Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Общественно-политические молодежные объединения на современном этапе развития Красноярского края, через призму социальных сетей (на примере «Вконтакте»). Потенциал использования темы на уроках обществознания и во внеурочной работе

Работа №166718

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы141
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 11
1.1 Подходы к изучению молодежных общественно-политических
объединений. Понятие общественно-политического объединения и его характеристика. Особенности молодежи как социальной группы 11
1.2 Подходы к исследованию виртуальных сообществ в социальной сети.
Ключевые понятия, используемые в работе 22
1.3 Обоснование использования темы на уроках обществознания и во
внеурочной работе». Нормативно-правовая основа 30
Глава 2. Общественно-политические молодежные объединения
Красноярского края, в контексте социальной сети «Вконтакте» 38
2.1 Подразделения общероссийских организаций 38
2.2. Местные молодёжные объединения 74
Глава 3. Использование темы общественно-политических молодежных объединений в школьном курсе обществознания и во внеурочной работе 88
3.1 Место темы и возможность ее использования в рамках учебного
предмета «Обществознание» 88
3.2 Место темы и возможность ее использования во внеурочной деятельности: Рабочая программа курса «Общественно -политические
молодежные объединения Красноярского края» 103
Заключение 116
Список источников и литературы 119
Приложения 133

В настоящее время на поле общественно-политической деятельности все чаще можно встретить молодежь. Основной формой ее организации являются общественные объединения. Молодежные общественные объединения - это те субъекты социальных и политических процессов, с помощью которых воплощаются интересы и потребности нового поколения во всех сферах жизни. Красноярский край второй по площади субъект России, имеющий центры культурной и индустриальной жизни. По данным управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, на начало 2019 г. возрастная группа от 14 до 30 лет охватывала 20 % (579,858) населения края1. Рассмотрение, на примере
Красноярского края молодежных общественно-политических объединений обеспечит основу для их анализа и позволит более полно изучить само российское молодежное движение, выделить ориентиры молодежи, оценить ее потенциал участия.
Современные объединения, существуют не только в реальном, но виртуальном пространстве. Как реплики и как полностью действующие в сети онлайновые структуры. Это решение стало доступным с появлением социальных сетей - интернет-платформ, созданных для взаимодействия людей в режиме онлайн. На таких площадках доступно создание страниц сообществ, где осуществляется общение участников, координация их действий, агитационная работа создание новостной повестки. Исследование этих аспектов позволит обнаружить новые формы общественно - политической деятельности, оценить уровень активности участников и дополнить картину «офлайн» жизни молодежных организаций. Помимо анализа действий внутри групп, можно увидеть, как происходит взаимодействие между различными общественными объединениями. Обращение к социальным сетям обусловлено так же тем фактором, что не все молодежные организации края зарегистрированы. При анализе только объединений, имеющих регистрацию выпадает целый массив незарегистрированных, но действующих на данный момент. Самой массовой социальной сетью России является «Вконтакте», поэтому целесообразно изучение онлайн сообществ, представленных в этой сети.
Актуальность использования данной темы в образовательном процессе обуславливается рядом факторов. Приоритетным направлением современного образования является гражданское воспитание. Положение, о развитии гражданственности у подрастающего поколения, можно встретить практически во всех нормативно-правовых документах, определяющих процессы образования и воспитания. Соответственно встает вопрос как реализовать это положение в урочной и неурочной деятельности. Обращение к теме молодежных объединений позволят показать старшеклассникам пути участия в общественно-политической жизни общества. Использование региональных материалов в данном случае направлено на личное вовлечение учащихся в образовательный процесс. Знакомство молодых людей с политической практикой на местном и региональном уровнях поспособствует лучшему усвоению теоретической части учебного предмета «Обществознание». Это в совокупности послужит формированию условий для достижения, личностных, предметных и метапредметных результатов освоения ФГОС и ООП СОО.
Объект исследования - общественные молодежные объединения Красноярского края.
Предмет исследования - особенности деятельности общественно­политических молодежных объединений Красноярского края в социальной сети «Вконтакте».
Цель - Выявить потенциал изучения деятельности молодежных общественно-политических объединений Красноярского края в социальной сети «Вконтакте» для использования в школьном курсе обществознания и во внеурочной работе.
Задачи:
1. Проанализировать существующие теоретическо-
методологические подходы к исследуемой проблеме и уточнить понятия, используемые в работе.
2. Рассмотреть действующие молодежные общественно­политические объединения Красноярского края. Дать их характеристику в контексте социальной сети «Вконтакте».
3. Сформировать блок заданий по теме работы для применения в школьном курсе «Обществознание» в старших классах.
4. Разработать программу рабочую программу курса для использования во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
Работа имеет междисциплинарный характер, поэтому применяются методы различных наук. Основными методами послужили:
1. Количественные и качественные методы для анализа содержания публикаций сообществ.
2. Сравнительный метод для выявления общего и особенного у объединений.
3. Теоретические методы для оценки возможности применения темы в образовательном процессе и разработке соответствующих рекомендаций.
Степень изученности:
Нас интересовала литература по следующим направлениям:
1. Исследования молодежных объединений.
Данное направление представлено довольно обширным кругом работ различных наук:
В социологии понятие молодежного общественного объединения рассматривает социолог В.В. Бондалетов 2. Функции молодежи в современном обществе описывают Я.Д. Михайловой, Т.С Петченко2 3. Характеристику молодежи с точки зрения разных подходов дают К.Маннгейм4, Ш. Айзенштадт5, В.Т. Лисовский6.
В исторической науке молодежные объединения рассматривались в рамках ВЛКСМ такими учеными как - Г.С. Левгуром7, Л.А. Щацкиным, А.А. Слезиным8. Современным формированиям молодежи посвящены работы И.Ю. Верчагина9, Е.В. Лоскутовой, Е.В. Черненко10.
В политологии можно выделить комплексные работы авторов по политическим молодежным объединениям - С.С.Бородина11, К. А. Котовой. По конкретным организациям - Степанова А.А.,12 С.А. Мосоликова13. По отдельным аспектам: институционализации - Махмудов З.Ч., Рогозин Д.М., политическому участию - С.Ц. Хобракова14, лидерству - Д. В. Беспалова, А.
B. Матвеевой. Так же обделяются вниманием вопросы региональных молодежных организаций. Среди таким работ можно отметить только труды
C. Н. Чируна15.
Не смотря на довольно большой объем исследований, посвященных молодежным объединениям, в них рассматривается только «офлайн» деятельность объединений и не затрагивается их активность в виртуальном пространстве. Более подробный анализ литературы осуществлен в первой главе работы.
2. Исследования интернет - социальных сетей. Данное направление в отечественной науке представлено преимущественно работами социологов - Г.Ю. Рыкова16, К. А. Платонова, Д. И. Юдиной17. Рассматривается стратификация внутри сообществ и взаимодействие между участниками. В данных работах не освещаются группы комплексно во взаимосвязи друг с другом с учетом территориальной привязки, и форм деятельности. Ключевыми для нас стали работы зарубежных ученых: А.К. Гарсии18, Р. Козинеца19 - выделяющих классификации виртуальных сообществ; Б.Д. Лоадера20, Я. Теочариса21 - определяющих основные методы онлайн деятельности общественных объединений.
3. Педагогические исследования по возможности применения темы в образовательном процессе. Понятие гражданского воспитания рассматривают такие ученые как Л.Б.Шиповская22, П.Д. Гаджиева, Р.В Раджабова23. Обоснование его актуальности дают А.В. Никонова24, Ю.С. Репинецкая25. Конкретные примеры разработок предлагают Г. В. Ледников, Е.А. Абрамова26. Включение региональных материалов в образовательный процесс, рассматривается педагогами в рамках реализации регионального компонента. По урочной деятельности можно отметить работы - С.И. Козленко27, Л.А. Харитоновой, Н.В. Страховой28. Из разработок по внеурочной деятельности схожих по теме стоит выделить программы - О.А. Борисовой, Т.В Ковган29...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленной работе была рассмотрена деятельность молодежных общественно-политических объединений Красноярского края в контексте в социальной сети «Вконтакте» и оценена возможность применения темы в школьном курсе обществознания и во внеурочной работе. В результате мы пришли к следующим выводам:
На основе анализа существующих теоретическо-методологических подходов к теме мы раскрыли особенности социальной группы молодежи, среди которых отмечается переходность и нестабильность положения молодого поколения. В связи с этим рассмотрение понятия общественного объединения позволило определить сущность молодежного общественно­политического объединения, которая заключается в коллективной деятельности, направленной на удовлетворение различных специфических интересов молодежи в социально-политической сфере жизнедеятельности. Деятельность молодежных организаций имеет многоаспектный характер, как с точки зрения субъекта или объекта молодежной политики. Она осуществляется как в реальном, так и виртуальном пространстве. Рассмотрение концепции «онлайн» активизма и социальных сетей с позиции их функций и возможностей, предлагаемых пользователям, обусловил исследование деятельности молодежных объединений в виртуальном пространстве как полноценной стороны их жизни. Анализ ключевых нормативно-правовых документов, контролирующих процесс образования - ФГОС и ООП СОО показал актуальность применения темы в урочной и неурочной деятельности в соответствии с целями и результатами освоения основной образовательной программы. Она состоит в воплощении такого направления современного образования как гражданское воспитание и включение региональных материалов в образовательный процесс.
Анализ страниц общественно-политических объединений в социальной сети «Вконтакте», показал, что виртуальные сообщества являются площадкой для ведения онлайн деятельности которая является не менее важной, чем реальная. Это обуславливается тем что часть традиционных общественных организаций переходят на «онлайн» уровень. В первую очередь это касается таких вопросов как организация объединения, координация действий и ресурсов, распространение информации и культурных фрэймов, агитация. С другой стороны, мы видим, как появляются «онлайн» формы гражданского участия ставших возможными с помощью социальных сетей. Не смотря на низкий уровень активности пользователей среди исследуемых групп, внутри сообществ осуществляется коммуникация между подписчиками, и с активом группы. Участники в реальной жизни могут встречаться только на акциях объединения.
В каждом сообществе есть доминирующие темы публикаций и направления деятельности. Подразделения общероссийских организаций продолжают линию головных отделений, но с учетом специфики местных проблем. Активность молодежных подразделений парламентских партий презентуется преимущественно как общественно -полезная - волонтерство и благотворительность. У молодежных организаций внесистемной оппозиции на первый план выходит политическая деятельность.
Молодежные общественно-политические объединения не
парламентской группы являются довольно контактными. Они оказывают информационную поддержку другим объедениям, устраивают совместные мероприятия в реальном пространстве. В свою очередь молодежные подразделения парламентских партий в плане ведения деятельности являются изолированными от других общественных объединений. Они ориентированы на работы с материнской структурой.
Новостная повестка, создаваемая общественными объединениями обусловлена спецификой самих организаций. Она направлена на формирование общественного мнения. С одной стороны, может 117
подготавливать почву для восприятия социально -политических условий подписчиками как неудовлетворительных, и требующих изменения. С другой стороны, как положительных и требующих сохранения.
Обращение к исследуемой теме показывает, что общественно - политические процессы происходят не только на федеральном уровне, но и рядом, на муниципальном и региональном. Предложенные нами методические разработки заданий в рамках школьного курса «Обществознание» и программа внеурочной деятельности демонстрируют актуальность и осуществимость применения данной темы в образовательном процессе.
Использование региональных материалов позволяет работать в русле функциональной грамотности. Обращение к теме общественно-политических молодежных объединений способствует развитию гражданственности у молодого поколения. А именно позволяет учащимся: увидеть пути участия в общественно-политической жизни общества; узнать возможности реализации своих конституционных прав политической группы; увидеть варианты участия в принятии решений касающихся их прав и интересов (в формах коллективной самоорганизации); и в целом способствовать развитию политико-правой культуры. При этом старшеклассники сами относятся к молодежной социальной группе, что обуславливает и личное отношение к теме.
Представленные методические разработки показывают
целесообразность применения темы в урочной и внеурочной деятельности и отображают реализацию деятельности для достижения результатов основной образовательной программы, заложенных в ФГОС, ООП СОО, и «Концепции преподавания учебного предмета Обществознание».


Источники:
1. Верните народу право выбирать // Соколы ЛДПР. Красноярский край
URL: https://vk.com/sokoly.ldpr?w=wall-110427134_2776 (дата
обращения: 21.04.2020).
2. Выходные обычного гражданина // Команда Навального Красноярск
URL: https://vk.com/teamnavalny_krsk?w=wall-141528271_11852 (дата
обращения: 21.05.2020).
3. Государство продолжает вгонять своих граждан в нищету // ЛПР
Красноярск. Либертарианство URL: https://vk.com/lprkrsk?w=wall-
167600884_81 (дата обращения: 21.04.2020).
4. Детское порно на деньги с президентских грантов! // Команда Навального Красноярск URL: https://vk.com/teamnavalny_krsk?w=wall- 141528271_11913 (дата обращения: 21.05.2020).
5. Для прессы // Либертарианская партия URL: https://libertarian- party.ru/press (дата обращения: 21.04.2020).
6. Дышите аккуратно, не в затяг // За чистое небо. Красноярск URL:
https://vk.com/clearsky24?w=wall-143720880_24185 (дата обращения:
10.05.2020).
7. Если вы читаете этот пост, значит, интернет работает! // Команда Навального Красноярск URL: https://vk.com/teamnavalny_krsk?w=wall- 141528271_10225 (дата обращения: 21.05.2020).
8. Жителю Красноярска грозит гигантский тюремный срок. // ЛПР
Красноярск. Либертарианство URL: https://vk.com/lprkrsk?w=wall-
167600884_310 (дата обращения: 21.04.2020).
9. Завтра на конференции // Команда Навального Красноярск URL:
https://vk.com/teamnavalny_krsk?w=wall-141528271_11615 (дата
обращения: 21.05.2020).
10.Заголовок: Ой, ребят, нас всех накурило // За чистое небо. Красноярск URL: https://vk.com/clearsky24?w=wall-143720880_25773 (дата
обращения: 10.05.2020).
11. Запускаем флешмоб ГеографияПодвига! // Молодая Гвардия
Красноярского края URL: https://vk.com/mger24?w=wall-13145147_2518 (дата обращения: 16.04.2020).
12.За чистое небо Красноярск URL: https://vk.com/clearsky24 (дата обращения: 16.04.2020).
13.Заявление Президиума ЦК КПРФ // КОМСОМОЛ г. Железногорск Красноярский край URL: https://vk.com/lksmz?w=wall-54366997_9488 (дата обращения: 20.04.2020).
14. Красноярские либертарианцы снова в пикетах. // «Либертарианская партия России» URL: https://vk.com/lprkrsk?w=wall-167600884_343 (дата обращения: 21.04.2020).
15. Красноярский край. Население // Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва URL: https://krasstat.gks.ru/folder/32970 (дата обращения: 01.10.2019)....144


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ