детей старшего дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе было проведено исследование гендерных особенностей самооценки старших дошкольников и выявлены педагогические условия, при соблюдении которых формирование оптимальной самооценки мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста будет эффективным:
• учет гендерных особенностей восприятия и переработки
информации детьми старшего дошкольного возраста;
• учет специфики гендерной социализации детей старшего
дошкольного возраста;
• учет гендерных особенностей проявления эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ теоретических источников показал, что в процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируются представления о присущих ему качествах и возможностях, но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие. В период старшего дошкольного детства дети конструктивно взаимодействуют с окружающими, что и приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.
В дошкольном возрасте происходит первичное становление самооценки, которое развивается на основе познания себя и окружающих. В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.
Нами были подобраны диагностические методики, проведен констатирующий эксперимент. Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех девочек в данной выборке достаточно высокая самооценка, с преобладанием неадекватно завышенной самооценки, что отличает их от мальчиков-сверстников.
На основе результатов констатирующего эксперимента нами также были разработаны общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста:
• оптимизация отношений ребенка со сверстниками;
• расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка;
• развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков.
После реализации формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, который подтвердил эффективность программы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что с помощью разработанных условий у детей экспериментальной группы уровень самооценки изменился и стал намного адекватней.



1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избр. психол. труды. М., 1980.
2. Андерсон Дж. Воспитайте в своем ребенке уверенность // Дошкольное воспитание. 1996. №3. С. 90-92.
3. Алексеева Е.Л. Эффективные методы и приемы формирования адекватной самооценки // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. №9. С. 18-26.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005. С. 232.
5. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 59.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском. М.: Просвещение, 1968. 468 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2011. 349 с.
8. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. 2006. №2. С. 116-126.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Академия, 2003. 536 с.
10. Выготский Л.С. Педология возраста. М., 1997. С. 232-286.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
12. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
13. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М.: Генезис, 2004. 232 с.
14. Дементьева И.Ф. Родительство - актуальная проблема современной российской семьи // Социальная педагогика в России. 2016. №3. С. 11-18.
15. Денисова Р. Рефлексия как механизм личностного развития // Дошкольное воспитание. 2007. №4. С. 10-13.
16. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие
дошкольников. М., 1984. 127 с.
17. Жигачева Н.С. Педагогические условия формирования полоролевой идентичности у детей пятого года жизни // Молодой ученый. 2017. №12. С. 495-498.
18. Иванова А. И. Социализация детей в семье. М., 2008.
19. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 343 с.
20. Кон И.С. Открытие «Я». М: Политиздат, 1978. 367 с.
21. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М.: Владос, 2008.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
23. Лисина М.И., Димитров И.Т. Связь особенностей образа самого себя у дошкольников с типом их целостной деятельности. М., 1997. 300 с.
24. Лобанова В., Тимошенко А. Структура педагогического партнёрства в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. 2013. №5. С. 107-112.
25. Маккоби Э. Два пола: растем порознь, живем вместе. Тверь, 2002. С. 118-152.
26. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. М., 2002. С. 630.
27. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. Уч.пособие. М.: Флинта, 2010, С. 45.
28. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1999. С. 112.
29. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996. 374 с.
30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 680 с.
31. Поддъяков Н.Н. Проблема психологического развития ребенка // Дошкольное воспитание. 2011. №9. С. 68-75.
32. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка. М., 2006.
33. Рубинштейн С. Основы общей психологии. М., 2015. 718 с.
34. Рылеева Е.В. Как помочь дошкольнику найти свое «Я». М.: Наука, 2000. 275 с.
35. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. СПб., 2004. 258 с.
36. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. М., 2007. 216 с.
37. Селевко Г.К. Сделай себя сам. М.: Народное образование, 2009.
38. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. СПб: Химиздат, 2001. 288 с.
39. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб., 2007. 384 с.
40. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 2006, 160 с.
41. Столяренко Л.Д, Самыгин С.И. Психология личности. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 574 с.
42. Сухова Е.И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. 2012. №4. 238 с.
43. Телитченко Л.В., Красникова Т.И. Семья как фактор формирования социальной уверенности и самооценки дошкольника. СПб.: Реноме, 2012. С. 58-60.
44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 2001. 336 с.
45. Установление дружеских отношений между детьми дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2012. №6. С. 153-157.
46. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
47. Якобсон С.Г., Адилова Л.Р. Становление ранних форм самосознания детей // Вопросы психологии. 2009. №1. 263 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ