Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение школьников основам черчения на уроках технологии с использованием графических редакторов

Работа №166719

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
Глава I. Теоретические основы обоснования необходимости и результативности изучения основ черчения с применением графических редакторов на уроках технологии 10
1.1 Анализ существующих требований к формированию графической
грамотности на уроках технологии 10
1.2 Изучение психологических особенностей и возможностей школьников
5-х классов в изучении основ черчения на уроках технологии 20
1.3 Графические редакторы как составляющая информационных
технологий при изучении технологических процессов в системе среднего общего образования 27
Глава II. Практические исследования по изучению и оценке возможностей освоения школьниками 5-х классов основ черчения на уроках технологии .. 40
2.1 Разработка тематического плана проведения уроков технологии с
включением необходимых и доступных для изучения в 5-х классах тем из области дисциплины «Черчение» 40
2.2 Разработка урока «Технология изготовления швейного изделия»
(фартука) с использованием графического редактора Valentina 50
2.3 Организация, проведение и анализ результатов социологического
опроса школьников 5-8 классов по вопросу необходимости изучения основ черчения на уроках технологии 56
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение 1 70

Время не стоит на месте, все развивается. И в настоящее время главным ресурсом общества является информация. Развивается информационно-технологическая сфера, которая требует обладать графической грамотностью. А ее формирование необходимо начинать с раннего возраста. Учащиеся часто сталкиваются с информацией, представленной в графическом виде, в школе, например на уроках алгебры, геометрии и физики при чтении различных задач, на уроках географии при изучении карт, на уроках биологии, обществознания при чтении схем и т. д. Далее школьники будут сталкиваться с графической информацией во многих профессиональных сферах.
Часто информация представлена в графическом виде в инструкциях, некоторых книгах. При строительстве и ремонте человек обязательно сталкивается с чертежами и эскизами. Каждый человек, получающий права, изучает устройство автомобиля, что тоже не обходится без различных чертежей. Можно бесконечно перечислять то, где современному человеку может встретиться информация, представленная в графическом виде. И эту информацию нужно не только уметь получать, но и грамотно передавать. Поэтому графическая грамотность сейчас является очень важной человеческой компетенцией.
Начать формирование графической грамотности необходимо у детей школьного возраста. Раньше это происходило в основном на уроках черчения в школе, но после того, как из базисного учебного плана Министерство образования и науки исключило школьный курс «Черчение» как самостоятельный предмет, школьники перестали в достаточной мере овладевать графической грамотностью.
Возникает необходимость обучать школьников основам черчения на уроках технологии. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учитель технологии должен обучить учащихся средствам и формам графического отображения объектов или процессов, правилам выполнения графической документации. Ведь именно на технологии чаще всего можно встретить графическую информацию, например при построении выкройки или чертежа будущего изделия, при работе с инструкционными картами и сборочными чертежами и т.д. Обучение черчению на уроках технологии приведет к повышению графической грамотности школьников, к пониманию необходимости графических знаний и применения их в жизни и трудовой сфере.
В результате изучения основ черчения на уроках технологии у учащихся сформируются следующие универсальные учебные действия: умение структурировать свои знания; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; умение составлять алгоритм действий и др. В процессе обучения графической грамотности школьники развивают пространственные представления, образное мышление. Учащиеся приобретают умения чтения и создания чертежа. Все это важные знания и умения, потому что в нашем информационном мире невозможно обходиться без умения получать и передавать какую-либо информацию, в том числе и графическую.
Изучение основ черчения на уроках технологии в общеобразовательной школе необходимо начинать изучать с 5-го класса.
Обучаться графической грамотности становится слишком трудоемко, если приходится постоянно на бумаге вычерчивать различные фигуры и линии, это занимает много времени и быстро утомляет учащихся. В такой ситуации на помощь приходят различные графические редакторы, которые значительно упрощают работу и помогают освободить время на воплощение творческой задумки, нежели на её механическое вычерчивание. Существуют различные графические редакторы: от самых простых, в которых способны научиться работать даже младшие школьники, до более сложных, в которых работают профессионалы.
Актуальность данного исследования состоит в том, что необходимость овладения графической грамотностью есть, но нет методических разработок, включающих в себя необходимые изменения на уроках технологии. Поэтому возникла необходимость разработать тематический план с необходимыми изменениями по изучению учащимися основ черчения. Также необходимо провести опрос учащихся, чтобы узнать их мнение по вопросу необходимости изучения основ черчения на уроках технологии.
Цель: разработать методические рекомендации для изучения основ черчения на уроках технологии в 5-х классах
Объект исследования: обучение школьников основам черчения в системе основного общего образования
Предмет исследования: обучение школьников основам черчения на уроках технологии
Задачи:
1. Исследовать литературные источники по теме диплома и определить необходимость изучения основ черчения.
2. Рассмотреть психологические особенности учащихся 5-х классов и их возможности в изучении основ черчения на уроках технологии.
3. Раскрыть возможности основных графических редакторов, необходимых для изучения основ черчения на уроках технологии.
4. Составить тематический план для учащихся 5-х классов, включающий в себя изучение основ черчения на уроках технологии.
5. Разработать урок по изучению основ черчения на уроке технологии с применением графического редактора «Valentina» .
6. Провести и проанализировать опрос школьников о необходимости изучения основ черчения, в том числе с использованием графических редакторов, на уроках технологии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При написании данной работы, главным источником информации стал федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Указ президента РФ помог разобраться с тем, каким должен быть предмет технология в ближайшем будущем, и то, какими компетенциями должен обладать учитель технологии в дальнейшем. В статье А.С. Чиганова и А.С. Грачева подробно описана необходимость технического мышления будущих специалистов. Так же много информации было взято из статей научных журналов на темы изучения технологии и черчения в школе. Многие из этих статей были написаны действующими учителями с опорой на новый федеральный государственный образовательный стандарт. Далее при изучении проблемы возрастных особенностей учащихся 5 класса, было проведено много психолого­педагогических исследований. Статьи из научных журналов помогли разобраться с особенностями, возникающими при переходе школьников из младшей школы в среднюю. Также статьи помогли проанализировать, какие действия необходимо выполнять учителю для успешной адаптации учащихся при переходе в 5 класс. Журнал «САПР и графика» помог разобраться с темой использования графических редакторов в школе. Статья А. И. Гридасова позволила понять методику обучения школьников черчению с использованием графического редактора AutoCAD. Официальные сайты графических редакторов позволили выяснить функциональные особенности необходимых программ.
Мною был разработан тематический план с необходимыми изменениями по овладению учащимися графической грамотностью, с опорой на рабочую программу по курсу «Технология» В. М. Казакевича, в нем также были прописаны компетенции, которые вырабатываются у учащихся в процессе изучения каждой темы.
Для того, чтобы наглядно показать как можно внедрять изучение основ черчения на уроках технологии с использованием графических редакторов, я
разработала конспект одного из уроков, где подробно описала каждый этап в соответствии с требованиями ФГОС.
Также мною был проведен опрос учащихся 5-8 классов по вопросу необходимости изучения черчения на уроках технологии. Я выяснила, что большинство учащихся хотели бы приобрести навыки черчения, им интересно было бы строить чертежи на компьютере, и многие уже умеют работать в программе Paint. Учащиеся имеют представление о том, как бы они могли применять знания черчения на уроках технологии и в жизни.


1. Боголюбов, С. К. Задачник по черчению: [для сред. спец. учеб. заведений] М. : Машиностроение, 1965. - 275 с.
2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. Уч-к для 6-7 классов средней общеобразовательной школы. М.: «Просвещение», 1988. 224с., ил.
3. Выготский, Л.С. Психология детского возраста (1930) - М.: Эксмо- пресс, 2000. 1008 с.
4. Вышнепольский И.С. Техническое черчение с элементами программированного обучения. М.: Машиностроение, 1988. 240с. ил.
5. Кагермазова Л. Ц Электронный учебник «Возрастная психология» 2003г. 276 с.
6. Казакевич В. М., Пичугина Г. В., Семенова Г. Ю., Филимонова Е. Н. Технология. Методическое пособие. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобр. организаций. - М.: Просвещение, 2017. - 81 с.
7. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
8. Лагунова М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов высших технических учебных заведений. Дис. докт. пед. наук: 13.00.08. - Н.Новгород, 2002. - 564с.
9. Бадмаева Б.Б. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №2. С. 20­23.
10. Бычкова О. А. Формирование графической компетентности будущих бакалавров педагогического образования: преемственность графической подготовки уровней общего и профессионального образования //Научно- методический журнал «Школа и производство» 2016. №3. С. 52-57.
11. Васянина И.Ю. Доклад на научно-практическую конференцию по теме: Межпредметные связи на уроках технологии, изобразительного искусства и черчения МАОУ Лицей 15 Мытищи 2013.
12. Гридасов А.И. Применение графических редакторов в информационном пространстве образовательного процесса (на примере изучения программы AutoCAD в кружке технического творчества // Информатизация образования - 2010: педагогические аспекты создания информационно-образовательной среды. материалы междунар. науч. конф., 27-30 окт. 2010. C. 134-138.
13. Крайникова Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение четвероклассников при переходе в основную школу // Социально - экономические явления и процессы» 2014. №8. С. 149-154.
14. Манахова Н.М., Носачев Н.Н. Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы //Поволжский педагогический вестник 2015. №3. С. 72-75.
15. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: концепция обучения в интеграции с технологией и искусством // Педагогика. 2007. № 9. С. 122-124....80


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ